Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с этнокультурой, традициями народов Севера
рабочая программа
Цель программы: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов ханты к их традициям и обычаям.
Для реализации цели программы были поставлены следующие задачи:
- Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с культурой народов Севера.
- Организовать мини-музей «Национальные музыкальные инструменты».
- Разработать перспективный план по ознакомлению воспитанников старшего дошкольного возраста с обычаями, традициями, народов Севера – ханты.
- Разработать диагностический инструментарий по выявлению первоначальных представлений о быте и культуре народов Севера.
- Разработать методические материалы, сопровождающие ознакомлению детей с культурой и традициями народов Севера.
- Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с традициями народов Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_k_proektu.docx | 91.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Этнокультурный компонент в ДОУ
в рамках реализации Национального
проекта «Образования»
Питляр, 2021г.
Паспорт программы
Название программы | «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с этнокультурой, традициями народов Севера» |
Участники | Воспитанники, родители |
Цель | Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре, традициям народов Севера. |
Задачи | Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с культурой народов севера.
Разработать перспективный план по ознакомлению воспитанников старшего дошкольного возраста с обычаями, традициями, народов Севера - ханты Разработать диагностический инструментарий по ознакомлению с бытом и культурой народов Севера. Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с традициями народов севера. |
Направления реализации программы |
Работа с родителями Работа с педагогами
|
Принципы реализации |
|
6. Принцип наглядности. | |
Этапы реализации программы | Реализация проекта рассчитана на два года: (2020-2023гг)
анализ имеющегося программно-методического обеспечения; анализ предметно-развивающей среды группы и ДОУ; изучение передового педагогического опыта по теме;
определение содержания и форм работы с детьми с детьми старшего дошкольного возраста; разработка перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста; организация предметно-развивающей среды в группе; вовлечение родителей в проектную деятельность.
внедрение программы с детьми старшего дошкольного возраста; диагностическое обследование по ознакомлению с традициями народов севера (апрель,2021, 2022)
итоговая диагностика (май 2021) отчѐт по результатам работы на итоговом педагогическом совете (май 2020) отчет по результатам работы на итоговом заседании родительского клуба (май, 2022); |
анализ, систематизация, обобщение и распространение опыта работы по программе. | |
Ожидаемый результат | Обобщение и систематизация знаний у старших дошкольников о традициях народов Севера Ханты Воспитание патриотических чувств; любви к близким людям, к родному селу, краю Дети познакомятся с жизнью и бытом коренных жителей Ханты, с традиционным праздниками «День оленеводов», «Медвежий праздник», «Вороний праздник». Научатся играть в подвижные игры народов Ханты. У детей возникнет интерес к родному краю, к народному творчеству и национальным играм народов Ханты, к культуре народов ханты. Воспитание интереса и любви к малой Родине. |
Актуальность
Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко
Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по
сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
Народы Севера имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.
Коренные жители Ямала - народ ханты, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимались оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты, выделка кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и иных продуктов.
Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Поэтому одним из приоритетных направлений нашей работы по приобщению детей к культуре народов Севера является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народами ханты.
Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Правительством ЯНАО уделяется большое внимание сохранению национального наследия народов, исконно обитающих на территории севера: местным национальным традициям, истории; оно также поощряет и стимулирует деятельность организаций и учреждений, поддерживающих эту деятельность, привлекает к взаимодействию и сотрудничеству, в том числе, и образовательные учреждения.
Сегодня дошкольные образовательные учреждения являются участниками многочисленных конкурсов, фестивалей, акций, посвященных вопросам краеведения, таких как: конкурс «Моя семья в истории Шурышкарского района », акция «Спасти и сохранить», конкурс семейного творчества «Край, ставший судьбой», «Моѐ путешествие по ЯНАО», конкурс детского творчества «Мой любимый край» и т.п.
Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.
Реализуемая Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией
Васильевой М.А., несмотря на то, что предусматривает решение задач воспитания в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, привитие любви к родной природе, дому, краю, городу, не в достаточной степени реализует задачи
регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость в разработке программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера».
