Концепция педагогической деятельности на тему: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно - ориентированные подходы к воспитанию и развитию ребёнка. Сегодня многие педагоги озабочены поисками нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Для меня самым увлекательным направлением в работе с дошкольниками является театрализованная деятельность. В основе её лежит игра, которая помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_silonova_e._v.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 17 г. Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
Концепция педагогической деятельности на тему:
«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников»
Воспитатель:
Силонова Евгения
Владимировна
2014 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретическое обоснование концепции……………………………………..4
2. Практическая реализация концепции………………………………………...7
Заключение…………………………………………………………………….…10
Список литературы……………………………………………………………....11
Введение
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно - ориентированные подходы к воспитанию и развитию ребёнка. Сегодня многие педагоги озабочены поисками нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Для меня самым увлекательным направлением в работе с дошкольниками является театрализованная деятельность. В основе её лежит игра, которая помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных и даже предметов, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, искусству. Сила воздействия театрализованной деятельности на ребёнка огромна, её педагогические возможности неисчерпаемы. Она весьма успешно используется в работе с детьми, начиная с раннего возраста. Театрализованная игра - одна из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
- Теоретическое обоснование концепции.
По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно - эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей в театрализованной деятельности. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной тему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил мне обратиться к театрализованной деятельности в ДОУ, как к мощному синтетическому средству всестороннего развития личности ребёнка.
Чтобы повысить свой уровень теоретических знаний и практических умений, планировать и организовывать работу с детьми средствами театрализованной деятельности, я изучила психолого-педагогическую и методическую литературу, программные документы, труды ученых педагогов и психологов: Е. А. Антипиной, Е. В. Мигуной, Е. Ф. Акуловой, Л. С. Фурминой, Л. В. Артёмовой, Н. С. Карпинской, С. Н. Томчиковой, Е. М. Гаспаровой, Е. Е. Кравцовой, С. Л. Новоселовой, Э. Г. Чуриловой, М. Д. Маханёвой, Т. Н. Дороновой, М. Б. Зацепиной, программы «Красота. Радость. Творчество», «Театр – творчество – дети», «Театральные ступеньки», «Чудо по имени Театр», «Арт – фантазия».
Гипотеза: всестороннее развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности будет эффективно при учёте возрастных и психологических особенностях детей, систематическом использовании театрализованных игр, создании комфортных психолого - педагогических условий для становления гармонично - развитой личности ребёнка.
Моя цель, как педагога: развитие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов средствами театрального искусства.
Концепция решает следующие задачи, вытекающие из основной цели:
1. Развитие устойчивого интереса к театрализованной деятельности.
2. Расширение представлений детей об окружающей действительности.
3. Совершенствование интонационной выразительности речи, обучение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
4. Развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.
5. Снятие зажатости и скованности.
6. Воспитание доброжелательности и контактности в отношении с другими детьми и со взрослыми.
7. Знакомство с театральной терминологией, воспитание культуры поведения в театре.
Реализация цели, решение данных задач проводится в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», ориентация детей на успех, получение удовольствия от самой деятельности.
2. Принцип творчества (креативности) – ориентация на творческое начало, приобретение детьми опыта творческой деятельности.
3. Принцип целостного представления о мире – формирование картины мира у ребёнка и умение применять полученные знания на практике.
4. Принцип вариативности – умение осуществлять выбор.
5. Принцип минимакса – позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперёд своим темпом, то есть дети сами выберут уровень по своему возможному максимуму.
В своей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой ситуации. Чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому, аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками.
Основными методами работы являются:
1. Создание ситуации успеха – создание таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов.
2. Создание проблемной ситуации – дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, поэтому изложенная проблема их «зажигает».
3. Использование различных игровых форм.
4. Перевод игровой деятельности на творческий уровень – введение в хорошо известную детям игру новых элементов с творческим компонентом.
5. Метод активного восприятия – позволяет накапливать детям впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
В своей работе я использую различные формы организации творческой деятельности. Театрализованная игра используется мною в любых видах совместной деятельности педагога с детьми, все занятия способствуют её обогащении и развитию. На занятиях по развитию речи у детей развивается чёткая, ясная дикция, ведётся работа над артикуляцией с помощью скороговорок, потешек. Дети знакомятся с литературными произведениями. На занятиях художественным творчеством знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки. На музыкальных занятиях большую помощь оказывает музыкальный руководитель. Здесь дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движением, жестом, мимикой.
В совместной деятельности педагога с детьми создаётся атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых. Особое содержание и настроение приобретает вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной деятельности. Ещё одной формой работы является театральный кружок «Маски» в нашем детском саду, руководителем которого я являюсь. Также театрализованная деятельность находит непосредственное отражение в праздниках, досугах, развлечениях, где дети показывают небольшие этюды, сценки из сказок и целые спектакли. Благодаря таким формам работы общение с детьми становится более интересным и содержательным.
