Доклад выступления на методическом объединении Концепция дошкольного образования до 2030 г
статья

Доклад  выступления на методическом объединении  Концепция дошкольного образования до 2030 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_kotseptsii_kleymmyonovoy_o._v.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 174»

Выступление

на методическом объединении музыкальных руководителей

Ленинского района Южного округа

г. Оренбурга

Тема: «Концепция развития дошкольного образования до 2030: ключевые аспекты и перспективы»

Музыкальный руководитель:

Клеймёнова Ольга Владимировна

г. Оренбург, 2024 г.

Содержание

  1. Концепция как документ……………………………… 3
  2. Паспорт национального проекта «Образование» и «Демография»……………………………………………4
  3. Задачи Концепции……………………………………….4
  4. Новая ситуация развития системы ДО…………………6
  5. «Детский сад-маршруты развития» ……………………7
  6. Этапы реализации Концепции ДО к 2030 г…………….8
  7. Источники…………………..............................................10

Концепция ДО как документ

Концепция – документ, в котором сформулированы принципиальные требования к стратегии и политике в сфере ДО на годы вперёд.

Концепция – результат стратегического планирования, который представляет общее направление действий для достижения желаемого состояния ДО в будущем.

Концепция направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дошкольного образования РФ до 2030 г.

Целью развития дошкольного образования к 2030 г является;

- Оптимизация системы управления ДО на всех уровнях и актуализация её нормативного, научно-методического ресурсного обеспечения для достижения приоритетных задач государственной образовательной политики в области ДО;

- Создание условий для консолидации усилий и взаимодействия социальных институтов по обучению и воспитанию детей;

- Создание единого открытого образовательного пространства ДО, обеспечивающего условия для формирования личности ребёнка на основе традиционных российских духовно нравственных, культурных и гражданско-патриотических ценностей;

Концепция дошкольного образования направлена на определении приоритетных задач, целей, механизмов развития ДО в РФ до 2030 года. В Концепции представлены - 23 нормативных документа, включая Основной закон – Конституция РФ. Наиболее актуальные из нормативной базы – это:

- Паспорт национального проекта «Образование»

- Паспорт национального проекта «Демография»

Что такое паспорт национального проекта?

Паспорт – это документ, который включает в себя:

- цель национального проекта;

- общественно значимые результаты и задачи;

- показатели с указанием значений по годам реализации;

- перечень и общие сведения о федеральных проектах, обеспечивающих достижение общественно значимых результатов и показателей национального проекта;

- сроки реализации и объём финансового обеспечения национального проекта за счёт всех источников финансирования;

- информацию о кураторе, руководителе и администраторе национального проекта.

Паспорта национальных проектов «Образование» и «Демография»

«Образование» включает в себя:

  1. «Современная школа»;
  2. «Успех каждого ребёнка»;
  3. «Поддержка семей, имеющих детей»;
  4. «Цифровая образовательная среда»;
  5. «Учитель будущего»;
  6. «Молодые профессионалы»;
  7. «Новые возможности для каждого»;
  8. «Социальная активность»;
  9. «Экспорт образования»;
  10. «Социальные лифты для каждого».

Мероприятия национального проекта направлены на реализацию четырёх ключевых направлений развития системы образования:

- обновление содержания:

- создание необходимой современной инфраструктуры;

- подготовки кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации;

- создание эффективных механизмов управления отраслью

«Демография» - что входит в состав данного проекта?

Федеральный проект – «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек».

Цели данного проекта: - увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни, повышение рождаемости, увеличение количества граждан, ведущих здоровый образ жизни, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Задачи Концепции

Из наиболее значимых задач Концепции - доступность, качество и востребованность – с учётом роста рождаемости, направлено на расширение количества мест в ДУ – как известно в РФ нет чёткого разграничения рождаемости – то растёт то падает.

