ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА для работы педагога – наставника, воспитателя с наставляемым, молодым специалистом
материал
- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- продолжать изучение нормативно-правовой документации;
- оказать помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);
- организация НОД, помощь в постановке целей и задач;
- использование здоровье сберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах;
- механизм использования дидактического и наглядного материала;
- углубленное изучение инновационных технологий;
- общие вопросы организации работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
personalizirovannaya_programma_nastavnichestva.docx | 65.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУЦРР – д/с №14 «Росинка»
Согласовано: Председатель профсоюзной организации Согласовано С педагогическим советом Протокол № от г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУЦРР – д/с №14 «Росинка» _______ О.А. Марченко Приказ № - ОД от г. |
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
для работы педагога – наставника, воспитателя с наставляемым,
молодым специалистом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения центра развития ребенка – детского сада №14 «Росинка» города Ставрополя.
Ставрополь
Содержание
1 | Паспорт программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
3 | Содержание программы | 5 |
Система работы с молодым педагогом | 6 | |
Этапы реализации программы | 6 | |
Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом | 8 | |
Примерный план работы педагога наставника с молодым педагогом | 8 |
- Паспорт программы
Название программы | Программа наставничества для работы с молодым педагогом МБДОУ ЦРР- д/с № 14 «Росинка» г. Ставрополя |
Авторы |
|
Организация- исполнитель | МБДОУЦРР – д/с № 14 «Росинка» |
Целевая аудитория | молодой воспитатель |
Срок реализации | 1учебный год (сентябрь 2022г. – май 2023.) |
Этапы реализации |
|
Цель | -развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста. |
Задачи | -оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности; - продолжать изучение нормативно-правовой документации; - оказать помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.); - организация НОД, помощь в постановке целей и задач; - использование здоровье сберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах; - механизм использования дидактического и наглядного материала; - углубленное изучение инновационных технологий; - общие вопросы организации работы с родителями. |
Основные направления |
|
Условия эффективности | 1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.
|
Ожидаемые результаты | для молодого специалиста: -умение планировать и анализировать работу воспитателя в работе с детьми раннего возраста (календарно-тематическое планирование, перспективное планирование, годовой план работы, план-сетка на неделю, план работы на месяц; навыки разработки примерной рабочей программы воспитателя; навыки консультирования родителей и педагогов; навыки диагностической деятельности; игровая деятельность); - качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями). для наставника: -эффективный способ самореализации; -повышение квалификации; -достижение более высокого уровня профессиональной компетенции. для образовательной организации: -успешная адаптация молодых специалистов |
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодой специалист имеет те же должностные обязанности и несет ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от него столь же безупречного профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Молодой специалист, приходя работать в дошкольные учреждения, сталкивается с рядом проблем и часто испытывает трудности вхождения в трудовую деятельность и педагогический коллектив.
Поэтому в нашем педагогическом коллективе, работа с молодым педагогом построена в форме наставничества, что позволяет молодому специалисту быстро адаптироваться к работе, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
Очень важно с самого первого дня трудовой деятельности грамотно выстроить работу с молодым специалистом. Это является одним из успешных факторов быстрого и качественного вхождения педагога в профессиональную среду. Большое значение в этот период имеет морально-психологический климат, атмосфера взаимопонимания, нравственная основа коллектива.
Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом – воспитатель, имеющий опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет. Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, молодой педагог испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения. Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым воспитателем на уровне образовательной организации.
Содержание программы
При организации наставничества процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия:
Субъекты взаимодействия | Содержание взаимодействия |
Наставник - молодой педагог | Создание условий для адаптации педагога на работе. Ознакомление с нормативными и локальными актами. Обеспечение необходимыми методическими материалами, литературой. |
Молодой педагог – воспитанники – родители (законные представители) | Формирование авторитета педагога, уважения, интереса у детей и родителей (законных представителей) |
Молодой педагог – коллеги | Оказание поддержки со стороны коллег. |
Этапы реализации программы
Программа наставничества рассчитана на 1 год. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.
Содержание программы реализуется последовательно.
Этапы реализации программы:
1-й этап - адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап - основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап - контрольно-оценочный.
1 этап. Адаптационный (Диагностический)
Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений работы с молодым педагогом.
Содержание этапа: Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:
- педагогическое образование;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста; - ожидаемый результат педагогической деятельности;
- выявление особенностей личности педагога.
Для получения необходимых сведений используются методы:
- опрос;
- собеседование;
- анкетирование;
- наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.
По результатам диагностического этапа было выявлено, что Данилова Анастасия Евгеньевна характеризуется как воспитатель с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющей опыта практической работы.
На основе полученных данных разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год.
Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
2 этап. Основной (проектировочный).
Задача этапа: реализация основных положений Программы.
Содержание этапа:
-Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающего педагога;
- Взаимоподдержка и взаимопомощь;
-Координация действий педагога в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
-Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
-Оказание методической помощи опытного педагога начинающему;
-Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
-Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
- Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
3 этап. Контрольно-оценочный (Аналитический)
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Содержание этапа:
- Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
-Динамика профессионального роста молодого педагога;
-Рейтинг молодого педагога среди коллег;
-Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
-Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
-Подведение итогов, выводы.
Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом Даниловой Анастасией Евгеньевной
Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодого педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагога, от уровня профессиональной подготовки молодого педагога, от поставленных задач.
