Главные вкладки
Доклад выступления на методическом объединении Концепция дошкольного образования до 2030 г
статья
Доклад выступления на методическом объединении Концепция дошкольного образования до 2030 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_kotseptsii_kleymmyonovoy_o._v.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 174»
Выступление
на методическом объединении музыкальных руководителей
Ленинского района Южного округа
г. Оренбурга
Тема: «Концепция развития дошкольного образования до 2030: ключевые аспекты и перспективы»
Музыкальный руководитель:
Клеймёнова Ольга Владимировна
г. Оренбург, 2024 г.
Содержание
- Концепция как документ……………………………… 3
- Паспорт национального проекта «Образование» и «Демография»……………………………………………4
- Задачи Концепции……………………………………….4
- Новая ситуация развития системы ДО…………………6
- «Детский сад-маршруты развития» ……………………7
- Этапы реализации Концепции ДО к 2030 г…………….8
- Источники…………………..............................................10
Концепция ДО как документ
Концепция – документ, в котором сформулированы принципиальные требования к стратегии и политике в сфере ДО на годы вперёд.
Концепция – результат стратегического планирования, который представляет общее направление действий для достижения желаемого состояния ДО в будущем.
Концепция направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дошкольного образования РФ до 2030 г.
Целью развития дошкольного образования к 2030 г является;
- Оптимизация системы управления ДО на всех уровнях и актуализация её нормативного, научно-методического ресурсного обеспечения для достижения приоритетных задач государственной образовательной политики в области ДО;
- Создание условий для консолидации усилий и взаимодействия социальных институтов по обучению и воспитанию детей;
- Создание единого открытого образовательного пространства ДО, обеспечивающего условия для формирования личности ребёнка на основе традиционных российских духовно нравственных, культурных и гражданско-патриотических ценностей;
Концепция дошкольного образования направлена на определении приоритетных задач, целей, механизмов развития ДО в РФ до 2030 года. В Концепции представлены - 23 нормативных документа, включая Основной закон – Конституция РФ. Наиболее актуальные из нормативной базы – это:
- Паспорт национального проекта «Образование»
- Паспорт национального проекта «Демография»
Что такое паспорт национального проекта?
Паспорт – это документ, который включает в себя:
- цель национального проекта;
- общественно значимые результаты и задачи;
- показатели с указанием значений по годам реализации;
- перечень и общие сведения о федеральных проектах, обеспечивающих достижение общественно значимых результатов и показателей национального проекта;
- сроки реализации и объём финансового обеспечения национального проекта за счёт всех источников финансирования;
- информацию о кураторе, руководителе и администраторе национального проекта.
Паспорта национальных проектов «Образование» и «Демография»
«Образование» включает в себя:
- «Современная школа»;
- «Успех каждого ребёнка»;
- «Поддержка семей, имеющих детей»;
- «Цифровая образовательная среда»;
- «Учитель будущего»;
- «Молодые профессионалы»;
- «Новые возможности для каждого»;
- «Социальная активность»;
- «Экспорт образования»;
- «Социальные лифты для каждого».
Мероприятия национального проекта направлены на реализацию четырёх ключевых направлений развития системы образования:
- обновление содержания:
- создание необходимой современной инфраструктуры;
- подготовки кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации;
- создание эффективных механизмов управления отраслью
«Демография» - что входит в состав данного проекта?
Федеральный проект – «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек».
Цели данного проекта: - увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни, повышение рождаемости, увеличение количества граждан, ведущих здоровый образ жизни, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Задачи Концепции
Из наиболее значимых задач Концепции - доступность, качество и востребованность – с учётом роста рождаемости, направлено на расширение количества мест в ДУ – как известно в РФ нет чёткого разграничения рождаемости – то растёт то падает.
