Консультация для педагогов «Портфолио педагога»
консультация
Портфолио воспитателя – это:
• форма целенаправленной, систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;
• средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования;
• средство самопрезентации и карьерного роста;
• способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога;
• средство мониторинга и индивидуального прогресса;
- коллекция работ педагога за определенное время
- Строгих правил ведения портфолио нет. Форму портфолио педагог выбирает сам. Это индивидуальное творчество.
Цель создания портфолио : проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио даёт: основание для аттестации педагогического работника.
Виды портфолио:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Портфолио педагога" | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Портфолио педагога»
Понятие «портфолио» пришло из Западной Европы в XV-XVIвв. В эпоху возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
Идея применений портфолио в школе происходит из США, где она возникла в 80-х годах, в конце 80 – начале 90-х годов начался настоящий бум.
Современные словари определяют портфолио, как полное собрание собственных достижений.
Профессиональное портфолио педагога – воспитателя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя. Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в различных видах совместной деятельности.
Портфолио воспитателя – это:
• форма целенаправленной, систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;
• средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования;
• средство самопрезентации и карьерного роста;
• способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога;
• средство мониторинга и индивидуального прогресса;
- коллекция работ педагога за определенное время
- Строгих правил ведения портфолио нет. Форму портфолио педагог выбирает сам. Это индивидуальное творчество.
Цель создания портфолио : проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио даёт: основание для аттестации педагогического работника.
Виды портфолио:
- Рефлексивный портфолио (видеоматериалы, статьи, эссе)
- Папка достижений (грамоты, сертификаты, дипломы)
- Проблемно-исследовательский портфолио (рефераты, научные работы, доклады)
- Тематический портфолио (создаваемый по определенному проекту, теме, разделу)
- Методический портфолио (методические материалы (собственные или заимствованные)
Подходы к разработке и ведению портфолио:
- Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);
- Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
- Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции портфолио в целом и отдельных егокомпонентов).
Принципы формирования и ведения портфолио:
- Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);
- Принцип диагностико-прогностической направленности
(отражение состояния профессионального роста, наличие
параметров профессиональной деятельности);
- Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
- Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного,
- системного подходов);
- Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).
Особенности Портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации: Портфолио представляет собой рабочую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует имеющийся опыт воспитателя ДОУ и отражает совокупность его индивидуальных достижений; это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя, включающий интеграцию количественной и качественной оценок педагогической деятельности; это комплект документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя детского сада, актуализирующий рефлексию его собственной деятельности.
Портфолио – форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного накопительного документа.
Структура портфолио:
В разделе «Введение» воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.
В раздел «Портрет» воспитатель включает эссе «Я и моя профессия», характеристику, данную руководителем (зам. заведующего по ВМР) ДОУ.
В эссе «Я и моя профессия» воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т.д.
В характеристике на воспитателя, составляемой представителями администрации ДОУ, отражаются: отношение педагога к профессиональной педагогической деятельности, его вклад в развитие образовательного учреждения и совершенствование педагогического процесса, перспективы профессионального роста воспитателя, степень участия в общественной жизни, профессиональные и личные достижения, личностные и профессиональные качества педагога. Работа воспитателя над данным разделом Портфолио позволяет отследить динамику и результаты профессионального становления и развития, определить возможные перспективы и направления профессионального саморазвития.
«Папка профессиональных достижений» включает в себя следующие материалы: планы воспитательно-образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.
«Папка достижений воспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела . Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности воспитателя, служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности.
«Папка документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально-педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста, а также уровень его притязаний, официальный статус.
«Папка экспертных оценок» включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т.п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту.
Вывод:
Диагностика профессиональной деятельности позволяет:
ПЕДАГОГУ:
- Реально представить результаты своего труда;
- Увидеть свои резервы;
- Иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.
АДМИНИСТРАЦИИ:
Осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога.
Практическая значимость портфолио:
- Аттестация
- Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ
- Систематизация деятельности педагога
- Стимулирующий фактор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Портфолио педагога – свидетельство результативности профессиональной деятельности»
В документе представлены условия организации конкурса, определены основные критерии оценки портфолио педагогов ДОУ....
Консультация для педагогов "Портфолио педагога"
В консультации раскрывается тема "Портфолио педагога", что из себя представляет портфолио, для чего оно предназначено, что оно дает....
Консультация для педагогов "Портфолио педагога - с чего начать"
Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспита...
Консультация для родителей и педагогов. "Роль педагога в формировании положительного психо-эмоционального благополучия дошкольников".
laquo;Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет ж...
Консультация музыкального руководителя для педагогов Роль педагога на уроках музыки
Консультация музыкального руководителя для педагогов "Роль педагога на уроках музыки"...
Консультация для педагогов " Портфолио педагога"
В соответствии с концепцией модернизации российского образования дошкольное образовательное учреждение должно владеть технологиями, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов са...
Консультация музыкального руководителя для педагогов "Роль педагога на уроках музыки"
Консультация для педагогов, о том как важна роль музыки в жизни детей....