«Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность в подготовительной группе « Цветики – семицветики»
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Продуктивная деятельность
( эксперименты)
«Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность в подготовительной группе « Цветики – семицветики»
МКДОУ № 4 « Звёздочка»
Воспитатели: Сооро О.В. Боровик Л.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности .
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
2. активность ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.
Актуальность программы
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации программы является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: о предметном мире : посуда, мебель ,игрушки .обувь ,транспорт .О геометрических фигурах круг ,прямоугольник призма , ромб ,О человеке; мои помощники – рот,носглаза, уши .О приготовлении пищи :раздел «Кулинария»- как сделать салат ,заварить чай ,О материалах: глина, бумага ,ткань ,дерево, метал ,пластмасса .О природных явлениях; времена года, природные явления ,объекты живой и не живой природы .О мире животных и растений ; как звери живут зимой ,летом .Условия необходимые для роста и развития овощам и фруктам .
Цели и задачи программы
Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи программы:
Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта ,его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания .;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно - символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность, внимание , память ,воображение ,логическое мышление;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет.
Этапы реализации программы:
1 этап – подготовительный.
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
2. Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
3. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательный – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
1. Определить эффективность проведенной работы
2. Провести анализ полученных результатов.
Сроки проведения: с 15 сентября 2017года по 30 мая 2018 года.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Перспективный план
Месяц | Занятие, цель | материал |
Сентябрь Тема «Овощи и Фрукты» 2 неделя | «Овощной (фруктовый) салат» Цель: Познакомить детей с процессом приготовления салата, Формировать умение определять на вкус фрукты и овощи | - глубокая емкость с водой, апельсин , яблоко, груша ,огурец ,помидор, лук тарелки ,вилки. |
3 неделя Тема: «Лес и лиственные деревья» | «Почему осенью листья желтеют? Цель: Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и изменением погоды(осенью холоднее,чем летом) . | иллюстрации - поднос или тазик - листья от разных деревьев - - ветви - вода |
4 неделя | .В тепле и холоде Цель: Помочь детям выделить благоприятные условия для роста и развития растений | -листья разных размеров - гербарии из цветов - А.Плещеев «Осень наступила» |
Октябрь 1 неделя Тема «Мебель» | Мир пластмасс Цель : Учить детей узнавать вещи ,сделанные из разного вида пластмасс | Полиэтилен, пенопласт, оргстекло ,целлулоид. |
2 неделя | Мир металлов Цель: научить детей узнавать предмет из металла , определять его качественные характеристики, свойствами | Алюминий, железо, медь. |
3 неделя | Мир дерева Цель : научить детей узнавать вещи из древесины, познакомить его качествами и свойствами. | Древесина: берёза, кедр , осина, сосна, ель. |
4 неделя Тема «Перелётные птицы» | Перелётные птицы Почему у водоплавающих птиц такой клюв? Цель: Помочь детям установить связь между строениями и образом жизни в экосистеме. | Дидактическая игра : « Где чей клюв?» Чтение Г. Х. Андерсен « Гадкий Утёнок» Изготовление поделок из бумаги ( оригами) |
Ноябрь 1 неделя Тема «Библиотека» | Мир бумаги Цель: Дать детям сведения о разных видах бумаги | Салфеточная , писчая, оберточная ,чертежная , |
2 неделя | Мы пишем книгу. Цель: Совершенствовать графические умения детей побуждать детей в коллективном создании книги . | Бумага, цветные карандаши, картон , ножницы |
3 неделя | Бумажный мост. Цель: Познакомить детей с понятием жесткость. | - два стакана - несколько листиков бумаги - небольшая миска - пластилин - |
4 неделя | Бумажные цветы Цель: Научить детей изготовлять из различной бумаги цветы | Гофрированная бумага, ножницы, линейка,карандаш |
Декабрь Тема «Зима» 1 неделя | Нужен ли растениям зимой снег? Цель: Помочь детям выявить роль снега в жизни растений | - Дидактическая игра: «Бывает-не бывает» Просмотр презентаций «Откуда в снеге грязь?» |
2 неделя |
Строим снежный город Цель: Учить детей видеть возможности преобразования снега, поощрять стремление к участию в коллективной деятельности . | Предварительно : Чтение русской народной сказки «Снегурочка» |
