Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98 по сопровождению молодого педагога.
материал на тему

Кудрявцева Татьяна Владимировна

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98  по сопровождению молодого педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98  по сопровождению молодого педагога.

Системная работа по организации наставничества начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.

Наставничество каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения образования. Педагогу предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства.

С целью повышения эффективности наставничества в ходе работы различных формирований необходимо знакомить педагогов с такими видами работы, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации и другое.

Способствовать успеху будет дифференцированный подход в работе с педагогами, умело выстроенные этапы процесса самообразования (ситуативное, ситуативно-инициативное, инициативное).

Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога стройность, ясность. Сам план может состоять из четырех разделов:

  1. Основные вопросы для изучения
  2. Этапы работы над материалом по определенным вопросам
  3. Практический выход (доклад, презентация, методическая разработка)
  4. Где, когда и как реализуется

Завершается процесс наставничества анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.

Алгоритм работы педагога-наставника по сопровождению может быть следующим:

  1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям
  2. Разработка плана по самообразованию
  3. Определение источников информации
  4. Изучение теоретических источников
  5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий)
  6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов
  7. Подготовка отчета по теме сопровождения
  8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности

Необходимо коллегиально разработать критерии эффективности наставничества. В них может быть учтено следующее:

  1. Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер
  2. Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент)
  3. Имеет место научная обоснованность плана
  4. Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении
  5. Прослеживается значимость и перспективность педагогической деятельности
  6. Наблюдается положительная динамика результатов деятельности
  7. Очевиден интерес педагога к продолжению сопровождения
  8. Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета
  9. Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач
  10. Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности
  11. Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

Коллегиальный принцип может быть учтен и при разработке алгоритма стимулирования (морального и материального) педагога-наставника и молодого педагога.

Предполагаемые результаты педагогического сопровождения

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане педагога-наставника и молодого педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты деятельности педагогов на некотором этапе? (сопровождение непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

повышение качества образования (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные учебные пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

разработка методических информаций по применению новых методических технологий;

разработка и проведение открытых мероприятий по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Задача руководителей – создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов сотрудничества педагогов, а также способствовали формированию мотивации достижения успеха. Одним из таких средств является карта профессионального роста, обязательная для ведения всеми педагогами ДОУ.Благодаря заполнению карты профессионального роста администрация, педагоги могут проследить зависимость качества знаний по теме от участия в методической работе.

Для подведения результатов методической работы педагога-наставника введена технология рейтинговой оценки работы. Она проводится с целью совершенствования содержания и технологий образования (это предполагает качественное выполнение государственных стандартов ДО, внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса) и проведение мероприятий, направленных на совершенствование системы.

Введение данной технологии позволит:

Во-первых, дать анализ и раскрыть внутренние закономерности процессов, направленные на изменения в деятельности методического сопровождения молодых педагогов.

Во-вторых, проводить измерение и, соответственно, оценку текущего состояния деятельности, как на личном, так и на уровне ДОУ.

В-третьих, проводить не только нормативный, но и динамический анализ, позволяющий отслеживать динамику изменения показателя во времени.

Работа по сопровождению постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического сопровождения - это, прежде всего, качество организованного молодым педагогом образовательного процесса и профессионально - квалификационный рост педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога-наставника с молодым специалистом

Перспективный план работы наставника с молодым педагогом...

Особенности работы педагога-наставника ДОО по сопровождению молодого специалиста.

Системная работа по организации наставничества начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурн...

План работы педагога наставника с молодым педагогом

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодогопедагога.Задачи:Оказание методической помощи молодому специалисту в:- повышении уровня организации образовательной деятельности;- изучен...

План работы педагога -наставника с молодыми педагогами на 2023-2024 уч.год.

планирование работы с молодыми специалистами...

Индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым педагогом

План педагога - наставника разработан с целью повышения профессиональных умений и навыков молодого педагога, формирования желания  проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, са...

Консультация для педагогов-наставников "Этапы работы педагога-наставника с молодым специалистом в ДОУ"

Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных педагогов дошкольной организации молодым специалистам. Исходя из этого, наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представля...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА для работы педагога – наставника, воспитателя с наставляемым, молодым специалистом

- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;- продолжать изучение нормативно-правовой документации;- оказать помощь в в...