Выступление на методическом объединении работников дошкольного образования района на тему "Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
В конспекте изложен материал по организации экспериментальной деятельности с детьми старших групп экологической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo.docx | 83.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка»
Козловского района Чувашской Республики
Выступление
на методическом объединении работников дошкольников образования Козловского района
на тему:
«Опытно-экспериментальная деятельность
в экологическом воспитании дошкольников»
Подготовила и провела:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Ларионова Ольга Владимировна
Козловка, 2017
Представляю вашему вниманию выступление на тему «Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников».
Целью моей работы в данном направлении является развитие экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами окружающей среды.
Исходя из цели, выделила следующие задачи:
- создать условия для активного познания окружающих детей объектов природы в ходе практической деятельности с ними;
- развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы;
- воспитывать бережное отношение ко всему живому;
- поддерживать у детей инициативу, способствовать развитию наблюдательности в процессе экспериментирования.
В настоящее время экологические проблемы являются общими для всего населения Земли. Причина их актуальности в безграмотной, расточительной, экологически невежественной деятельности людей в природе. Детский сад является первым звеном в системе непрерывного экологического образования. Поэтому, педагогический процесс в детском саду. В основном, строится на методах наглядных и практических. Важно соблюдать этот принцип при осуществлении экологического образования. Для этого большое внимание уделяю проведению с детьми наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
В условиях быстроменяющейся жизни современному человеку необходимо не только владение знаниями, но и умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С самого рождения ребенок уже является первооткрывателем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей современного образования. Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка после игровой. Ребенок по природе своей исследователь. Именно в процессе экспериментирования он получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем.
Но, несмотря на многие позитивные стороны, метод экспериментирования пока не получил широкого распространения. Этим и обосновывается актуальность выбранного направления моей работы.
Практическая значимость моего опыта работы заключается в том, что опытно-экспериментальная деятельность:
- дает детям реальные представления об изучаемых объектах, его взаимосвязях с другими объектами и окружающей средой;
- обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы;
- положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, его творческие способности;
- развивает речь;
- активизирует познавательные способности детей.
Как же началась моя работа над данной темой. Был хмурый и дождливый день. Всем было грустно и скучно. И только дети – маленькие исследователи бегали по лужам, считали капельки, пускали кораблики. А тут еще выглянуло солнце, и на небе появилась радуга. Кто из нас не видел радуги? Олицетворение всех красок жизни. Вот иду я по радуге и ищу рецепт педагогического успеха. А каждая ступень моей радуги – это компонент образовательного процесса.
Красным цветом окрашена развивающая среда. В соответствии с ФГОС были созданы условия для детского экспериментирования:
- у нас есть мини-библиотека с подбором детской научно-познавательной литературы;
- есть мини-лаборатория, где мы активно используем имеющиеся материалы, приборы и оборудования.
Для наблюдения за живой природой в группе созданы уголок природы и огород на окне.
На оранжевой ступени моей радуги – использование сказочных героев-кукол для моделирования проблемных ситуаций. В уголке экспериментирования «живут» придуманные и сделанные вместе с родителями и детьми персонажи, которые участвуют в опытах и экспериментах. В костюмах героев имеются интересные детали: большой карман для вопросов у Мудрой совы, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Зайчика-Любознайчика, яркая нарядная косынка у куклы Почемучки. На своем опыте я убедилась, что применение сказочных героев способствует развитию наблюдательности, любознательности, поддержания интереса к экспериментальной деятельности.
Желтым цветом окрашена игра, которая является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. В исследовательских играх с песком, водой, светом, тенью накапливается исследовательский опыт ребенка.
На зеленой ступени – проведение опытов и экспериментов. Каждый день ко мне приходят дети и задают разные вопросы. Мы пытаемся решить эти вопросы при помощи опытов и экспериментов, в ходе которых дети учатся ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, отстаивать свое мнение, делать выводы.
На голубой ступени моей радуги – наблюдения и экскурсии. Мы исследуем все вокруг: и берег реки, и парковую зону.
Наблюдаем за ветром, за птичками, которые прилетели к кормушке, за ёжиком, который случайно забрел на участок детского сада.
На синей ступени: работа с педагогами. Свой опыт работы по детскому экспериментированию как средству экологического воспитания обобщаю на педагогических советах, в процессе открытых ООД, мастер-классах, семинарах-практикумах, а также мой опыт работы обобщен и представлен на моей странице сайта работников образования НС-портала.
Фиолетовая ступень моей радуги – это взаимодействие с родителями воспитанников. Ведь мы везде вместе: и в играх, и в экскурсиях, и в праздниках. Мы проводим праздники и конкурсы исследовательской направленности, например, викторина «Почемучка», конкурс на лучший опыт.
Я надеюсь, что мои воспитанники – это будущие великие ученые, но даже если ребенок не выберет науку в качестве главного компонента в своей жизни, он будет здоровым, активным, любознательным, прочно осознающим своё место в социальном мире. Он будет таким же ярким и многогранным, как радуга в небе. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования «Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»
Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования«Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»...
Конспект выступления на методическом объединении на тему: «Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию».
Конспект выступления на методическом объединении на тему:«Методы и формы работы с родителямипо экологическому воспитанию»....
Конспект выступления на методическом объединении на тему: «Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию».
Конспект выступления на методическом объединении на тему:«Методы и формы работы с родителямипо экологическому воспитанию»....
Участие в методическом объединении работников дошкольного образования
Особенности ООД в соответсвии с ФГОС ДО...
Районное методическое объединение работников дошкольного образования по теме : Инновационная проектная деятельность по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста "Мы - юные строители , архитекторы , конструкторы"
Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе "Почемучки" , "Что нам стоит дом построить"...
Выступление на методическом объединении педагогов дошкольного образования на базе Лямбирского детского сада №2 "Родничок"
В выступлении даются рекомендации о том, какие нейроигры можно использовать педагогам в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста...