Методическая разработка по теме "Использование театрализованной деятельности, как средство всестороннего развития дошкольников с ОНР"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Семенова Татьяна Алексеевна

Всестороннее речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами театарлизованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста с ОНР.

Театральная  деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Занятия  театральной  деятельностью помогают развить интересы и способности  ребёнка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия  театральной  деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия  театральной  деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей  ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излогать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

В нашей группе мы большое внимание уделяем театральной деятельности. В  группе есть театральный уголок с разными видами театров: настольный, «бибабо», пальчиковый, с элементами костюмов, масками, аудиокассетами с записями детских песен и сказок. Дети с удовольствием в это играют, одевают костюмы, маски, придумывают свои сюжеты сказок.

В нашем детском саду мы каждый год на «книжкину» неделю показываем с детьми сказки. Инсценировали русские народные сказки:»Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», авторские сказки: К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Краденое солнце», С.В.Михалкова «Три поросёнка», Сутеева «Под грибом», «Кто сказал «мяу»?», Ш.Перро «Красная шапочка», С.Я.Маршака «Кошкин дом». Работа над инсценировкой начинается у нас с чтения сказки, распределения ролей. Затем дети учат свои роли. На репетициях делим сказку на части и каждую часть отрабатываем. Во время репетиции каждой части сказки обращаем внимание детей на интонацию проговариваемой фразы, выражающую эмоциональное состояние героя (грустно, радостно, сердито, жалобно и т.д.). Работаем над движениями детей во время исполнения роли. Развиваем умения детей согласовывать свои действия с другими детьми, самостоятельно вести диалогическую речь. Во время инсценирования сказки дети поют, танцуют, у детей развивается чувство ритма и координация движений, пластическая выразительность и музыкальность, речевое дыхание и правильная артикуляция, дикция. Делаем с детьми артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику. У детей пополняется словарный запас, развивается память при заучивании ролей. Дети всесторонне развиваются.

Большую помощь в создании детских спектаклей оказывают родители. Они шьют детям костюмы, рисуют декорации для сказок, разучивают с детьми роли, приносят атрибуты для сказок и конечно же являются благодарными зрителями. Дети показывают сказку два раза. Сначала для детей и педогогов детского сада, затем для родителей. В позапрошлом учебном году инсценировали сказку С.Я.Маршака «Кошкин дом» и музыкальный руководитель отметила, что для родителей дети показали сказку более эмоционально и раскрепощено. Родители были в восторге от увиденного и отметили, что дети играли, как настоящие артисты. Со сказкой «Мойдодыр» участвовали во втором районном конкурсе «С чего начинается Родина?» в номинации «Сказка-ложь, да в ней намёк». Наша группа представила на конкурс фотосказку «Мойдодыр» и заняла первое место. Инсценирование сказки «Мойдодыр» показали детям и педагогам нашего сада, родителям. С этой сказкой ходили в  филиал нашего сада и там показали её детям и педагогам. Пригласили на сказку учеников школы №360, посещающих группу продлённого дня.

После показа сказки Маршака «Кошкин дом» воспитанник нашей группы Варламов Вадим настолько был воодушевлён этой сказкой, что сам нарисовал дома всех персонажей сказки, декорации, раскрасил их, вырезал, склеил и у него получился настоящий настольный театр по этой сказке. Всё принёс в садик и дети с удовольствием играли в настольный театр. Наша совместная театральная деятельность вылилась в самостоятельную  театральную деятельность детей, организатором которой стал Вадик. В свои 6 лет он проявил себя настоящей творческой личностью. Создавая настольную сказку Вадик был декоратором, костюмером, художником, режиссёром, актёром. Мы были поражены такой заинтересованностью ребёнка.  Кроме этого Вадик занимался хореографией с мамой своей и на выпускном празднике они станцевали русский народный танец. Все были в восторге от их выступления. На данном примере можно убедится, что театральная деятельность ведёт к всестороннему развитию личности ребёнка. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Список используемой литературы:

  1. «Театральная деятельность в детском саду» - А.В.Щёткин, Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2008г.
  2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - О.Л.Князева, Издательство «Детство-Пресс», С.-Петербург, 2008г.
  3. «Речь и моторика» - Т.А.Ткаченко, Издательство «Эксмо», Москва, 2007г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция педагогической деятельности на тему: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников»

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно - ориентированные подходы к воспитанию и развитию ребёнка. Сегодня многие педагоги озабочены поисками нетрадиционных путей в тво...

Самообразование. Тема: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

Театр– это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. ...

«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников »

. Одним из видов детской деятельности широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная деятельность....

«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

Театрализованная игра — одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные ...

«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

Игра — наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра ...

Методическая разработка «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

                                  Методическая разработка «Театрализованная деятельность как сред...