Конспект открытого итогового занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Цветик-Семицветик»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Никитина Эмилия Сергеевна

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей, полученные в течение учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_podgotovitelnaya_2023.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. НИЖНЕВАРТОВСКА       ДЕТСКИЙ САД №38 «ДОМОВЁНОК»

Конспект открытого итогового занятия                         по познавательному развитию                          в подготовительной группе                «Цветик-Семицветик»

Подготовила воспитатель:

Никитина Э.С.

г.Нижневартовск

2023

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей, полученные в течение учебного года.

Задачи:

Образовательные:

 - Закреплять знания о последовательности дней недели.

 - Закрепить с детьми порядковый счет в пределах 10.

 - Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 20    

    (называть предыдущее и последующее число).

 - Продолжать учить составлять арифметические задачи. Учить выделять

    основные части задачи (условия, вопрос, решение, ответ).

 - Закрепить знания о геометрических фигурах.

 - Закрепить знания об окружающем мире.

 - Продолжать формировать мыслительные операции у детей.

Развивающие:

 - Развивать логическое мышление, умение решать простые математические задачи, развивать мелкую моторику пальцев рук.

 - Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление.

  - Развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

 - Расширять словарный запас антонимов и кругозор детей, интерес к играм логического содержания.

 Воспитательные:

 - Воспитывать интерес к школе, усидчивость, любознательность, организованность, дисциплинированность, дружеские взаимоотношения между детьми через дидактические игры, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости, формировать навык самоконтроля и самооценки.

 - Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Этапы занятия:
1. Мотивация – постановка цели и задачи перед детьми (игровая).
2. Основной – непосредственная работа с детьми.
3. Закрепляющий – выводы, поощрение.


Методы и приемы: словесные, игровые, практические.

Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: дидактические игры, задачи на логическое мышление.
3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательная.

Продуктивная.

Двигательная.


Дидактический и раздаточный материал:

Цветик-Семицветик из картона (с цифрами с одной стороны и заданиями с другой стороны); цифры от 1 до 10 (каждая цифра на отдельном листе); буквы для составления слов из них; мяч; картонное дерево с монетками, на которых написаны цифры; сказочные герои (фигурки или игрушки по сказке «Приключения Буратино»); нарисованный на листе бумаги геометрический мальчик; простые и цветные карандаши, листочки (на каждого ребёнка).

План образовательной деятельности:

1. Вводная часть.

Постановка цели и задачи перед детьми (игровая).

2.Основная часть:                                                                                                                                Лепесток № 1 - Интеллектуальная разминка.                                                                          Лепесток № 2 - Игровое упражнение «Эрудиты».                                                                                                   Лепесток № 3 - Весёлые вопросы и загадки.                                                                   Лепесток № 4 - Речевые задачки.                                                                                               Лепесток № 5 - Перемена                                                                                                          Лепесток № 6 - Математические задачки.                                                                                          Лепесток № 7 - Геометрические фигуры.                                                                                                        3.Заключительная часть:                                                                                                               Оценка деятельности детей, поощрение.


Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, вы многому научились, многое умеете и знаете, и я предлагаю нам всем вместе отправиться в путешествие в страну знаний.  Как называется эта страна, вы узнаете, когда загадку отгадаете:

Большой, уютный, светлый дом.                                                                                        Ребят хороших много в нем.                                                                                       Красиво пишут и читают,                                                                                                          Сложные задачи там решают,                                                                                                             Хорошие отметки получают. (Школа) 

Воспитатель: Правильно! Ребята, сейчас вы ходите в детский сад, вас называют дошкольниками, а когда вы пойдете в школу, вас станут называть..?

Дети: Школьниками, учениками.

Воспитатель: Правильно! Дети, как вы думаете, вы готовы отправиться в Школу?

Дети: Да!

Воспитатель: Но на пути нам встретятся испытания: интересные загадки, сложные препятствия, нелегкие задачки!  Чтобы их преодолеть вам понадобятся все знания и умения, которыми вы обладаете. Вы не испугаетесь? Не побоитесь испытаний?

Дети: Нет, не испугаемся!

Воспитатель: Ну что, в путь?