Рассмотрим по подробнее:
- Повышение качества оказания услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ и с инвалидностью
- Обеспечение системы ДО профессиональными кадрами с базовым профильным педагогическим образованием. Расширение практики целевого обучения воспитателей, специалистов в организациях СПО и ВО
- Обеспечение количеством ДО для детей – дошкольников, упростить процедуру устройства ребёнка в ДО
По качеству образование можно сказать следующе:
- Методологическое и эмпирическое обоснование обновления содержания, методик и технологий ДО с опорой на отечественные традиции, специфические для дошкольного возраста содержание и виды деятельности, на основе результатов комплексных междисциплинарных исследований дошкольного детства;
- Обеспечение организационно-методической поддержки ДОО при создании и обновлении инфраструктуры и учебно- методических материалов для реализации образовательных программ ДО, в том числе с учётом региональной специфики;
- Создание безопасной образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья, эмоционального благополучия детей.
Задачи концепции также направлены на.
Обеспечение поддержки развития детей с ООП, в том числе, разработка и внедрение программ просветительской деятельности для родителей.
Обеспечение условий для продуктивного сотрудничества ДОО и родителей по вопросам охраны здоровья, воспитания, обучения, развития детей.
Создание условий для формирования позитивного отношения родителей детей к организации ДО во всех субъектах РФ, удовлетворённости оказанием различных видов помощи семье по вопросам воспитания, обучения, развития детей.
Обеспечение единых подходов к содержанию и требованиям непрерывной подготовки педагогов ДО в среднем профессиональном образовании и образовательных организациях высшего образования.
Формирование новых механизмов непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров, привлечения и государственной поддержки молодых специалистов в системе.
Таким образом, можно сформулировать последующие цели реализации задач как доступное, качественное востребованное дошкольное образование к 2030 г по следующим направлениям:
- воспитание детей как граждан своей страны;
- предоставлять ребёнку равные стартовые возможности перед поступлением в школу;
- сохранение и развитие лучших традиций ДО;
- сберегать жизнь и здоровье детей;
- предлагать детям возрастосообразное, квалифицированное, высококачественное наукоёмкое развивающее образование.
Новая ситуация развития системы ДО
Новая ситуация развития системы ДО подразумевает:
- Воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном содержании, доступными средствами;
- Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям – создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой родины;
- Создание единого, федерального образовательного пространства воспитания и развития детей, обеспечивающего ребёнку и его родителям качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Концепция развития ДО к 2030 г – ориентир для разработки направлений развития ДО, основана на:
- разработке и внедрение элементов безопасной цифровой образовательной среды с верифицированным контентом в систему ДО;
- обновление механизмов преемственности уровней ДО и НОО.
Как любое Положение – Концепция имеет свои цели и задачи, которые подразделяются на следующие группы:
- качество процесса и среды;
- качество системы ДО;
- особый ребёнок;
- родители;
- педагог.
Задачи концепции направлены на -
Организационно-методическое и информационное сопровождение вариативной маршрутизации развития ДОО в рамках проекта «Детский сад-маршруты развития» - модели развития детских садов.
Обеспечение поддержки развития детей с ООП, в том числе, разработка и внедрение программ просветительской деятельности для родителей.
Обеспечение условий для продуктивного сотрудничества ДОО и родителей по вопросам охраны здоровья, воспитания, обучения, развития детей.
Создание условий для формирования позитивного отношения родителей детей к организации ДО во всех субъектах РФ, удовлетворённости оказанием различных видов помощи семье по вопросам воспитания, обучения, развития детей.
Обеспечение единых подходов к содержанию и требованиям непрерывной подготовки педагогов ДО в среднем профессиональном образовании и образовательных организациях высшего образования.
Формирование новых механизмов непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров, привлечения и государственной поддержки молодых специалистов в системе.
«Детский сад-маршруты развития»
Поподробнее рассмотрим направление «Детский сад-маршруты развития» - модели развития детских садов.
Проект реализован в рамках государственного задания, лабораторией ДО Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт развития, здоровья и адаптации ребёнка»
Актуальность проекта обусловлена востребованностью и перспективностью использования механизмов сетевого взаимодействия на базе стажировочных площадок. В сборник лучших моделей развития ДОО вошли: Алтайский край, Белгородская область, Новосибирский край, Московская область, Хабаровский край, и много других регионов, а так же в числе лучших и прославилась Оренбургская область, о которой стоит рассказать.
