Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа
план-конспект занятия (старшая группа)

Антонова Елена Викторовна

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Шаралдайский детский сад «Берёзка»

Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «Оберег для Егорушки»

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/8315614/ZwzFAhNFw8PflP1C-qtSqg5594/ocr

Воспитатель: Антонова Е.В.

С.Шаралдай

2022

Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «Оберег для Егорушки»

 Цель:

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с обычаями русского народа.

Задачи:

познакомить детей с русскими обычаями, укладом жизни в быту и в праздник.

вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки, приговорки, колыбельные.)

развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Ход:

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель:

- Дети, а вы любите путешествовать?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Я вас приглашаю в путешествие по лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.

Дети:

- Снег, деревья, камень.

Воспитатель:

- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети:

- Направо.

Воспитатель:

- А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель:

- Ну, что же, в путь!

Дети идут по массажному коврику.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам белолобым,

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель:

- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

- В русской избе.

Воспитатель:

- А почему вы решили, что это изба?

Дети:

- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель: показывает чугунок.

- Дети, что это?

Дети:

- Чугунок.

Воспитатель:

- Для чего нужен чугунок?

Дети:

- В нем варили кушать.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:

- Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из кроватки куклу.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш, Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель:

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково - Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Молодцы! Посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети:

- Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети:

- Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель:

- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек:

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали уголек?

Дети:

- Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали зернышко?

Дети:

- Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали монетку?

Дети:

- Будь всегда богат.

Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

- Одевали.

Воспитатель:

- А во что одевали ребеночка?

Дети:

- В отцову рубашку.

Воспитатель:

- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети:

- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель:

- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

- Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель:

- Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель:

- А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

Дети:

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:

- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети:

- Укладывали спать.

Воспитатель:

Дети качают ребенка, а что дальше делали?

Дети:

- Пели колыбельную.

?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:

- Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети:

- Да.

Дети поют совместно с воспитателем:

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

««Спи, сыночек», - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Воспитатель:

- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток.

Воспитатель:

- Молодцы, а у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:

- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну тогда садитесь за столы.

Смотрим на наш оберег (показывает образец).

Воспитатель:

- Из чего мы с вами его лепили?

Дети:

- Из соленого теста.

Воспитатель:

- А чем мы украшали?

Дети:

Линией, точкой, листочком

Воспитатель:

- А как мы располагали узоры?

Дети:

- Вверху, внизу, слева, справа.

Воспитатель:

- А какими узорами мы расписывали?

Дети:

- Точками, волнистыми линиями, листочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Знакомые незнакомцы" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и бытом народов Приамурья

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом Тема: «Заколдованный герб»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городомТема: «Заколдованный герб»...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования "Весеннее дерево"

Конспект занятияпо ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования«ВЕСЕННЕЕ СОЛНЦЕ»Цели:познакомить детей с техникой «батик» (рисование п...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными традициями «Капусница»

В рамках прохождения лексической темы "Овощи" с детьми  5-7 лет с ТНР можно провести занятие (русский народный праздник «Капустница»), которое в интересной,увлек...