Проблема
Анализ результатов диагностического обследования воспитанников по
разделу «Ознакомление с окружающим» показал: у 40 % воспитанников не сформированы знания по ознакомлению с бытом и культурой народов Севера.
Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальным наследием народов, исконно обитающих на территории севера.
Анализ результатов анкетирования родителей на предмет представлений о народах Севера выявил: на вопрос : «Какие игры детей Севера вы знаете?» - 25% опрошенных ответили – «Ловля оленей». Но, к сожалению 75 % респондентов не могли вспомнить, ни одну игру. Из национальных праздников 15% назвали праздник «Вороний день». И все считали нужным изучение и сохранение народных игр и традиций северных народов.
Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой, традициями народов Севера ханты проводится через традиционные формы работы.
Противоречия
Таким образом, был выявлен ряд противоречий:
- между необходимостью работы в ДОУ, как условия формирования интереса к культуре народов севера у детей старшего дошкольного возраста, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;
- между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.
Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой авторской программы, работы педагога в группе, которая способствует развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к
культуре, традициям народов Севера ханты. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для успешной работы с дошкольниками в этом направлении.
Гипотеза:
Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с этнокультурой и традициями народов Севера» по расширению знаний детей о культуре и традициях народов севера, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области.
Новизна
Новизна идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями (Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация») через разные виды детской деятельности. Это позволило сохранить актуальность программы при вступлении в силу новой редакции программы воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., переработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
2. Научно-теоретическое обоснование программы
В процессе изучения культуры малочисленных народов Севера сформировались целые научные направления, школы, но до сегодняшнего дня единой концепции не сложилось. Формируется потребность в интеграции и обобщении достижений социальных наук и особенно в усилении мировоззренческо- методологического компонента исследований. В последнее время проблеме развития и сохранения традиционной культуры коренных этносов Севера уделяется серьезное внимание. Об этом можно судить по ряду резолюций и документов ООН, многочисленных международных, российских и региональных конференций, возрастающему числу научных исследований. Накоплен большой объем статистических и эмпирических данных, характеризующих социально- экономические, политические и культурные процессы на Севере России и Тюменской области. Однако эти данные не позволяют представить перспективы развития традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и проводить последовательную и осмысленную политику, способствующую их развитию. Приоритет в изучении проблем развития коренных малочисленных народов Севера принадлежит историкам и этнографам. Среди имеющихся исследований следует выделить работы Н.Витсена П.Спафария, Г.Новицкого, Г.Ф.Миллера, П.С.Палласа, И.И.Георги, В.Ф.Зуева, М.А.Кастрена, А.Регули. Их работы посвящены описанию особенностей быта северных народов, мифологии и языка, их материальной и духовной культуре.
Принципы
Кроме того, в основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с этнокультурой, традициями народов Севера были положены следующие принципы:
- Принцип энциклопедичности
- Краеведческий (региональный) принцип.
- Принцип интеграции.
- Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.
- Тематический принцип – деление материала на основные темы.
- Принцип наглядности.
К педагогическим условиям отнесено следующее:
программа реализуется в течение двух лет (в старшей и подготовительной группе);
реализуется через раздел «Ознакомление с окружающим» Программы воспитания и обучения под редакцией Васильевой, а также через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно- образовательной работы в группе;
предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения;
в педагогическом процессе широко используются ИКТ;
предполагает создание в группе богатой предметно-развивающей среды - мини-музея «Национальные инструменты»;
обязательно использовать в работе исследовательскую и опытно- экспериментальную деятельность;
предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения;
включать в совместную проектную деятельность родителей воспитанников. предполагает интеграцию образовательных областей.
Особая роль в программе отводится интеграции содержания по ознакомлению с культурой, традициями народов Севера ханты и в различные виды детской деятельности и через различные способы еѐ организации.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.
Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето.
На наш взгляд, приобщение детей к народной культуре народов ханты является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности. Мы считаем, что мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера.
3. Цель программы: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов ханты к их традициям и обычаям.
Для реализации цели программы были поставлены следующие задачи:
- Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с культурой народов Севера.
