Консультация для педагогов «Портфолио дошкольника»
консультация на тему
Портфолио дошкольника.
Портфолио дошкольника – это прежде всего первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими для него взрослыми ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_doshkolnika.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62»
Консультация для педагогов
«Портфолио дошкольника»
Подготовила воспитатель: Аскиркина Ю.В.
2017 г
Портфолио дошкольника.
Портфолио дошкольника – это прежде всего первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими для него взрослыми ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Портфолио дошкольника – это всегда портфолио - собственность . Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Не может быть отчета, ребенку не за что отчитываться. При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию – «портфолио – как инструмент комплексной диагностики» (Л.И.Адаменко), но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. Оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка. Однако не стоит соединять портфолио достижений и оценочно-диагностический, т.е. вносить диагностические карты, сравнительные таблицы в портфолио ребенка. Ребенку не понятны данные таблицы, значки, да и диагностика нужна в первую очередь педагогу для осуществления дифференцированного подхода к ребенку и совершенствования педагогического процесса. Поэтому оценочно-диагностический портфолио составляют педагоги, и хранится он у педагогов.
Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. В работе с дошкольниками можно использовать также электронный портфолио и портфолио-раскраску.
Виды портфолио дошкольника
Электронный портфолио является одним из новых видов. Это портфолио, основанный на применении современных информационных технологий. Использование программы Power Point позволяет быстро выполнить яркое, красочное портфолио со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Это привлекает ребенка. Электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое. Современные родители больше готовы к данному виду, нежели к традиционному.
Портфолио-раскраска. Не всегда у педагогов, родителей хватает времени, умений для помощи в оформлении детского портфолио. Портфолио-раскраска в определенной степени способна облегчить труд взрослых. Странички портфолио можно отксерокопировать, предложить выбрать детям, раскрасить. У детей создаются определенный настрой, желание. Однако не стоит забывать, что это только начало работы, самое главное – заполнить рубрики информацией.
Структура портфолио:
Этапы работы
- Постановочный
Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания. В одних дошкольных учреждениях портфолио составляют под руководством воспитателя и хранится он в группе, в других – под руководством специалистов дошкольных учреждений (воспитателей по изодеятельности, психологов, воспитателей по театрализованной деятельности и др.), в третьих – портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома. Важно научить взрослых наблюдать за ребенком, замечать изменения, записывать все новое. Странички портфолио «Я уже большой», «Я - исследователь», «Смешные истории» помогут зафиксировать интересные выражения, слова, размышления, высказанные детьми.
- Поисковый
Сбор информации.
Оформление портфолио различно, особенно индивидуальны портфолио, составляемые с родителями. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя. Так появляются электронные портфолио. Стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и т.д. внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог должен предложить варианты разделов и рубрик, продумать возможное их содержание. В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка.
Индивидуальная работа с детьми.
Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами. При работе с портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой.
Взаимодействие с родителями.
Очень важно сделать родителей союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио может также использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций.
Консультации с педагогами.
В данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ. Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку. Использование диагностики социально-личностного развития ребенка «Лесенка», «Дерево», «Моя семья» позволяет выявить самооценку ребенка, уровень его эмоционального благополучия, что немаловажно для составления личности ребенка.
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театрализованной деятельности.
Заключительный
Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает занижено, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.
Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.
Литература:
Портфолио в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 72с.
Памятка для педагогов ДОУ.
1. Работа с детьми над портфолио должна проводится с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течение дня.
2. Дети самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фото графии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку, а не делает работу за него.
- При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?»
- Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.
- По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка.
- По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, друзьях, достижениях.
- При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей.
- В процессе работы возникает проблема хранения материалов. В портфолио помещаются лучшие, на взгляд ребенка. Остальные материалы могут находиться в дополнительных папках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Портфолио дошкольника".
В наше время большое внимание уделяется развитию ребенка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, способна технологи...
Консультация для педагогов "Портфолио педагога"
В консультации раскрывается тема "Портфолио педагога", что из себя представляет портфолио, для чего оно предназначено, что оно дает....
Консультация для педагогов: "Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики".
Портфолио дошкольника это инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выст...
Консультация для педагогов «Портфолио педагога»
Портфолио воспитателя – это:• форма целенаправленной, систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и дос...
Консультация для педагогов "Портфолио педагога - с чего начать"
Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспита...
Консультация для педагогов " Портфолио педагога"
В соответствии с концепцией модернизации российского образования дошкольное образовательное учреждение должно владеть технологиями, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов са...
Памятка для родителей и педагогов"Портфолио дошкольника"
Материал как правильно создать и вести портфолио ребенка дошкольника...