Доклад на тему: «Развитие способностей и творческого потенциала воспитанников в проектной и познавательно-исследовательской деятельности»
статья (средняя группа) на тему
В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, единые закономерности.
Технология проектной деятельности делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_proektnaya_deyatelnost.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие способностей и творческого потенциала воспитанников в проектной и познавательно-исследовательской деятельности»
В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, единые закономерности.
Технология проектной деятельности делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Метод проектной деятельности является одним их эффективных способов развития способностей детей дошкольного возраста. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, а развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника:
- В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
- Развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану.
- Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
- В ходе проектной деятельности дети приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
- Использование метода проектов позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
- Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
- В ходе проектной деятельности развиваются и детско–родительские отношения. Ребенок становится интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
В нашей группе систематически ведётся активная работа по проектной деятельности. Сейчас мы работаем над проектом «Животные разных континентов».
Вид проекта: познавательно - творческий.
Продолжительность проекта: 2 месяца.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.
Размышляя о природе под руководством взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать
На Земле живут тысячи различных животных. Среда обитания животных влияет на их строение, образ жизни и поведение. В связи с огромным разнообразием животного мира и обширным ареалом обитания дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных разных континентов.
Благодаря разработке и реализации проекта «Животные разных континентов» воспитанники познакомятся с описанием жизни, повадок животных в природе; получат научные достоверные знания о животном мире, обогатится речь детей, они научатся распознавать среду обитания, посредством художественной деятельности передавать особенности внешнего вида многих животных.
Цель:
- Развивать познавательные и творческие способности детей посредством проектной деятельности.
Задачи проекта:
- Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
- Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособленности к среде обитания.
- Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках.
- Формировать представления о диких животных посредством чтения художественной литературы; создавать в группе условия для расширения представлений о диких животных; развивать умения совместного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между различными животными определенной местности.
- Обогащать словарь детей, развивать связную речь.
- Активизировать внимание, память детей, развивать мышление.
- Способствовать развитию у детей познавательных и исследовательских навыков.
- Воспитывать любовь к животным.
Основные направления реализации проекта:
Просмотр развивающего видео о животных разных континентов.
Чтение познавательных рассказов о диких животных нашей планеты.
Знакомство с интересными фактами из жизни животных посредством энциклопедии.
Настольно-печатные, дидактические и словесные игры.
Закрепление знаний через продуктивную деятельность: рисование, аппликация, конструирование, лепка.
Домашнее задание для родителей и детей: помочь ребенку подготовить сообщение об одном диком животном с мини альбомом о нем.
Предполагаемый результат:
У детей будут сформированы представления:
-о многообразии животного мира планеты, их местах обитания,
- об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособленности к среде обитания.
Ещё одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является познавательно-исследовательская деятельность.Она способствует усвоению системы научных понятий, приобретению экспериментальных способов познания окружающей действительности,позволяет ребенку развивать интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Таким образом, организуя экспериментирование, мы способствуем расширению кругозора детей, обогащению опыта их самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей, дают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Мы в образовательном процессе уделяем большое внимание организации познавательно-исследовательской деятельности.Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы.
Приведу примеры:
- Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.
- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)
1 опыт. На определение прозрачности воды.
- Перед вами стоит 2 стакана воды. Скажите что в них налито? (Молоко и вода.)
- Положите в оба стакана камушек. В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с молоком камень не виден, а в стакане с водой – виден?
Вывод. Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, он белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.
2 опыт. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой.)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое.)
Вывод. Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
3 опыт. Растворимость некоторых веществ.
- Обратите внимание на 2 стакана воды и 2 мисочки, которые стоят перед вами. Скажите, что лежит в мисочках? (Сахарный и речной песок.)
- Возьмите ложечки и положите в один стакан сахарный песок. Перемешайте его. Посмотрите и скажите, что произошло с сахаром в воде? (Сахар в воде растворился.)
- Что осталось в воде? Правильно, в воде ничего не осталось. Давайте положим в другой стакан с водой речной песок и перемешаем его. Что произошло в этот раз? (Речной песок не растворился, он опустился на дно, а вода стала мутная и грязная.)
Вывод. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые нет.
4 опыт. Различные состояния воды.
Достаю кусочки льда из специальной формы и кладу на ладонь.
- Скажите, что это? (Лёд.)
- Какой он? (Твёрдый, тяжёлый, холодный.)
- Что с ним происходит? (Он тает и превращается в воду.)
- Исходя из этого, что можно сказать про лёд? (Лёд – это замороженная вода.)
Показываю термос.
- Кто знает, что это такое? (термос)
- Кто может сказать, для чего люди используют термос? (Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими.)
- Смотрите внимательно, я открываю крышку.
-Что вы видите? (Из термоса идет пар.)
- Подношу к отверстию зеркало.
Что появилось на зеркале? (Капельки воды.)
- Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)
- Пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. Где, в домашних условиях, можно увидеть пар? (Пар идёт из кипящего чайника.)
- А теперь я предлагаю решить вам вот какую задачу. Переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)
- Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (Вода жидкая.)
Вывод. Вода может находиться в трёх состояниях:
Лёд – это твёрдая, замороженная вода.
Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.
Жидкая – это обычная вода.
Также проводились опыты с песком.
Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами.
При проведении исследовательской деятельности у детей развиваются мыслительные операции, речь. Дети учатся выдвигать гипотезы и проверять их посредством эксперимента. Перед проведением большинства опытов я прошу детей высказать свои предположения, например: как вы думаете, какое вещество растворится в воде, а какое нет? Обогащаются и расширяются представления воспитанников об окружающем мире.Дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с предложениями: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Я подвожу детей к самостоятельному продумыванию хода выполнения опыта, распределению функций между собой. Дети сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у ребёнка, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.
Таким образом, умелое применение педагогами эффективных инновационных технологий проектной и познавательно-исследовательской деятельности способствует развитию самостоятельности мышления, развивает умственные способности и творческие начала, а также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Дети овладевают знаниями и умениями в процессе выполнения практических заданий, таким образом, познание осуществляется через деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие способностей и творческого потенциала дошкольника при обучении английскому языку.
ЦЕЛЬ КУРСА Повысить уровень языковой культуры учащихся ,развивая их способности и творческий потенциал каждого ребенка,подготовить их к дальнейшему изучению иностранно...
Развития способностей и творческого потенциала детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности
Доклад из опыта работы с детьми раннего возраста....
Педагогический проект "Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка в рамках реализации ФГОС ДО"
Педагогический проект "Развитие способностей и творческого потенциала в рамках реализации ФГОС ДО"...
педсовет на тему: "Развитие способностей и творческого потенциала воспитанников посредством игровых технологий".
статья о развитии способностей детей посредством игровых технологий...
"Организация партнёрской деятельности взрослого и детей как одно из главных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка"
В данном пособии содержится описание опыта организации партнёрской деятельности. Представлены конспекты по разным направлениям развития дошкольников. Пособие адресовано воспитателям дошкольных у...
Открытое занятие в старшей группе: “Развитие способностей и творческого потенциала детей, посредством театральной деятельности».
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дети играют везде: дома и в детском саду, на улице и в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру...
План работы по теме самообразования «Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии нетрадиционных методов рисования».
Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способн...