Давайте возьмемся за руки, встанем в круг–почувствуем поддержку друг друга:

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.                                                             Нам преграды не страшны – если мы дружны!

Воспитатель: В самом начале нашего путешествия вспомним правила поведения:  

Вспомним правила друзья!

В группе как ведем себя?

Говорим по одному,

Не мешаем никому.

Если хочешь отвечать,

Руку нужно поднимать!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас вырос необычный цветок. С его помощью мы и отправимся в путешествие в страну знаний. Как же нам определить, какой из лепестков нам взять первым? (на лепестках цифры от 1 до 7) (ответы детей)

Первый лепесток - Интеллектуальная разминка.
Воспитатель: Правильно, это лепесток под цифрой 1. Какого он цвета? Здесь стихотворение. Я сейчас вам его прочитаю, а вы слушайте очень внимательно.
Носорог все дни недели
Проводил на карусели,
И смеялся Носорог,
И сиял от счастья рог.
Но в последний день недели
Вдруг сломались карусели,
Потому что вместе сели
Носорог, Жираф, Олень,
Слон, Слониха и Тюлень…-
Словом, дюжина зверей
Да обжора муравей.


- В какой же день недели все звери сели на карусели? 

- Сколько всего дней в неделе?
- Перечислите все дни недели.
- Скажите, пожалуйста, какой сегодня день недели?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Сколько у нас рабочих дней в неделю?

- Назовите выходные дни недели?

- На каком по счету месте стоит понедельник?

- А какой по счету день недели – вторник?

- Какой день недели пятый?

- Назовите соседей понедельника.

- А, сколько всего частей в сутках, перечислите их.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с разминкой!

Второй лепесток - Игровое упражнение «Эрудиты».
Воспитатель: Теперь какой лепесток нам нужно взять? (под номером 2). А какого цвета второй лепесток? Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы по очереди, передавая мяч друг другу, отвечать на них.

- Как называется наша страна?

- Как называется наш округ?

- В каком городе мы живём?

- Кто президент нашей страны?

- Назовите первого космонавта?

- Всегда зеленое дерево?

- Какого цвета вода?

- Назовите хищное животное?

- Какая птица стоит на одной ноге?                                                                                                                                                

- Во что, превращается вода, когда замерзнет?                                                                        - Как называется игра, в которой играют клюшкой и шайбой?  

- Сколько всего частей в сутках, перечислите их.

- Что длиннее: неделя или месяц?

- Что длиннее: 12 месяцев или год?

- Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком?

- Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это?

- Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это?

- Кто носит свой дом на спине?

- У какого зверя есть иголки?

- Лев - дикое или домашнее животное?

- Какого зверя можно назвать длинноухим?

- Карась, щука, сом, окунь – это ...?

- Какая птица лечит деревья?

- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?

- У какой птицы красная грудка?

- Кто плетет паутину?

- У какого насекомого крылышки красные с черными точками?

- Как одним словом называются животные, которые живут в лесу?

- Когда собирают урожай с полей и огородов?

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились!


Третий лепесток – Весёлые вопросы и загадки.

Воспитатель: Какой лепесток нам нужно взять сейчас? (под номером 3). А какого цвета третий лепесток? Здесь тоже стихотворение. Слушаем внимательно.

Тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Воспитатель: Скажите, о каком времени года здесь говориться? (ответы детей)

Воспитатель: Почему вы решили, что это весна? Какие признаки весны вы услышали? (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, появятся первые листочки). 

Воспитатель: А какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы? Какой из них самый холодный? А какой самый теплый? (ответы детей)

Хорошо, вы все весенние признаки знаете.

Воспитатель: Ещё здесь нам нужно ответить на вопросы:

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- Из чего состоит предложение? (из слов)

- На что делятся слова? (на слоги)

- А слоги делятся на …? (звуки)

- Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)

- Назовите гласные звуки.

- Почему они называются «гласные»? (они поются, их можно тянуть)


Воспитатель: А сейчас приготовьте ваши ушки, слушайте внимательно загадки, определите, с какого звука начинаются отгадки.