- Организовать мини-музей «Национальные музыкальные инструменты».
- Разработать перспективный план по ознакомлению воспитанников старшего дошкольного возраста с обычаями, традициями, народов Севера – ханты.
- Разработать диагностический инструментарий по выявлению первоначальных представлений о быте и культуре народов Севера.
- Разработать методические материалы, сопровождающие ознакомлению детей с культурой и традициями народов Севера.
- Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с традициями народов Севера.
Для успешной реализации поставленных задач нами выделены следующие условия:
- творческий подход к отбору содержания образования, а также к организации занятий, бесед, игр с детьми;
- инновационный подход к использованию разнообразных методов и приемов;
- создание в группе «Мини-музея» по ознакомлению детей с культурой народов Севера;
- включение дидактических игр определенной тематики и содержания, отражающих быт и культуру народов Севера;
- создание и оформление информационной среды для родителей;
- организация праздников и развлечений в дошкольном учреждении.
4. Основные направления работы:
Работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера ханты осуществлялась по четырем направлениям, каждое из которых нацелено на решение определенных задач:
- Работа с воспитанниками.
- Работа с родителями.
- Работа с воспитателями.
- Работа над предметно-развивающей средой.
Работа с воспитанниками
Проекты
Для решения поставленных задач мы использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем проектную деятельность. Так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.
Цель создания проекта «Праздники народов ханты связанные с животными»– познакомить воспитанников с праздниками народов Севера. Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам проекта. Собрали традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии.
Особенность северных народов – их близость к природе, бережное отношение к каждой травинке, цветку, боязнь разрушить красоту природы, так как она – неотъемлемая часть их жизни. Так же бережно они относятся и к животным: только жизненная необходимость заставляет их убивать. Часто в их праздниках животные выступают в роли наставника или учителя: видимо, суровые условия жизни вынуждают человека не побеждать животное, а жить с ним в мире, заимствуя его опыт. Собирая материал, невозможно полностью воспроизвести ту картинку праздника, которая была в те далекие времена, так как уходит время, а с ними люди, уносящие с собой секреты праздников. Чтобы восстановить картинку, нужно подробно изучить, с чем тот или иной праздник связан, по какому случаю его проводили и как можно меньше вносить новшеств, чтобы не нарушить последовательность действий.
Праздники ханты всегда очень красочны, театрализованы, уникальны и неповторимы. В основном праздники ханты и манси связаны с религиозными обрядами. Они наполнены определенным мировоззренческим смыслом и сопровождаются ритуальными действами, будь то рождение ребенка, свадебный обряд, встреча или проводы перелетных птиц и т. д. Даты праздников заранее не оговариваются, а подстраиваются под определенное событие.
Наиболее известным празднеством у хантов является «Медвежий праздник». Медведь почитается у народов Сибири с глубокой древности. Он послан богом хранить справедливость на земле. В древней легенде рассказывается, что от медведя люди получали огонь, стрелы и лук.
Праздник « Вороний день» приурочен к прилету ворон и проводится в марте – апреле. Ворона считается птицей, приносящей весну и весть о пробуждении
природы и жизни.
Ежегодно 7 апреля стало традицией проводить с воспитанниками национальный праздник «Вороний день». В этот день чувствуется праздничное настроение, так как с утра дошкольников встречает Ворона с сушками, а во второй половине дня мы выходим с детьми на природу где проводится мероприятие и обряд повязывания ленточек на святое дерево с пожеланиями детей. Детям очень нравится этот праздник, на котором они получают массу положительных эмоций.
Также с детьми проводятся ознакомление с другими национальными праздниками народов ханты, такими как:
«Проводы лебедя»- этот праздник посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя.
«День рыбака»- этот праздник отмечают в конце мая – начале июня. На этом празднике проводят соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения.
Своим проектом «Этнокультурный компонент в ДОУ рамках реализации Национального проекта «Образования» мы хотели зажечь желание в детях узнать как можно больше о своем крае, о своем народе, о его прошлом, настоящем и подумать о будущем; желание активно участвовать в развитии своей культуры, ведь без прошлого нет будущего.
