Проект «Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя».
проект по логопедии на тему

Бырдина Ольга Сергеевна

Актуальность. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priobshchenie_detey_k_knige.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя «Книга – лучший друг»».

   

   Актуальность. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

        Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

    Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Проблема:

Ослабевающий интерес к художественной литературе.

Цель проекта: развивать у детей  дошкольного возраста интерес к художественной литературе, речевые умения.

Задачи проекта:

  • Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.
  • Воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ним.
  • Вызывать положительные эмоции при чтении книг.
  • Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
  • Создание домашней детской библиотеки.

Вид проекта: информационно - познавательный, творческий.

Продолжительность: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети среднего, старшего, подготовительного возраста;  учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО.

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
  • Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
  • Повышение уровня развития речи детей.
  • Активное участие родителей в жизни детского сада.
  • Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
  • Возрождение чтения в кругу семьи.

 

Этапы работы над проектом:

Этапы

Содержание

Сроки

Ответственные

1 этап:

Организационный

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и разбивка на веер задач. 
  • Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов  и воспитанников ДОУ к проекту.
  • Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
  • Составление плана основного этапа проекта. 
  • Подобрать методическую, художественную, детскую литературу, иллюстративные материалы, дидактические игры.  

  • Опрос  педагогов,  детей.
  • Проведение теста – опроса воспитателей «Совместное участие детей младшего дошкольного возраста с воспитателями в драматизации и чтении малых форм произведений»
  • Проведение  с воспитателями теста – опроса «Использование книжного уголка детьми старшего дошкольного возраста в развитии познавательного интереса».
  • Проведение теста – опроса с воспитателями «Участие детей старшего дошкольного возраста в чтении текста по ролям и в инсценировках»
  • Анкетирование родителей «Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»
  • Принятие решения: осуществление проекта «Хорошая книга – лучший друг».
  • Составить перспективный план мероприятий.

Сентябрь

Учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели.

2 этап:

Практический

  • Интеллектуальный марафон «Мы дружим с книгой»
  • Знакомство с книгоиздательством – компьютерная презентация «Производство книг»

  • Составление памятки для родителей «Примерный список художественной литературы для домашнего чтения»

Устное народное творчество

  • Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой» (метод интервьюирование, дети 6-7 лет)

  • Инсценировка сказки «Теремок», «Колобок»

  •  Драматизация авторской сказки
    с детьми раннего возраста (2-3 года)
    «Сказка о том, как зайчонок маму потерял»
  • Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»
  • Конкурс поделок «Мастерим сказку» 
  • Аппликация « Избушка на курьих ножках».
  • Совместное творчество: «В сказочном царстве» (сочинение сказок»).
  • Конкурс потешек

Октябрь

(1, 2, 3 неделя)

Учитель-логопед

Учитель - логопед

Педагог – психолог, учитель – логопед.

Воспитатели группы детей 4-5 лет, муз. руководитель

Воспитатели группы детей 3-4 лет, муз, руководитель.

Воспитатели, учитель – логопед, педагог по ИЗО, педагог – психолог, родители.

Воспитатели средних групп

  • Рассматривание разных книг разных видов и жанров.
  • Беседы: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги».
  • Продуктивная деятельность: игра «Книжкина больница»

Знакомство с творчеством К.И. Чуковского

  • Чтение сказок Чуковского в ДОУ и дома.
  • Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»
  • Инсценировка сказки «Муха – Цокотуха», «Мойдодыр»
  • Досуг по произведениям К.И. Чуковского

Ноябрь

Воспитатели всех возрастных групп

Воспитатели групп детей 6-7лет, родители, муз. руководитель

Учитель – логопед, педагог - психолог

Знакомство с творчеством

С.Я. Маршака

  • Чтение произведений С.Я. Маршака
  • Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака
  • Театрализованная сказка – игра «Кто колечко найдёт?» (по сказке С.Я. Маршака)
  • Инсценировка сказки для малышей «Глупый мышонок»
  • Досуг «Круглый год с С.Я. Маршаком»

Декабрь

Воспитатели всех возрастных групп, учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели группы детей 5-6 лет

Воспитатели группы детей 3-4 лет

  • Оформление альбома «Пословицы, загадки о книгах»
  • Оформление информационных листов, памяток, рекомендаций.
  • Экскурсия совместно с родителями в городскую библиотеку.
  • Дид. игры «Раз, два, три сказку расскажи»
  • Конкурс «Моя книжка – малышка», изготовление «Книжек-малышек»

Январь

Педагоги, родители.

