Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитании в дошкольнике грамотного читателя.
статья (старшая группа) на тему

                                                        Ничто так не характеризует

                                                          степень развития  общества,

                                                                  степень общественной культуры,

                                                                 как уровень читающей публики

                                                                  в данный исторический момент.

                                                                                                                  Н.А.Рубакин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyashenko_statya_vkhd.docx24.01 КБ
Файл lyashenko_statya_vkhd.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей  к художественной литературе, воспитании в дошкольнике грамотного читателя.

                                                        Ничто так не характеризует

                                                          степень развития  общества,

                                                                  степень общественной культуры,

                                                                 как уровень читающей публики

                                                                  в данный исторический момент.

                                                                                                                  Н.А.Рубакин.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые  слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге  просмотр телевизора, компьютерные игры.  А ведь художественная литература играет большую роль  в личностном развитии  человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое  значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать  образность и ритм родной речи.         Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё  последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь  художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.  

Как же сегодня решаются данные задачи в детском саду?

В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009  года № 655
«Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» воспитание и развитие детей в дошкольных  образовательных учреждениях  осуществляется по 4 основным направлениям (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое). Развитие детей по данным направлениям осуществляется через реализацию содержания программы дошкольного образования  по образовательным областям, одна из которых «Чтение художественной литературы». Таким образом, чтение  впервые выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение   следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи;  приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса.

По приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.

В программе «Из детства – в отрочество», реализуемой в нашем детском саду, при ознакомлении детей с литературными произведениями решается  принципиальная установка – сформировать отношение  к литературе, как к самоценному виду искусства.

 Поэтому чтение выделено как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе образовательной работы с детьми: одно  занятие в неделю начиная со второй младшей группы, а также ежедневное чтение по тридцать минут. При этом процесс чтения не имеет никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения текста.  Известный писатель В.Брюсов писал: «Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкли видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное, а не свод правил поведения, средство для заполнения досуга».

Основной целью при ознакомлении детей с художественной литературой  в программе «Из детства – в отрочество» является – воспитание в дошкольнике грамотного читателя. 

Понятие «грамотный читатель» включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность. Ребенок, приученный слушать  и анализировать художественные произведения отличается: высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается  с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей.  В соответствии с рекомендациями программы «Из детства – в отрочество» педагогами детского сада  оформлены книжные уголки, которые имеют следующее содержание:  наличие  специально оборудованного  места для чтения и литературного творчества;  разнообразие литературы по жанру  (стихи, рассказы, сказки, познавательные  и развивающие книги); наличие  в книжном уголке разных типов книг (книжки – игрушки, книжки – картинки,  книжки – вырубки, книжки - панорамы); в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки  «Полочки умных книг»,  «Читаем сами».

В детском саду оформлена библиотека, которая представляет собой не просто несколько полок,шкффов.                        
В библиотеке проводятся экскурсии, выставки и специальные "библиотечные занятия", которые  способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечных сведений ("библиотека", "стеллаж",     "читательский формуляр" и др.).

Образовательная  работа с детьми по образовательной области «Чтение художественной литературы» с художественной литературой в непосредственной образовательной деятельности,  в нашем детском саду,  осуществляется по технологии  «Пришли мне чтения доброго», автором которой является Зинаида Александровна Гриценко. Знакомство детей с детской литературой по данной технологии, помимо ежедневного чтения в свободной форме, предлагается  через организацию специально-организованного чтения один раз в неделю, со среднего дошкольного возраста. Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:

  • Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются   к  ведущим  темам детской  литературы, наиболее близким  и понятным детям, взятым из их детской  жизни);
  • Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с   доступными их  возрасту  теоретическими  понятиями,  необходимыми  для выявления  худ. особенностей текста);
  • Творческие (чтение, в процессе которого   развивается  творческий потенциал  дошкольников);
  • Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся  анализировать текст  с целью глубокого  проникновения его смысла и худ. особенностей).

Содержание работы с детьми при организации каждого вида занятия усложняется от возраста к возрасту. Количество разных видов занятий меняется от возраста к возрасту. Так, в группах среднего возраста больше проводится тематических занятий. В группах старшего возраста преобладают  аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.

Реализуемая в ДОУ технология Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго» рассчитана для детей среднего и старшего возраста. Тогда как задачи по приобщению детей к художественной литературе ставятся в программе с младшего возраста. Для их реализации мы интегрировали в образовательную работу с детьми младшего возраста технологию Оксаны Семеновны Ушаковой. «Знакомим детей с литературой». Цели и задачи данной технологии позволяют нам решать задачи, поставленные программой «Из детства – в отрочество».