Рассмотрим по подробнее:

- Повышение качества оказания услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ и с инвалидностью

- Обеспечение системы ДО профессиональными кадрами с базовым профильным педагогическим образованием. Расширение практики целевого обучения воспитателей, специалистов в организациях СПО и ВО

- Обеспечение количеством ДО для детей – дошкольников, упростить процедуру устройства ребёнка в ДО

По качеству образование можно сказать следующе:

- Методологическое и эмпирическое обоснование обновления содержания, методик и технологий ДО с опорой на отечественные традиции, специфические для дошкольного возраста содержание и виды деятельности, на основе результатов комплексных междисциплинарных исследований дошкольного детства;

- Обеспечение организационно-методической поддержки ДОО при создании и обновлении инфраструктуры и учебно- методических материалов для реализации образовательных программ ДО, в том числе с учётом региональной специфики;

- Создание безопасной образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья, эмоционального благополучия детей.

Задачи концепции также направлены на.

Обеспечение поддержки развития детей с ООП, в том числе, разработка и внедрение программ просветительской деятельности для родителей.

Обеспечение условий для продуктивного сотрудничества ДОО и родителей по вопросам охраны здоровья, воспитания, обучения, развития детей.

Создание условий для формирования позитивного отношения родителей детей к организации ДО во всех субъектах РФ, удовлетворённости оказанием различных видов помощи семье по вопросам воспитания, обучения, развития детей.

Обеспечение единых подходов к содержанию и требованиям непрерывной подготовки педагогов ДО в среднем профессиональном образовании и образовательных организациях высшего образования.

Формирование новых механизмов непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров, привлечения и государственной поддержки молодых специалистов в системе.

Таким образом, можно сформулировать последующие цели реализации задач как доступное, качественное востребованное дошкольное образование к 2030 г по следующим направлениям:

- воспитание детей как граждан своей страны;

- предоставлять ребёнку равные стартовые возможности перед поступлением в школу;

- сохранение и развитие лучших традиций ДО;

- сберегать жизнь и здоровье детей;

- предлагать детям возрастосообразное, квалифицированное, высококачественное наукоёмкое развивающее образование.

Новая ситуация развития системы ДО

Новая ситуация развития системы ДО подразумевает:

- Воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном содержании, доступными средствами;

- Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям – создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой родины;

- Создание единого, федерального образовательного пространства воспитания и развития детей, обеспечивающего ребёнку и его родителям качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.

Концепция развития ДО к 2030 г – ориентир для разработки направлений развития ДО, основана на:

- разработке и внедрение элементов безопасной цифровой образовательной среды с верифицированным контентом в систему ДО;

- обновление механизмов преемственности уровней ДО и НОО.

Как любое Положение – Концепция имеет свои цели и задачи, которые подразделяются на следующие группы:

- качество процесса и среды;

- качество системы ДО;

- особый ребёнок;

- родители;

- педагог.

Задачи концепции направлены на -

Организационно-методическое и информационное сопровождение вариативной маршрутизации развития ДОО в рамках проекта «Детский сад-маршруты развития» - модели развития детских садов.

Обеспечение поддержки развития детей с ООП, в том числе, разработка и внедрение программ просветительской деятельности для родителей.

Обеспечение условий для продуктивного сотрудничества ДОО и родителей по вопросам охраны здоровья, воспитания, обучения, развития детей.

Создание условий для формирования позитивного отношения родителей детей к организации ДО во всех субъектах РФ, удовлетворённости оказанием различных видов помощи семье по вопросам воспитания, обучения, развития детей.

Обеспечение единых подходов к содержанию и требованиям непрерывной подготовки педагогов ДО в среднем профессиональном образовании и образовательных организациях высшего образования.

Формирование новых механизмов непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров, привлечения и государственной поддержки молодых специалистов в системе.

«Детский сад-маршруты развития»

Поподробнее рассмотрим направление «Детский сад-маршруты развития» - модели развития детских садов.

Проект реализован в рамках государственного задания, лабораторией ДО Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт развития, здоровья и адаптации ребёнка»

Актуальность проекта обусловлена востребованностью и перспективностью использования механизмов сетевого взаимодействия на базе стажировочных площадок. В сборник лучших моделей развития ДОО вошли: Алтайский край, Белгородская область, Новосибирский край, Московская область, Хабаровский край, и много других регионов, а так же в числе лучших и прославилась Оренбургская область, о которой стоит рассказать.