3 неделя | «Лёд и снег- тоже вода» Цель: Помочь детям доказать с помощью опыта , что лёд и снег- тоже вода | - длинный бокал - ложки - вода - миска - стакан -Снег-лёд |
Январь 1 неделя | «Изготовление цветных льдинок» Цель: Познакомить детей с агрегатным состоянием воды - жидким и твёрдым ,показать с помощью опыта , что вода замерзает на холоде, а в воде растворяется краска | - Стаканы пластмассовые -вода - краска акварель, гуашь |
2 неделя Тема «Зимующие птицы» | «У кого какие клювы?» Цель: Научить детей устанавливать зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц | Просмотр презентации «Зимующие птицы» Наблюдение в природе , изготовление кормушки |
Февраль Тема «Одежда , ткани» 1 неделя | «Ткани от Матроскина» Цель: Познакомить детей со свойствами ткани, научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала . |
Дидактические игры: «Угадай профессии» «Чего не стало?» «Когда что надеть?» Просмотр презентации « Одежда» |
2 неделя Тема «Посуда» | «В мире стекла» Цель: Дать детям возможность узнать предметы, изготовленные из стекла , сравнивать их качественные характеристики и свойства | Посуда: фарфор ,фаянс. Дидактическая игра: «Найди такую же» Просмотр презентации « Посуда» |
3 неделя | Фарфоровый секрет китайцев Цель» Познакомить детей с историей создание стекла и фарфора , научить называть назвать свойства | Посуда из стекла и фарфора Чтение К. Чуковского «Федорино горе» |
4 неделя | «Мы - фокусники» Цель: Помочь детям выявить материалы взаимодействующие с магнитами | Посуда, алюминий ,иголка, ножницы и д.р. |
Март 1 неделя Тема «Почта» | Секретные записки. Цель: Уточнить знания детей о результатах труда , людей ,разных профессий ,помочь детям выявить возможность использование различных веществ вместо чернил . Изготовление письма,конверта | Конверт с марками, бумага, карандаши, древесный уголь, Чтение худ. Литературы С Маршака «Почта» |
2 неделя Тема «Транспорт» | Виды движения Цель: Познакомить с видами транспорта ,коллективно изготовить разные виды транспорта | - ножницы, изготовление поделок из бросового материала : пластмассовые бутылки, спичечные коробочки, пуговицы и д. р. |
3 неделя Тема : «Улицы города» | «Почему лампочка светит?» Цель: Объяснить детям с помощью опыта принцип работы электрической лампочки | Батарейка, лампочка, проводки, выключатель ОБЖ: Правила общения с электроприборами |
4 неделя |
Цель: Помочь детям понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях. научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) | - зеркала разного размера , |
Апрель 1 неделя Тема «Космос» | «Компас» Цель: Показать детям, что у магнита есть полюса – северный и южный , рассказать об использования магнита в компасе , по необходимости компаса людям. | Просмотр презентации «Космос» Компасы на каждого ребёнка |
2 неделя Тема « Животные Севера и Юга | Изготовление макетов «Север» и «Юг» Цель: Реализовать представление детей о климатических зонах земли | Просмотр презентации «Чей голос?» Дидактическая игра « Где кто живёт?» « Знакомства с красной книгой» |
3 неделя
| «Тёмный космос» Цель: дать детям возможность узнать , почему в космосе темно | Презентация « Космос»- просмотр Н . Харрис «Земля и космос» |
4 неделя Тема «Измерительные приборы» | «Чем можно измерить длину?» Цель: Расширить представление детей о мерах длины , познакомить с измерительными приборами(линейкой, сантиметровой лентой ) | Линейки, сантиметровая лента, ленточки , книги, ,карандаши и т. д. |
Май 1 неделя Тема «Комнатные растения» | Испарение влаги с листьев и растений Цель: Дать детям возможность проверить , куда исчезает вода с листьев растений . | Презентация « Цветы»- просмотр Дидактическая игра: «Отгадай что за растение?» |
2 неделя | « Неизвестные семена» Цель; Дать детям возможность проверить и убедится в необходимости почв для жизни растений, выделить разные по составу почвы . | Чтение А. Платежков «Неизвестный цветок» Семена цветов. |
3 неделя Тема «Насекомые» | «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» Цель: Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков. | Наблюдение ,сбор коллекции . Дидактическая игра : «Кто как двигается, и кто где спятался» |
Ожидаемые результаты.
1.Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
2.Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
3.У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produktivnaya_deyatelnost.docx | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Продуктивная деятельность
( эксперименты)
«Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность в подготовительной группе « Цветики – семицветики»
МКДОУ № 4 « Звёздочка»
Воспитатели: Сооро О.В. Боровик Л.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности .
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
- собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
- активность ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.
