Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностного развития ребенка 5 - 6 лет посредством музыкальной терапии
статья (старшая группа) по теме

Основная задача развивающей работы и психокоррекции – использовать доступный, понятный язык, убедительно и внушающее воздействовать на ребенка, вызывая эмоциональный отклик. Одним из методов развития и  коррекции эмоционально- личностного развития дошкольников является музыкальная терапия.

Мы рассматриваем музыкотерапию как один из видов арт-терапии (синтез нескольких областей научного знания: искусства, медицины и психологии), как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности. Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают положительное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом, а так же как одно из средств развития эмоционально- личностной сферы человека.

Представленные в статье рекомендации к проведению работы по эмоционально - личностному развитию ребенка  средствами музыкальной терапии  составлены с учетом возрастных особенностей детей 5- 6 лет и направлены на решение следующих задач развития психических качеств дошкольников:

  • Способность адаптироваться к окружающей среде;
  • Произвольность поведения и саморегуляцию;
  • Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением.
  • Способность различать эмоциональные состояния других по внешнему проявлению;
  • Способность управлять собственным  эмоциональным состоянием;
  • Создавать условия для формирования адекватной самооценки, развития самосознания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Психолого-педагогическая  коррекция  эмоционально  -  личностного развития ребенка 5 - 6 лет посредством музыкальной терапии

…трудно представить себе лучший метод

воспитания, чем тот, который открыт и

проверен опытом веком; он может быть

выражен в двух положениях: гимнастика

для тела и музыка для души…

Платон

В последнее время проблема эмоционально- личностного развития детей старшего дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Проблема эмоционально- личностного  развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.).

Эмоционально - личностное  развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Центральное личностное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов и развитие самосознания.

Основная задача развивающей работы и психокоррекции – использовать доступный, понятный язык, убедительно и внушающее воздействовать на ребенка, вызывая эмоциональный отклик. Одним из методов развития и  коррекции эмоционально- личностного развития дошкольников является музыкальная терапия.

Мы рассматриваем музыкотерапию как один из видов арт-терапии (синтез нескольких областей научного знания: искусства, медицины и психологии), как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности. Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают положительное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом, а так же как одно из средств развития эмоционально- личностной сферы человека.

Музыкальная терапия противопоказана:

1. Детям с предрасположенностью к судорогам;

2. Детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма;

3. Детям, страдающим от отита;

4. Детям, у кого резко повышается внутричерепное давление.

Представленная к рассмотрению коррекционно- развивающая программа эмоционально - личностного развития ребенка 5-6 лет средствами музыкальной терапии «В гармонии с музыкой» составлена с учетом возрастных особенностей детей 5- 6 лет.

Основная цель программы – содействовать эмоционально- личностному развитию детей 5 - 6 лет. В программе предлагается решение следующих задач:

Развивать психические качества дошкольников:

Способность адаптироваться к окружающей среде;

Произвольность поведения и саморегуляцию;

Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением.

Способность различать эмоциональные состояния других по внешнему проявлению;

Способность управлять собственным  эмоциональным состоянием;

Создавать условия для формирования адекватной самооценки, развития самосознания.

Для проведения занятий группа делится на подгруппы. Занятия проводятся  в музыкальном зале с подгруппой, состоящей из 8-10 человек.   Продолжительность занятия 20-30 минут.

Программа рассчитана на 14 занятий, по 2 занятия в неделю.

Структура коррекционных занятий средствами музыкальной терапии  примерно одинакова и включает в себя:

1. Разминку.

2. Основную часть.

На этом этапе используются игры, упражнения, этюды, рисование, вокализация,  дискуссии и т.п.  

3. Заключительную часть.

Содержит упражнения на релаксацию, что в целом обеспечивает гармонизацию уровней эмоциональной регуляции, повышению эмоционального благополучия.  

Музыкальные произведения для занятий подобраны с опорой на матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку, разработанную В.И. Петрушиным[1]:

Рис. 1. Матрица кодирования эмоциональных состояний через музыку

Исходя из этой матрицы, мы получаем следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:

медленный темп + минорная окраска = настроения задумчивые, печальные, унылые, скорбные, трагичные;

медленный темп + мажорная окраска = характер произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный;

быстрый темп + минорная окраска = характер напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой;

быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.