Проектирование и организация образовательной среды «На крыльях детства взрослеем», ведущая организация - Ташлинский политехнический техникум, с. Ташла Оренбургской области – при этом взаимодействовало 43 дошкольных образовательных организации. Проект «Создание системы по ранней профориентации дошкольников «детский сад - техникум» посредством предметно-игровой техносреды «На крыльях детство взрослеем» создаётся с целью создать стажировочную площадку для оптимизации использования методических, материально-технических, кадровых, организационных ресурсов.

Программы проекта направлены на:

- повышение интереса к миру профессий;

- усвоение норм и правил поведения, принятых в российском обществе;

- развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- формирование у ребёнка основ гражданственности и патриотизма, уважение к семье и взрослым;

- формирование любви к труду;

- развитие любознательности;

- формирование культурно-исторических ценностей.

Результаты деятельности проекта

За время реализации проекта:

- создана одна стажировочная площадка;

- создан методический ресурс по ранней профессиональной ориентации;

Проведены мастер-классы на уровне ДОО.

Этапы реализации Концепции ДО к 2030 г

Реализация Концепции ДО к 2030 г происходит в два этапа – подготовительный и основной, рассмотрим их:

Реализация Концепции будет осуществляться в соответствии в основном с национальными проектами «Образование и «Демография»

Подготовительный этап – 2024 – 2025 г

- завершение строительства и открытия ДОО

- внедрение научно методологического обеспечения ДО. Услуг по присмотру и ухода за детьми

- создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников ДО

- внесение изменений в квалификационные требования к пед работникам («Педагог дошкольного образования/воспитатель дошкольных групп»)

- документооборот в электронной форме

- разработка примерной программы просветительской деятельности родителей, создание условий для внедрения в практику

- разработка и утверждение Перечня средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ ДО

Ожидаемые результаты:

- обеспечение равных стартовых возможностей получения ДО для представителей всех социальных групп российского общества

- совершенствование правового обеспечения системы ДО

- повышение квалификации педагогических работников

- усовершенствовать электронный конструктор планирования

- внедрение программы просветительской деятельности для родителей в образовательную практику

Основной этап – 2025 – 2030 г

- осуществлять на постоянной основе капитальный ремонт зданий ДОО

- систематизация нормативного регулирования наполнения части образовательной программы ДО

- разработка и усовершенствование цифровых сервисов

Ожидаемые результаты:

- обеспечивание стопроцентной доступности качественного ДОО

- совершенствование правового обеспечивания системы ДО.

Подведя итоги, хочется процитировать слова: «Детский сад будущего – это дошкольное образовательное учреждение, в котором всё сделано для ребёнка и ради него, в котором комфортно будет всем членам большой детсадовской семьи – и детям, и родителям, и каждому сотруднику».

Источники
1. Методическая среда: «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: открытая дискуссия»

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ) (вступила в силу для СССР )

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (актуальная ред.) "Об образовании в Российской Федерации"

4. Федеральный закон 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (актуальная ред. от ) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрирован N 59599)

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (ред. от ) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638)

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое поколение программно-методического обеспечения дошкольного образования в соответствии с ФГТ

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий,...

«Круглый стол» для педагогов: «Программно-методический комплекс дошкольного образования (ПМК ДО) «Мозаичный ПАРК».

Конспект круглого стола для педагогов "Программно-методический комплекс дошкольного образования (ПМК ДО)  "Мозаичный ПАРК"....

Характеристика методической системы дошкольного образования "От рождения до школы". Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ т ФГОС в данных системах.

Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербово...

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста.Апробация программно-методического комплекса дошкольного образования "Мозаичный парк"

Данный материал будет полезен для педагогов, апробирующих  программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк".Использование напольных ширм позволяет педагогу обес...

План деятельности федеральной пилотной площадки, апробирующей программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный ПАРК" СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка на 2019 - 2020 учебный год

План деятельности федеральной пилотной площадки, апробирующей ПМК дошкольного образования "Мозаичный ПАРК" СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка на 2019 - 2020 учебный год...

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения.Обзор учебно-методических материалов с краткой аннотацией к ним (с 1994г.-по 2012г.).

Коррекционная педагогика.Материал по теме:"Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения". Составители:Л.И.Федорова,научн.сотр.ГРЦ ИПИО МГППУ;С.А.Абра...