Беседы
Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе я планирую беседы.
Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу я использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.
Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своем крае и о народностях Севера, на занятия приходит кукла Акань в национальном костюме. Дети с интересом рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем наряде. «Я девочка- хантеечка –Акань». Я живу на Севере. На мне хантыйский костюм: платье – малица с орнаментом. На голове у меня украшение, а на ногах - кисы. Я буду знакомить вас с родным краем и коренными жителями Севера; их трудом, обычаями, традициями и праздниками».
Знакомство детей с культурой начинаем со старшей группы. В начале года знакомим детей с коренными жителями округа их традиционными занятиями. Занятия организуем в форме беседы на темы: «Коренные народы Севера», «Север - Мой край родной», «Жители Севера», «О природе и жизни людей на Севере».
Для того, чтобы вызвать у детей еще больший интерес к занятиям и беседам, на которых мы знакомим их с коренными жителями, мы обязательно включаем игровой момент – приход куклы Акань с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами.
Мы заметили, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.
Беседуя с детьми о коренных жителях Севера, вносим конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии коренных народов Севера. Предлагаем отобрать только те фотографии, на которых изображены северяне. Задаю вопросы: «Почему вы считаете, что это коренные жители Севера?»,
«Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятий жителей Севера?» и т.д.
Целью бесед по ознакомлению детей с народами Севера является обогащение знаний и представлений детей о быте и своеобразии уклада жизни коренных представителей народов ханты и манси, умение устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей, воспитание уважения к людям другой культуры.
В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, вводим новые беседы: «Одежды народов Севера», «Северный олень», «Декоративно- прикладное искусство», «Символы округа», «Праздники народов ханты».
На всех возрастных этапах, в своей работе используем иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь.
Беседа о труде и жизни оленевода:
- Кто такие оленеводы? Дети: «Люди, которые заботятся об оленях».
- Из чего оленевод мастерит свое жилище? Дети: «Из оленьего меха».
- Из чего шьют одежду и почему? Дети: «Из меха оленей и диких животных, чтобы не замерзнуть».
Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.
Затем предлагаем детям составить рассказ о труде оленеводов и об олене.
Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом коренных народов Севера: оленеводов, охотников, рыбаков. Детям неместного населения в дошкольном возрасте и в городских условиях очень трудно понять культуру другого народа.
На занятиях по обучению рассказыванию вносим устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.
Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом северных народов. Дети называют птиц и животных, особо почитаемых на Севере, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.
Дидактические игры
Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем дидактические игры. Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:
- накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами;
- развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного,
нравственного и эстетического воспитания детей.
В подготовительной группе предлагаем детям игры: «Выложи орнамент»,
«Укрась малицу», на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах. «Кто первый приведет оленей к стойбищу?» (закрепление знаний о жизни детей оленеводов), магазин «Северные ягоды», «Магазин игрушек».
Для развития мыслительных процессов и закрепления знаний о профессиях предлагаем игру «Кому что нужно?». Дети подбирают предметы необходимые охотнику, рыбаку, оленеводу.
Так же используем дидактические игры «Путешествие в страну вещей»,
«Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас», «Рыбацкая угадай-ка».
Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаю игру «Для чего нужны предметы?» Вместе с детьми уточняем, где эти предметы используются, какую пользу они приносят людям в жизни, труде и о бережном отношении к ним.
На прогулках провожу индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие.
Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре северных народов.
Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.
В подготовительной группе дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию. Сама игра вызывает у детей большой интерес, а, играя, ребенок запоминает многое из окружающей действительности. В результате я отметила, что в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает с легкостью, не замечая, что его обучают.
Продуктивная деятельность
В продуктивной деятельности дети изготавливали аппликации из цветной бумаги: рисовали народный костюм ханты, украшали его узором. Воспитанникам было интересно узнать, что обозначает каждый символ, приклеенный на костюме. После занятий мы с детьми устраивали выставку своих работ, сделанных своими руками.
