«Организация РППС в группе по приобщению детей к художественной литературе. Оформление центра художественной литературы в группе с учетом ФГОС ДО»
консультация на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_rpps_po_oznakomleniyu_s_hudozhestvennoy_literaturoy.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Организация РППС в группе по приобщению детей к художественной литературе. Оформление центра художественной литературы в группе с учетом ФГОС ДО»
Подготовила:
Старший воспитатель
Рыбакова А.В.
2015
«Приходит книга в дом любой.
Коснись ее страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот,
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Степа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица,
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка»
(А.Марков)
ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155, включает ряд требований, среди которых требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в т.ч. к РППС.
Согласно ФГОС ДО РППС должна обеспечивать:
- Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства в группе;
- Наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития разных детских видов деятельности;
- Охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекция особенностей их развития;
- Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- Двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Требования ФГОС ДО мы должны также учитывать и при организации книжных уголков – центр художественной литературы. В Год литературы в Российской Федерации и Республики Башкортостан оформление и обновление содержания книжных уголков и в целом образовательная работа по приобщению детей к книге является приоритетной.
При оформлении книжных уголков мы должны руководствоваться принципами ФГОС ДО:
- Принцип трансформируемости – предполагает возможность изменений РППС в группах в зависимости от образовательной ситуации, в т.ч. от меняющихся интересов и возможностей детей.
В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у детей появляется возможность не только послушать, самостоятельно почитать книжки ( в подготовительной группе), рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.
- Принцип вариативности – предусматривает наличие разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную, исследовательскую активность воспитанников. В группах старшего дошкольного возраста в книжном уголке должен быть альбом детского художественного творчества «По следам художественных произведений», страницами которого являются рисунки и аппликации детей. В них дети отражают свои впечатления после того, как прослушают художественное произведение, рассмотрят иллюстрации, тематические альбомы. В подготовительной группе должны быть представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихи, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки), а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения.
- Принцип насыщенности – предусматривает соответствие РППС содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям воспитанников (возможности и особенности восприятия, памяти, мышления, психомоторики), гендерных особенностей детей. Они отличаются информативностью и разнообразием тематики книг, что способствует удовлетворению разных интересов дошкольников.
- Принцип доступности- предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, а также исправность и сохранность материалов и оборудования, книжные уголки в группах располагаются автономно, вдали от игровой зоны, в оптимально спокойном и доступном месте. Здесь каждый ребенок может уединиться и сосредоточиться на общении с интересной книгой.
Рядом с книжным уголком целесообразно расположить центр для самостоятельной продуктивной деятельности, театрализованной деятельности и по возможности, уголок уединения (или психологической разгрузки), что обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.
За исправностью и сохранностью книг в группах следят не только воспитатели, но и дети. Для этого в старших группах педагоги размещают «Книжную аптечку», которая помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к книгам. Воспитанники учатся самостоятельно их ремонтировать.
- Принцип безопасности – предполагает соответствие всех элементов РППС требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, книжные уголки оборудуются в максимально освещенной зоне групповой комнаты. Мебель для книжного уголка должна быть из безвредных для здоровья детей материалов, в соответствии с их возрастом и антропометрическими данными.
- Содержание книжных уголков в младших группах
- 4-5 книг одинаковых по содержанию, но разных по оформлению
- 2-3 экземпляра одинаковых книг
- 3-4 тематические книги, книги разных литературных жанров
- Издания яркие, с крупными иллюстрациями, знакомые детям
- Нетрадиционные книги (книги-ширмы, книги-игрушки, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом)
- Набор сюжетных картинок
- Тематические альбомы «Игрушки», «Животные», «Сказочные герои»
- Набор предметных картинок
- Наличие постоянного персонажа -«жителя» книжного уголка.
- Содержание книжных уголков в средних группах
- Использование детских работ в оформлении книжного уголка
- Наличие книг разных жанров худ.лит (рассказ, сказка, стихотворение)
- Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели
- 4-5 книг одинаковых по содержанию, но с разными иллюстрациями
- Портрет детского писателя. Книги с его произведениями.
- Наличие наборов сюжетных картинок, предметных картинок
- Наличие открыток для рассматривания по знакомым произведениям.
- Содержание книжных уголков в группах старшего дошкольного возраста
- Использование детских работ в оформлении книжного уголка
- Наличие книг разных жанров худ.лит (в подготовительной группе оформлена «Библиотека»)
- Тематическая выставка книг
- Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели, программой; наличие книг, с которыми дети знакомятся в ходе НОД
- Наличие книг-самоделок, журналов с учетом гендерной принадлежности
- Портрет детского писателя. Книги с его произведениями (разного формата и оформления).
- Наличие наборов сюжетных картинок, предметных картинок, открыток
- Наличие «Аптечки для книг»
- Наличие альбома детского художественного творчества по мотивам худ.произведений.
Книги помогают детям знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей, способствуют формированию у них нравственных качеств, моральных ценностей и эстетического вкуса. Учитывая это, важно с ранних лет приучать детей к общению с книгой, воспитывать бережное к ней отношение.
Так, оформленный с учетом современных требований книжный уголок в группе станет началом интересного путешествия воспитанников в мир сказочных историй, захватывающих рассказов и незатейливых стихов!
Читайте сами! И приобщайте детей к чтению!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя
Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Худ...
Проект «Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя».
Актуальность. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные обр...
Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»
Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»...
Выступление на методическом объединение воспитателей: « Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»
Выступление на методическом объединение воспитателей: « Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»...
Приобщение детей к художественной литературе посредством организации творческой мастерской «Город Мастеров»
Дошкольник и книга, как сделать их встречи яркими, запоминающимися? Как влюбить ребёнка - дошкольника в художественную литературу? Как удержать в них радостное увлечение?А главное не принуждать, не за...
Проект «Читаем вместе» (приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок) Вторая младшая группа
Проект направлен на познание детьми через сказку двух бесценных миров - своего собственного внутреннего и внешнего окружающего....