«Организация РППС в группе по приобщению детей к художественной литературе. Оформление центра художественной литературы в группе с учетом ФГОС ДО»
консультация на тему

Рыбакова Анжелика Владимировна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация РППС в группе по приобщению детей к художественной литературе. Оформление центра художественной литературы в группе с учетом ФГОС ДО»

Подготовила:

Старший воспитатель

Рыбакова А.В.

2015

«Приходит книга в дом любой.

Коснись ее страниц,

Заговорит она с тобой

Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,

Услышишь конский топот,

Придут к тебе и Чук, и Гек,

Тимур и дядя Степа.

Ей вьюга злая не страшна

И не страшна распутица,

С тобой беседует она,

Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший верный друг

Развеет скуку книжка»

(А.Марков)

ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155, включает ряд требований, среди которых требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в т.ч. к РППС.

        Согласно ФГОС ДО РППС должна обеспечивать:

  • Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства в группе;
  • Наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития разных детских видов деятельности;
  • Охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекция особенностей их развития;
  • Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  • Двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Требования ФГОС ДО мы должны также учитывать и при организации книжных уголков – центр художественной литературы. В Год литературы в Российской Федерации и Республики Башкортостан оформление и обновление содержания книжных уголков и в целом образовательная работа по приобщению детей к книге является приоритетной.

При оформлении книжных уголков мы должны руководствоваться принципами ФГОС ДО:

  • Принцип трансформируемости – предполагает возможность изменений РППС в группах в зависимости от образовательной ситуации, в т.ч. от меняющихся интересов и возможностей детей.

В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у детей появляется возможность не только послушать, самостоятельно почитать книжки ( в подготовительной группе), рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.

  • Принцип вариативности – предусматривает наличие разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную, исследовательскую активность воспитанников. В группах старшего дошкольного возраста в книжном уголке должен быть альбом детского художественного творчества «По следам художественных произведений», страницами которого являются рисунки и аппликации детей. В них дети отражают свои впечатления после того, как прослушают художественное произведение, рассмотрят иллюстрации, тематические альбомы. В подготовительной группе должны быть представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихи, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки), а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения.
  • Принцип насыщенности – предусматривает соответствие РППС содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям воспитанников (возможности и особенности восприятия, памяти, мышления, психомоторики), гендерных особенностей детей. Они отличаются информативностью и разнообразием тематики книг, что способствует удовлетворению разных интересов дошкольников.
  • Принцип доступности- предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, а также исправность и сохранность материалов и оборудования, книжные уголки в группах располагаются автономно, вдали от игровой зоны, в оптимально спокойном и доступном месте. Здесь каждый ребенок может уединиться и сосредоточиться на общении с интересной книгой.

Рядом с книжным уголком целесообразно расположить центр для самостоятельной продуктивной деятельности, театрализованной деятельности и по возможности, уголок уединения (или психологической разгрузки), что обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

За исправностью и сохранностью книг в группах следят не только воспитатели, но и дети. Для этого в старших группах педагоги размещают «Книжную аптечку», которая помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к книгам. Воспитанники учатся самостоятельно их ремонтировать.

  • Принцип безопасности – предполагает соответствие всех элементов РППС требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, книжные уголки оборудуются в максимально освещенной зоне групповой комнаты. Мебель для книжного уголка должна быть из безвредных для здоровья детей материалов, в соответствии с их возрастом и антропометрическими данными.
  • Содержание книжных уголков в младших группах
  • 4-5 книг одинаковых по содержанию, но разных по оформлению
  • 2-3 экземпляра одинаковых книг
  • 3-4 тематические книги, книги разных литературных жанров
  • Издания яркие, с крупными иллюстрациями, знакомые детям
  • Нетрадиционные книги (книги-ширмы, книги-игрушки, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом)
  • Набор сюжетных картинок
  • Тематические альбомы «Игрушки», «Животные», «Сказочные герои»
  • Набор предметных картинок
  • Наличие постоянного персонажа  -«жителя» книжного уголка.

  • Содержание книжных уголков в средних группах
  • Использование детских работ в оформлении книжного уголка
  • Наличие книг разных жанров худ.лит (рассказ, сказка, стихотворение)
  • Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели
  • 4-5 книг одинаковых по содержанию, но с разными иллюстрациями
  • Портрет детского писателя. Книги с его произведениями.
  • Наличие наборов сюжетных картинок, предметных картинок
  • Наличие открыток для рассматривания по знакомым произведениям.

  • Содержание книжных уголков в  группах старшего дошкольного возраста
  • Использование детских работ в оформлении книжного уголка
  • Наличие книг разных жанров худ.лит (в подготовительной группе оформлена «Библиотека»)
  • Тематическая выставка книг
  • Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели, программой; наличие книг, с которыми дети знакомятся в ходе НОД
  • Наличие книг-самоделок, журналов с учетом гендерной принадлежности
  • Портрет детского писателя. Книги с его произведениями (разного формата и оформления).
  • Наличие наборов сюжетных картинок, предметных картинок, открыток
  • Наличие  «Аптечки для книг»
  • Наличие альбома детского художественного творчества по мотивам худ.произведений.

Книги помогают детям знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей, способствуют формированию у них нравственных качеств, моральных ценностей и эстетического вкуса. Учитывая это, важно с ранних лет приучать детей к общению с книгой, воспитывать бережное к ней отношение.

Так, оформленный с учетом современных требований книжный уголок в группе станет началом интересного путешествия воспитанников в мир сказочных историй, захватывающих рассказов и незатейливых стихов!

Читайте сами! И приобщайте детей к чтению!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя

Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Худ...

Проект «Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя».

Актуальность. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные обр...

Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»

Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»...

Выступление на методическом объединение воспитателей: « Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»

Выступление на методическом объединение воспитателей: « Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»...

Приобщение детей к художественной литературе посредством организации творческой мастерской «Город Мастеров»

Дошкольник и книга, как сделать их встречи яркими, запоминающимися? Как влюбить ребёнка - дошкольника в художественную литературу? Как удержать в них радостное увлечение?А главное не принуждать, не за...

Проект «Читаем вместе» (приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок) Вторая младшая группа

Проект направлен на познание детьми через сказку двух бесценных миров - своего собственного внутреннего и внешнего окружающего....