«Работа музыкального руководителя с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи) в детском саду»
статья на тему
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии. Таких детей немало среди тех, с кем мы работаем в детском саду. Согласно Федерального Государственного Образовательного Стандарта образовательные области являются взаимодополняющими, поэтому участие музыкального руководителя предусматривается в той или иной мере при реализации каждой из них. Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми и познавательными нарушениями у детей, является основой для взаимодействия специалистов и воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_ivashchenko_e.n.docx | 25.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКДОУ Центр развития ребенка –детский сад №10
г. Россоши
Россошанского муниципального района
Воронежской области
«Работа музыкального руководителя
с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи)
в детском саду»
Музыкальный руководитель
Иващенко
Елена Николаевна
…трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот,
который открыт и проверен опытом веков ; он может быть выражен
в двух положениях - гимнастика для тела и музыка для души .
Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать самым главным :
благодаря ему РИТМ и ГАРМОНИЯ глубоко внедряются в нашу душу,
овладевают ею , наполняют её красотой
и делают человека прекрасно мыслящим….
Платон, древнегреческий философ.
1.Актуальность работы
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии. В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.
Таких детей немало среди тех, с кем мы работаем в детском саду. В результате диагностирования и психолого-педагогического обследования детей специалистами нашего детского сада были выявлены дети с различными нарушениями в психомоторном (14%) и речевом развитии (25%).
2.Перспективность и научно-методическое обоснование
Но возникает вопрос: как реализовать одновременно две основные цели – сохранить здоровье ребенка и решить коррекционно-развивающие задачи?
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п. 3 ст. 79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п. 28 ст. 2).
В современных условиях педагогам ДО отводится немаловажная роль в коррекции и развитии детей дошкольного возраста. Необходимым условием реализации ФГОС ДО становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников.
Согласно Федерального Государственного Образовательного Стандарта образовательные области являются взаимодополняющими, поэтому участие музыкального руководителя предусматривается в той или иной мере при реализации каждой из них.
3. Практическая значимость
Цели и задачи музыкально-коррекционной деятельности в ДОУ:
- развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;
- развитие и накопление элементарных и двигательных навыков;
- формирование правильной осанки;
- повышение работоспособности и двигательной активности;
- развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;
- развитие творческих способностей.
Виды музыкально-коррекционной работы:
- Занятия по логоритмике для детей с нарушениями речи, координации движений.
- Пальчиковая гимнастика для мелкой моторики рук.
- Упражнения для нормализации мышечного тонуса – силы и точности движений.
- Певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса.
- Упражнения на развитие речевого, певческого дыхания.
- Театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией.
- Упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке, движениях, речи, в игре на ДМИ.
- Игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.
Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми и познавательными нарушениями у детей, является основой для взаимодействия специалистов и воспитателей. Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-педагогической помощи детям.
В нашем дошкольном учреждении постоянно работают две коррекционные группы для детей с ОРН. Педагоги нашего детского сада нашли оптимальное решение в работе с такими детьми – проведение интегрированных занятий, ведь интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада - еще одно требование, обозначенное в ФГОС.
Такие занятия решают многие задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и позволяют не превышать допустимый объем учебной нагрузки.
Интегрированные занятия направлены на:
- на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
- коррекцию его психофизических особенностей;
- актуальное включение в окружающую социальную среду;
- подготовку к школьному обучению.
В организации и проведении интегрированных занятий музыкальный руководитель участвует совместно с учителями-логопедами, воспитателями, педагогом-психологом, воспитателем по физкультуре. Тема занятия определяется исходя из тем, которые выделены в образовательной программе.
Реализация коррекционно-развивающих задач именно на интегрированных занятиях является для нас актуальной. Это связано с тем, что мы можем одновременно реализовывать следующие задачи:
- развитие и коррекция познавательной сферы и активности;
- речевое развитие;
- формирование коммуникативных навыков;
- реализация творческих способностей;
- снижение тревожности и агрессивности;
- создание эмоционального благополучного состояния;
- формирование адекватной самооценки и уверенности в себе и пр.
Важно отметить, что любая образовательная деятельность строится с учетом возрастных особенностей детей. В связи с этим временные рамки варьируются от 20 минут до 40 минут. Взаимодействие музыкального руководителя и участников воспитательно-образовательного процесса осуществляется по разработанной модели, которая позволяет скоординировать деятельность взрослых по отношению к детям и спрогнозировать положительные результаты реализации дошкольной основной общеобразовательной программы. Важно отметить, что при проведении интеграции педагогов, вся коррекционно-развивающая работа строится по определенной схеме:
1. Приветствие (своеобразный ритуал, который позволяет настроиться на совместную деятельность).
2. Введение в тему ( «сказочный» момент).
3. Игры и упражнения по теме НОД (выполняют всю смысловую нагрузку, позволяют сконцентрироваться на основном и раскрыться внутреннему потенциалу каждого ребенка).