Проектирование и организация образовательной среды «На крыльях детства взрослеем», ведущая организация - Ташлинский политехнический техникум, с. Ташла Оренбургской области – при этом взаимодействовало 43 дошкольных образовательных организации. Проект «Создание системы по ранней профориентации дошкольников «детский сад - техникум» посредством предметно-игровой техносреды «На крыльях детство взрослеем» создаётся с целью создать стажировочную площадку для оптимизации использования методических, материально-технических, кадровых, организационных ресурсов.
Программы проекта направлены на:
- повышение интереса к миру профессий;
- усвоение норм и правил поведения, принятых в российском обществе;
- развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- формирование у ребёнка основ гражданственности и патриотизма, уважение к семье и взрослым;
- формирование любви к труду;
- развитие любознательности;
- формирование культурно-исторических ценностей.
Результаты деятельности проекта
За время реализации проекта:
- создана одна стажировочная площадка;
- создан методический ресурс по ранней профессиональной ориентации;
Проведены мастер-классы на уровне ДОО.
Этапы реализации Концепции ДО к 2030 г
Реализация Концепции ДО к 2030 г происходит в два этапа – подготовительный и основной, рассмотрим их:
Реализация Концепции будет осуществляться в соответствии в основном с национальными проектами «Образование и «Демография»
Подготовительный этап – 2024 – 2025 г
- завершение строительства и открытия ДОО
- внедрение научно методологического обеспечения ДО. Услуг по присмотру и ухода за детьми
- создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников ДО
- внесение изменений в квалификационные требования к пед работникам («Педагог дошкольного образования/воспитатель дошкольных групп»)
- документооборот в электронной форме
- разработка примерной программы просветительской деятельности родителей, создание условий для внедрения в практику
- разработка и утверждение Перечня средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ ДО
Ожидаемые результаты:
- обеспечение равных стартовых возможностей получения ДО для представителей всех социальных групп российского общества
- совершенствование правового обеспечения системы ДО
- повышение квалификации педагогических работников
- усовершенствовать электронный конструктор планирования
- внедрение программы просветительской деятельности для родителей в образовательную практику
Основной этап – 2025 – 2030 г
- осуществлять на постоянной основе капитальный ремонт зданий ДОО
- систематизация нормативного регулирования наполнения части образовательной программы ДО
- разработка и усовершенствование цифровых сервисов
Ожидаемые результаты:
- обеспечивание стопроцентной доступности качественного ДОО
- совершенствование правового обеспечивания системы ДО.
Подведя итоги, хочется процитировать слова: «Детский сад будущего – это дошкольное образовательное учреждение, в котором всё сделано для ребёнка и ради него, в котором комфортно будет всем членам большой детсадовской семьи – и детям, и родителям, и каждому сотруднику».
Источники
1. Методическая среда: «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: открытая дискуссия»
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ) (вступила в силу для СССР )
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (актуальная ред.) "Об образовании в Российской Федерации"
4. Федеральный закон 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (актуальная ред. от ) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрирован N 59599)
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (ред. от ) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638)
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новое поколение программно-методического обеспечения дошкольного образования в соответствии с ФГТ
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий,...
«Круглый стол» для педагогов: «Программно-методический комплекс дошкольного образования (ПМК ДО) «Мозаичный ПАРК».
Конспект круглого стола для педагогов "Программно-методический комплекс дошкольного образования (ПМК ДО) "Мозаичный ПАРК"....
Характеристика методической системы дошкольного образования "От рождения до школы". Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ т ФГОС в данных системах.
Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербово...
Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста.Апробация программно-методического комплекса дошкольного образования "Мозаичный парк"
Данный материал будет полезен для педагогов, апробирующих программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк".Использование напольных ширм позволяет педагогу обес...
План деятельности федеральной пилотной площадки, апробирующей программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный ПАРК" СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка на 2019 - 2020 учебный год
План деятельности федеральной пилотной площадки, апробирующей ПМК дошкольного образования "Мозаичный ПАРК" СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка на 2019 - 2020 учебный год...
Апробация программно-методического комплекса дошкольного образования «Мозаичный ПАРК»
Презентация....
Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения.Обзор учебно-методических материалов с краткой аннотацией к ним (с 1994г.-по 2012г.).
Коррекционная педагогика.Материал по теме:"Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения". Составители:Л.И.Федорова,научн.сотр.ГРЦ ИПИО МГППУ;С.А.Абра...