«Он большой, как мяч футбольный,                          «Маленький рост,

Если малый – все довольны.                                        Длинный хвост,

Так приятен он на вкус,                                                Серая шубка,

Называется…» (Арбуз)                                                 Острые зубки…» (Мышка)


«Кукла, мячик и скакалка,                                          «В реках Африки живет    

Самолетик, обезьянка,                                                 Злой зеленый пароход,  

И машина, и зверюшки                                                Кто б на встречу не проплыл,

Называются…» (Игрушки)                                          Всех проглотит …» (Крокодил)

А теперь задание: придумать слова, начинающиеся на эти звуки.
(Выполнение задания) 

Воспитатель: Молодцы, ребята! С этим заданием вы тоже справились!

Четвертый лепесток – Речевые задачки.

Воспитатель: Какой лепесток будет следующим? (с цифрой 4) Какого цвета четвёртый лепесток? Здесь у нас несколько заданий.

1-е задание: «Собери слово»

Для начала вам нужно разделиться на 2 команды. На столах лежат буквы. Вам необходимо из этих букв составить 1 слово. Каждая команда составляет по 2 слова. Желаю вам удачи!

1. УМХА                        3. НАЛУ

2. ТОЛС                         4. ИЛСА

Какие слова получились?

1. МУХА                        3. ЛУНА

2. СТОЛ                         4. ЛИСА

2-е задание: Игра “Скажи наоборот”

Большой – маленький.

Веселый – грустный.

Быстрый – медленный.

Пустой – полный.

Умный – глупый.

Много – мало

Трудолюбивый – ленивый.

Сильный – слабый.

Тяжелый – легкий.

Трусливый – храбрый.

Белый – черный.

Чистый – грязный

Холодный – горячий

3-е задание: «Найди слог»

Ребята, нас ждет следующее задание. Я прочитаю для вас маленькие истории, но не простые.  Если вы услышите слог «три» или слово «три», то хлопните один раз в ладоши. Готовы?

1. Недавно поезд на вокзале,

Мне ТРИ (хлопают) часа пришлось прождать.

Зато успел за это время

Я и подсТРИчься (хлопают) и поспать.

2. Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом,

СмоТРИ (хлопают), на старте не хиТРИ (хлопают).

А жди команду раз, два, ТРИ (хлопают).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями!

Пятый лепесток - Перемена.

Воспитатель: А какой лепесток взять дальше? (с цифрой 5) Какого он цвета?

Здесь – перемена. Ребята, в школе между уроками есть перемены. А что это такое? Может, кто-то из вас знает, зачем нужны перемены? Что дети делают на переменах? (ответы детей) Сейчас мы с вами будем отдыхать. Послушайте загадку:

Невысокая избушка

в ней живут лиса, лягушка,

мышка, заяц, серый волк --

в крепкой дружбе знают толк.

К ним ещё медведь просился,

только он не поместился.

Залезая он бы мог

Разломать весь… (Теремок)

Физминутка «Теремок»

Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Стоит в поле теремок, (руками показываем крышу домика)

На двери висит замок, (сжимаем пальцы рук в замок)

Открывает его волк -дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок, движутся вперед-назад, влево-вправо)

Пришел Петя-петушок, он ключом открыл замок, и зашел в теремок. (снова показываем теремок)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Живые цифры». Я раздам вам цифры и включу музыку, пока музыка звучит, вы танцуете, как только музыка останавливается вы встаете по порядку от 1 до 10. Второй раз при остановке музыки вы должны быстро встать в обратном порядке.

Ребята, а сейчас мы проверим, все ли на месте и проведем перекличку:

- Даша, посчитай по порядку сколько вас сегодня.

- Артем, сколько мальчиков?

- Вера, сколько девочек? Кого больше?

- Ева, кто стоит справа от тебя?

- Арсений, кто стоит слева от тебя?

- Семён, ответь, кто стоит первым, а кто последним?

Воспитатель: Ну что, отдохнули? Продолжаем наше путешествие.

Шестой лепесток - Математические задачки.

Воспитатель: Какой теперь нам взять лепесток? Какая на нём цифра? (с цифрой 6) Какого он цвета? А здесь нужно решить примеры и математические задачки.

