Работа над силой голоса у детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.
статья по развитию речи по теме
"Работа над изменением силы голоса" является одной из составных частей раздела просодики, который в свою очередь является одним из компоненртов развития речи. В работе даны краткие определения понятий "сила голоса", "шёпотная речь", определены задачи и даны упражнения.Эта работа может быть интересна логопедам, а также воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сила голоса | 119.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Это конкретная физическая величина, измеряемая децибелах.
Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства слушателей.
Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Силу голоса можно развивать.
Мы используем сигнальные карточки, отражающие степень громкости.
ГРОМКО ТИХО
ВО ВЕСЬ ГОЛОС ШЁПОТОМ
Шёпот — тихая безголосная речь, при которой слова произносятся без использования голосовых связок.
Игровое упражнение:
Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко.
Пример 1 Ауканье
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: "Ау-ау". Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
Пример 2: «Эхо»
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: "А!" Другие тихо отзываются: "А-а-а".
Пример 3: «Эхо»
В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.
Пример 4
Проговаривание диалогов громким и тихим голосом. Можно хором. Дети делятся на 2 группы и проговаривают диалог по ролям. Потом группы меняются.
- ТАНЮШЕНЬКА!
- ау!
- ПОДРУЖЕНЬКА!
- ау!
- ИДИ ГУЛЯТЬ!
- иду!
- ИДИ БЫСТРЕЙ!
- бегу!
Пример 5
В лесу кричу: АУ! АУ!
И мне в ответ: АУ! АУ!
Горе кричу: АУ! АУ!
Гора в ответ: АУ! АУ!
Пример 6
Педагог предлагает произнести мяуканье котёнка (другие звукоподражания) , который
- сидит рядом и просит есть (во весь голос),
- находится в комнате (громко),
- находится за дверью (тихо).
Можно использовать сигнальные карточки.
Игровое упражнение: «Вьюга»
Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". «Вьюга усиливается» сила голоса нарастает. По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась".
Игровое упражнение: «Гудок паровоза»
Изобразим гудок паровоза: "У-у-у-у". Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.
Игровое упражнение: «Пожарная машина»
Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: "У-у-у-у-у".
Игровое упражнение: «Пионерский горн»
Представьте, что вы отдыхаете в пионерском лагере. Утром вас будит звук пионерского горна. Горнист трубит: "Ту-ту-ту-ту".
Игровое упражнение: «Жук»
Разводим руки в стороны, имитируя расправление крыльев жука и, произнося звук : «ЖЖЖЖЖ» - собираемся взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать силу голоса.
Можно предложить детям изобразить:
- вой волка,
- шипение гуся,
- жужжание комара, мухи, пчелы,
- свист чайника,
- плачь ребенка,
- крик вороны, кукушки и т. д.)
Игровые упражнения с использованием фонетической ритмики:
Лёгкий удар кулаками на уровне талии, сказать тихо: ПА, сильно встряхнуть кулаками рук вперёд, сказать громко: ПА. Добавляем силу голоса: ПА – встряхнуть руки вверх. Добавляем шёпотное произношение: ПА – палец у рта.
ПА- ПА
ПА- ПА- ПА
ПА – ПА- ПА- ПА
Игровое упражнение
ПА_________________ ПА- ПА-
ПА- ПА-ПА__________________
Игровое упражнение
Развести руки в стороны и поднять вверх. Проговаривать слог ПА, начиная с тихого звучания и увеличивая силу голоса по мере поднятия рук. Самое верхнее положение соответствует самому громкому звучанию.
ПА________А_____________А___________А
Игровое упражнение
Будем говорить громко и тихо. Движения напоминают взмахи крыльев: поднять руки вверх ПА___ , опустить вниз Па.
Игровое упражнение
Волнообразные движения руками перед собой. Верхнее положение рук соответствует громкому произнесению ПА, нижнее – тихому ПА.
ПА_____А______А______А______А______А_____А_______А
Движения руками
Игровое упражнение
Встать в круг. Громко топая, говорить синхронно громко: ТОП-ТОП-… (шаг – слово). Идти из круга, ступая тихо и прижав палец к губам: топ-топ-топ….
Вариант игры: тоже самое, но хлопаем в ладоши и приговариваем: хлоп – хлоп….
Игровое упражнение
Стоя по кругу громко хлопать и говорить: ГРОМКО- ГРОМКО…
Стоя по кругу тихо хлопать и говорить: ТИХО – ТИХО…
Игровое упражнение
Руки на талии. Сильно топнуть ногой, одновременно сказать: ГРОМКО. Слабый удар другой ногой, сказать: тихо. И так попеременно.
Игровое упражнение
Дети стоят по кругу друг за другом. У педагога барабан.
Педагог размеренно и тихо стучит в барабан, дети на цыпочках идут по кругу:
ПА - ПА - ПА – ПА….
Педагог размеренно, но громко стучит в барабан, дети идут по кругу:
ПА - ПА - ПА – ПА….(в такт ударам)
Педагог быстро и тихо стучит в барабан, дети также тихо и быстро идут по кругу: ПА - ПА - ПА – ПА….
Педагог громко и быстро стучит в барабан, дети, топая, быстро идут по кругу: ПА - ПА - ПА – ПА….
Педагог громко и резко ударяет в барабан, дети останавливаются: стоп!
Игровое упражнение
Изменение силы голоса в тексте.
Пример 1
Пальчик о пальчик тихо бьём
Пальчик о пальчик тихо бьём
А потом в ладоши громко бьём
Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом!
Пример 2
Дети стоят по кругу. Руки на поясе.
Говорить громко:
Ногами топ, ногами топ!
Громко топнем: топ - топ – топ!
Говорить тихо:
Ногами топ, ногами топ!
Тихо топнем: топ - топ – топ!
Говорить громко:
Руками хлоп, руками хлоп!
Громко хлопнем: хлоп – хлоп – хлоп!
Говорить тихо:
Руками хлоп, руками хлоп!
Тихо хлопнем: хлоп – хлоп – хлоп!
Пример 3
Мы идём. Мы идём
Громко песенку поём.
Прыгнем раз, прыгнем два
Прыгать рады мы всегда
Мы идём. Мы идём
Тихо песенку поём.
Прыгнем раз, прыгнем два
Прыгать рады мы всегда
Игровое упражнение
Руки приготовлены на уровне талии, пальцы сжаты в щепотку. Постепенно поднимать руки вверх: на разных уровнях высоты раскрывать щепотку в три приёма с одновременным проговариванием: ПА-ПО-ПУ. Слоги произносить с разной интенсивностью от тихого до нормальной громкости и до громкого.
Затем при опускании рук понижать голос от громкого к тихому.
Игровое упражнение
Изменение силы голоса:
ПА ПО ПУ ПИ ПЭ
ПА ПО ПУ ПИ ПЭ
ПА ПО ПУ ПИ ПЭ
ПА ПО ПУ ПИ ПЭ
ПА ПО ПУ ПИ ПЭ
Дети стоят в кругу. Руки согнуты на уровне груди, локти опущены. Дети имитируют игру на пианино. Каждый ряд слогов проговаривается на одном выдохе. Ударный слог выделяется громким голосом и большей амплитудой взмаха руки.
Игровое упражнение
Дети сидят, имитируют игру на пианино:
Ударяй тихонечко: стук – стук – стук
И тогда услышишь нежный звук.
Ударяй сильнее: стук – стук – стук
И тогда услышишь громкий звук.
Игровое упражнение
Проговаривание стихов с разной силой голоса.
Пример 1
Мышонку шепчет мышь: N голос
- Ты что шуршишь, не спишь? тихо
Мышонок шепчет мыши: N голос
- Шуршать я буду тише. тихо
Пример 2
Шу да шу N голос
Не маши тихо
Шу а шу N голос
Не нурши тихо
Шу да шу N голос
Скоро ночь усиливать голос
Улетай-ка прочь! до громкого!
Игровое упражнение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Игровое упражнение
Постепенно изменять силу голоса и поднимать руку, называя
- месяцы года
- дни недели
- этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, усиливая громкость голоса, а затем “спускайтесь” вниз.
Упражнения на выбор адекватной громкости
Произносим стихотворения, в изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания. Слова в тексте подсказывают вам, как нужно прочитать стихи - громко или тихо?
***
Ночь. Уснули улицы.
Тише, туча, тише,
Гулкие дождинки
Не роняй на крыши.
Сны приходят к детям.
Фонари зажглись.
Тише, тише, ветер,
В окна не стучись.
Л.Яхнин
***
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
С.Маршак
***
Тише, тише
Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).
И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).
Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)
А котята кувырком.
Кот принес всем молока, (говорить следует громко)
Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)
В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса.
Как педагог сам может пользоваться на занятиях изменением силы голоса, кроме усиления громкости своей речи на занятиях?
Если вы хотите добиться того, чтобы ребенок вас слушал, то для этого не стоит повышать голос. Попробуйте начать говорить очень тихо или даже шепотом. Обычно дети автоматически тоже начнут говорить намного тише обычного. Общение едва слышным голосом требует значительной концентрации внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..
Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....
Из опыта работы по теме: « Развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы » Опыт работы.
Из опыта работыпо теме: « Развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы »...
Обобщение опыта "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА"
Данная работа посвящена изучению и своевременной коррекции фонетико-фонематического недоразвитии речи у детей дошкольного возраста. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать...
Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...
Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного дошкольного учреждения
В статье раскрывается апробированная система работы с родителями медико-психолого-педагогического и логопедического сопровождения детей с Общим недоразвитием речи, осуществляем...
СТАТЬЯ: Коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада
СТАТЬЯ: Коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада...
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС....