Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования «Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»
консультация на тему

Выступление на районном методическом объединении  педагогов дошкольного образования

«Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx53.45 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «ЦИМО МОУ» Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Выступление на районном методическом объединении  педагогов дошкольного образования

«Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»

                                                             Подготовила: Ишмуратова Г.Н.

                                                                               воспитатель МБДОУ

                                                       «Лямбирский детский сад №2

                                            «Родничок»

2016-2017уч.год

  Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно - ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

Личностно - ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.

Так называемые три «П»:

1. «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.

2. «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.

3. «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ:

- обеспечивает ребенку чувства защищенности, доверия к миру, радости существования;

- формирует предпосылки личностной культуры;

- развивает индивидуальность каждого воспитанника.

При личностно - ориентированной модели образования меняется тактика общения с ребенком:

- позиция взрослого исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;

- создаются и используются ситуации, требующие от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;

- в зависимости от ситуации меняется стиль общения.

Происходят позитивные изменения в общении с родителями воспитанников:

- обеспечивается психологическая поддержка ребенку и психоэмоциональная поддержка родителей ;

- родителям дается реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками и представление о его уровне развития

- создаются условия для преемственности работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивается содержательная и организационная преемственность ;

Следуя этой модели, возможно воспитание у ребенка таких черт, как благородство, патриотизм, доброта, долг, достоинство, интеллект.

Эти же качества лежат и в основе целевых ориентиров ФГОС ДО.

Одним из важнейших условий для реализации личностно- ориентированной модели образования является личность самого педагога! С одной стороны он должен быть сам личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него ребенок, с другой стороны, он должен овладеть такими профессиональными качествами, педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.

Самое главное, чтобы педагог

-УВАЖАЛ РЕБЕНКА

-ВЕРИЛ В РЕБЕНКА

-ЗНАЛ РЕБЕНКА

-ПОНИМАЛ РЕБЕНКА  

-БЕРЕЖНО ОТНОСИЛСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА - все дети разные

-БЕРЕГ И РАЗВИВАЛ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА

-ВОСПРИНИМАЛ РЕБЕНКА– как субъекта образования

Одним из основных условий реализации ЛОМ ДО является эффективная организация развивающей среды ДОУ.

Специфика заключается в том, что созданная в группах и помещениях ДОУ развивающая среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им непосредственно образовательной деятельности.

Особое внимание уделяется подбору и организации игрового и дидактического материала, который позволяет выявить творческий потенциал каждого ребенка, изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания, отражать зону ближайшего развития дошкольников. Содержание и насыщенность может изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в решении, стоящих перед детьми задач.

Прежде всего, детям предоставляется возможность выбора содержания, выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, выбора результатов и способов их оценивания.

Педагог строит образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.

Задачи, темы, содержание и виды деятельности должны планироваться и реализовываться исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей детей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.

Планирование воспитательно-образовательной работы может осуществляется педагогами вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических мероприятий.

Тематические мероприятия, объединяющие в одной теме все способы познания и различные виды детской деятельности, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен.

Таким образом, при личностно- ориентированной модели образования воспитываются и развиваются качества личности, отвечающие требованиям информационного общества, создаются условия для становления нравственной и успешной личности.

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками:

- Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание;

- Лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми -"Делай, как я!".

- Способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

- Тактика - диктат и опека.

- Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций.

Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали.

В личностно- ориентированной модели, которая альтернативна учебно-дисциплинарной модели, воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "Не рядом и не над, а вместе!"

Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Это предполагает решение следующих задач:

- развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования ;

- формирование начал личности;

- развитие индивидуальности ребенка.

Ожидаемые результаты - расширение степеней свободы развивающегося ребенка: его способностей, прав, перспектив.

Эта модель способствует становлению ребенка как личности, обретению им самого себя как неповторимой индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития.

В личностно- ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.

Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Типы обучения

В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми. Далее дает образец способов выполнения задания. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями.

В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

. Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы.

Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, спорят или соглашаются. Складывается определенный стиль делового сотрудничества, в основе которого - диалог равных партнеров (Т. А. Куликова).

