Программа профессионального саморазвития воспитателя 1 младшей группы "Развитие конструктивной деятельности детей 1 младшей группы средствами игровых приемов".
методическая разработка (младшая группа) на тему
Программа профессионального саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie_tyulenevoy_i.v._2017-18.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 143»
Программа профессионального саморазвития
воспитателя 1 младшей группы
Тюленевой Ирины Валериевны
На 2017 – 2018 учебный год
Тема: «Развитие конструктивной деятельности детей 1 младшей группы средствами игровых приемов».
2017г.
Актуальность выбранной темы:
Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала.
Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Конструируя, ребенок учиться различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия.
В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их модель (так в действии осуществляется он анализ и синтез).
В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.
В процессе конструктивной деятельности дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, призма и т. д., узнают об особенностях геометрических тел: у кубика и кирпичика есть углы; у кубика две стороны длинные, а две короткие; и т. д.
Сенсорное развитие ставит задачей развитие пространственных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку) ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. То есть, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале.
Цель программы:
1.Повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении конструкторской деятельности детей раннего возраста, как средства всестороннего воспитания дошкольников;
2.Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса.
Задачи программы:
1.Определить дефицит компетентности, диагностика профессиональных барьеров.
2.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
3.Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность, разработка инновационных подходов к решению задач умственного воспитания дошкольников средствами конструкторской деятельности.
4.Обосновать опытно-экспериментальным путем
- содержание форм и методов обучения детей навыкам конструирования
- определить содержание игр-занятий по обучению конструированию из строительного материала в первой младшей группе.
- определить содержание игр-занятий по обучению конструированию из строительного материала в первой младшей группе.
5.Обобщить педагогический опыт работы по теме «Развитие конструктивной деятельности детей раннего возраста средствами игровых приемов»
Направления саморазвития:
1.Изучение нормативно – правовых документов
2.Изучение методической литературы
3.Знакомство с передовым педагогическим опытом
4.Участие в системе методической работы(педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)
5.Работа с детьми
6.Повышение квалификации
7.Работа с семьей, социумом
8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды
9.Аттестация
Ожидаемые результаты:
- Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
- Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности
- Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования
План работы:
Формы работы | Содержание работы | Срок |
1.Изучение нормативно – правовых документов | 1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) 2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (с изм. от 04.04.2014) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» | В течение года |
2.Изучение методической литературы | 1. «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В.Куцаковой 2. «Развитие и обучение детей раннего возраста» Е.С.Дёминой | В течение года |
3.Знакомство с передовым педагогическим опытом | 1 Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности. Воспитатель МАДОУ ЦРР «Детский сад № 6» Бублик Любовь Михайловна г. Москва 2. Развитие умственных способностей детей раннего возраста через конструктивную деятельность Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8» Панфилова Ирина Николаевна, г. Гремячинск 2013 год 3.«Использование игровых приёмов, художественного слова в развитии навыков конструктивной деятельности у детей раннего возраста». Воспитатель Фирсова О.В. МБДОУ «Детский сад № 26» для детей раннего возраста г. Дзержинск | В течение года |
4.Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды) | 1.Мастер – класс «Мы строим башенки» 2.Взаимопосещение групп раннего возраста ДОУ с целью просмотров организации центров строительных игр 3.Открытый показ НОД во II группе раннего возраста по направлению познавательного развития детей «Катина дорожка» 4. Презентация картотеки игровых и словесных приемов, в формировании конструктивной деятельности 5.Мастер – класс «Отбор диагностического инструментария для определения уровня овладения детьми конструктивной деятельностью детей 3 года жизни» 6.Презентация дизайн – проекта уголка строительных игр в II группе раннего возраста 7. Круглый стол «Определение условий успешного овладения конструктивной деятельностью в разных формах организации образовательного процесса» 8.Выступление на итоговом педагогическом совете ДОУ «Совместная с воспитателями реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми по “Программе воспитания и обучения в детском саду» в I младшей группе | Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Май 2018 |
5.Работа с детьми | Игры по обучению детей конструированию:
