План работы по теме самообразования «Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии нетрадиционных методов рисования».
методическая разработка (старшая группа)

Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл selyunina_es_-_samoobrazovanie.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по теме самообразования

«Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии нетрадиционных методов рисования».

На 2020-2021 год

Воспитатель: Селюнина Елена Сергеевна

План работы по самообразованию по теме: «Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии нетрадиционных методов рисования».

Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Цели:

  1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства, компетентности, умений и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных форм
  2.  Развивать у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования;
  3.  Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
  4.  Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

Задачи:

  1. Изучить литературу о нетрадиционных формах изобразительной деятельности в работе с дошкольниками; Посетить занятия коллег и поучаствовать в обмене опытом;
  2.  Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать;
  3.  Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
  4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
  5.  Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
  6.  Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
  7.  Формировать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
  8.  Развивать творчество, фантазию;
  9.  Активизировать детей при выборе тематики;
  10.  Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу:
  11.  Формировать умение сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Предполагаемый результат:

 научить детей самостоятельно решать творческие задачи, выбирать материал и технику для работы.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой.

  • Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме.
  • Повышение квалификации.
  • Посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района.
  • Посещение педсоветов, семинаров, конференций.
  • Самоанализ и самооценка реализации деятельности в своей группе.
  • Проведение открытых мероприятий.

Методы и приёмы обучения детей нетрадиционному рисованию

  • Создание игровой ситуации.
  • Показ воспитателя.
  • Использование движения руки.
  • Сравнение двух техник.
  • Проговаривание последовательности работы.

Педагогическая диагностика.

При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Формы проведения

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.
  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;

Практический выход: выставка детских поделок в нетрадиционных техниках.

Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования

Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детские занятия, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложен на гинетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

План работы по самообразованию в средней группе

Сентябрь

1.Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

2. Разработка картотек дидактических игр, художественного слова, пальчиковая гимнастика.

3. Изучение методической литературы по теме:

  • А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»"
  • Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками»
  • Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»-
  • И. А. Лыкова «Цветные ладошки»
  • Журналы «Дошкольное воспитание»,» Воспитатель».
  • А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
  • И. А. Лыкова — «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
  • Интернет-источник статья «Развитие творческих способностей ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью»
  • Комарова Т. С. «Обучение детей техническим навыкам в рисовании»

4. 1.Рисование способом тычка.

Задачи: Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

  • «Золотая осень».

Материал: Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

5. Помощь родителей в оснащении и оборудовании материалом ИЗО уголка в группе.

6. Ознакомление с планом работы по самообразованию на родительском собрании

Октябрь

1. Материал: Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

2. Разработка картотек нетрадиционных способов рисования.

3. Печатание растений

Задачи: Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

4. Организационно - диагностический мониторинг.

  • «Красивый букет»

5. Мониторинг. Цель: выявить уровень знаний детей по данной теме.

6. Консультация «Рисование нетрадиционным способом для детей 4-5 лет»

7. Привлечь родителей к изготовлению нетрадиционных материалов для рисования.

Ноябрь

1.Материал: Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа.

2. Внесение новых трафаретов

3.  Аппликация из крупы.

Задачи: учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

4. Рисование (работа с трафаретом) Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. «Подсолнух».

5. Консультация ««Использование нетрадиционных методов рисования»

6. Выставка детских работ «Осень, осень, ты прекрасна»

Декабрь

1. Материалы: Рисунок с изображением елочки; пластилин.

2. Пластилинография. Мозаика из пластилина.

Задачи: Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. «Елочка».

3.  Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества».

Январь

1. Материалы: Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

2.  Комкание бумаги (скатывание)

Задачи: Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. «Снеговичок»

3. Папка – передвижка «Чем и как можно рисовать».

Февраль

1.Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2.Материал для аппликации

3.  Кляксография.

Задачи: Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

4. Совмещение техник

  • «Зимний пейзаж».
  • «Подарок папе».

5. Советы – рекомендации «Запретить или разрешить»

6. Выставка детских работ «Зимушка-зима»

Март

1.Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

2. Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

3. Рисование ладошками. Передача образа бутона тюльпана.

Задачи: продолжить совершенствовать технику.

4. Монотипия.

Задачи: обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски

  • «Букет для мамы».
  • «Какого цвета весна».
  1. Консультация «Каждый ребёнок талантлив».

Апрель

1.Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.

2.Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень.

3.  Печать поролоном по трафарету; набрызг

Задачи: учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

4. Аппликация из салфеток.

Задачи: учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина.

  • «Звездное небо».
  • «Пасхальное яйцо»

1. Консультация «Как развивать интерес ребёнка к рисованию»

Май

1. Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

2. Все принадлежности для рисования.

3.  Рисование ватными палочкам

Задачи: продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

4. Акварель или гуашь, восковые мелки.

Задачи: закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.

  • 1.«Цветочная поляна».
  • 2.«Салют».

5.  Мониторинг.

Цель: выявить уровень знаний детей по данной теме.

6. Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома»

7.  Итоговая выставка детских работ «Наш вернисаж»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие самостоятельности мышления и творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии "ТРИЗ"

В последние годы главным концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Но если само понятие "творческая личность" можно считать в той или иной степени определённым...

Система работы «Развитие художественных способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом в рамках реализации ФГОС ДО».

Труд с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту природных материалов...

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством овладения нетрадиционными техниками рисования»

Представила свой педагогический опыт по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности....

План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования».

Перспективный план по самообразованиюна 2017-2018 уч. год.Воспитателя МБДОУ Д/с «Звездочка» п. Первомайский Хилковой Татьяны Владимировны Тема: «Развитие творческих способн...

Опыт работы по теме «Формирование интереса и любви к книге у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителями воспитанников»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Меня зовут Володина Надежда Валерьевна.  Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом своей работы. Тема моего выступления «Формирование интереса и люб...

План по самообследованию : «Развитие – художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования»

Формирование у детей творческих способностей в изобразительной деятельности, через нетрадиционные техники рисования.Повысить свой профессиональный уровень по данному вопросу...