Знакомство с творчеством  А. Барто

  • Конкурс чтецов

Знакомство с творчеством В. Сутеева

  • Инсценировка сказки «Под грибком»

Февраль(1, 2 неделя)

Февраль (3, 4 неделя)

Воспитатели, учитель – логопед, педагог - психолог

Воспитатели группы детей 3-4 лет

Знакомство со сказками А.С. Пушкина

  • Игра - викторина по сказкам А.С. Пушкина

КОНКУРС чтецов по теме «Моя любимая игрушка»

Март

Учитель – логопед, педагог - психолог

Воспитатели всех групп

  • 2 апреля – международный день детской книги

Развлечение для детей 6 – 7 лет «Очень любят Праздник книжки и девчонки и мальчишки»

Знакомство с творчеством Ш. Пьеро

  • Инсценировка сказки «Красная шапочка»

  • Инсценировка «Сказки про краски»

Апрель

Учитель – логопед, педагог – психолог, родители, воспитатели группы  детей 6-7 лет

Воспитатели группы детей 5-6 лет, учитель – логопед, муз. руководитель.

Конкурс чтецов.

Май

Учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели.

3 этап:

Заключительный

Проанализировать результаты.

Оформить папку – копилку итогов проекта.

Подведение итогов реализации проекта на пед. совете. Отчет о реализации проекта.

Поощрение наиболее активных участников проекта.

Реализация проекта через:

  • Непосредственно образовательную деятельность.
  • Совместную деятельность педагогов и детей;
  • Работу педагогов с родителями;
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Совместную свободную деятельность детей и родителей.

Виды деятельности

Формы и методы работы

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Игра «Книжкина больница»

Дидактическая игра: «Из какой сказки герой», «В гости к сказке», «Прими сообщение», «Собери и угадай», «Копилка новых слов», «Отгадай загадку», «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи», «Что из чего и как сделано», «Найди различия»

Викторина: «Волшебница книга», «Знатоки сказочных героев».

Познавательное развитие

«Литературная минутка» - каждый день.

Беседы: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги».

НОД: «Книги и библиотеки», «Как рождаются книжки».

Конструирование

Конструирование из бумаги «Герои любимых книг»

Речевое развитие

Составление творческих рассказов «Моя любимая книжка»».

Обсуждение смысла пословицы «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Совместное творчество: «В сказочном царстве» (сочинение сказок»)

Чтение: р. н. с. «Иван-царевич и Серый волк», «Финист - Ясный сокол», С.Маршак «Вчера и сегодня».

Речевые игры с прибаутками.

Литературная викторина по сказкам «Книга – наш лучший друг».

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Инсценировки сказок.

Продуктивная деятельность

Рисование «Жар – птица»

Лепка «Лягушонка в коробчонке», «Там ступа с Бабою Ягой идёт - бредёт сама с собой».

Аппликация « Избушка на курьих ножках»

Физическое развитие

Подвижная игра «Лиса и заяц», «У медведя во бору».

Театрализованная деятельность

Драматизации.

Работа с родителями

Консультация «Роль детской книги в воспитании дошкольника».

Беседа о важности темы.

Оформление материала для вернисажа детских рисунков.

Оформление альбома «Пословицы и загадки о книгах»

Создание книжек – малышек.

 

Реализация проекта

Виды деятельности

Формы и методы работы

Развивающая среда

Подбор художественной литературы

Проведение дид. игр

Самостоятельная деятельность детей

 

Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание книг.

Рисование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность педагогов и детей

Беседы.

Чтение художественной литературы, сказок.

Составление рассказа «Моя любимая книжка».

Совместную свободную деятельность детей и родителей.

Чтение художественной литературы.

«Вернисаж любимых сказок».

Пополнение книжного уголка.

Посещение выставок детского творчества в детском саду.

Посещение городской библиотеки совместно с родителями.

Продукты проектной деятельности:

  • Выставка «Книжный калейдоскоп».
  • Творческая мастерская «Рукам работа – сердцу радость» (изготовление альбома с пословицами, поговорками и загадками о книге)
  • «Вернисаж любимых сказок» (изготовление поделок, книжек – малышек) - совместное творчество родителей и детей.
  • Презентация детьми своих любимых книжек.
  • Презентация проекта.

Необходимые условия реализации проекта:

1. Интерес детей и родителей.

2. Наличие необходимой литературы.

3. Методические разработки.

4. Обязательное активное участие родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя

Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Худ...

План взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогаще...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» Образовательная область «Речевое развитие» Приобщение детей к художественной литературе

Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь....

Семинар-практикум "Организация образовательной работы педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе"

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащения детской речи....

Аналитическая справка «Организация работы по приобщению детей к художественной литературе, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею»

Аналитическая справка по теме «Организация работы по приобщению детей к  художественной литературе, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею»...