Таким образом, мы можем определить комплекс музыкальных произведений, соответствующих сходному эмоциональному состоянию детей (см. Табл.1).

Таблица 1

Музыкальные произведения, отражающие сходное эмоциональное состояние

основные параметры музыки

основное настроение

литературные определения

названия произведений

Медленная


Мажорная

Спокойствие

Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежная

А. Бородин – ноктюрн из струнного квартета; Ф. Шопен – ноктюрны фа-мажор, ре-бемоль мажор, крайние части; Ф. Шуберт – “Аве Мария”; К. Сен-Санс – “Лебедь”; С. Рахманинов – концерт № 2, начало II ч.

Медленная


Минорная

Печаль                

Сумрачная, тоскливая, трагическая, печальная, унылая, скорбная

П. Чайковский – начало Пятой симфонии, финал Шестой симфонии; Э. Григ – “Смерть Озе”, “Жалоба Ингрид из сюиты “Пергюнт”; Ф. Шопен – Прелюдия до-минор; Марш из сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К. Глюк – “Мелодия”.

Быстрая


Минорная

Гнев

Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, гневная, злая, отчаянная

Ф. Шопен – Этюды № 12, 23, 24; Скерцо № 1; прелюдии № 16, 24; А. Скрябин – Этюд № 6, соч. 8; П. Чайковский – Увертюра “Буря”; Р. Шуман – “Порыв”; Л. Бетховен – финалы сонат: 14, 23.

Быстрая


Мажорная

Радость

Праздничная, ликующая, бодрая, веселая, радостная

Д. Шостакович – “Праздничная увертюра”; Ф. Лист – финалы венгерских рапсодий № 6, 10, 11, 12; В. Моцарт – “Маленькая ночная серенада”(I и IVч.); Л. Бетховен – финалы симфоний № 5. 6, 9.

Это позволяет моделировать и изменять эмоции у детей в ходе формирующего эксперимента.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях  использовалось  и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. Каждый прием подобран, исходя из фазы занятия и в соответствии с музыкальным произведением.

На занятиях используются  психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

Практически на каждом занятии, использовался метод вокалотерапии, где дети исполняли  песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи.

Так же нами использовался прием музицирования на детских шумовых и народных музыкальных инструментах.

   На каждом занятии применялись средства вокалотерапии. Специально разработанные вокальные  упражнения, позволяют повысить  адаптационные и резервные возможностей человеческого организма.

Часть занятий построены на базе методических разработок Минаевой В.М.[2] 

Представим к рассмотрению таблицу 2:

Таблица 2

Календарно – тематическое планирование по программе эмоционально - личностного развития ребенка 5-6 лет средствами музыкальной терапии

«В гармонии с музыкой»

№ п/п

Дата проведения

Тема

Цели

Краткое содержание

1

Я и мое имя

Развивать коммуникативные способности; самосознание, способствовать идентификации себя со своим именем, формирование позитивного отношения к своему «я», развитие способности целенаправленного слушания музыкальных произведений, развитие певческих навыков,

 снятие эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального состояния.

Приветствие. «Подарим улыбку друг другу».

Игра «Эхо»

Рисование автопортрета.

Мелодизация собственных имен.

Вокализация имени.

Слушание муз. произведения. Ю. Чичкова «Из чего же, из чего же».

Беседа по содержанию песни.

Этюд «Веревочный человек»

Релаксация под музыку  Ф. Шуберта – “Аве Мария”

2

Что я люблю

Продолжить формирование идентификации себя со своим именем, формирование позитивного отношения к своему «Я», снятие психофизической нагрузки, формирование оптимального эмоционального тонуса, укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.



Приветствие.

Беседа.

Игра «Переходы»

Рисование на тему» Я люблю больше всего»

Игра «Ладушки»

Игра «Море волнуется» (музыкальное сопровождение шум моря)

Релаксация под музыку Григ «Утро». 

3

Мир моих эмоций

Познакомить с видами эмоций и их проявлениями. Учить различать собственные эмоции, их проявления. Формировать способность управлять эмоциональным состоянием. Способствовать формированию адекватной самооценки. Способствовать развитию эмоционального благополучия.

Приветствие.

Беседа. Рисование «Графические изображения эмоциональных состояний».