Одним из   методов образовательной  работы с детьми,  в процессе ознакомления с художественной литературой, является метод моделирования. При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель уже с младшего возраста вместе с детьми их моделирует, что позволяет повысить интерес к произведению,  понять его  содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется  модель «Волшебные кружочки».  После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая желтая круглая). У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом.  Пришел дед репку тащить. Дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Это будет дед. Позвал дед бабку. Бабка какая? (старенькая, в платочке). Нарисуем в третьем кружке платочек, это будет бабка и т.д.  Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок.  В последующей работе  данные модели используются для рассказывания сказки  детьми в совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям.  Также, для  моделирования сказки,   используем геометрические фигуры.  Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. Так, например, колобок – это маленький желтый кружок,  медведь – коричневый большой кружок, лиса – оранжевый кружок и т.д.  По выстроенной модели дети повторяют сказку. В группах среднего и старшего дошкольного возраста  модели усложняются. Уже используются мнемодорожки и мнемотаблицы.

          Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе  является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом «сотрудничество». Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети – друг с другом, с родителями и педагогом.

Познавательно-исследовательская деятельность – это такая деятельность, в  которой проявляется активность ребенка, впрямую направленная  на освоение окружающего мира, его вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация.Осуществляя работу по подготовке к реализации  проекта, педагоги обсуждают  с детьми о том, что они хотят узнать в ходе данного проекта.  Так, были определены   цель  и задачи , которые стояли перед  педагогами (вы их видите на сладе); а также цель для детей -  узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.

Так, для привлечения внимания детей к теме проекта была проведена работа по мотивации детей: воспитателями были предложны ряд предметов, сделанных из дерева. При этом среди предложенных предметов лежала книга. Детям был задан вопрос: что объединяет все эти предметы, как книга связана со всеми этими предметами, как появляется книга, какие профессии людей помогают ей появиться на свет? Таким образом, совместно с детьми было принято решение ответить на все поставленные вопросы. Продолжительность реализации проекта  составила 2 месяца.

 В течение этого времени с детьми проводились ряд мероприятий, включающие в себя познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Так, для расширения представлений детей об истории создания книги была проведена серия познавательных вечеров «Сейчас узнаем». При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми искали познавательную информацию о том, как появляется книга, затем представляли ее для детей.

Так, для детей, силами родителей, была подготовлена мультимедийная познавательная презентация на тему «От гусиного пера  до современной авторучки», где дети познакомились с историей первых книг.  Полученные детьми знания о том, как появляется книга, были оформлены в коллективный коллаж «Как создается книга?»

 Одной из тем познавательных вечеров стала тема «Где живут книги», на которую была приглашена библиотекарь городской детской библиотеки «Читай - город», с которой детский сад взаимодействует уже на протяжении трех последних лет. Она рассказала детям о своей профессии и пригласила детей посетить в библиотеку.  На экскурсии, работники  библиотеки, в игровой форме знакомили детей старшего дошкольного возраста с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами. При проведении театрализованных игр, дети показывали свои знания произведений художественной литературы, что способствовало повышению их познавательной активности.

Для обогащения книжных уголков в группах детского сада, создания библиотеки в ДОУ была проведена акция «Пришли мне чтения доброго», в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили  библиотеку  групп, часть книг была передана в библиотеку  детского сада.

В рамках реализации   проекта в образовательном учреждении был проведен смотр –конкурс «Книги своими руками», где дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг  дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями.  Родители принимали активное участие в данной работе.

При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.

Так, в группе старшего дошкольного возраста, на ежемесячную «Встречу с интересными людьми» была  приглашена мама по теме  встречи «Как можно оформить книжную обложку». Мама нашего воспитанника показала детям свои работы, сделанные в технике «изонить» и научила детей, как с помощью иголки и нитки сделать на картоне красивые звездочки. Работа увлекла детей, вызвала большой интерес, потом было  решено все детские работы объединить в одну книгу «Парад звезд». Каждая страничка книги рассказывает о   двадцати ребятах, об их любимых занятиях, увлечениях, мечты. (приложение 7).

По результатам смотра – конкурса, проведенного в детском саду, лучшие работы приняли участие в городском конкурсе «Книжки - малышки», который был организован городской телекомпанией «Транзит» в городской детской библиотеке. Пять книжек получили призы от телекомпании. Дети и их родители были приглашены на торжественное вручение призов.

Родителям были предложены наглядно-информационные фотогазеты по теме: «Научите ребенка любить книгу». Чтобы фотогазета получилась интересной и читаемой, мы попросили родителей поучаствовать в создании газеты и принести фотографии из домашнего архива, на которых можно было бы увидеть, есть ли у ребенка дома книжный уголок, как  ребенку дома читают книги родители.

Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольного учреждения в плане построения образовательного процесса влияет на педагогов, детей и родителей.

valentinagorr61@mail.ru



Предварительный просмотр:

Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей  к художественной литературе, воспитании в дошкольнике грамотного читателя.

                                                        Ничто так не характеризует

                                                          степень развития  общества,

                                                                  степень общественной культуры,

                                                                 как уровень читающей публики

                                                                  в данный исторический момент.

                                                                                                                  Н.А.Рубакин.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые  слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге  просмотр телевизора, компьютерные игры.  А ведь художественная литература играет большую роль  в личностном развитии  человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое  значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать  образность и ритм родной речи.         Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё  последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь  художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.  

Как же сегодня решаются данные задачи в детском саду?

В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009  года № 655
«Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» воспитание и развитие детей в дошкольных  образовательных учреждениях  осуществляется по 4 основным направлениям (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое). Развитие детей по данным направлениям осуществляется через реализацию содержания программы дошкольного образования  по образовательным областям, одна из которых «Чтение художественной литературы». Таким образом, чтение  впервые выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение   следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи;  приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса.

По приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.

В программе «Из детства – в отрочество», реализуемой в нашем детском саду, при ознакомлении детей с литературными произведениями решается  принципиальная установка – сформировать отношение  к литературе, как к самоценному виду искусства.

 Поэтому чтение выделено как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе образовательной работы с детьми: одно  занятие в неделю начиная со второй младшей группы, а также ежедневное чтение по тридцать минут. При этом процесс чтения не имеет никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения текста.  Известный писатель В.Брюсов писал: «Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкли видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное, а не свод правил поведения, средство для заполнения досуга».

Основной целью при ознакомлении детей с художественной литературой  в программе «Из детства – в отрочество» является – воспитание в дошкольнике грамотного читателя. 

Понятие «грамотный читатель» включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность. Ребенок, приученный слушать  и анализировать художественные произведения отличается: высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается  с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей.  В соответствии с рекомендациями программы «Из детства – в отрочество» педагогами детского сада  оформлены книжные уголки, которые имеют следующее содержание:  наличие  специально оборудованного  места для чтения и литературного творчества;  разнообразие литературы по жанру  (стихи, рассказы, сказки, познавательные  и развивающие книги); наличие  в книжном уголке разных типов книг (книжки – игрушки, книжки – картинки,  книжки – вырубки, книжки - панорамы); в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки  «Полочки умных книг»,  «Читаем сами».

В детском саду оформлена библиотека, которая представляет собой не просто несколько полок,шкффов.                        
В библиотеке проводятся экскурсии, выставки и специальные "библиотечные занятия", которые  способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечных сведений ("библиотека", "стеллаж",     "читательский формуляр" и др.).

Образовательная  работа с детьми по образовательной области «Чтение художественной литературы» с художественной литературой в непосредственной образовательной деятельности,  в нашем детском саду,  осуществляется по технологии  «Пришли мне чтения доброго», автором которой является Зинаида Александровна Гриценко. Знакомство детей с детской литературой по данной технологии, помимо ежедневного чтения в свободной форме, предлагается  через организацию специально-организованного чтения один раз в неделю, со среднего дошкольного возраста. Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:

  • Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются   к  ведущим  темам детской  литературы, наиболее близким  и понятным детям, взятым из их детской  жизни);
  • Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с   доступными их  возрасту  теоретическими  понятиями,  необходимыми  для выявления  худ. особенностей текста);
  • Творческие (чтение, в процессе которого   развивается  творческий потенциал  дошкольников);
  • Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся  анализировать текст  с целью глубокого  проникновения его смысла и худ. особенностей).

Содержание работы с детьми при организации каждого вида занятия усложняется от возраста к возрасту. Количество разных видов занятий меняется от возраста к возрасту. Так, в группах среднего возраста больше проводится тематических занятий. В группах старшего возраста преобладают  аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.

Реализуемая в ДОУ технология Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго» рассчитана для детей среднего и старшего возраста. Тогда как задачи по приобщению детей к художественной литературе ставятся в программе с младшего возраста. Для их реализации мы интегрировали в образовательную работу с детьми младшего возраста технологию Оксаны Семеновны Ушаковой. «Знакомим детей с литературой». Цели и задачи данной технологии позволяют нам решать задачи, поставленные программой «Из детства – в отрочество».

Одним из   методов образовательной  работы с детьми,  в процессе ознакомления с художественной литературой, является метод моделирования. При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель уже с младшего возраста вместе с детьми их моделирует, что позволяет повысить интерес к произведению,  понять его  содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется  модель «Волшебные кружочки».  После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая желтая круглая). У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом.  Пришел дед репку тащить. Дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Это будет дед. Позвал дед бабку. Бабка какая? (старенькая, в платочке). Нарисуем в третьем кружке платочек, это будет бабка и т.д.  Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок.  В последующей работе  данные модели используются для рассказывания сказки  детьми в совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям.  Также, для  моделирования сказки,   используем геометрические фигуры.  Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. Так, например, колобок – это маленький желтый кружок,  медведь – коричневый большой кружок, лиса – оранжевый кружок и т.д.  По выстроенной модели дети повторяют сказку. В группах среднего и старшего дошкольного возраста  модели усложняются. Уже используются мнемодорожки и мнемотаблицы.

          Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе  является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом «сотрудничество». Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети – друг с другом, с родителями и педагогом.

Познавательно-исследовательская деятельность – это такая деятельность, в  которой проявляется активность ребенка, впрямую направленная  на освоение окружающего мира, его вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация.Осуществляя работу по подготовке к реализации  проекта, педагоги обсуждают  с детьми о том, что они хотят узнать в ходе данного проекта.  Так, были определены   цель  и задачи , которые стояли перед  педагогами (вы их видите на сладе); а также цель для детей -  узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.

Так, для привлечения внимания детей к теме проекта была проведена работа по мотивации детей: воспитателями были предложны ряд предметов, сделанных из дерева. При этом среди предложенных предметов лежала книга. Детям был задан вопрос: что объединяет все эти предметы, как книга связана со всеми этими предметами, как появляется книга, какие профессии людей помогают ей появиться на свет? Таким образом, совместно с детьми было принято решение ответить на все поставленные вопросы. Продолжительность реализации проекта  составила 2 месяца.

 В течение этого времени с детьми проводились ряд мероприятий, включающие в себя познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Так, для расширения представлений детей об истории создания книги была проведена серия познавательных вечеров «Сейчас узнаем». При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми искали познавательную информацию о том, как появляется книга, затем представляли ее для детей.

Так, для детей, силами родителей, была подготовлена мультимедийная познавательная презентация на тему «От гусиного пера  до современной авторучки», где дети познакомились с историей первых книг.  Полученные детьми знания о том, как появляется книга, были оформлены в коллективный коллаж «Как создается книга?»

 Одной из тем познавательных вечеров стала тема «Где живут книги», на которую была приглашена библиотекарь городской детской библиотеки «Читай - город», с которой детский сад взаимодействует уже на протяжении трех последних лет. Она рассказала детям о своей профессии и пригласила детей посетить в библиотеку.  На экскурсии, работники  библиотеки, в игровой форме знакомили детей старшего дошкольного возраста с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами. При проведении театрализованных игр, дети показывали свои знания произведений художественной литературы, что способствовало повышению их познавательной активности.

Для обогащения книжных уголков в группах детского сада, создания библиотеки в ДОУ была проведена акция «Пришли мне чтения доброго», в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили  библиотеку  групп, часть книг была передана в библиотеку  детского сада.

В рамках реализации   проекта в образовательном учреждении был проведен смотр –конкурс «Книги своими руками», где дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг  дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями.  Родители принимали активное участие в данной работе.

При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.

Так, в группе старшего дошкольного возраста, на ежемесячную «Встречу с интересными людьми» была  приглашена мама по теме  встречи «Как можно оформить книжную обложку». Мама нашего воспитанника показала детям свои работы, сделанные в технике «изонить» и научила детей, как с помощью иголки и нитки сделать на картоне красивые звездочки. Работа увлекла детей, вызвала большой интерес, потом было  решено все детские работы объединить в одну книгу «Парад звезд». Каждая страничка книги рассказывает о   двадцати ребятах, об их любимых занятиях, увлечениях, мечты. (приложение 7).

По результатам смотра – конкурса, проведенного в детском саду, лучшие работы приняли участие в городском конкурсе «Книжки - малышки», который был организован городской телекомпанией «Транзит» в городской детской библиотеке. Пять книжек получили призы от телекомпании. Дети и их родители были приглашены на торжественное вручение призов.

Родителям были предложены наглядно-информационные фотогазеты по теме: «Научите ребенка любить книгу». Чтобы фотогазета получилась интересной и читаемой, мы попросили родителей поучаствовать в создании газеты и принести фотографии из домашнего архива, на которых можно было бы увидеть, есть ли у ребенка дома книжный уголок, как  ребенку дома читают книги родители.

Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольного учреждения в плане построения образовательного процесса влияет на педагогов, детей и родителей.

valentinagorr61@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя

Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Худ...

План взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогаще...

Проект «Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя».

Актуальность. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные обр...

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

Семинар-практикум "Организация образовательной работы педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе"

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащения детской речи....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной обрасти «Коммуникативная деятельность.Приобщение к художественной литературе» вмладшей группе «А. Блок «Зайчик»

Программное содержание: «Познавательное развитие»Познакомить детей со стихотворением А. Блока «Зайка», учить понимать содержание стихотворения.«Речевое развитие&raqu...

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...