Задача педагога - руководить сложным ансамблем, где солистом может быть каждый ребенок. Он вовлекает детей в совместный мыслительный поиск, оказывает помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.

Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Наиболее эффективными являются, прежде всего, те вопросы, которые требуют установить сходство и различие между предметами и явлениями. Особое место занимают проблемные вопросы, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимися представлениями и вновь получаемыми знаниями.

Учитывая важную роль проблемного обучения в активизации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением.

Однако следует помнить и о «слабых сторонах» проблемного обучения.

Прежде всего, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей группы (подгруппы). Для одних в этой проблеме может быть все ясно, известно по прошлому опыту, другие, напротив, «не видят», в чем она состоит, еще не «доросли» до нее. Поэтому важно подбирать группу поиска в количестве не более 5-6 человек с «равным стартом».

Еще одна «слабая сторона» заключается в том, что проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий.

Принимая во внимание эти обстоятельства, не стоит считать проблемное обучение единственным типом обучения: целесообразно сочетать его с прямым и опосредованным.

Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.

На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др.

Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества.

При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам - научи другого».

   

   Есть такая притча, которая как раз, на наш взгляд, в полной мере раскрывает смысл личностно-ориентированного подхода: "Давным-давно, жил на Руси один помещик. И славился он тем, что каждый из его крепостных жил богато, да еще и слыл при том редким умельцем в какой-то области. Соседи завидовали и удивлялись: откуда же барин берет такое количество умных, талантливых людей? Как-то раз прибился к нему местный «дурачок». Ни на что он был не годен: ни в поле работать толком не умел, ни ремеслам обучен не был. Другой бы тут уже и махнул на убогого рукой, но помещик тот рук не опускал, подолгу наблюдая за этим странным человеком. И заметил он, что «дурачок» целыми днями способен просидеть, полируя рукавом, маленький кусок стекла, доводя его до состояния горного хрусталя. Всего через год бывший убогий считался лучшим мойщиком стекол во всей Москве, его услуги были столь популярны, что бывший же крепостной, который к тому времени уже давно выкупил себе вольную, составлял список из желающих едва ли не на полгода вперед...» К чему мы все это рассказали? Да все дело в том, что этот пример – классического личностно-ориентированного подхода «в полевых условиях». Помещик умел присматриваться к каждой личности и выявлять те таланты человека, которые были заложены в нем изначально. В дошкольных детских учреждениях, да и во всей системе образования перед педагогами стоят ровно такие же задачи.

МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

        

Сообщение на педагогический совет:

«Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста».

Подготовила: воспитатель

Ишмуратова Г.Н

2016-2017 уч.год

Кажется, еще вчера ребенок делал свои первые шаги. Время летит не заметно, и вот то пришло время, малышу идти в детский сад. Очень важно, для нас, чтобы маленький ребенок успешно адаптировался к детскому саду, и помочь ему в этом — должны мы взрослые - воспитатели, родители.

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. У всех детей адаптационный период протекает по- разному, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Создание эмоционально-комфортных условий в группе, это залог успешности решения всего комплекса образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации.

Художественное творчество является одним из любимейших занятий детей. Занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста, т. к. большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты.

Цель: Обеспечение успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения посредством художественного творчества.

Задачи

Способствовать созданию плавного перехода от воспитания в условиях дома к воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.

Создать предметно-развивающую среду, которая бы служила пусковым механизмом для художественного творчества.

Учить детей использовать расширенный спектр материалов для художественного творчества.

Привлечь внимание родителей к ценности художественного творчества как источника познания внутреннего мира ребенка, особенности восприятия им окружающего мира.

Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию в период адаптации. Воспитателю необходимо установить с ребенком такие отношения, чтобы он стал для него близким человеком, и создать эмоционально - комфортные условия в группе - это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.

Для того чтобы адаптация ребенка была безболезненной к новым условиям, воспитатель должен активизировать свой творческий потенциал, развивать и проявлять свое творчество.