Актуальность программы
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации программы является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: о предметном мире : посуда, мебель ,игрушки .обувь ,транспорт .О геометрических фигурах круг ,прямоугольник призма , ромб ,О человеке; мои помощники – рот,носглаза, уши .О приготовлении пищи :раздел «Кулинария»- как сделать салат ,заварить чай ,О материалах: глина, бумага ,ткань ,дерево, метал ,пластмасса .О природных явлениях; времена года, природные явления ,объекты живой и не живой природы .О мире животных и растений ; как звери живут зимой ,летом .Условия необходимые для роста и развития овощам и фруктам .
Цели и задачи программы
Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи программы:
Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта ,его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания .;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно - символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность, внимание , память ,воображение ,логическое мышление;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет.
Этапы реализации программы:
1 этап – подготовительный.
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
2. Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
3. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательный – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
1. Определить эффективность проведенной работы
2. Провести анализ полученных результатов.
Сроки проведения: с 15 сентября 2017года по 30 мая 2018 года.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Перспективный план
Месяц | Занятие, цель | материал |
Сентябрь Тема «Овощи и Фрукты» 2 неделя | «Овощной (фруктовый) салат» Цель: Познакомить детей с процессом приготовления салата, Формировать умение определять на вкус фрукты и овощи | - глубокая емкость с водой, апельсин , яблоко, груша ,огурец ,помидор, лук тарелки ,вилки. |
3 неделя Тема: «Лес и лиственные деревья» | «Почему осенью листья желтеют? Цель: Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и изменением погоды(осенью холоднее,чем летом) . | иллюстрации - поднос или тазик - листья от разных деревьев - - ветви - вода |
4 неделя | .В тепле и холоде Цель: Помочь детям выделить благоприятные условия для роста и развития растений | -листья разных размеров - гербарии из цветов - А.Плещеев «Осень наступила» |
Октябрь 1 неделя Тема «Мебель» | Мир пластмасс Цель : Учить детей узнавать вещи ,сделанные из разного вида пластмасс | Полиэтилен, пенопласт, оргстекло ,целлулоид. |
2 неделя | Мир металлов Цель: научить детей узнавать предмет из металла , определять его качественные характеристики, свойствами | Алюминий, железо, медь. |
3 неделя | Мир дерева Цель : научить детей узнавать вещи из древесины, познакомить его качествами и свойствами. | Древесина: берёза, кедр , осина, сосна, ель. |
4 неделя Тема «Перелётные птицы» | Перелётные птицы Почему у водоплавающих птиц такой клюв? Цель: Помочь детям установить связь между строениями и образом жизни в экосистеме. | Дидактическая игра : « Где чей клюв?» Чтение Г. Х. Андерсен « Гадкий Утёнок» Изготовление поделок из бумаги ( оригами) |
Ноябрь 1 неделя Тема «Библиотека» | Мир бумаги Цель: Дать детям сведения о разных видах бумаги | Салфеточная , писчая, оберточная ,чертежная , |
2 неделя | Мы пишем книгу. Цель: Совершенствовать графические умения детей побуждать детей в коллективном создании книги . | Бумага, цветные карандаши, картон , ножницы |
3 неделя | Бумажный мост. Цель: Познакомить детей с понятием жесткость. | - два стакана - несколько листиков бумаги - небольшая миска - пластилин - |
4 неделя | Бумажные цветы Цель: Научить детей изготовлять из различной бумаги цветы | Гофрированная бумага, ножницы, линейка,карандаш |
Декабрь Тема «Зима» 1 неделя | Нужен ли растениям зимой снег? Цель: Помочь детям выявить роль снега в жизни растений | - Дидактическая игра: «Бывает-не бывает» Просмотр презентаций «Откуда в снеге грязь?» |
2 неделя | Строим снежный город Цель: Учить детей видеть возможности преобразования снега, поощрять стремление к участию в коллективной деятельности . | Предварительно : Чтение русской народной сказки «Снегурочка» |
3 неделя | «Лёд и снег- тоже вода» Цель: Помочь детям доказать с помощью опыта , что лёд и снег- тоже вода | - длинный бокал - ложки - вода - миска - стакан -Снег-лёд |
Январь 1 неделя | «Изготовление цветных льдинок» Цель: Познакомить детей с агрегатным состоянием воды - жидким и твёрдым ,показать с помощью опыта , что вода замерзает на холоде, а в воде растворяется краска | - Стаканы пластмассовые -вода - краска акварель, гуашь |
2 неделя Тема «Зимующие птицы» | «У кого какие клювы?» Цель: Научить детей устанавливать зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц | Просмотр презентации «Зимующие птицы» Наблюдение в природе , изготовление кормушки |
Февраль Тема «Одежда , ткани» 1 неделя | «Ткани от Матроскина» Цель: Познакомить детей со свойствами ткани, научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала . | Дидактические игры: «Угадай профессии» «Чего не стало?» «Когда что надеть?» Просмотр презентации « Одежда» |
