Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Шаралдайский детский сад «Берёзка»
Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «Оберег для Егорушки»
Воспитатель: Антонова Е.В.
С.Шаралдай
2022
Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «Оберег для Егорушки»
Цель:
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с обычаями русского народа.
Задачи:
познакомить детей с русскими обычаями, укладом жизни в быту и в праздник.
вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки, приговорки, колыбельные.)
развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Ход:
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель:
- Дети, а вы любите путешествовать?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Я вас приглашаю в путешествие по лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.
Дети:
- Снег, деревья, камень.
Воспитатель:
- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Направо пойдешь – много интересного найдешь.
Дети, куда же пойдем?
Дети:
- Направо.
Воспитатель:
- А где правая сторона?
Дети показывают правую сторону.
Воспитатель:
- Ну, что же, в путь!
Дети идут по массажному коврику.
Мы шагаем по сугробам
По сугробам белолобым,
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель:
- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети:
- В русской избе.
Воспитатель:
- А почему вы решили, что это изба?
Дети:
- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.
Воспитатель: показывает чугунок.
- Дети, что это?
Дети:
- Чугунок.
Воспитатель:
- Для чего нужен чугунок?
Дети:
- В нем варили кушать.
Раздается звук плача ребенка.
Воспитатель:
- Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из кроватки куклу.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш, Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
Воспитатель:
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.
Воспитатель:
- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково - Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.
Воспитатель:
- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
А вы знаете, что обозначает имя Егор?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Молодцы! Посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети:
- Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:
- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?
Дети:
- Их клали, когда купали ребенка.
Воспитатель:
- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Воспитатель кладет уголек:
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали уголек?
Дети:
- Привыкай к домашнему теплу.
Первый ребенок кладет зернышки.
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали зернышко?
Дети:
- Будь всегда сыт.
Второй ребенок кладет денежку.
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали монетку?
Дети:
- Будь всегда богат.
Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки -
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
Бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Дети вытирают куклу.
Воспитатель:
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель:
- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети:
- Одевали.
Воспитатель:
- А во что одевали ребеночка?
Дети:
- В отцову рубашку.
Воспитатель:
- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
Дети:
- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.
Воспитатель:
- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети:
- Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель:
- Давайте и мы оденем Егорушку.
Дети одевают куклу.
Воспитатель:
- А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?
Дети:
- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель:
- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?
Дети:
- Укладывали спать.
Воспитатель:
Дети качают ребенка, а что дальше делали?
Дети:
- Пели колыбельную.
?
Дети:
- Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель:
- Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?
Дети:
- Да.
Дети поют совместно с воспитателем:
Баю-баюшки-баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит:
««Спи, сыночек», - говорит, -
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!»
Воспитатель:
- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток.
Воспитатель:
- Молодцы, а у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?
Дети:
- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Воспитатель:
- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну тогда садитесь за столы.
Смотрим на наш оберег (показывает образец).
Воспитатель:
- Из чего мы с вами его лепили?
Дети:
- Из соленого теста.
Воспитатель:
- А чем мы украшали?
Дети:
Линией, точкой, листочком
Воспитатель:
- А как мы располагали узоры?
Дети:
- Вверху, внизу, слева, справа.
Воспитатель:
- А какими узорами мы расписывали?
Дети:
- Точками, волнистыми линиями, листочками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Знакомые незнакомцы" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и бытом народов Приамурья
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...
Конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Дымковской игрушкой
Конспекты занятий, стихи, потешки, загадки...
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с памятником архитектуры «Воронцовский дворец»
Республика Крым Воронцовские ворота...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом Тема: «Заколдованный герб»
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городомТема: «Заколдованный герб»...
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования "Весеннее дерево"
Конспект занятияпо ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования«ВЕСЕННЕЕ СОЛНЦЕ»Цели:познакомить детей с техникой «батик» (рисование п...
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными традициями «Капусница»
В рамках прохождения лексической темы "Овощи" с детьми 5-7 лет с ТНР можно провести занятие (русский народный праздник «Капустница»), которое в интересной,увлек...