Перспективный план занятий со строительным материалом во второй группе раннего возраста Сентябрь «Машина» Цель: научить детей устойчиво и ровно ставить кубик на кирпичик, дать понять детям, что постройку можно использовать для игры; закрепить понимание слов «построить», «кубик», «кирпичик». «Дорожка» Цель: научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой ; закрепить понятие слова «кирпичик», произношение звукоподражания «топ-топ». «Загородка для собачки» Цель: учить детей ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро; играть с постройкой; произносить звукоподражания. «Загородка для куклы» Цель: учить детей ставить кирпичики вплотную друг к другу в вертикальном положении на меньшее ребро; играть с постройкой Октябрь «Стол для мишки» Цель: учить детей накладыванию кирпичика плашмя на кубик; играть с постройкой, закрепить понимание слова «стол». «Стул для киски» Цель: научить детей новой постройки из кубиков и кирпичиков, понимать слово «стул», играть с постройкой. «Построим стол и стул» Цель: дети должны суметь построить одновременно два предмета, несколько отличающихся по конструкции; учить играть с постройкой. «Диванчик для матрешки» Цель: учить детей строить диван из двух кирпичиков; учить, один класть плашмя на стол, другой ставить на длинное ребро и придвигать вплотную друг к другу; играть с постройкой; понимать слово «диван». Ноябрь «Башня» Цель: учить детей строить башню из кубиков, ставить кубик на кубик, действовать по показу воспитателя. «Заборчик» Цель: учить детей устанавливать кирпичики в ряд узкой короткой гранью, плотно приставляя, друг к другу; играть с постройкой, понимать слово «забор» «Забор возле дома собачки» Цель: учить детей строить одноцветный забор по образцу в-ля, чередуя строительные детали по форме (кирпичик, кубик). «Домик для зайчика» Цель: учить детей делать простую конструкцию из 2-х различных деталей; играть с постройкой, понимать слово «дом». Декабрь «Узкая дорожка для зайчика» Цель: учить детей производить элементарные действия со строительным материалом (приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью); развивать желание общаться. «Широкая дорожка для Миши» Цель: учить детей строить широкую дорожку, прикладывать кирпичики друг к другу длиной узкой гранью, учить игровым действиям. «Машина» Цель: продолжать учить детей приему накладывания деталей; учить игровым действиям. «Кроватка для куколки» Цель: учить детей строить постройку из 3-х кирпичиков -один класть плашмя, два других ставить на меньшее ребро и придвигать с 2-х сторон в виде спинок, играть с постройкой. Январь «Скамейка для кошечки» Цель: научить детей делать перекрытие на устойчивой основе; закрепить усвоенное в быту слово «скамейка». «Ворота» Цель: научить детей строить из 3-х кирпичиков ворота: 2 кирпича ставить на меньшее ребро, сверху осторожно накрывать третьим. «Ворота для машины» Цель: учить детей делать перекрытие, произносит слова «машина», «ворота»; играть с постройкой, не разрушая ее. «Башня» Цель: учить детей строить башню, чередуя кирпичик с кубиком, действовать по показу воспитателя. Февраль «Лесенка из кубиков» Цель: учить детей строить лесенку из 3-х кубиков (положить 2 кубика рядышком, сверху еще кубик), играть с постройкой, понимать и говорить слово «лесенка». «Лесенка из кирпичиков» Цель: учить детей строить лесенку из 3-х кирпичиков, играть с постройкой. «Дом с окошком» Цель: упражнять детей в умении делать перекрытие с использованием нового элемента- треугольной призмы; запоминание детьми слов «окошко», «крыша». «Дом с окном и дверью» Цель: упражнять детей в умении делать перекрытие с использованием треуг. призмы ; запоминание детьми слов «окошко», «дверь», «крыша». Март «Киска под скамейкой» Цель: продолжать учить детей делать перекрытие на устойчивой основе, закрепить усвоенное в быту слово «скамейка». «Забор у дома» Цель: продолжать учить детей строить два предмета одновременно. «Машина едет по дорожке» Цель: продолжать учить детей строить широкую дорожку, прикладывать кирпичики друг к другу длиной узкой гранью, учить игровым действиям. «Кроватка для зайчика» Цель: учить детей строить кроватку из трех кирпичиков, играть с постройкой - укладывать зайчика спать. Апрель «Узкая дорожка зеленого цвета» Цель: учить детей производить элементарные действия со строительным материалом; развивать желание общаться. «Широкая дорожка красного цвета» Цель: продолжать учить детей строить дорожку красного цвета, закрепить красный цвет. «Дорожка» Цель: продолжать учить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику; закрепить понимание слов «кирпичик», «дорожка». «Забор для петушка» Цель: продолжать учить детей устанавливать кирпичики в ряд узкой короткой гранью, делая между ними отверстия; играть с постройкой. Май «К нам пришли гости» Цель: продолжать учить детей строить одновременно два предмета, несколько отличающихся по конструкции (стол, стул). «Диван для гостей» Цель: продолжать учить детей строить из 2-х кирпичиков диван; играть с постройкой; ввести в активный словарь детей слово «диван». «Ёлка около дома» Цель: продолжать упражнять детей в умении делать перекрытие с использованием треугольной призмы; запоминание детьми слов «окошко», «дверь», «крыша». «Ворота для утят» Цель: продолжать учить детей делать перекрытие, произносить слова «ворота», «утенок»; учить играть с постройкой, не разрушая ее. | Февраль - апрель 2018 |
6.Повышение квалификации |
| |
7.Работа с семьей, социумом | 1.Составление рекомендаций для родителей по использованию наборов конструкторов в домашних условиях. 2.Оформление родителями фотоальбомов: «Малышкин транспорт», «Кукольный домик» 3.Фотовыставка «Что мы строим», «Вот какие башенки!» 4. Консультации Разбирая…. строим! Какие нужны игрушки и строительный материал? Как и почему надо учить ребенка конструировать? Что строить будем? | |
8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды | 1.Презентация дизайн – проекта уголка строительных игр в II группе раннего возраста 2.Пополнение предметно – развивающей среды разыми видами конструктора: деревянного и пластмассового, бросовый материал (чурбачки, брусочки с просверленными дырочками из натурального дерева) ; игрушки для обыгрывания постройки (животные, птицы, куклы, матрёшки разных размеров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального саморазвития воспитателя “Использование поисково – исследовательской деятельности в рамках изучения свойств и значения воды с дошкольниками”
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-развивающей деятельности детей младшей группы
Перспективный план по предупреждению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...
Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений ".
laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский...
Программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста посредством дидактических игр»
Программа по саморазвитию...
Программа профессионального саморазвития воспитателя 1 младшей группы Тропиной Анны Николаевны на 2022 - 2023 учебный год Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Программа профессионального саморазвития...
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...