Мастер-класс « Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи».
материал по развитию речи

Виннова Жанна Васильевна

Цель мастер класса: 

Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_triz_tehnologi.docx537.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Захаровский детский сад №1 муниципального образования Захаровского муниципального района Рязанской области.

   

Мастер-класс  « Использование технологии ТРИЗ в работе  с детьми дошкольного возраста по развитию связной  речи».

                                                                                          Подготовила и провела воспитатель

                                                                                          Первой квалификационной категории

                                                                                          Виннова Жанна Васильевна

                                                                 2022 год

Цель мастер класса:  

Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи

Задачи:

-Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.

-Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

-Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности.

           Добрый день уважаемые коллеги! Я приглашаю вас в интересную  и увлекательную  страну, которая называется ТРИЗ. Что же такое ТРИЗ?  ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания. Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное и глагол, но прилагательные нечасто используются детьми. Речевое творчество даётся детям трудно. Проблема заключается в следующем: бедный активный словарь, дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Для того чтобы ребёнка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребёнок поймёт, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

Элементы ТРИЗ позволяют решать задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. Если ребёнок задаёт вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, что бы ребёнок сам нашёл ответ.

Одна из основных целей ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) в педагогике – формирование связной речи на основе активизации творческого мышления в ходе продуктивной, познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности. Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

-Научить детей мыслить системно, развивать творческое воображение;

-Способствовать развитию умственных и речевых способностей дошкольников, расширять словарный запас;

-Формировать самостоятельность детей в познавательной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать творческие способности.

Используя в работе элементы ТРИЗ  по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:

-Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

-Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

-Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

-Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

-Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Методы технологии ТРИЗ:

-метод контрольных    вопросов (формировать представления о признаках предметов, явлений…,   развивать  познавательную активность )

-  метод каталога     (развивать навыки анализа и синтеза, творческое воображение, фантазию.)

-метод ресурсов (развитие фантазии, умения моделировать)

-метод мозгового штурма (развитие быстроты мыслительных процессов)

-метод синектики (развитие творческого мышления, памяти)

  -метод противоречий (активизация интереса,  систематизация знаний,   формирование понятий относительности)

-метод маленьких человечков (расширение представлений о физических состояниях веществ -твердый, жидкий, газообразный);

-метод фокальных обьектов (установление логических и смысловых связей)

-метод обучения детей составлению загадок “Загадалки-узнавалки” (развивает творчество)

-метод проб и ошибок (развивает логическое мышление)

Таким образом в арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов. И каждый метод реализуется  через игры.  

Начиная работать по ТРИЗ-технологии, я поставила перед собой цель:

не просто развить фантазию детей, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Данную работу провожу поэтапно:

- Вместе с детьми находим и решаем противоречия в объектах и явлениях.

- Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки, загадки.

- Находим выход из любой сложной ситуации.

Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях.

Внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс любого учебного и воспитательного учреждения связано с определенными педагогическими путями, позволяющими не только внедриться в процесс, но и качественно отслеживать его результаты.  Для сравнительного анализа я взяла период конец диагностики на 2020/21 год и начало 2021/22 год. Анализировала  3 образовательные области: социально-коммуникативное,   познавательное и речевое развитие.  За этот период имею положительную динамику по этим областям и этому способствовала моя работа в данном направлении. Результаты диагностики говорят о том, что  по всем областям наблюдается рост.

Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приёмов ТРИЗ в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».

Для более полного представления о методах технологии   ТРИЗ предлагаю поиграть.                                                                          

 1.Игра называется «Хорошо - плохо».

Вы будете называть положительные и отрицательные стороны объекта и предметов. Предметы: книга, конфета,   дождь. ( Педагоги называют отрицательные и положительные стороны предмета)

Эту игру мы отнесем к методу противоречий.      

 Суть этой игры был направлен на выявления противоречий,  выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Игра «Хорошо – плохо» учит детей находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. И постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире. ( например: карандаш, книга, лампа, шкаф и т. д. – всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предполагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится, а что не нравиться. Эту игру я стараюсь провести через все виды деятельности. На прогулке наблюдая за ветром, снегом вместе с детьми ищем противоречия.)

А теперь  проведем следующую  игру .

2. игра «Назови одним словом».

 Обратите, пожалуйста,  внимание на эти рисунки. Как можно их назвать,  одним словом.  Ожидаемые ответы: лес, космос, природные явления.

Мы работали по методу «Системный анализ (системный оператор).» Эта Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому  элементу.  

3.«Что умеет делать»

Вы  должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Вопросы: Что может слон?

( Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.)

Что может солнышко? ( светит, всходит, заходит, радует, греет..)

4. Игра «Назови часть предмета»

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Я буду бросать мячик одному из участников и говорить слово (предмет), педагог, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта (ДОМ.- крыша  крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…КУРТКА- рукава, воротник, капюшон, пуговицы…)

5. Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово– конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком – вагон,

Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные.

F:\самообразование моё\самообразование виннова\2.JPGF:\самообразование моё\самообразование виннова\IMG_9063.JPGF:\самообразование моё\самообразование виннова\IMG_9061.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну правил дорожного движения"

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ для  детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну правил дорожного движения"...

Мастер- класс «Использование технологии «игрового стретчинга» с детьми дошкольного возраста»

Физическое развитие и здоровье детей из-за чрезмерных нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом.Здоровье детей – это глобальная, общечеловеческая проблемаОдной из современ...

Занятие по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: « Птицы в стаи собираются». Использование технологии: ТРИЗ. ( для детей младшего дошкольного возраста)

Занятиепо образовательной области «Познавательное развитие»на  тему: « Птицы в стаи собираются».  Использование  технологии: ТРИЗ.( для  детей  м...

Открытое занятие по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием технологии «ТРИЗ» для детей старшего дошкольного возраста «Бумажная история»

Программное содержание:- Уточнять и расширять представление  детей о бумаге, разных ее видах, свойствах и качествах.- Развивать исследовательские действия и умение устанавливать причинно-следстве...

Мастер класс «Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»

laquo;Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»...

Мастер - класс для педагогов "Технология создания мультфильмов с детьми дошкольного возраста"

Цель данного мастер -класса: мотивация педагогов на повышение профессиональной компетенции и развитие творчества средствами мультипликации в условиях ДОУ.На данном маетер - классе педагоги знако...