2 неделя Тема «Посуда» | «В мире стекла» Цель: Дать детям возможность узнать предметы, изготовленные из стекла , сравнивать их качественные характеристики и свойства | Посуда: фарфор ,фаянс. Дидактическая игра: «Найди такую же» Просмотр презентации « Посуда» |
3 неделя | Фарфоровый секрет китайцев Цель» Познакомить детей с историей создание стекла и фарфора , научить называть назвать свойства | Посуда из стекла и фарфора Чтение К. Чуковского «Федорино горе» |
4 неделя | «Мы - фокусники» Цель: Помочь детям выявить материалы взаимодействующие с магнитами | Посуда, алюминий ,иголка, ножницы и д.р. |
Март 1 неделя Тема «Почта» | Секретные записки. Цель: Уточнить знания детей о результатах труда , людей ,разных профессий ,помочь детям выявить возможность использование различных веществ вместо чернил . Изготовление письма,конверта | Конверт с марками, бумага, карандаши, древесный уголь, Чтение худ. Литературы С Маршака «Почта» |
2 неделя Тема «Транспорт» | Виды движения Цель: Познакомить с видами транспорта ,коллективно изготовить разные виды транспорта | - ножницы, изготовление поделок из бросового материала : пластмассовые бутылки, спичечные коробочки, пуговицы и д. р. |
3 неделя Тема : «Улицы города» | «Почему лампочка светит?» Цель: Объяснить детям с помощью опыта принцип работы электрической лампочки | Батарейка, лампочка, проводки, выключатель ОБЖ: Правила общения с электроприборами |
4 неделя |
Цель: Помочь детям понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях. научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) | - зеркала разного размера , |
Апрель 1 неделя Тема «Космос» | «Компас» Цель: Показать детям, что у магнита есть полюса – северный и южный , рассказать об использования магнита в компасе , по необходимости компаса людям. | Просмотр презентации «Космос» Компасы на каждого ребёнка |
2 неделя Тема « Животные Севера и Юга | Изготовление макетов «Север» и «Юг» Цель: Реализовать представление детей о климатических зонах земли | Просмотр презентации «Чей голос?» Дидактическая игра « Где кто живёт?» « Знакомства с красной книгой» |
3 неделя | «Тёмный космос» Цель: дать детям возможность узнать , почему в космосе темно | Презентация « Космос»- просмотр Н . Харрис «Земля и космос» |
4 неделя Тема «Измерительные приборы» | «Чем можно измерить длину?» Цель: Расширить представление детей о мерах длины , познакомить с измерительными приборами(линейкой, сантиметровой лентой ) | Линейки, сантиметровая лента, ленточки , книги, ,карандаши и т. д. |
Май 1 неделя Тема «Комнатные растения» | Испарение влаги с листьев и растений Цель: Дать детям возможность проверить , куда исчезает вода с листьев растений . | Презентация « Цветы»- просмотр Дидактическая игра: «Отгадай что за растение?» |
2 неделя | « Неизвестные семена» Цель; Дать детям возможность проверить и убедится в необходимости почв для жизни растений, выделить разные по составу почвы . | Чтение А. Платежков «Неизвестный цветок» Семена цветов. |
3 неделя Тема «Насекомые» | «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» Цель: Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков. | Наблюдение ,сбор коллекции . Дидактическая игра : «Кто как двигается, и кто где спятался» |
Ожидаемые результаты.
1.Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
2.Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
3.У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками с ЗПР в подготовительной группе «Цветик-семицветик» на тему «Кормушка для птиц»
Задачи:Воспитательные: воспитывать самостоятельность в применении речевых навыков в различных видах детской деятельности («Коммуникация»); бережное отношение к природе родного края («Познание»); умени...
«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»
гТе«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»познавательной активности старших дошкольников через эксТема пма педагогического проекта: «Развитие...
Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность
Презентация...
Конспект НОД по театрализованной деятельности в подготовительной группе «Цветик-семицветик»
Развитие творческих способностей и воображения в театрализованной деятельности через упражнения и этюды....
Конспект открытого итогового занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Цветик-Семицветик»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей, полученные в течение учебного года....
Проект: «Развитие познавательной-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность с помощью сказки»
laquo;Самое лучшее открытие то,которое ребенок делает сам.(Ральф У. ЭмерсонЦель: в процессе познавательно-исследовательской деятельности направить внимание детей на динамичность окружающего мира, на ...
Картотека игр к проекту «Развитие познавательной-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность с помощью сказки».
Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения....