Индивидуальная программа
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад№15» города Алейска Алтайского края.
Принято: Педагогический совет №_1___
от“__” ____________2017 г | Утверждаю: Заведующий МБДОУ«Детский сад №15» г.Алейск _________________/Н.М.Щербатых/ “_____” ____________2017 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА
Музыкальный руководитель
высшей кв. категории
Семенихина
Татьяна Николаевна
г. Алейск 2017
Содержание.
№ п./п |
Оглавление |
Стр. |
1 | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Структура музыкальной одаренности | 4 |
1.3 | Модель музыкальной одарённости | 5 |
1.4 | Цель реализации рабочей программы | 6 |
1.5 | Задачи реализации рабочей программы | 6 |
1.6 | Псиолого-педагогическая характеристикаребёнка. | 7 |
1.7 | Характеристика музыкальных способностей. | 7 |
1.8 | Методы достижения задач | 8 |
1.9 | Планируемый результат.
| 9 |
2 | Содержательный раздел |
|
2.1 | План музыкального развития вокальных данных воспитанницы
| 10 |
2.2 | Комплексно–тематическое планирование (описание образовательной деятельности) | 11 |
2.3
| Уровень вокальных способностей воспитанницы | 13 |
3. | Приложение.
| 14 |
1.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка
Бог дал нам музыку, чтобы мы
прежде всего влеклись ею ввысь...
Ницше Ф.
Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.
В чем же особая роль музыкального воспитания? В том, чтобы развить музыкальные способности, сформировать у ребенка эстетические потребности. Это все очень важно. Но есть еще важная проблема – это развитие творческого воображения, возможности влиять на внутренние и психические процессы детей.
Сегодня современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме своего эволюционного развития – проблемы расширения сознания, развитие эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы.
Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.
Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.
Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, знаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получается лучше.
Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования.
1.2 Структура музыкальной одаренности
включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.
Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.
1.3 МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
Мною была разработана программа, в которой речь пойдёт о ребёнке, наделённом музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь. План работы был составлен на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно пения (диаграмма прилагается).
1.4 Цель:
Развитие природных, творческих задатков, вокально-певческих способностей и исполнительского мастерства.
1.5 Задачи:
1.Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
2.Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Творческое воображение.
3.Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:
– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом; авторскую методику «Осознанного резонансного пения» Демченко А.Д.
– провела диагностику;
–подобрала музыкальный репертуар(распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
– применяла метод дирижёрского жеста для выработки и хорошего запаса дыхания, правильного пения и технического исполнения мелодии,
– использовала упражнения – звукоподражания (шум леса – звук «Ш», жужжание пчелы – звук «Ж» и др.)
– совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой.
– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра, привлечение к участию в конкурсных программах по вокалу).
1.6. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РЕБЁНКА.
Кристина 24.05. 2011 года рождения, посещает подготовительную группу детского сада, начиная с первой младшей группы. Адаптационный период протекал без осложнений. Девочка старательный, активный, добросовестный, общительный, пользуется авторитетом у детей, обладает артистическими способностями, очень любит петь и танцевать, декламировать стихи.
Уважительна, вежлива и приветлива ко взрослым, обладает основами культуры поведения, дружеских взаимоотношений.
Кристина всегда опрятна, родители следят за его внешним видом. Кристина бережно относится к вещам и игрушкам, использует их по назначению. Физическое развитие удовлетворительное, имеет хорошие результаты. Речь чистая, чёткая. Кристина владеет диалогической и монологической речью, хорошо рассказывает и пересказывает. На занятиях усидчива, инициативу проявляет редко, но внимательно слушает воспитателя, рассуждает и анализирует. Программный материал усваивает хорошо по всем видам деятельности. Достаточно хорошо развито мышление, творческое начало, воображение. Кристина трудолюбива, с охотой выполняет трудовые поручения, ей нравится все новое и необычное. Вне занятий предпочитает игры в кругу друзей, особенно любит играть с куклами. Родители принимают активное участие в воспитании сына, общественной жизни группы и садика, участвуют в утренниках, исполняют различные роли. Родители прилагают все усилия, чтобы их ребёнок не ограничивал себя посещением детского сада и домашним окружением, часто посещают выступления детских коллективов, цирка.
1.7 ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Кристина – музыкально одарённый ребенок. С большим интересом занимается на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладая хорошей памятью способен запоминать большие роли, которые она в дальнейшем очень артистично воспроизводит. Также проявляет живой интерес к игре на музыкальных инструментах. У него отличные вокальные данные. Диапазон его голоса не соответствует его возрастным характеристикам. Его голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, тембральная насыщенность.
1.8 Методы достижения задач:
1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.
-Расширение диапазона;
-Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
-Усиление насыщенности звука;
-Полетность;
-Улучшение вибрато;
-Большая певучесть звука;
-Свобода;
-Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.
-работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
3. Фразировка и дыхание
-Голосоведение;
-Метроритм,темп;
-Тембр;
-Динамика;
-Фразировка.
4. Тренировка слуха
-Распевки;
-Слушание музыкальных произведений;
-Творческое сочинение мелодии;
-Музыкальные викторины.
5. Техника исполнения мелодии
-Применение дирижёрского жеста;
-Гаммовые распевки по руке;
-Сольфеджио;
-Вокализ.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.
1.9 Планируемый результат.
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.
Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть
возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».
2. Содержательный раздел.
2.1 План музыкального развития
вокальных данных воспитанницы Кристины
Основные направления развития ребёнка | Формы, приёмы и методы работы | Предполагаемый результат | сроки |
Способствовать развитию у ребенка выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. | 1.Артикуляционная гимнастика 2.Игры со звуком 3.Пальчиковая гимнастика 4.Игры с пением | Выступление на различных мероприятиях районного, городского и республиканского масштаба. | В течении 1 года |
2.2 Календарно-тематическое планирование
на 2017-2018учебный год
№ | месяц | тема | Музыкальный репертуар |
1 | сентябрь | - введение, знакомство с голосовым аппаратом -использование певческих навыков; - знакомство с различной манерой пения; - вокальные навыки. паратом; | • упражнение на освобождение от мышечных напряжений «Дерево». • Выполнение упражнений дыхательного тренинга «теплое дыхание», «курносый нос», «дыхание по точкам», «помпа», «насос». • Проверка осанки, направленности выдоха. • Выполнение упражнений для разминки губ - «кругосветное путешествие», «пятачок-улыбка», «почесывание губ», «губы-борцы». • Для разминки языка - «уколы в щеки», «ириска», «жало».
|
2 | октябрь | - певческая позиция; - использование элементов ритмики; - артикуляция и дыхание; - осенние песни. | Выступление на осеннем празднике • музыкальные игры и загадки. • Игра «звукоподражания» • Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и т.д.) • Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка» • Песня «Осень чудная пора» слова и музыка З.Роот. |
3 | ноябрь | - вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве; - детский фольклор; - раскрепощение певца; - весёлый калейдоскоп. | Упражнения «Волна», «От шёпота до крика», «А!!!», «Крик – вой» |
4 | декабрь | - формы и жанры вокальной музыки; - детские песни в исполнении эстрадных певцов; - песни о зиме. | Выступление на новогоднем песня «Зимняя пора»утреннике • Упражнение «Громче-тише» М. Раухвергера |
5 | январь | - «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»; - «Улыбка-это здорово!» | • Дыхательные упражнения - звукоподражания «шум леса», «жужжание пчелы» • «Будет горка во дворе» Т. Попатенко |
6 | февраль | - «Волшебная страна звуков»; - «Добрым быть совсем не просто…»; | Выступление на празднике, посвящённому дню защитника отечества • Музыкально-дидактическая игра «высоко-низко» • « Моряки» |
7 | март | Выступление на празднике «масленница», 8 марта | • «Зайка, зайка, где бывал?» Г. Зингера. •песня «Молодая бабушка» Евдоьева. |
8 | апрель | - «Настроение нежности и веселья»; - «Музыкальная прогулка»; | • Дыхательные упражнения- звукоподражания «комарики» • Упражнение на дыхание «мартышки» • «Песенка-чудесенка» В. Герчик |
9 | май | - «Краски музыки и голоса»; - «Необычные звуки и голоса»; Выступление на выпускном празднике | • «Весенняя капель» муз. А.Филиппенко, сл. Г.Бойко • «Сколько нас?» сл. Хромушкин О.Н, музыка Куклин Л. |
2.3 Уровень вокальных способностей воспитанницы
старшей группы Кристины 2017-2018 учебный год
| баллы |
начало года | 9 |
середина года |
|
конец года |
|
Шкала баллов:
Ниже среднего - от 1 до 5
Средний – от 5 до 10
Высокий – от 10 до 20
4.Приложение:
Диагностика по А.И.Савинкович
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- хорошо поет;
- вкладывает много энергии, чувств в игру на музыкально-шумовом инструменте, в песню или танец;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
- нравится играть на каком-нибудь инструменте;
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
по Емельянову В. В.:
Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).
Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдо¬слова, которые складываются в псевдо-фразы.
Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).
Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии - «штро - бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.
Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.
Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.
Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.
Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.
Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.
2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
8. Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.
9. Уроки фольклора в детском саду. /Сост. Боронина Е.Г, ред. Щуров В.М. – Красноярск, 1994. – 28 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_muzykalnogo_razvitiya_odaryonnogo_rebyonka.docx | 84.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад№15» города Алейска Алтайского края.
Принято: Педагогический совет №_1___ от“__” ____________2017 г | Утверждаю: Заведующий МБДОУ«Детский сад №15» г.Алейск _________________/Н.М.Щербатых/ “_____” ____________2017 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА
Музыкальный руководитель
высшей кв. категории
Семенихина
Татьяна Николаевна
г. Алейск 2017
Содержание.
№ п./п | Оглавление | Стр. |
1 | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Структура музыкальной одаренности | 4 |
1.3 | Модель музыкальной одарённости | 5 |
1.4 | Цель реализации рабочей программы | 6 |
1.5 | Задачи реализации рабочей программы | 6 |
1.6 | Псиолого-педагогическая характеристикаребёнка. | 7 |
1.7 | Характеристика музыкальных способностей. | 7 |
1.8 | Методы достижения задач | 8 |
1.9 | Планируемый результат. | 9 |
2 | Содержательный раздел | |
2.1 | План музыкального развития вокальных данных воспитанницы | 10 |
2.2 | Комплексно–тематическое планирование (описание образовательной деятельности) | 11 |
2.3 | Уровень вокальных способностей воспитанницы | 13 |
3. | Приложение. | 14 |
1.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка
Бог дал нам музыку, чтобы мы
прежде всего влеклись ею ввысь...
Ницше Ф.
Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.
В чем же особая роль музыкального воспитания? В том, чтобы развить музыкальные способности, сформировать у ребенка эстетические потребности. Это все очень важно. Но есть еще важная проблема – это развитие творческого воображения, возможности влиять на внутренние и психические процессы детей.
Сегодня современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме своего эволюционного развития – проблемы расширения сознания, развитие эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы.
Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.
Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.
Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, знаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получается лучше.
Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования.
1.2 Структура музыкальной одаренности
включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.
Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.
1.3 МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
Мною была разработана программа, в которой речь пойдёт о ребёнке, наделённом музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь. План работы был составлен на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно пения (диаграмма прилагается).
1.4 Цель:
Развитие природных, творческих задатков, вокально-певческих способностей и исполнительского мастерства.
1.5 Задачи:
1.Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
2.Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Творческое воображение.
3.Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:
– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом; авторскую методику «Осознанного резонансного пения» Демченко А.Д.
– провела диагностику;
–подобрала музыкальный репертуар(распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
– применяла метод дирижёрского жеста для выработки и хорошего запаса дыхания, правильного пения и технического исполнения мелодии,
– использовала упражнения – звукоподражания (шум леса – звук «Ш», жужжание пчелы – звук «Ж» и др.)
– совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой.
– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра, привлечение к участию в конкурсных программах по вокалу).
1.6. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РЕБЁНКА.
Кристина 24.05. 2011 года рождения, посещает подготовительную группу детского сада, начиная с первой младшей группы. Адаптационный период протекал без осложнений. Девочка старательный, активный, добросовестный, общительный, пользуется авторитетом у детей, обладает артистическими способностями, очень любит петь и танцевать, декламировать стихи.
Уважительна, вежлива и приветлива ко взрослым, обладает основами культуры поведения, дружеских взаимоотношений.
Кристина всегда опрятна, родители следят за его внешним видом. Кристина бережно относится к вещам и игрушкам, использует их по назначению. Физическое развитие удовлетворительное, имеет хорошие результаты. Речь чистая, чёткая. Кристина владеет диалогической и монологической речью, хорошо рассказывает и пересказывает. На занятиях усидчива, инициативу проявляет редко, но внимательно слушает воспитателя, рассуждает и анализирует. Программный материал усваивает хорошо по всем видам деятельности. Достаточно хорошо развито мышление, творческое начало, воображение. Кристина трудолюбива, с охотой выполняет трудовые поручения, ей нравится все новое и необычное. Вне занятий предпочитает игры в кругу друзей, особенно любит играть с куклами. Родители принимают активное участие в воспитании сына, общественной жизни группы и садика, участвуют в утренниках, исполняют различные роли. Родители прилагают все усилия, чтобы их ребёнок не ограничивал себя посещением детского сада и домашним окружением, часто посещают выступления детских коллективов, цирка.
1.7 ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Кристина – музыкально одарённый ребенок. С большим интересом занимается на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладая хорошей памятью способен запоминать большие роли, которые она в дальнейшем очень артистично воспроизводит. Также проявляет живой интерес к игре на музыкальных инструментах. У него отличные вокальные данные. Диапазон его голоса не соответствует его возрастным характеристикам. Его голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, тембральная насыщенность.
1.8 Методы достижения задач:
1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.
-Расширение диапазона;
-Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
-Усиление насыщенности звука;
-Полетность;
-Улучшение вибрато;
-Большая певучесть звука;
-Свобода;
-Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.
-работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
3. Фразировка и дыхание
-Голосоведение;
-Метроритм,темп;
-Тембр;
-Динамика;
-Фразировка.
4. Тренировка слуха
-Распевки;
-Слушание музыкальных произведений;
-Творческое сочинение мелодии;
-Музыкальные викторины.
5. Техника исполнения мелодии
-Применение дирижёрского жеста;
-Гаммовые распевки по руке;
-Сольфеджио;
-Вокализ.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.
1.9 Планируемый результат.
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.
Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть
возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».
2. Содержательный раздел.
2.1 План музыкального развития
вокальных данных воспитанницы Кристины
Основные направления развития ребёнка | Формы, приёмы и методы работы | Предполагаемый результат | сроки |
Способствовать развитию у ребенка выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. | 1.Артикуляционная гимнастика 2.Игры со звуком 3.Пальчиковая гимнастика 4.Игры с пением | Выступление на различных мероприятиях районного, городского и республиканского масштаба. | В течении 1 года |
2.2 Календарно-тематическое планирование
на 2017-2018учебный год
№ | месяц | тема | Музыкальный репертуар |
1 | сентябрь | - введение, знакомство с голосовым аппаратом -использование певческих навыков; - знакомство с различной манерой пения; - вокальные навыки. паратом; | • упражнение на освобождение от мышечных напряжений «Дерево». • Выполнение упражнений дыхательного тренинга «теплое дыхание», «курносый нос», «дыхание по точкам», «помпа», «насос». • Проверка осанки, направленности выдоха. • Выполнение упражнений для разминки губ - «кругосветное путешествие», «пятачок-улыбка», «почесывание губ», «губы-борцы». • Для разминки языка - «уколы в щеки», «ириска», «жало». |
2 | октябрь | - певческая позиция; - использование элементов ритмики; - артикуляция и дыхание; - осенние песни. | Выступление на осеннем празднике • музыкальные игры и загадки. • Игра «звукоподражания» • Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и т.д.) • Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка» • Песня «Осень чудная пора» слова и музыка З.Роот. |
3 | ноябрь | - вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве; - детский фольклор; - раскрепощение певца; - весёлый калейдоскоп. | Упражнения «Волна», «От шёпота до крика», «А!!!», «Крик – вой» |
4 | декабрь | - формы и жанры вокальной музыки; - детские песни в исполнении эстрадных певцов; - песни о зиме. | Выступление на новогоднем песня «Зимняя пора»утреннике • Упражнение «Громче-тише» М. Раухвергера |
5 | январь | - «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»; - «Улыбка-это здорово!» | • Дыхательные упражнения - звукоподражания «шум леса», «жужжание пчелы» • «Будет горка во дворе» Т. Попатенко |
6 | февраль | - «Волшебная страна звуков»; - «Добрым быть совсем не просто…»; | Выступление на празднике, посвящённому дню защитника отечества • Музыкально-дидактическая игра «высоко-низко» • « Моряки» |
7 | март | Выступление на празднике «масленница», 8 марта | • «Зайка, зайка, где бывал?» Г. Зингера. •песня «Молодая бабушка» Евдоьева. |
8 | апрель | - «Настроение нежности и веселья»; - «Музыкальная прогулка»; | • Дыхательные упражнения- звукоподражания «комарики» • Упражнение на дыхание «мартышки» • «Песенка-чудесенка» В. Герчик |
9 | май | - «Краски музыки и голоса»; - «Необычные звуки и голоса»; Выступление на выпускном празднике | • «Весенняя капель» муз. А.Филиппенко, сл. Г.Бойко • «Сколько нас?» сл. Хромушкин О.Н, музыка Куклин Л. |
2.3 Уровень вокальных способностей воспитанницы
старшей группы Кристины 2017-2018 учебный год
баллы | |
начало года | 9 |
середина года | 12 |
конец года |
Шкала баллов:
Ниже среднего - от 1 до 5
Средний – от 5 до 10
Высокий – от 10 до 20
4.Приложение:
Диагностика по А.И.Савинкович
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- хорошо поет;
- вкладывает много энергии, чувств в игру на музыкально-шумовом инструменте, в песню или танец;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
- нравится играть на каком-нибудь инструменте;
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
по Емельянову В. В.:
Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).
Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдо¬слова, которые складываются в псевдо-фразы.
Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).
Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии - «штро - бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.
Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.
Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.
Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.
Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.
Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.
2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
8. Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.
9. Уроки фольклора в детском саду. /Сост. Боронина Е.Г, ред. Щуров В.М. – Красноярск, 1994. – 28 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением
Разработка индивидуальной программы обучения воспитания и развития ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....
Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...
Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.
Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....
Индивидуальная программа саморазвития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №9 Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
. Результаты освоения разработанных учителем-дефектологом индивидуальных программ (индивидуальных маршрутов).
Результат освоения программы...