Игровое упражнение «Монетки с волшебного дерева».

На веточке дерева висят монетки из золотистого картона. Дети «срывают» по одной монетке на которой с обратной стороны изображено число от 1 до 20, и называют соседей числа.

5 (4,6); 8 (7,9); 14 (13,15); 17 (16,18); 19 (18,20); 3 (1,2); 6 (4,5); 9 (8,10); 4 (2,3); 2 (1,3); 10 (9, 11)

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием справились!

Следующее задание: «Порядковый счет».

На столе стоят сказочные герои из сказки «Приключения Буратино».

Воспитатель: Ребята, вы помните сказку про Буратино? Как зовут героев этой сказки?

Дети: Да, ответы детей.

Воспитатель: А сейчас мы с вами их посчитаем.

- Считают сказочных героев.

- Который по счету Карабас Барабас? (восьмой)

- На каком по счёту месте стоит черепаха Тартила? (пятая)

- Какой по счёту Папа Карло? (шестой)

- На каком по счёту месте находиться лиса-Алиса? (десятая)

- Который по счёту Буратино (первый)

- Какая по счёту Мальвина? (вторая)

- Который по порядку Артемон? (четвертый)

- Какой герой третий слева? (Пьеро)

- Каким по счёту стоит кот Базилио? (девятый)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы будем решать задачки.

Задание «Задачи на смекалку»:

- Сколько ног у паука? (8)

- Сколько ушей у двух ежей? (4)

- Сколько хвостов у четырех котов? (4)

- Сколько носов у трех слонов? (3)

- Сколько орехов в пустом стакане? (0)

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1)

- На березе висело 5 яблок. Три яблока упало. Сколько яблок осталось на березе? (0, на берёзе яблоки не растут) 

- Высоко задравши нос, Заяц шесть морковок нёс. Спотыкнулся и упал - Две морковки потерял. Сколько морковок у зайца осталось? (4)

- Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели. Пять румяных, наливных, три с кислинкой. Сколько всего их? (8). 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями!


Седьмой лепесток - Геометрические фигуры.
Воспитатель: Ну что, ребята, у нас остался последний лепесток. Какая на нём цифра? Какого он цвета? Посмотрите, здесь записка: «Найдите в группе необычного мальчика. Он находиться справа на подоконнике».  Давайте посмотрим, кто там спрятался?»

Воспитатель: Скажите, почему мальчик необычный? (ответы детей) Из каких геометрический фигур он состоит? Давайте посчитаем, сколько здесь использовано кругов? Треугольников, прямоугольников? Все ли они одинаковые? (различие по форме, цвету). Посмотрите еще раз на геометрического мальчика, запомните, какой он и нарисуйте себе на листочке, а потом раскрасьте мальчика в соответствии с определенным цветом.

Воспитатель: Смотрите, правильно ли у вас получилось.

Подведение итога занятия.


Воспитатель: Ну, вот и последний лепесток нашего цветочка прикреплен. Ребята, вы выполнили все задания! Скажите какие сегодня были у нас задания. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что особенно понравилось? Может быть какое-то задание вызвало у вас затруднения? А какие задания были лёгкими? (ответы детей) 

А теперь заглянем в серединку цветка, что там. А там – сладкий приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого итогового просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой».

Прежде всего это сформировать у детей представления о русской избе. А именно познакомить, что представляет собой русская изба: внутри, снаружи. Также познакомить детей с домашним бытом....

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада

В конспекте представлен материал для занятия в подготовительной группе по познавательному развитию, художественно-эстетическому, физическому развитию....

Конспект итогового занятия по Познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Веселое путешествие»

Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся у детей представления о времени (дни недели, части суток, месяцы года, геометрические представления. Упражнять в решении и составлении задач на сложение и вычита...

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Свойства бумаги"

Цель: Формирование представления детей о свойствах и видах бумаги.Задачи:Образовательная: Расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствахРазвивающая: по...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Друзья природы"

Данная разработка поможет воспитателям формировать интерес к миру природы, закреплять знания об основных правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека и природы. В процессе проведения занятия у...