Мастер-класс "Освоение технологии ТРИЗ"
методическая разработка по развитию речи на тему
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 110 Г. ЧЕЛЯБИНСКА Мастер - класс: «Освоение технологии ТРИЗ» (Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ). Подготовила: Таракановская С.Ю Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ ДС 110 Челябинск 2014г |
Мастер – класс:
«Освоение технологии ТРИЗ»
(Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ).
Цель: Практическое освоение технологии ТРИЗ. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ.
Задачи:
- показать значимость взаимодействия работы педагогов учреждения в развитии коммуникативных навыков у дошкольников.
- пополнить теоретический запас знаний о составлении творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ;
Оборудование: картина «Зимняя сказка», значки «имена признаки», маркеры, картина «Снежинки» или «Снеговик".
Как заинтересовать ребенка составлять рассказы по сюжетной картине?
Наш опыт работы с дошкольниками показывает, что традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении творческих рассказов по сюжетной картине.
Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст — им отводится роль пассивного слушателя.
Не решается задача формирования обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, т.к. ребенок не понимает, по каким правилам он строится. И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по картине.
Технология ТРИЗ позволяет получить гарантированный результат —составление рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.
Методика предназначена для обучения детей 3,5-7 лет.
Этап 1
«Определение объектов на картине»
Цель: Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.
Для мотивации детей к выделению и называнию объектов на картине используем прием «подзорная труба», «бинокль».
ПРИМЕР
Педагог: К нам пришла в гости картина. Посмотрите на нее. Давайте возьмем подзорную трубу и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных предметов.
Этап 2
«Определение признаков объекта»
Цель: Развивать способность находить общие признаки у объекта.
ПРИМЕР
Педагог: Назовите мне любой объект. А теперь назовите мне признаки этого объекта. Кто больше всех назовёт признаки.
Этап 3
«Подбор определений к объекту»
Цель: подбирать определения к словам, используя имена признаки.
ПРИМЕР
Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в игру “Аукцион” – мы будем подбирать определения к слову “Снежинка”, отвечая на вопрос, какая?
- Белая, холодная, колючая, резная, ажурная, воздушная, легкая, мягкая.
(цвет – температура – рельеф – вес – материал)
Этап 4
«Составление рассказа с помощью метода фокальных объектов»
Цель: Составление рассказа по картине, используя имена признаки (знаки)
ПРИМЕР
Педагог: Сейчас вы будете составлять рассказ о зиме, а помогут вам в этом карточки – признаки.
- снег….(белый – лежит – в лесу) (цвет – действие – место)
- деревья…. (много деревьев – спят – под белым – снегом)
(количество – действие – цвет – снежинка)
- птички………(снегирь с красной грудкой сидит на ветке) (цвет – действие – место)
- медведь ………..(бурый – медведь – спит в берлоге) (цвет – медведь – действие – место)
- лиса…….(рыжая лиса бежит по дороге) (цвет – место – действие)
Сегодня я познакомила Вас только с частью этапов работы над картиной.
Используя данную методику, мы качественно решаем задачу обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.
Для лучшего видения возможностей применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада я приготовила буклеты.
Литература:
- Алексеева ММ., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академ А, 1998.
- Алътшуллер Г.С. Найти идею. — Новосибирск: Наука, 1986.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1934.
- Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др. / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: Просвещение, 1993.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.,1976.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1982.
- МурашковскаИ.Н., ВалюмсН.П. Картинка без запинки (Методика рассказа по картине). - СПб.: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
- Нестеренко А.А. Страна загадок. — Ростов-на-Дону: изд-во
Ростовского университета, 1993. - Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1993.
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ). – М.: изд-во Аркти, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация на тему: «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...
Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...
Презентация - Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника.
Материал для воспитателей детского сада....
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...
Открытый просмотр по технологии ТРИЗ в рамках ГМО «Игры ТРИЗ в режимных моментах»
Цель: активизировать творческую и мыслительную активность у детей.Задачи:· Развивать умение самостоятельно задавать вопросы и находить противореч...