На каждое эмоциональное состояние включается музыкальное сопровождение см.таблицу выше)

Игра «Обезьянки»

Этюд «Настроение лесного зверя».

Вокализация и интонирование звуков животных.

Релаксация под музыку К. Сен-Санс – “Лебедь”

4

Эмоции друга.

Способствовать развитию эмоционального интеллекта, чувства эмпатии. Учить распознавать эмоции других людей.  Развивать творческие способности.

Приветствие.

Игра «Зайки на лужайке»

Этюд «Дружба начинается с улыбки» (под музыкальное сопровождение).

Исполнение песни «Дружба».

Вокализация «Позови друга по имени»

Музыцирование «Музыка для друга»

Релаксация под музыку Ф. Шуберта – “Аве Мария”

5

Радость

Первичное знакомство с чувством радости. Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Научить отражать радость в рисунках.

Снятие психоэмоционального напряжения

Приветствие

Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла»

Повторное прослушивание пьесы.

Беседа по теме.

Рисование на тему «Радость»

Хоровод с пением песни «Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.

Игра «Волшебный мяч»

Музыцирование «Музыка радости».

Релаксация под музыку К. Сен-Санс – “Лебедь”

6

Горе и печаль

Первичное знакомство с чувством горя и печали. Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Научить распознавать в рисунках.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Приветствие. Прослушивание пьесы С. Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье».

Беседа по сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденное солнце», «Волк  и семеро козлят».

Чтение отрывков сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».

Слушание и исполнение песни «Пропала собака».

Драматизация песни «Пропала собака».

Релаксация под музыку Ф. Шопена- Ноктюрны фа- мажор.

7

Гнев

Познакомить детей с эмоцией гнева; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально-приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений.

Снятие психоэмоционального напряжения

Приветствие

Чтение отрывков из произведение К.Чуквоского «Мойдодыр»

Драматизация сказки «Три медведя»

Вокализация «Звуки гнева»

Упражнение «Зеркало»

Рисование гнева

Релаксация «На берегу моря» под музыку Вангелиса «Морская малышка»

8

Страх

Познакомить детей с эмоцией страха; учить эмоционально воспринимать это состояние у других людей; помогать детям осознавать и преодолевать страх. Снятие психоэмоционального напряжения.

Приветствие

Игра «Гуси- лебеди»

Упражнение «Найди пиктограмму»

Обсуждение поговорки.

Музыцирование на шумовых инструментах «Музыка страха».

Слушание фрагмента музыкальной аудиосказки С. Михалкова «Три поросенка»

Рисование «Наф- Наф не боится страшного волка».

Релаксация под произведение Штрауса «Вальс»

9

Удивление

Познакомить детей с эмоцией удивления; учить эмоционально воспринимать удивленное настроение людей. Снятие психоэмоционального напряжения

Приветствие

Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Упражнение зеркало.

Прослушивание музыкального попурри.

Исполнение фокусов. (дети и практикант).

Музыцирование на различных предметах.

 Исполнение песни «Верьте в чудеса».

Релаксация под аудиозапись «Звуки леса».

10

Радуга наших эмоций

Закрепить полученные знания; расширять представления детей об эмоциях; продолжать развивать эмпатию, воображение. Закреплять умение передавать различные эмоциональные состояние.

 Психогимнастика «Ручеек радости».

Упражнение «Солнечный зайчик»

Слушание “Песенки страхов” из мультфильма “Ничуть не страшно”.

Этюд «Веревочная кукла» под песню Н.Королевой «Ожившая кукла».

Музыцирование на шумовых и муз. инструментах  «Сыграй свою эмоцию»

Упражнение «Стойкий солдатик»

Упражнение «Замри»

Слушание произведений: Григ «Песня Сольвейг» (расслабляет), Григ – танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт» (тонизирует),

Альбиони «Адажио» (вызывает грусть), Бизе – танцевальная музыка из оперы Кармен (поднимает настроение, жизненный тонус).

11

Настроение

Развивать умения понимать собственные  эмоции  и их влияние на настроение. Развивать способность к рефлексии.

Снятие психоэмоционального напряжения

Приветствие

Этюд «Котята» под слушание стихотворения «Котята» С. Маршака.

Ролевая гимнастика.

Рисование «Мое настроение».