4. Физкультминутка ( подбирается по теме НОД, может проводиться между играми и упражнениями).
5. Творческое задание (позволяет раскрыть каждому ребенку свои творческие способности, воображение).
6. Выход из темы, прощание (ритуал окончания НОД, основная цель: создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от деятельности на занятии).
Важно отметить, что необходим комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей, который является основой для взаимодействия всех специалистов.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игровая деятельность. Отсюда и выбор метода – игра, которая включает в себя элементы сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии.. В игровой форме ребенок знакомится с окружающим миром, обогащает словарный запас, развивает мыслительные операции и речь, учится общаться со сверстниками и взрослыми, повышает уверенность в себе, сохраняет свое эмоциональное благополучие, развивает эмпатическое восприятие и творческие способности. У большинства детей с речевыми нарушениями имеются выраженные проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия, а упражнения в НОД направлены на их устранение.
Упражнения и игры данного комплекса непосредственно организованной деятельности подбираем с учетом возрастных особенностей детей. Однако в зависимости от их индивидуальных особенностей, подготовленности эти игры и упражнения можно модифицировать.
Особое внимание в работе с дошкольниками я уделяю музыкальной игре.
Очень важно, чтобы ребята играли с удовольствием и желанием. По мнению О.С. Газмана « …игра — это лакомство, позволяющее всесторонне развивать, обучать и воспитывать детей в любом возрасте. В игре у детей возникает три цели. Первая цель — удовольствие от игры “ХОЧУ”. Вторая цель — выполнять правила игры “НАДО”. Третья цель — творческое выполнение игровой задачи “МОГУ”».
Музыкальная игра воспитывает в детях волю, сосредоточенность, чувственность; развивает внимание, слух, фантазию, воображение, память, мышление; обучает пониманию действий, быстроте реакции, музыкальным и двигательным знаниям, умениям и навыкам.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с характером музыки. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а значит, чувствовать. Она воспитывает мысли и чувства, кругозор и эмоции, целеустремлённость и коммуникабельность.
Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы мы постоянно используем в работе с детьми.
Медлительные дети нуждаются в музыке подвижного, быстрого характера. Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа. Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии), требуется музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.
Следовательно, музыка развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное — и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
Но главное, музыка — это источник детской радости. В раннем возрасте ребёнок, естественно, открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а позже раскрывает себя и свой творческий потенциал.
Важно также отметить, что для проведения музыкально-коррекционных занятий необходима подборка специальных материалов и оборудования. В любой группе нашего детского сада есть нужные предметы, подобраны картинки по темам, записаны музыкальные отрывки, подготовлены презентации для включения детей в образовательную деятельность. И необходимо сделать акцент на том, что все занятия носят плановый, системный и последовательный характер, что предполагает работу специалистов с каждым ребенком.
Прекрасно, если к данной работе будут подключены родители. Для их активизации в коррекционно-развивающий процесс мы проводим детско-родительские занятия, где мамы и папы, бабушки и дедушки становятся полноправными участниками образовательной деятельности. Это позволяет решить еще одну важную задачу: оптимизацию конструктивного взаимодействия всех членов семьи ребенка.
4. Конечный результат педагогической деятельности.
Сделана картотека пальчиковых игр, психогимнастических упражнений, логоритмических упражнений, дыхательной и артикуляционной гимнастики, валеологических песенок – распевок, самомассажа, собрана богатая фонотека и видеотека. Систематизирована работа по применению музыкально-коррекционной деятельности. Два раза в год проводится обследование музыкального развития детей.
Наблюдается положительная динамика:
1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
3. Повышение уровня речевого развития.
4. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
5. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
Вывод. Результативность музыкально-коррекционных и интегрированных занятий наглядно прослеживается на динамике психического и речевого развития воспитанников: в формировании у них чувства уверенности в своих силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует, музыка лечит, музыка воспитывает.
Литература
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования».
- Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия для дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2011 г.
- Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании. Психологическая наука и образование . – №3 2013г.
- Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. – СПб.: ООО «Детство-пресс», 2012 г.
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. «Учитель», 2013г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы музыкального руководителя по реализации комплексной программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой
Анализ работы музыкального руководителя за 2010-2011 год...
Развитие музыкально – ритмических способностей у детей имеющих общее недоразвитие речи.
Развитие музыкально – ритмических способностей у детей имеющих общее недоразвитие речи....
Работа над силой голоса у детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.
"Работа над изменением силы голоса" является одной из составных частей раздела просодики, который в свою очередь является одним из компоненртов развития речи. В работе даны краткие определения п...
Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1.Обрядовые игры имеют общее ядро – культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времен. Культовые, семейные и сезонные игры имеют различной глубины исторические корни подчас культового...
Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Поэтому музыкаль...
Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»)
Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надеж...
- Мне нравится (4)