«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»
статья (подготовительная группа) на тему
«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»
Колчанова Е.В.
Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.
р.п. Белый Яр.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.
Во все времена мамы учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам.
Человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Подобное умение необходимо воспитывать с детского возраста.
Ребенок дошкольного возраста с удовольствием обсуждает свои впечатления со сверстниками и взрослыми, стремится к преобразовательной, активной деятельности. Эту потребность он может реализовать, используя развивающий потенциал проектной деятельности. Очень важно показать дошкольнику, как много он может сделать, как его самостоятельные поиски, находки и деятельность могут изменить окружающую действительность к лучшему. И наша задача – создать условия, в которых ребенок сможет наиболее свободно преобразовывать действительность, проявить активность, выразить себя в доступном и интересном виде деятельности.
Мы задаемся вопросом, зачем же нужны проекты?
Участие в проектной деятельности позволяет каждому ребенку жизнерадостно и полно прожить день в детском саду, общаясь на равных с другими детьми и взрослыми, придумывая, созидая, развиваясь.
Первый проект, который хочу представить – это «Елка наряжается – праздник приближается». Всем давно известно, что новый год для детей это самый ожидаемый праздник в их жизни. Но дошкольники, в силу своего возраста, не могут самостоятельно организовать этот праздник, поэтому им нужна помощь взрослых. Но еще больше им нравится участвовать в подготовке праздников. Это замечательный повод для того, чтобы задействовать творческий потенциал каждого ребенка. Цель этого проекта не только познакомить детей с традициями празднования Нового года, но и подарить ребенку праздник и подарки, настоящие новогодние волшебства. Очень важно заранее оправдать детское ожидание Нового года, усилить его, создать особенное новогоднее настроение. Для этого в рамках реализации проекта мы совместно с родителями и детьми провели следующую работу:
- изготовили елочные украшения;
- подготовили костюмы, разучили песни танцы и стихи;
- познакомились с традициями празднования нового года;
- ходили на экскурсию в подготовительную группу «Как украшена новогодняя елка»;
- участвовали в районном новогоднем конкурсе «Наряд для Снегурочки!»;
Итогом этого проекта был новогодний утренник «Что такое новый год?».
Родители проявили, активность и творчество в подготовке к этому празднику.
Не случайно среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «8 марта» занимает особое место. Этот праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. Праздник «8 марта» служит напоминанием необходимости уважительного отношения к труду матери в семье и обществе. Мама является хранительницей семьи, и развитие отношений между ребенком и матерью имеет большое значение для развития личности дошкольника. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. От матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать.
Это явилось основанием для создания большого проекта «Пришла волшебница весна – нам дарит мамин день она». Данный проект был направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку - маме, и осознанием детьми необходимости быть милосердными и заботиться о людях пожилого возраста. Для этого в рамках реализации проекта мы совместно с родителями и детьми провели следующую работу:
- Изготовили цветы для мам;
- Разучивали песни, танцы и стихи;
- Для бабушек испекли печенье (из солёного теста) и украсили его;
Презентацией данного проекта было проведение праздника «Паровозик – ромашка» с участием родителей, педагогов с детьми, посвященного мамам и бабушкам.
Ранней весной мы с детьми разработали и реализовали проект «Огород на подоконнике». Цель этого проекта обобщать и расширять знания о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Значимость этого проекта очень велика, так как дети, ухаживая за рассадой овощных и цветочных культур, видят результаты своего труда. Цветущие растения все лето радовали нас своим цветением на территории детского сада. А зелень укропа и лука наши повара использовали при приготовлении витаминных салатов.
В рамках проекта совместно с детьми была придумана сказка «Наш чудесный огород».
Сохранение здоровья дошкольников имеет первостепенное значение, ведь от состояния организма зависит успешная деятельность воспитанника.
В детском саду дают молоко, но не все дети его пьют. Эта проблема актуальна. И поэтому возникла потребность рассказать о пользе молочных продуктов для детского организма. Так рождается новый проект «Пейте дети молоко - будете здоровы». Цель его - дать представления детям о значении молока и молочных продуктов для жизни деятельности человека.
В рамках реализации данного проекта , совместно с детьми, были проведены следующие мероприятия:
- Знакомились с понятием «Витамины»;
- Откуда пришло слово «Молоко»;
- Классифицировали объекты по различным признакам: по цвету, запаху, по густоте, по количеству молока в составе продукта
- Разучивали песни, стихи, пословицы;
- Узнавали легенды мифы о молоке;
- Провели анкетирование, кто любит пить молоко: 16 из 20 опрошенных детей дали положительный ответ.
Итогом этого проекта было проведение открытого занятия «Пейте дети молоко, будете здоровы».
Тематика и содержание наших проектов очень разнообразна. Проекты рождаются из детских вопросов и их самостоятельных игр. Иногда инициатором является педагог. Тогда мы детям создаем проблемно – игровую ситуацию, которая увлекает детей и требует от них активных действий, направленных на решение, скрытого в нем противоречия.
Работа над исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.
Используя метод проектов, были получены положительные результаты:
- дети научились экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- у детей появилось желание общаться и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- родители стали активными участниками и единомышленниками не только в воспитательно-образовательном процессе своей группы, но и в развитии дошкольного учреждения в целом.
Используемая литература:
- Е.С. Евдокимова. «Технология проектирование в ДОУ» ТЦ «Сфера» 2008г.
- Н.Е. Веракса. «Проектная деятельность дошкольников»; «Мозаика – Синтез»; Москва 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Продуктивная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника"
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. ...
Концепция педагогической деятельности на тему: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников»
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно - ориентированные подходы к воспитанию и развитию ребёнка. Сегодня многие педагоги озабочены поисками нетрадиционных путей в тво...
Методическая разработка по теме "Использование театрализованной деятельности, как средство всестороннего развития дошкольников с ОНР"
Всестороннее речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами театарлизованной деятельности....
Проектная деятельность как средство математического развития дошкольников
Одним из средств развития математических способностей ребенка является проектная деятельность. Это емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных...
«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников »
. Одним из видов детской деятельности широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная деятельность....
Самообразование: «Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»
Самообразование: «Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность выбранной темы: На сегодняшний день активность...