Дети рисовали животных, придумывали рассказы к ним. Вылепив из пластилина животного, дети придумывали сюжет небольшой сказки и действовали в парах.
Чтение художественной литературы
При знакомстве детей с народами Севера я показала детям множество картин и иллюстраций, открыток, использовали в работе занятия и беседы.
Познакомили детей с художественными произведениями народов Севера: «Айога», «Сампо – лопаренок» Топелиуса, Владимира Санги «Как бурундук искал себе друзей, Снегирева «Тунгус и Верный», «След оленя». По прочитанным произведениям детям предлагали задание – нарисовать сказку или отдельные иллюстрации к ним. Впоследствии мы с детьми составляли книжки из этих рисунков, делились с другими детьми из соседних групп. Дети проявляли находчивость и творчество.
Вместе с детьми читали и заучивали стихи. Знакомя с народами Севера, старались прививать у детей любовь и уважение к людям, живущим в суровых условиях; уважение к сильным, мужественным и выносливым людям; отличным оленеводам, отважным рыбакам, бесстрашным охотникам.
Народные игры
Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Ушинский К.Д. писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача педагогики».
Философия гласит: «Устойчивость в суставах, гибкость в спинном хребте – главные признаки здоровья, долговечности организма, в приобретении которых большое значение имеют народные игры».
Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.
На игровой площадке в летний период предлагаем детям разучить и поиграть в народные игры. Эти игры вызывают наибольший интерес у детей, ведь в них требуется не только исполнять движения, но и проговаривать интересный и необычный по звучанию текст. Суть этих игр – выполняя – учить. Участвуя в играх, дети подражают взрослым, учатся жизни, совершенствуются, взаимодействуют друг с другом.
На участке в зимний период мы организовали «уголок Севера», где были выполнены из снега фигуры белых медведей; рисовали краской на снегу узоры северных народов. Дети были познакомлены с подвижными играми народов
Севера: «Смелые охотники», «Удачные рыболовы», «Олени в упряжках».
Большое внимание было уделено играм обских угров, в которые дети в конце подготовительной группы играли уже самостоятельно.
Дети узнали о животном мире Севера. Дошкольники принимали участие в изготовлении макета «Животные Севера». В уголке познания, в группе, подготовили выставку иллюстраций: «О Севере» (природа и животный мир), внесли куклу в национальной одежде; выставку «Фигурки из кости» - рассказали детям, как изготавливаются данные фигурки.
Далее использовали игры на воспитание чувства коллективизма, такие как
«Невод» – бег парами», «Сокол и лиса» – бег, действие по сигналу, «Волк и жеребята» – бег и ловкость, «Ловкий оленевод» – меткость, глазомер, «Полярная сова и овражки» – реакция и выносливость.
В подготовительной группе, учитывая то, что дети стали старше, движения детей более точными, а так же значительно увеличились волевые усилия при выполнении заданий, предлагаем игры – состязания, среди которых особое место занимает «хапсагай» (борьба на ловкость), «куобах» (прыжки на двух ногах),
«кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге), перетягивание палки, прыжки через нарты, бег на разные дистанции, «Соколиный бой», «Отара». Эти игры развивают в мальчиках силу, ловкость, глазомер, расчетливость, волю и лучшие черты характера. Народные игры влияют не только на физическое развитие детей, но и нравственно их воспитывают.
Таким образом, мы сделали вывод о том, что приобщение детей к национальной культуре народов Севера не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает и эвенка, и якута, и русского и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры.
Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива.
Полученные знания закрепляем у детей с помощью викторин, игр,
развлечений, открытых занятий: «Зов тайги» спортивно- музыкальное развлечение, Спортивный досуг «Игры народов Севера», «Путешествие по природным зонам Севера», «Папа, мама я - спортивная семья». Были показаны игры, обряды, одежды в национальных традициях.