Организационные условия

Одной из основных составляющих успешной адаптации в детском саду является:

• обеспечение чувство уверенности малыша

• включение родителей

• создание благоприятной атмосферы в группе

• красочное оформление группы и центра художественного творчества

• использование расширенного спектра материалов для творчества

• использование всех доступных поверхностей и природных материалов для изобразительной деятельности

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создании в группе предметно-пространственной среды.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дают ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.

Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Именно предметный мир, правильно созданная предметно-развивающая среда, а не воспитатель побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям, является стимулом интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника.

Если малыш видит красочный изобразительный материал или взрослый дает ему лист бумаги и карандаш, он начинает манипулировать ими.

Чем ярче и привлекательнее они будут, тем лучше. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага, природный материал и др.).

Поэтому педагогам очень важно позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались разнообразные материалы художественного творчества.

В группе оборудован центр изобразительной деятельности. Эстетическое оформление центра создает атмосферу красоты и творчества.

Оборудование в центре расположено так, чтобы был обеспечен свободный подход к необходимым материалам.

В ходе оформления центра большое внимание уделялось оригинальности, красочности.

Несомненно, у каждого педагога свое представление об уютной группе, в которой все гармонично, вариабельно, удобно, функционально и просторно. Но как реализовать эту мечту? От части, это проблема решается с помощью модулей, мебели, в сочетании по цвету, материалу.

Правильно подобранная расставленная мебель, модули, рационально используемое пространство групповой комнаты, позволяют сэкономить место, создать уют и внести «изюминку» в интерьер. Краски группы должны поднимать настроение. В нашем регионе, цветовое разнообразие окружающей природы недолговечно – всего несколько месяцев в году. Поэтому утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение можно, используя яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере группы. Стены своей группы я оформила в соответствии с названием «Чудо-цветики».

Центр изобразительной деятельности расположен в хорошо освещенном месте, в стороне от играющих детей. Для центра практичны и очень удобны угловые столы, для продуктивной художественной деятельности, навесные приставные полки, наполненные необходимым изобразительным материалом: дидактические игры, бумага, картон находятся в выкатных тумбах, под столами, при необходимости эти выкатные тумбы являются дополнительным рабочим местом для детей. Центр оборудован выставкой, на которой воспитанники с помощью воспитателя прикрепляют готовые работы. Натянутые на стене шнуры выполняют не только декоративную, но и функциональную роль: к ним красочными прищепками крепятся детские рисунки, фотографии, коллажи.

Особенностью в оформлении группы являются разнообразные красочные коробочки разных размеров и формы, стаканчики, которые выглядят как живые, притягивая взор ребенка.

Материалы для художественного творчества должны быть достаточно прочными, так как малыш, исследуя эти вещи, не всегда использует их по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей – цветные шариковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т. д. Бумагу он будет мять, и рвать на мелкие кусочки. Если интерес малыша иссяк, можно предложить ему материал другого свойства, цвета, величины и т. д. Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для его здоровья).

При создании в группе условий для саморазвития детей я учитывала интересы мальчиков и девочек, так как они по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, чувствуют и переживают. Мальчики сразу же выбирают кораблик или паровозик. Девочек привлекают цыплята, рыбки, цветы. И, конечно, всем без исключения очень нравится солнышко, дети всегда с огромным удовольствием раскрашивают желтыми, красными, оранжевыми, розовыми цветами и дорисовывают лучики. Рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала – это то что интересно ребенку. В своей работе использую активные игры по художественному творчеству: рисование пальчиками, разноцветные кирпичики, цветные брызги, зеркальное озеро, пластилинография, кляксография, нетрадиционное рисование хорошо снижает эмоциональную напряженность детей, учит управлять своими чувствами, переживаниями.

«Атмосфера творчества», созданная в группе не возможна без поддержки родителей. В процессе работы стремлюсь раскрыть родителям значение изобразительной деятельности для общего развития дошкольников. Объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей; какие задачи решаются на конкретном занятии, в чем его трудности, чем могут и должны помочь родители. Рассказываю об условиях, которые следует создать для ребенка в семье для развития творчества.

