Индивидуальный план самообразования воспитателя.
материал по теме

Индивидуальный план самообразования воспитателя Чилигиной Л.В. на тему: «Формирование познавательной активности воспитанников как важнейший фактор развития логического мышления».

 

Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.

Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, не давая готового ответа на задание, а дать возможность найти решения самому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад  №14 «Родничок»»

 г. Лениногорска муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Индивидуальный план самообразования

воспитателя Чилигиной Л.В.

на тему:

"Формирование познавательной активности воспитанников как важнейший фактор развития логического мышления"

2017-2018 уч. Год

План работы по самообразованию.

Воспитатель Чилигина Людмила Викторовна

Тема: «Формирование познавательной активности воспитанников как важнейший фактор развития логического мышления».

Для формирования познавательной активности воспитанников используя логико-математические и дидактические игры, как средство активизации в формировании логического мышления мною была поставлена цель.

ЦЕЛЬ: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.

Задачи:

  • Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
  • развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
  • Развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических свойствах и отношения предметов, конкретных  величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
  • развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;
  • развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка;

воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Актуальность.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.  

Логическое мышление и игры.

Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.

Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, не давая готового ответа на задание, а дать возможность найти решения самому.

В этом помогут игры: дидактические и логико - математические.

Эти игры делают процесс обучения легким и занимательным.

Средства, развивающие логическое мышление.

  • Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
  • Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
  • Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
  • Загадки. Задачи – шутки.
  • Игры головоломки.
  • Мозаики.  Пазлы.
  • Разгадывание ребусов.

Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели:

Познавательный аспект:

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков;

- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект: 

- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

- развитие сенсорной сферы, развитие двигательной активности.

Воспитывающий аспект: 

- воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Развивающая среда.

В группе создана развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических , логико-математических игр, пазлы, лото  и т.д

Логические блоки Дьенеша.

Цель: Развивать логическое мышление, умения выявлять свойства в объектах. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Геометрический конструктор, игры –головоломки

«Танграм», «Монгольская игра».

Цель: развития воображения, конструктивного мышления.

Игры со счётными палочками.

Цель: Формирование геометрических представлений, развивать пространственное воображение.

Дидактические игры:

Цель:  Развитие мышления, внимания.

«Собери картинку», «Собери узор»

Цель: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

«Геометрическое лото».

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах.

Лего, пазлы, мозаики.

Цель: Развивать мышление, Воображение, умение из множества деталей создавать единый образ.

Игры – шнуровки

Цель: развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.

Работа с родителями.

Знакомство родителей с содержанием работы по программе. Разработка консультаций для родителей по данной теме. Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала. Рекомендации для родителей по использованию литературы.

Изучить литературу:

1. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2012.-118 с.

2. Дональдсон, М. Мыслительная деятельность детей /Под ред. В. И. Любовского. – М.: Педагогика, 2012.- 14-47 с.

3. Дорофеева, А. Логикамышление: Школа семи гномов. 6-7 лет. /А. Дорофеева. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 16 с.

4. Запорожец, А. В. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста//Вопросы психологии. –2011. - №5.- 14-25 с.

5. Люблинская, А. А. Воспитание мышления у детей // Дошкольное воспитание. - 1991. - №12. - 26-34 с.

6. Петровский, А. В., Учебное пособие для ВУЗов, «Детское мышление», 2012. – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении

в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении

в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении

в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...

Индивидуальный коррекционный маршрут (индивидуальный план работы) 1 год обучения

Индивидуальный план работы учителя- логопеда с  ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....

Индивидуальный коррекционный маршрут (индивидуальный план работы) 2 год обучения.

Индивидуальный план работы учителя- логопеда с  ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....

Индивидуальный план для работы с ребенком, с Синдромом Дауна. План составлен на весь учебный год. Материал составлен по лексическим темам, подоброны игры и упражнения.

Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.МесяцЗадачиСодержани...