Мы стараемся дать ту информацию, которым владеем и стараемся преподнести ее так, чтобы детям было интересно, и чтобы им в дальнейшем хотелось еще узнать что – то новое. На занятиях давали детям часто «домашнее задание», чтобы, придя домой, они могли еще узнать какую – то информацию, а потом сообщить ее своим сверстникам в группе. Ребята подходили к «домашнему заданию» с ответственностью. Одни расспрашивали родителей, бабушек, дедушек; другие черпали информацию из других источников (книг, журналов, телепередач, серии познавательных фильмов на дисках). Эта форма работы так же нравится детям, воспитывает чувство ответственности, стремление узнать новое, поделиться со всеми.
- Оснащение предметно-развивающей среды
Ознакомление детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа Севера родного края осуществляется посредством мини-музея «Национальные музыкальные инструменты». Создание мини- музея в группе способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Мини-музей «Национальные музыкальные инструменты» будет в дальнейшем представлен макетами из бросовых материалов, изготовление кукол в национальной одежде с вышитыми орнаментами народов Севера, изготовление книжек-малышек и м.д. Создавая нашу развивающую среду, мы стараемся сделать еѐ информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей. Мини-музей в группе позволит нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты будут использоваться для проведения различных видов деятельности. Воспитанники старшей группы будут сами знакомить с мини-музеем детей из других групп.
В мини-музее мы поместим фотографии и иллюстрации об искусстве, труде и быте народов ханты, собрали каталог орнаментов, используемых в национальных костюмах жителей Крайнего Севера, поделки из природного материала, сшитые костюмы народов Севера, выставка рисунков детей, подобран материал для родителей и воспитателей, оформлена выставка методической литературы.
6. Работа со специалистами
Вся работа проводится в тесном взаимодействии специалистов ДОУ: старшего воспитателя, воспитателей групп, музыкального руководителя.
Необходимость работы со специалистами в контексте осуществления данной программы определяется возросшим в последние годы вниманием к региональным компонентам образования, а также повышением требований к педагогам, которые должны быть носителями, как общечеловеческих ценностей, так и традиций коренного населения в регионе, в котором мы совместно проживаем и трудимся. Одно из требований к педагогам – понимание ими соотношения общенационального и местного культурного факторов образования.
План работы со специалистами
Месяц | 1 год реализаци | 2 год реализации подготовительная группа (2021-2023г) |
Сентябрь | Анкета для педагогов «Что мы знаем о народах Севера» | Памятка «Календарь праздников народов ханты» |
Октябрь | Консультация «Знакомство детей старшего | Консультация «Ознакомление дошкольников с родным краем через |
дошкольного возраста с культурой и традициями народов ханты» | фольклор». | |
Ноябрь | Консультация «Влияние знаний о культуре народов Севера» | Открытое занятие: «Ханты-коренные жители Ямала» |
Декабрь | Открытое занятие: «Мой Северный край» | Мастер-класс: организация проектной деятельности совместно с детьми и родителями, «Игры народов Севера» |
Февраль | Консультация «Коренные жители Ямала» | Совместная работа с воспитателями, детьми и родителями других групп реализация проекта «Праздники народов ханты» |
Март | Ширма на тему: «Народные игры Ханты» | Викторина «Знаешь ли ты культуру и традиции коренных народов Севера своего Округа?» |
Апрель | Открытое занятие: «Животные Севера нашего края» | Выступление на педагогическом совете. Защита проектной деятельности: «Ознакомление детей с культурой и традициями народов Севера» |
7.Работа с родителями
Ознакомление воспитанников с традициями и культурой народов Севера не сможет в полной степени стать успешным без привлечения родителей, и их активного участия. Работа с родителями строится на принципах преемственности детского сада и семьи. Для родителей воспитанников предложили перечень художественной литературы: сказки народов Севера, стихи и фольклор, которые можно прочитать детям и поможет познать ребенку мир. Помощь в поиске материалов и его оформлении принимали участие дети и родители. Для родителей воспитанников изготовили и предложили информацию в виде ширмы о народах Севера. Провели конкурс на лучшую поделку по теме проекта.