Большого внимания требует объяснение родителям того, как нужно относиться к работам детей, чтобы побуждать ребят к творчеству. Результаты художественной деятельности наших воспитанников мы представляем в оформляемые тематические выставки детских работ. Следует отметить, что каждая выставка детских работ привлекает внимание родителей, которые не остаются равнодушными к творчеству маленьких живописцев.

Родители видят, чем живет их ребенок, как он воспринимает окружающий мир. Эти выставки заставляют многих родителей взглянуть на рисунки своих детей другими глазами. Можно без конца удивляться богатству красок и декора, интересным и оригинальным находкам, поражаться необычному, свежему видению мира, радоваться тому, как дети развиваются и утверждаются в жизни. А дети видят, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и взрослым.

Анализируя свою работу можно сделать вывод, художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка.

И в десять лет, и в семь, и в три, и впять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Все нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

(В. Берестов)

МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

                

Консультация для экспериментального пункта:

«Знакомство детей с героическим прошлым Отечества».

Подготовила: воспитатель

Ишмуратова Г.Н

2016-2017 уч.год

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине  является накопление ими  социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру его культуры. Поэтому мы должны воспитать  и привить нашему подрастающему  поколению  любовь к родным местам,  гордость за свой народ,  ощущение своей неразрывности с окружающим миром,  желание сохранять и приумножать богатство своей родины. Привить интерес к историко-культурному наследию; развить чувства гордости за архитектурные памятники нашего города, вызвать желание подражать войнам погибшим в годы Великой Отечественной войны: быть такими же мужественными и смелыми, уметь чтить людей, прославивших свой город, край.  Чтобы они на всю жизнь запомнили и гордились тем, что родились и выросли в стране с большой буквы РОССИЯ. И смогли передать все это своим детям.                                                                                                      

     Воспитание детей осуществляется ежесекундно, во всех видах детской деятельности: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в  игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.  И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.          

    В работе по нравственно- патриотическому воспитанию  особое место отводится произведениям детской художественной литературы, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

  Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне  занятий.  Одна из главных задач при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей.    

В своей работе с родителями можно использовать  разнообразные формы:

  • КВН,
  • «Круглый стол»,
  • семинары – практикумы,
  • посиделки,
  • конкурсы,
  • выставки,
  • походы,
  • игровые программы.

  В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.                                                                                                      Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.                      Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.                                          Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.                                                                                                                        

 В своей работе  с детьми использую методы  патриотического воспитания:

  1.  Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.
  2. Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.
  3. Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду.
  4. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.
  5. Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации.
  6. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.
  7. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.
  8. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.
  9. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.
  10. Участие в праздниках.
  11. Участие в посильных общественно-полезных работах.

Формы патриотического воспитания

  1.  Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край».
  2. Знакомство детей с культурой и традициями родного края, с обрядами русского народа, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.
  3. Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.
  4. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий мужества», на которых дети  обращаются к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями к монументам.
  5. Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая», «Война глазами детей» и т.д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.

Для занятий по патриотическому воспитанию использую  материалы

  1.  Репродукции картин
  2. Методическую  литературу
  3. Наглядные и дидактические пособия
  4. Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
  5. Современные средства ТСО
  6. Аудиозаписи
  7. Карты, атлас, глобус
  8. Художественную литературу
  9. Государственную символику.

   В заключении хочется сказать, что формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если мы педагоги, установим тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить педагог и дошкольное учреждение. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Педагог  в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников, а как на неравноправных участников формирования детской личности.                

            В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.  Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

        

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе

Подготовила: воспитатель

Ишмуратова Г.Н

2016-2017 уч.год

Тема недели: "Водный мир"

Тема НОД:  «Рыбка золотая» (пластилинография)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие» (лепка)

Задачи:

 «Познавательное развитие»:

- закрепить знания детей о рыбах;

- формировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.;

- закрепить имеющиеся представления об аквариуме, дать новую информацию о его обитателях;

- учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах);

-  развивать экологическое мышление и экологическую культуру.

 «Социально-коммуникативное развитие»:

- совершенствовать умение слушать ответы товарища и не перебивать;

- формировать умение оценивать работу товарища;

 - воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

«Физическое развитие»:

- продолжать приобретать опыт в двигательной деятельности (физкультминутка).

