Мастер-класс « Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи».
материал по развитию речи
Цель мастер класса:
Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 537.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Захаровский детский сад №1 муниципального образования Захаровского муниципального района Рязанской области.
Мастер-класс « Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи».
Подготовила и провела воспитатель
Первой квалификационной категории
Виннова Жанна Васильевна
2022 год
Цель мастер класса:
Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи
Задачи:
-Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.
-Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
-Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности.
Добрый день уважаемые коллеги! Я приглашаю вас в интересную и увлекательную страну, которая называется ТРИЗ. Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания. Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное и глагол, но прилагательные нечасто используются детьми. Речевое творчество даётся детям трудно. Проблема заключается в следующем: бедный активный словарь, дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Для того чтобы ребёнка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребёнок поймёт, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.
Элементы ТРИЗ позволяют решать задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. Если ребёнок задаёт вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, что бы ребёнок сам нашёл ответ.
Одна из основных целей ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) в педагогике – формирование связной речи на основе активизации творческого мышления в ходе продуктивной, познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности. Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
-Научить детей мыслить системно, развивать творческое воображение;
-Способствовать развитию умственных и речевых способностей дошкольников, расширять словарный запас;
-Формировать самостоятельность детей в познавательной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать творческие способности.
Используя в работе элементы ТРИЗ по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:
-Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
-Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
-Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
-Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
-Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Методы технологии ТРИЗ:
-метод контрольных вопросов (формировать представления о признаках предметов, явлений…, развивать познавательную активность )
- метод каталога (развивать навыки анализа и синтеза, творческое воображение, фантазию.)
-метод ресурсов (развитие фантазии, умения моделировать)
-метод мозгового штурма (развитие быстроты мыслительных процессов)
-метод синектики (развитие творческого мышления, памяти)
-метод противоречий (активизация интереса, систематизация знаний, формирование понятий относительности)
-метод маленьких человечков (расширение представлений о физических состояниях веществ -твердый, жидкий, газообразный);
-метод фокальных обьектов (установление логических и смысловых связей)
-метод обучения детей составлению загадок “Загадалки-узнавалки” (развивает творчество)
-метод проб и ошибок (развивает логическое мышление)
Таким образом в арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов. И каждый метод реализуется через игры.
Начиная работать по ТРИЗ-технологии, я поставила перед собой цель:
не просто развить фантазию детей, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Данную работу провожу поэтапно:
- Вместе с детьми находим и решаем противоречия в объектах и явлениях.
- Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки, загадки.
- Находим выход из любой сложной ситуации.
Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях.
Внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс любого учебного и воспитательного учреждения связано с определенными педагогическими путями, позволяющими не только внедриться в процесс, но и качественно отслеживать его результаты. Для сравнительного анализа я взяла период конец диагностики на 2020/21 год и начало 2021/22 год. Анализировала 3 образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие. За этот период имею положительную динамику по этим областям и этому способствовала моя работа в данном направлении. Результаты диагностики говорят о том, что по всем областям наблюдается рост.
Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приёмов ТРИЗ в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Для более полного представления о методах технологии ТРИЗ предлагаю поиграть.
1.Игра называется «Хорошо - плохо».
Вы будете называть положительные и отрицательные стороны объекта и предметов. Предметы: книга, конфета, дождь. ( Педагоги называют отрицательные и положительные стороны предмета)
Эту игру мы отнесем к методу противоречий.
Суть этой игры был направлен на выявления противоречий, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Игра «Хорошо – плохо» учит детей находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. И постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире. ( например: карандаш, книга, лампа, шкаф и т. д. – всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предполагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится, а что не нравиться. Эту игру я стараюсь провести через все виды деятельности. На прогулке наблюдая за ветром, снегом вместе с детьми ищем противоречия.)
А теперь проведем следующую игру .
2. игра «Назови одним словом».
Обратите, пожалуйста, внимание на эти рисунки. Как можно их назвать, одним словом. Ожидаемые ответы: лес, космос, природные явления.
Мы работали по методу «Системный анализ (системный оператор).» Эта Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
3.«Что умеет делать»
Вы должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Вопросы: Что может слон?
( Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.)
Что может солнышко? ( светит, всходит, заходит, радует, греет..)
4. Игра «Назови часть предмета»
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Я буду бросать мячик одному из участников и говорить слово (предмет), педагог, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта (ДОМ.- крыша крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…КУРТКА- рукава, воротник, капюшон, пуговицы…)
5. Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово– конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/15/picture-944937-1736937603.jpg)
Мастер – класс Тема: «Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ».
Целевые ориентиры ставят перед нами задачу развития способного, инициативного, самостоятельного ребенка, обладающего развитым воображением.А вот как развить данные качества, сегодня этот вопрос, перед...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/23/picture-1019015-1540297807.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну правил дорожного движения"
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну правил дорожного движения"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/10/picture-1313786-1612948279.jpg)
Мастер- класс «Использование технологии «игрового стретчинга» с детьми дошкольного возраста»
Физическое развитие и здоровье детей из-за чрезмерных нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом.Здоровье детей – это глобальная, общечеловеческая проблемаОдной из современ...
Занятие по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: « Птицы в стаи собираются». Использование технологии: ТРИЗ. ( для детей младшего дошкольного возраста)
Занятиепо образовательной области «Познавательное развитие»на тему: « Птицы в стаи собираются». Использование технологии: ТРИЗ.( для детей м...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/13/picture-377873-1499928960.jpg)
Открытое занятие по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием технологии «ТРИЗ» для детей старшего дошкольного возраста «Бумажная история»
Программное содержание:- Уточнять и расширять представление детей о бумаге, разных ее видах, свойствах и качествах.- Развивать исследовательские действия и умение устанавливать причинно-следстве...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/11/picture-1442476-1704996514.jpg)
Мастер класс «Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»
laquo;Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/27/picture-1525401-1716793825.jpg)
Мастер - класс для педагогов "Технология создания мультфильмов с детьми дошкольного возраста"
Цель данного мастер -класса: мотивация педагогов на повышение профессиональной компетенции и развитие творчества средствами мультипликации в условиях ДОУ.На данном маетер - классе педагоги знако...