Проект «Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя».
проект по логопедии на тему
Актуальность. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priobshchenie_detey_k_knige.docx | 34.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя «Книга – лучший друг»».
Актуальность. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Проблема:
Ослабевающий интерес к художественной литературе.
Цель проекта: развивать у детей дошкольного возраста интерес к художественной литературе, речевые умения.
Задачи проекта:
- Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.
- Воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ним.
- Вызывать положительные эмоции при чтении книг.
- Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
- Создание домашней детской библиотеки.
Вид проекта: информационно - познавательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный (1 год).
Участники проекта: дети среднего, старшего, подготовительного возраста; учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО.
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
- Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
- Повышение уровня развития речи детей.
- Активное участие родителей в жизни детского сада.
- Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
- Возрождение чтения в кругу семьи.
Этапы работы над проектом:
Этапы | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 этап: Организационный |
| Сентябрь | Учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели. |
2 этап: Практический |
Устное народное творчество
| Октябрь (1, 2, 3 неделя) | Учитель-логопед Учитель - логопед Педагог – психолог, учитель – логопед. Воспитатели группы детей 4-5 лет, муз. руководитель Воспитатели группы детей 3-4 лет, муз, руководитель. Воспитатели, учитель – логопед, педагог по ИЗО, педагог – психолог, родители. Воспитатели средних групп |
Знакомство с творчеством К.И. Чуковского
| Ноябрь | Воспитатели всех возрастных групп Воспитатели групп детей 6-7лет, родители, муз. руководитель Учитель – логопед, педагог - психолог | |
Знакомство с творчеством С.Я. Маршака
| Декабрь | Воспитатели всех возрастных групп, учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели группы детей 5-6 лет Воспитатели группы детей 3-4 лет | |
| Январь | Педагоги, родители. | |
Знакомство с творчеством А. Барто
Знакомство с творчеством В. Сутеева
| Февраль(1, 2 неделя) Февраль (3, 4 неделя) | Воспитатели, учитель – логопед, педагог - психолог Воспитатели группы детей 3-4 лет | |
Знакомство со сказками А.С. Пушкина
КОНКУРС чтецов по теме «Моя любимая игрушка» | Март | Учитель – логопед, педагог - психолог Воспитатели всех групп | |
Развлечение для детей 6 – 7 лет «Очень любят Праздник книжки и девчонки и мальчишки» Знакомство с творчеством Ш. Пьеро
| Апрель | Учитель – логопед, педагог – психолог, родители, воспитатели группы детей 6-7 лет Воспитатели группы детей 5-6 лет, учитель – логопед, муз. руководитель. | |
Конкурс чтецов. | Май | Учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели. | |
3 этап: Заключительный | Проанализировать результаты. Оформить папку – копилку итогов проекта. Подведение итогов реализации проекта на пед. совете. Отчет о реализации проекта. Поощрение наиболее активных участников проекта. |
Реализация проекта через:
- Непосредственно образовательную деятельность.
- Совместную деятельность педагогов и детей;
- Работу педагогов с родителями;
- Создание предметно-развивающей среды.
- Совместную свободную деятельность детей и родителей.
Виды деятельности | Формы и методы работы |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Игра «Книжкина больница» Дидактическая игра: «Из какой сказки герой», «В гости к сказке», «Прими сообщение», «Собери и угадай», «Копилка новых слов», «Отгадай загадку», «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи», «Что из чего и как сделано», «Найди различия» Викторина: «Волшебница книга», «Знатоки сказочных героев». |
Познавательное развитие | «Литературная минутка» - каждый день. Беседы: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги». НОД: «Книги и библиотеки», «Как рождаются книжки». |
Конструирование | Конструирование из бумаги «Герои любимых книг» |
Речевое развитие | Составление творческих рассказов «Моя любимая книжка»». Обсуждение смысла пословицы «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Совместное творчество: «В сказочном царстве» (сочинение сказок») Чтение: р. н. с. «Иван-царевич и Серый волк», «Финист - Ясный сокол», С.Маршак «Вчера и сегодня». Речевые игры с прибаутками. Литературная викторина по сказкам «Книга – наш лучший друг». Рассматривание иллюстраций к сказкам. Инсценировки сказок. |
Продуктивная деятельность | Рисование «Жар – птица» Лепка «Лягушонка в коробчонке», «Там ступа с Бабою Ягой идёт - бредёт сама с собой». Аппликация « Избушка на курьих ножках» |
Физическое развитие | Подвижная игра «Лиса и заяц», «У медведя во бору». |
Театрализованная деятельность | Драматизации. |
Работа с родителями | Консультация «Роль детской книги в воспитании дошкольника». Беседа о важности темы. Оформление материала для вернисажа детских рисунков. Оформление альбома «Пословицы и загадки о книгах» Создание книжек – малышек. |
Реализация проекта
Виды деятельности | Формы и методы работы |
Развивающая среда | Подбор художественной литературы Проведение дид. игр |
Самостоятельная деятельность детей
| Рассматривание иллюстраций. Рассматривание книг. Рисование, лепка, аппликация. |
Совместная деятельность педагогов и детей | Беседы. Чтение художественной литературы, сказок. Составление рассказа «Моя любимая книжка». |
Совместную свободную деятельность детей и родителей. | Чтение художественной литературы. «Вернисаж любимых сказок». Пополнение книжного уголка. Посещение выставок детского творчества в детском саду. Посещение городской библиотеки совместно с родителями. |
Продукты проектной деятельности:
- Выставка «Книжный калейдоскоп».
- Творческая мастерская «Рукам работа – сердцу радость» (изготовление альбома с пословицами, поговорками и загадками о книге)
- «Вернисаж любимых сказок» (изготовление поделок, книжек – малышек) - совместное творчество родителей и детей.
- Презентация детьми своих любимых книжек.
- Презентация проекта.
Необходимые условия реализации проекта:
1. Интерес детей и родителей.
2. Наличие необходимой литературы.
3. Методические разработки.
4. Обязательное активное участие родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя
Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Худ...
План взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогаще...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» Образовательная область «Речевое развитие» Приобщение детей к художественной литературе
Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь....
Семинар-практикум "Организация образовательной работы педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе"
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащения детской речи....
«Организация РППС в группе по приобщению детей к художественной литературе. Оформление центра художественной литературы в группе с учетом ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей...
Аналитическая справка «Организация работы по приобщению детей к художественной литературе, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею»
Аналитическая справка по теме «Организация работы по приобщению детей к художественной литературе, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею»...