«Речевое развитие»:

- развивать умение аргументировано отвечать на вопросы;

- развивать все компоненты устной речи.

- развивать координацию речи с движением.

"Художественно-эстетическое развитие":

- развивать мелкую моторику;

- продолжить обучать детей нетрадиционным техникам работы с пластилином;

- закрепить ранее изученные приемы лепки: сплющивание, ощипывание от целого куска.

Методы и приемы:        

Практический:  физкультминутка,  игра.

Наглядный: наблюдение за действиями воспитателя. рассматривание;

Словесный:  загадка, беседа, рассуждение, обобщения, выводы.

Материалы и оборудование: 

  • плакат "Рыбы";
  • аквариум;
  • игрушка рыбка, сетка;
  • морская галька;
  • пластилин, дощечки, салфетки;
  • заготовка из бумаги "аквариума" с контуром золотой рыбки.

Логика образовательной деятельности

I. Организационный момент.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле я не хожу,

Рот есть , но не говорю.

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю.

Кто это?

(Рыба)

II. Основная часть. Беседа о рыбах.

Воспитатель: Правильно, ребята, это рыба. А где же живут рыбы? (Ответы детей.) Правильно, рыбы живут в воде, без нее они не могут существовать также, как мы без воздуха. Если рыбы живут в море, то как этих рыб мы называем? (Морские.) С какими морскими обитателями мы недавно познакомились? (Морской конек, акула, морская звезда, морской еж, медуза, краб.) А если рыбы живут в реке, в пруду, озере, то как этих рыб мы называем? (Речные) Каких речных рыб вы знаете? (Щука, сом, красноперка, ерш.) Молодцы! А можно завести дома рыб и где они будут жить? (Дети высказывают свои предположения.)

Воспитатель показывает "аквариум".

Аквариум - это целый подводный мир. На дне есть разноцветные камни, ракушки, подводные растения - водоросли. Некоторые рыбы питаются водорослями, а еще подводные растения насыщают воду кислородом.

III. Строение рыбы.

На мольберте висит рисунок с изображением рыбы.

Воспитатель:  Что есть у рыбы? (Ответы детей). У рыбы есть туловище, плавники, хвост, глаза.

Хвост служит рыбам "рулем", а плавники нужны для того, чтобы плавать.

Тело у рыбок покрыто пластинками, которые называются чешуей. Чешуя защищает рыбу от повреждений: от острых камней, хищных рыб.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем на коврик врассыпную и немного поиграем.

Физкультминутка

В синем небе облака,                                   (руки подняли вверх)

Под горой бежит река,                                 (присели, руки вытянули вперед)

Рано утром из реки,                                      (имитируют движения,

Тянут сети рыбаки.                                       как бы перебирая сеть)

Много рыбы наловили,                                (руки в стороны разводят)

Вкусную уху сварили                                   (круговые движения руками,

                                                            как бы помешивая уху).

Воспитатель: Ребята, теперь мы сядем за столы.

IV. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Звучит шум моря, крики чаек. Воспитатель читает отрывок.

(фонограмма "Звуки моря")

"... Раз старик в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою..."

Над мольбертом появляется рыбка.

Воспитатель: 

Вы узнали – кто такая?

(Ответы детей)

Это ж рыбка золотая!

Рыбка:

 Ох, и труден был мой путь,

Вот решила к вам свернуть.

Стало плохо жить мне в море:

Грязной стала вдруг водица,

Негде больше мне резвиться,

Говорят, что здесь у вас

Есть аквариумы сейчас.

Они просторные и большие

С очень чистою водой.

Разрешите, малыши,

Мне поплавать от души.

Только скучно, вот беда.

Нет подружек у меня!

Воспитатель: Ребята! Как мы можем помочь золотой рыбке?

Предложения детей.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю слепить для нашей гостьи подружек. У каждого из вас на столе лежит "аквариум с золотой рыбкой".

V.  Лепка "Золотой рыбки"  под фонограмму"Музыка и природа"

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня будет необычная лепка. Мы будем рисовать пластилином "золотую рыбку". Берем с вами пластилин. Заполняем  им хвост, голову рыбки, размазывая пластилин тонким слоем: сначала отщипываем маленький кусочек пластилина, делаем из него шарик, кладем на основу (голова, хвост) и размазываем. Делаем все аккуратно, не выходя за контуры. Затем размазываем пластилин на плавники.

Звучит фонограмма "Музыка и природа", дети выполняют задание

Воспитатель: Для того, чтобы сделать чешуйки у рыбы, мы с вами заранее накатали шарики, теперь берем по одному шарику, сплющиваем его и выкладываем на тело рыбы. Каждую чешуйку выкладываем рядом друг с другом. Затем делаем точно также второй ряд и т.д.

Воспитатель: Ребятки, у вас ручки не устали? Давайте немного отвлечемся от ваших работ и разомнем наши ручки.

Пальчиковая гимнастика  "Юбилей у окуня"

Всю семейку пескарей

(ладонями показываем «рыбку»)

Окунь звал на юбилей.

(делаем приглашающие жесты обеими ладонями)

Он за стол их посадил,

(кладем ладонь на кулак)

Чаю в чашки им налил,

(кладем кулак на ладонь)

Подал в вазочках варенье,

(округляем ладони, растопыриваем пальцы)

И на блюдечке – печенье.

(округляем ладони, вкладываем одну в другую)

Щука мимо проплывала,

(ладонями показываем «рыбку»)

И застолье увидала.

(показываем «бинокль»)

Окунь щуку в дом позвал,

(делаем приглашающие жесты обеими ладонями)

Чаем щуку угощал.

(кладем кулак на ладонь)

Щука чай не захотела:

(грозим пальчиками)

«Пескарей бы я поела!»

(складываем пальцы в щепотку)

Им пришлось уплыть скорей.

(ладонями показываем «рыбку»)

Вот так славный юбилей!

(разводим руки в сторону)

VI.  Продолжение лепки

Воспитатель: Ребята, а что мы еще нашим рыбкам не сделали? (Ответы детей.) Правильно, глаза и рот. Для того, чтобы сделать глаз, берем белый пластилин, отщипываем от него немного и раскатываем маленький шарик, сплющиваем и прикрепляем глаз на голову рыбки. Далее берем черный пластилин (небольшой кусочек, раскатываем шар, сплющиваем и делаем зрачок рыбке, накладываем поверх белого пластилина.) Рот рыбки - раскатываем маленькую тонкую колбаску из красного пластилина, сгибаем пополам и приделываем. Вот и подружки  нашей золотой рыбке. Какие они все у вас красивые.

Воспитатель:  Ребята! А как можно благоустроить аквариум? (Положить на дно камушки, посадить растения).

Воспитатель: Почему камушки лежат на дне? (Они тяжелые). Ребята, давайте вместе с вами выложим на дне аквариума камушки. А камушками у нас будет цветной  пластилин.  (Дети выкладывают камушки в нижней части ватмана.)

Воспитатель: А сейчас ребята, для наших рыбок, чтоб у них был воздух, сделаем водоросли.

V. Рефлексия

Рыбка: Ребятки, какие вы молодцы! Каких вы мне подружек сделали. Большое вам спасибо! За ваши старания, за вашу помощь, я хочу вас отблагодарить.

(Дети получают конфеты.)

Оформляется выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районом совещании работников дошкольного образования

2013 год был Годом охраны окружающей среды. В номинации "Экологическая акция" делилась опытом работы....

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

Методическая разработка "Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС"

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утве...

Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»

Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»...

Презентация "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами игровых технологий в рамках реализации ФГОС ДО"

Основная задача – научить детей воспринимать предметы, четко различать их многочисленные свойства и отношения (форму, цвет, величину, расположение в пространстве и др.)...

Выступление на районном методическом объединении дошкольных работников на тему "Современные образовательные технологии обучения детей с ОВЗ как средство повышения качества образования"

Выступление на районном методическом объединении дошкольных работников «Реализация инновационных технологий образовательной деятельности и вариативных образовательных практик, направленных ...