Формы работы с молодыми педагогами | ||
«Альтернатива» | Уровень образовательной организации | Управление Дошкольным образованием. |
1. Сетевые методические Объединения: Федеральный институт развития образования, социальная сеть работников образования. 2. Сетевые методические объединения: Школа молодого воспитателя на базе МБУ ГИМЦ г. Ставрополя. 3. Городские семинары, конференции: образовательный портал «21 Век», «Воспитатели России». #1042;ебинары: «Воспитатель детского сада», «Академия Дошкольного образования». 5. Общение, обмен опытом в профессиональных интернет-сообществах. | #1044;иалог, беседа. #1048;ндивидуальная, консультация. #1057;амоанализ собственной деятельности. #1040;нкетирование, опрос. #1042;заимопосещения, открытые просмотры. #1040;нализ педагогических ситуаций. #1044;еловая игра. | Конкурсы профессионального мастерства |
Примерный план работы педагога-наставника с молодым педагогом Даниловой Анастасией Евгеньевной
Месяц | Содержание работы | Метод работы |
СЕНТЯБРЬ | 1. Диагностика умений и навыков молодого специалиста. #1054;формление документации воспитателя в соответствии с ФГОС. 3. Планирование образовательного процесса в рамках условия введения ФГОС ДО 4. Оказание помощи в подготовке и проведении мониторинга развития детей в начале учебного года. | 1. Анкетирование. Консультация и ответы на интересующие вопросы. 2. Проверка документации. 3. Посещение молодым педагогом (наставляемым) наставника, консультирование, знакомство с документами и правилами их оформления, ответы на интересующие вопросы 4. Помощь в проведении диагностической деятельности. |
ОКТЯБРЬ | 1. Выбор темы по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни». #1054;знакомление с нормативно - правовой базой. | 1. Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы. Подбор методической литературы по теме самообразования 2. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. |
НОЯБРЬ | #1054;формление наглядной информации для родителей. 2. Виды и организация режимных моментов в детском саду. | 1. Консультация и помощь в подготовке наглядной информации. 2. Просмотр молодым специалистом режимных моментов, проводимых наставником. |
ДЕКАБРЬ | 1. Изучение методики проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД. 2. Беседа «Как провести эффективное занятие». 3. Использование в работе проектов. #1054;рганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке при подготовке к новогодним праздникам. | 1. Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение. Помощь. 2. Консультация и ответы на интересующие вопросы. #1040;нализ перспективного плана проектной деятельности. #1050;онсультация, посещение занятий по ручному труду в группе наставника. |
ЯНВАРЬ | 1. Организация индивидуальной работы с детьми. 2. Организация прогулки с детьми в зимний период. | #1055;омощь в составлении плана индивидуальной работы с детьми. #1050;онсультации наставника, наблюдение за работой молодого специалиста - совместная игровая деятельность. Посещение группы наставника при проведении режимных моментов. |
ФЕВРАЛЬ | 1. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. 2. Использование современных здоровье -сберегающих технологий. 3. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и уголка ряженья. | #1054;бсуждение. Консультация и ответы на интересующие вопросы. 2. Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы. #1055;осещение наставляемым группы наставника, анализ организации среды в зоне сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности. |
МАРТ | #1055;росмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом. #1057;оздание каталога игр на прогулке в весеннее-летний период. | Обсуждение. Консультация и ответы на интересующие вопросы. #1057;овместный подбор наставником и наставляемым учебно-методической литературы по теме, создание каталога. |
АПРЕЛЬ | 1. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. 2. Развивающая среда в группе. 3. Подготовка к родительскому собранию: определение круга вопросов, правила оформления протокола родительского собрания | #1054;бсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. #1054;бсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала). #1057;овместное составление протокола родительского собрания наставником и наставляемым |
МАЙ | 1. Подготовка к летне-оздоровительному периоду. 2. Оказание помощи в подготовке и проведении мониторинга развития детей в конце учебного года. 3. Подведение итогов работы. | #1050;онсультация и ответы на интересующие вопросы. #1057;овместная формулировка выводов по результатам педагогической диагностики, оформление итоговых результатов мониторинга. #1057;амоанализ молодого специалиста. Аналитическая справка за учебный год, пожелания на будущее |
В течение года | Создание развивающей среды | Анализ развивающей среды с требованием ФГОС. Консультация и ответы на интересующие вопросы. |
В течение года | Методика проведения детских праздников (развлечений) | Помощь в подготовке и организации праздников. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа. |
В течение года | Имидж педагога, педагогическая этика, культура поведения - - в работе с родителями; - в работе с детьми; - в работе с коллегами. | Консультации, беседы, ответы на вопросы. |
Заключение. Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодым педагогом необходимы:
- обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
- работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
- взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
- оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
- оценка педагогического труда по результатам;
- современное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога-наставника с молодым специалистом
Перспективный план работы наставника с молодым педагогом...
Индивидуальный план работы педагога - наставника с молодым специалистом на 2019-2020учебный год
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту задачу поможет создание системы нас...
Индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым специалистом на 2021/2022 учебный год
Данный матерал будет полезен для педагогов, которые ведут работу по наставничеству молодых специалистов по теме "Развитие речи дошкольников раннего возраста посредством малых фольклорных фо...
Индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым специалистом на 2021/22 учебный год
Индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым специалистом на 2021/22 учебный год...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН работы педагога-наставника с молодым специалистом на 2021/22 учебный год
Цель: развить профессиональные умения и навыки молодого педагога....
Персонализированная программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования на 2022-23 учебный год. «Вместе мы сила»
Материал будет интересен педагогам - наставникам и молодым специалистам ДОУ...
Консультация для педагогов-наставников "Этапы работы педагога-наставника с молодым специалистом в ДОУ"
Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных педагогов дошкольной организации молодым специалистам. Исходя из этого, наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представля...