Занятия в кружке театрализованной деятельности дают детям хорошие результаты:
1. Обогащается и пополняется словарный запас.
2. Дети говорят сложно - подчинёнными предложениями.
3. Дети становятся эмоциональнее, выразительнее рассказывают стихи.
4. Используют в своей речи эпитеты, сравнения.
5. Дети с большим желанием придумывают и рассказывают сказки, истории и т.д.
2. Практическая реализация концепции
Дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами. Поэтому в нашей группе первоначальное внимание было направлено на обогащение предметно-развивающей среды. В частности, у нас есть уголок по театрализованной деятельности, где представлены такие виды театров, как пальчиковый, театр рукавичек, плоскостной, теневой. Обязательным элементом стал уголок ряженья. В нашем детском саду собран богатый материал по театрализованной деятельности (различные виды театров, костюмы, маски, ширмы).
Театрализованная деятельность помогает мне решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Мне как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованная деятельность пронизывает все режимные моменты, но хотелось бы отметить кружковую работу. Около трёх лет я веду кружок по театрализованной деятельности «Маски». Свои занятия в кружке я построила по схеме:
1. Введение в тему, создание эмоционального настроения.
2. Театрализованная деятельность (в разных формах), где каждый ребёнок и воспитатель имеет возможность реализовать творческий потенциал.
3.Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Любое занятие мы начинаем с пальчиковой или дыхательной гимнастики – это помогает детям сконцентрировать своё внимание, настроиться на тему занятия. Затем активизируем мышцы языка, губ, подготавливая артикуляционный аппарат детей (упражнения «Пятачок», «Грибок», «Чашечка», «Заборчик» и др.).
В основную часть включаются игры и упражнения для развития актёрского мастерства, речи и движения, подготовка к театральному представлению, спектаклю, репетиции. В работе с детьми я использую задания для развития интонационной выразительности, упражнения для развития мимики, элементы пантомимы («Мокрые котята», «Тряпичная кукла»); упражнения для развития культуры и техники речи («Мама», «Мяч», речевые этюды); психогимнастика; дыхательные упражнения («Пушинка на ладошке»); упражнения на невербальное общение («Как разделить орехи», «Первобытные люди»); упражнения для развития актёрского мастерства (игра – перевоплощение «Белая лошадь»); игры - драматизации («Кто взял ключи от буфета»); театральные этюды (например, действия с воображаемыми предметами, на выражение основных эмоций); игры - драматизации; игры - инсценировки.
Я стараюсь похвалить каждого ребёнка, отметить его успехи, спросить у детей, что больше всего им понравилось.
Использую разнообразные формы проведения занятий. Большинство проходят в достаточно свободной форме, расположившись на ковре, что способствует созданию спокойной атмосферы, свободно передвигаться по групповой комнате или музыкальному залу в ходе игр – драматизаций. Расположение детей в течение одного занятия меняется несколько раз. Такая организация даёт простор для выдумок и творчества детей, позволяет им быть свободными и утверждаться в своих силах. Всё это требует от меня умения импровизировать, вызывать в себе и в детях состояние творческого поиска.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость. Подготовка спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Дети ждут каждой репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью, и это способствует раскрытию их творческих способностей. Были подготовлены и показаны зрителям (детям нашего детского сада, детям других детских садов, родителям) спектакли – «Муха – Цокотуха» и «Дюймовочка», инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». В данный период ведётся работа по подготовке спектакля «Волшебная сметана».
Заключение
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам.
Всестороннее развитие детей через театрализованную деятельность будет эффективно в том случае, если оно будет представлять собой целостный процесс. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Это развивает не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Список литературы
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М: ТЦ Сфера, 2009.
2. Гончарова О. В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
3. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
5. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера , 2009.
6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.
7. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников. – М.: Владос, 2003.
8. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. – Мозаика - Синтез, 2008.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
10. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»
«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»Колчанова Е.В.Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.р.п. Белый Яр.С самого ро...
Консультация для воспитателей "Продуктивная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника"
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. ...
Проектная деятельность на занятиях ИЗО как средство всестороннего развития дошкольников
Обобщение опыта работы по методу проекта...
Выступление на педагогическом совете по теме : " Художественная литература-как средство всестороннего развития дошкольника
Доклад подготовлен из опыта работы...
Методическая разработка по теме "Использование театрализованной деятельности, как средство всестороннего развития дошкольников с ОНР"
Всестороннее речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами театарлизованной деятельности....
«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников »
. Одним из видов детской деятельности широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная деятельность....
"Театральная деятельность в детском саду как средство всестороннего развития дошкольников"
Аннотация: Авторами описывается влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста. В статье раскрываются виды театра, описывается опыт работы воспитателей с детьми дош...