КОРРЕКЦИЯ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО АГРЕССИВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ
материал на тему
Арт-терапия является простым и эффективным средством для коррекции и снятия агрессии у дошкольников. Она не имеет ни противопоказаний, ни ограничений, являясь безопасным средством для снятия напряжения.
В материале описаны методы арт-терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО АГРЕССИВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ
Для того чтобы понять, что же такое агрессивность, необходимо проанализировать понятия агрессия и агрессивные действия. В психологии под агрессией (от лат. аggredi – нападать, нападаю) понимают специфическую форму разрушающих (деструктивных) действий человека, которые подразумевают применение силовых воздействий и нанесение другим людям, а также живым существам или предметам, различного рода вреда (сюда включается как физический вред, так и психологический). Подобное поведение воспринимается другими как такое, которое не отвечает определенным стандартам, нормам и правилам, утвержденным в конкретном обществе
Агрессия, как одна из форм нарушения поведения, у детей дошкольного возраста может проявляться как угодно — от раздражительности до жесткости. Дошкольники могут жаловаться, оскорблять и угрожать, ломать чужие и свои игрушки и портить одежду, а еще драться, кусаться и плеваться! Конечно, такое поведение выходит за рамки нормы и ему нужна коррекция. Манера так держаться не может возникать из ниоткуда, она имеет под собой какую-либо основу. Поэтому для начала необходимо выяснить причины возникновения агрессии у детей столь юного (дошкольного) возраста.
Основанием для формирования агрессивного поведения могут быть самые разные факторы. Такими своими действиями ребенок дошкольного возраста пытается:
- заставить своих сверстников и взрослых обратить на себя внимание;
- получить что-нибудь;
- показать, что он главный;
- таким образом защищаться;
- отомстить кому-то за что-то;
- показать свое превосходство через унижение другого человека (ребенка).
Это все основные факторы. А еще агрессия может возникать благодаря психологической предрасположенности детей дошкольного возраста к ней. То есть, у них может быть склонность к враждебному поведению, если имеется хотя бы одна из ниже перечисленных проблем:
- плохо развиты навыки эффективного общения;
- неправильное воспитание в семье, гиперопека;
- низкий уровень интеллекта;
- отсутствует способность управлять своим психическим состоянием;
- неразвита одна из главных форм деятельности ребенка дошкольного возраста — игровая;
- очень низкая самооценка.
- заболевания ЦНС.
В общем, агрессия — это такой способ адаптации.
Основная ошибка взрослых — родителей и педагогов — это подавление агрессивности, которое приводит к накоплению враждебных мыслей и эмоций внутри сознания ребенка. Последствием становится рано или поздно взрыв ярости и неумение соизмерять силу своей агрессии. Кроме того, совершенно неправильно считать, что если враждебность подавить, то сразу же вокруг настанет мир и покой. Нет, это не так. А еще родителям нужно разобраться в первую очередь в себе, потому что часто их требования вести себя спокойно не являются заботой о ребенке. Просто тревожность, нервозность и усталость становятся необъятными под детский шум и гам. И нужно объяснять детям истинные причины, а не просто говорить «нельзя».
Агрессия бывает направленной:
- на самого себя;
- окружающих: непосредственно на раздражитель или на более доступные объекты.
Проявление агрессии может быть словесным (вербальным) или выражаться жестами, интонацией, мимикой, а также может быть физическим.
Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников. Первый - это семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его закрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Второй - взаимодействие со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Третий источник – средства массовой информации, т.к. дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических, демонстрируемых по телевидению, интернету.
Теперь рассмотрим действие каждого источника подробнее.
Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания.
Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учиться взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на отношения с окружающими в зрелые годы.
Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям, следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, - один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей, и каков характер взаимоотношений между ними. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, в подростковом возрасте окажутся втянутыми в преступную деятельность, будут ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Вторым источником, откуда дети черпают модели агрессивного поведения, является взаимодействие со сверстниками.
Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление).
При изучении детей, посещавших детский сад, отмечается, что частое общение со сверстниками может быть связано с последующей агрессивностью. Учителями было отмечено, что дети, которые в течение пяти лет перед школой регулярно посещали дошкольное учреждение, ведут себя более агрессивно, чем дети, посещавшие дошкольное учреждение нерегулярно. Можно предположить, что дети, которые чаще «практиковались» в агрессивном поведении со сверстниками успешнее усвоили подобные реакции и скорее всего, способны применить их в других условиях, например, в школе и дома.
В-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, компьютеров способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.
Исследования психологов показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.
В своей практике, я не стала исключением, и столкнулась с проблемой агрессивного поведения у детей уже в раннем возрасте. Зная о том, что любое негативное проявление быстро закрепляется в поведении, поняла, что необходимо искать приемы, которые помогут снять агрессию в каждый конкретный момент и будут профилактикой для дальнейшего поведения.
Коррекционная работа
Коррекционная работа с агрессивными детьми имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, т.к. неизбежна отрицательная консолидации в группе, индивидуальная работа является более эффективной. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". Cпецифика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной, сенсорной фрустрации; высоким уровнем тревоги и страхов; сильными чувствами вины и обиды. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно провести коррекцию поведения. Поэтому первый шаг — гармонизация эмоциональной сферы ребенка. Реализовать его можно разными способами.
На мой взгляд, лучше всего возможность выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания дают ребенку методы арт-терапии и песочной терапии. Я активно использую их в работе с агрессивными детьми и именно на них хочу остановиться.
Арт-терапия опирается на идеях класического психоанализа о том, что мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально Арт-терапевтические образы отражают все виды подсознательных процессов: страхи, конфликты, воспоминания детства, предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере.
Рисование или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения. Этот метод удивительно подходит для работы с детьми. Он позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание достоинств, удовлетворяется потребность в признании, позитивном внимании. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится на неэффективное напряжение. Ребенок расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству.
Наиболее эффективны в работы с детьми, проявляющими различные виды деструтивного поведения, формы арт-терапии, помогающие воссоздать атмосферу раннего рисования, вернуть ребенка на, так называемый, доизобразительный период. Этому способствует работа с гуашью, песком, водой, бумагой. Действия с гуашью: мазки и линии различного характера (точечные, длинные, широкие, размашистые, ритмичные и пр.), размазывать краску по поверхности (бумаги, стола, стекла и пр., кисточкой, губкой, пальцами, ладонью), смешивать краску (в баночке, на поверхности, целенаправленно или спонтанно). Полезны действия с водой и песком: пересыпать, выливать в песок воду, вымешивать песочную жижу, полоскать кисти рук в грязной воде, переливать из емкости в другую, пропускать между пальцами.
Также эффективны действия с бумагой. Например, создание трёхмерных объектов и изображений на плоскости. Разрывая, комкая, стискивая ненужные газеты и бумагу, ребёнок получает море позитивных эмоций для благодатного состояния своей детской души. Вся нервозность, злость, а может быть, и ненависть, уходит через активные деструктивные действия. А можно и просто сминать и рвать бумагу или газету.
Колоссальный коррекционный эффект заключает в себе технология рисования на воде. Берем прозрачную чашу с водой, акварельные краски, кисточки и предлагаем сделать первое касание кистью воды, запустить, например, красную кляксу, которая начнет свое таинственное превращение в облачко... Возможна разная степень активности детей в процессе контакта с водой. Могут получиться экзотические узоры, а может происходить интенсивное хаотическое смешение красок, в котором реализуются деструктивные тенденции.
Хороший терапевтический эффект имеет рисование сыпучими предметами. В необыкновенный восторг приходят дети при работе с сухими листьями, цветками, травой, а также при использовании сыпучих круп и речного песка. Для создания изображения на бумагу наносят клеевую основу и дают размах детской фантазии: растирая засушенные листья разных цветов между руками, получаем богатый разноцветный фон для осенних крон деревьев, при помощи манки садим на небо белые облака, речной песок может вырасти в дом, а горох стать жёлтым полем. Приёмы с использованием таких материалов хороши также для деток, замкнутых и зажатых в себе, для развития в них уверенности и помощи в адаптации.
Отдельно стоит остановиться на песочной терапии.
Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Песочная игра с психологом дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.
Песочная терапия может применяться как монотерапия (самостоятельная техника, единственная в курсе лечения), а также в сочетании с другими психотерапевтическими методами, такими как арттерапия, сказкотерапия и др.
Таким образом, арт-терапия является простым и эффективным средством для коррекции и снятия агрессии у дошкольников. Она не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации.
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Родителям и другим взрослым, находящимся рядом с детьми, необходимо личным положительным примером показывать, как нужно справляться с различными жизненными ситуациями.
- Очень важно, чтобы ребенок понимал и был уверен в том, что он любим без условий, таким, каков он есть.
- Постоянно не только словами, но и на собственном примере, обучать детей самоконтролю.
- Неуемную энергию малыша следует направить в мирное русло. Лучшее, что здесь может помочь, — это спорт. Он учит контролировать свои эмоции и поведение. Это могут быть, например, плавание, восточные единоборства. А можно записать малыша на кружок рисования, это тоже научит его концентрироваться.
- Требовать от ребенка дошкольного возраста что-то нужно только согласно его возможностям это требование выполнить. Здесь нельзя руководствоваться своими желаниями.
- Легкие проявления враждебного поведения лучше оставлять без внимания. Тем более не нужно привлекать к этим инцидентам посторонних людей.
- Нельзя забывать о пользе совместной с ребенком деятельности! И о том, что важно всегда подчеркивать его значимость в этом занятии.
- Агрессию как развлечение, а не как реакцию на что-то, лучше пресекать сразу!
- Ребенок должен знать, что он добрый, для этого нужно всегда ему об этом говорить.
- Важным шагом со стороны родителей будет научить ребенка состраданию. Если он будет понимать, что каким-то своим малоприятным поступком может огорчить близкого и дорогого ему человека, то он уже будет задумываться, прежде чем что-то совершать.
- Агрессивные эмоции всегда есть и будут. Их обязательно нужно выплескивать. Это можно сделать так: петь, бегать, играть с мячом, рвать бумагу, бить подушку и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностного развития ребенка 5 - 6 лет посредством музыкальной терапии
Основная задача развивающей работы и психокоррекции – использовать доступный, понятный язык, убедительно и внушающее воздействовать на ребенка, вызывая эмоциональный отклик. Одним из методов развития ...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы», неуверенность в себе, что может привести к социальной дез...
План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"
План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по формирование познавательной активности дошкольников посредством арт-терапии на тему: « Цветы для друзей, чтобы стало на душе теплей!»
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по формирование познавательной активности дошкольников посредством арт-терапии на тему: « Цветы для друзей, чтобы стало на душе теплей!»...
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по формирование познавательной активности дошкольников посредством арт-терапии на тему: « Цветы для друзей, чтобы стало на душе теплей!»
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по формирование познавательной активности дошкольников посредством арт-терапии на тему: « Цветы для друзей, чтобы стало на душе теплей!»...
Проект "Развитие познавательных способностей младших дошкольников посредством песочной терапии в период адаптации"
Проект "Развитие познавательных способностей младших дошкольников посредством песочной терапии в период адаптации"...