Слушание живой музыки (исполняет музыкальный руководитель).

Фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Релаксация под произведение И.С.Баха «Концерт ре-минор» для скрипки.

12

Характер и образы музыки

Развивать умение определять  и выражать в пластике настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное.

Способствовать развитию умения выбирать характер движений.

Снятие психоэмоционального напряжения

Прослушивание музыкальных произведений, выполнение ритмических движений под музыку. Беседы по произведениям.

П.Чайковский. “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”.

А. Петров. “Песенка о дружбе”. (“Маршируем”).

Р. Глиэр. “Вальс”.

А.Аренский. “Колыбельная”.

П.Чайковский. “Грустная песенка”.

М.Мусоргский. “Гопак” из оперы “Сорочинская ярмарка” (“Пружинки”)

Рисование «На какую музыку я похож»

13

Времена года в музыке.

Закрепление представлений детей об изменениях в природе.

Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту природы.

Развитие внимания, координации движений.

Развитие наглядно-образного мышления: мыслительных операций анализа, сравнения, общения.

Формирование «Я» концепции.

Приветствие.

Слушание  фрагментов произведений:

П.Чайковский. “Подснежник” (“Времена года”).

П.Чайковский. “Песнь косаря” (“Времена года”).

П.Чайковский. “Декабрь”.“Вальс”. “Времена года”).

А.Вивальди. “Времена года”.

В. Моцарт. “Тоска по весне”.

Музыцирование на шумовых инструментах «Музыка времени года»

Рисование «Я похож на … (весну, осень, зиму, лето)» Ребенок сам определяет себя по отношению ко времени года.

14

Развлечение «Страна сказок»

Систематизация и обобщение  полученных знаний.

Повышение самооценки. Создание положительной, благоприятной эмоциональной обстановки, способствующей укреплению эмоционального благополучия дошкольников. 

Приветствие.

Рассказ о путешествии по стране сказок.

Упражнение «Пиктограммы в сказках».

Развлечение «В царстве снежной королевы» (со слушанием музыкальных произведений».

Релаксация под музыкальное произведение Свиридова «Вальс» (музыка к драме «Метель»).

Результат апробации: в ходе реализации программы дошкольники с выраженным интересом, увлеченно слушали музыку, определяли средства музыкальной выразительности, соотносили ее содержание с явлениями и образами окружающей действительности, делали обобщения и высказывали свое отношение к музыке, определяли ее жанровую принадлежность, различали музыкальные инструменты по тембровому звучанию в симфоническом оркестре. Наблюдением отмечено, что к концу реализации программы певческие интонации становились  более устойчивыми, но иногда требовали  поддержки взрослого. Дети с удовольствием пели  индивидуально и в хоре. С большим интересом овладевали «языком движений», основами пластического искусства, используя в играх, этюдах жесты, пантомимику, исполняли различные виды основных движений, откликались  движениями тела на музыку разного характера, играли на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле, проявляли  творчество в разных видах музыкальной деятельности. Отметим особенный интерес к музыкальным импровизациям при игре на детских музыкальных инструментах, сочинению несложных песенок, мелодий.

Литература:

Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2006.

Георгиев Ю. Музыка здоровья: [Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии]// Клуб. – 2001. - №6. – с.39.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: изд. “NB МАГИСТР”, 1993. – 190 с.

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001. — 48 с.

Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.


[1] Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

[2] Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001. — 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления посредством музыкальной и песочной терапии

Во всех группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения.Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события...

Развитие творческого мышления посредством музыкальной и песочной терапии.

Рисование песком, песочная анимация, песочные шоу как искусство сейчас очень модное направление в России и за рубежом.Имея психологическое образование и работая с песком, я пришла к выводу, что это на...

Развитие речи детей посредством музыкальных игр и упражнений.

Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребёнка через музыку.В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших резу...

Мастер-класс "Развитие речи дошкольников посредством песочной терапии"

Проводя педагогические и коррекционные занятия в песочнице, мы даем ребенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний....

Программа по развитию воображения дошкольников посредством арт-терапии

Программа по развитию воображения дошкольников посредством арт-терапии «Радуга» (синий и фиолетовый цвет)...

Гармонизация развития личности детей посредством Арт-терапии

Применение современных здоровьесберегающих технологий в условиях ДОО...