В результате, совместная работа с родителями помогла уточнить и закрепить знания детей о культуре народов Севера, папы и мамы стали моими
главными помощниками в организации экскурсий, в оформлении мини- музея в группе, изготовление пособий, оформление поделок. Большую помощь родители оказали в изготовлении альбомов по теме «Обские угры», «Кто такие ханты ?», «Предметы быта», «Декоративно-прикладное искусство». Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему селу, к культуре, традициям народов Севера.
План совместных мероприятий с родителями на 2021-2022 уч.г.
Название мероприятия | Форма | Ответственный | Сроки проведения |
Анкетирование | «Кто такие ханты?» | Воспитатель группы | сентябрь |
«Праздники народов ханты» | Конкурс детских рисунков | Педагог доп.образования | ноябрь |
«Творческаямастерская» | Мастер-класс по изготовлению традиционных кукол. | Педагог доп.образования | декабрь |
«Декоративно- прикладное искусство обско-угорских народов» | Консультация | Воспитатель группы Педагог доп.образования | Январь |
«Мой край » | Познавательно- развлекательная игра. | Воспитатели групп. Музыкальный руководитель | январь |
«Зов тайги» | Спортивно-музыкальное развлечение | Музыкальный руководитель Воспитатели группы. | февраль |
«Хантыйский календарь природы» | Консультация | Воспитатели группы | Март |
«Я рисую коренных жителей» | Конкурс детских рисунков | Педагог доп.образования | март |
«Наш край » | Интеллектуальный марафон | Воспитатель группы | апрель |
«Моя Родина-Ямал» | Игра-путешествие по станциям. | Воспитатели группы. | май |
План совместных мероприятий с родителями на 2022-2023уч.г.
Название мероприятия | Форма | Ответственный | Сроки проведения |
Творческая мастерская- «Изготовление поделок» | Мастер-класс | Воспитатель группы | Октябрь Декабрь Март |
«Оленевод – профессия героическая» | Музыкально- театральная игра | Воспитатели группы Музыкальный руководитель | Январь |
«Мама, папа, я- хантейская семья» | Спортивно- музыкальное развлечение | Педагог доп.образования Воспитатели группы. | февраль |
«Я рисую праздники народов | Конкурс детских рисунков | Педагог доп.образования | март |
ханты и манси» | |||
«Мы дети Севера» | Изготовление макетов по проектной деятельности | Воспитатель группы | апрель |
Национальные забавы” | Игровой час | Руководитель по физической культуре. | май |
КВН «Животные крайнего Севера» | Игра путешествие. | Воспитатели группы. | май |
Наличие партнерских отношений
№ | С кем сотрудничаем | Формы сотрудничества |
1. | Краеведческий музей «Музей реки Оби» | Экскурсии, изучение культуры, традиций народов Севера. |
2. | Детская музыкальная школа, школа искусств | Концерты. Дни открытых дверей, конкурсы рисунков |
3. | Городская детская библиотека | Конкурсы, литературные вечера, выставки Литературные вечера, выставки, литературная гостиная |
4. | Городской театр кукол «Волшебная флейта» | Спектакли |
5. | Художественная галерея «Метаморфоза» | Экскурсии, ознакомление с культурой, традициями народов севера. |
6. | МОУ «СОШ № 2 им. А.И. Исаевой» | Конкурсы, экскурсия в школьный музей |
7. | Дом детского творчества | Конкурсы |
Заключение
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что создание мини – музея, взаимосвязь с социумом, вовлечение родителей в проектную деятельность свидетельствует об успешном воспитании интереса детей старшего дошкольного возраста к традициям, культуре народов Севера.
Данный опыт может быть реализован воспитателями дошкольных учреждений города в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с традициями, культурой народов Севера.
В ходе работы по программе «Ознакомление детей с культурой и традициями народов Севера» было установлено, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов Севера позволяет воспитывать в детях личность. Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов ханты и манси, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...
Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями
Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА» из цикла методических разработок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов мира
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов Севера....
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»
Данный проект направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...
Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .
Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...
Квест «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре Коми народа через ознакомление с его бытом и традициями» Перспективный план проекта
Проект проводиться в стиле квест. ...
НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДОВ.
ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДА....