Программа профессионального саморазвития воспитателя “Использование поисково – исследовательской деятельности в рамках изучения свойств и значения воды с дошкольниками”
рабочая программа по окружающему миру на тему
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou.docx | 36.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ” Детский сад № 102”
Утвержден
заведующей МБДОУ
----------------Л.В. Рябинина
--------------------------2012 г.
Программа профессионального саморазвития воспитателя
Евстигнеевой Оксаны Николаевны
Воспитатель
Общий стаж | Пед. стаж | Пед. стаж в данном МБДОУ | Категория | Дата последней аттестации | Дата предполагаемой аттестации |
19 лет | 18 лет | высшая категория | Декабрь 2010 г. | Декабрь 2015 г. |
Тема:
“Использование поисково – исследовательской деятельности в рамках изучения свойств и значения воды с дошкольниками”
2012-2013;2013-2014;2014-2015 учебный год
Подготовительная, 1 младшая, 2 младшая возрастная группа
Дата начала работы над темой: 2012-2013 уч.гг.
Предполагаемая дата окончания работы: 2014-2015 уч.гг.
г. Дзержинск 2012 г.
Требования по самообразованию при подготовке к аттестации.
- Работа по теме самообразования не менее 1 года
- Изучение научно-методической работы
- Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме
- Создание современной предметно-развивающей среды в группе
- Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу
- Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе
- Проведение открытых просмотров в ДОУ (или на уровне района)
- Обучение на курсах повышения квалификации
- Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях
- Активное участие в работе методического объединения района
- Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе
- Обобщение опыта работы по теме самообразования
Памятка для анализа процесса самообразования.
- Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования
- Планировалась ли исследовательская работа
- Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования
- Этапы проработки материала
- Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады) и др.)
- Творческое сотрудничество (с педагогом, старшим воспитателем)
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы. Опыта работы
- Постановка новых задач
Личная карта
Ф.И.О. педагога:
Дата рождения:
Образование (какое учебное заведение окончил):
Специальность по диплому:
Преподаватель по специальности “Дошкольная педагогика и психология”
Место работы:
Занимаемая должность: воспитатель
Общий стаж трудовой деятельности: лет
Педагогический стаж: лет
Квалификационная категория, дата присвоения:
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Что такое познавательная активность ребенка?
- Познавательная активность - это состояние внутренней готовности ребенка к познавательной деятельности, проявляющаяся у него в поисковых действиях.
- В процессе развития детей дошкольного возраста познавательная активность выступает в многозначной роли:
- - как средство живого, увлекающего обучения;
- как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности;
- как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
- Наиболее важным в познавательном развитии ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы.
В связи с этим возникает необходимость в применении эффективных методов в развитии познавательной активности дошкольников: исследований, экспериментирования, проектирования .
Проблема:
Индивидуальная тема профессионального развития и самообразования
“Использование поисково – исследовательской деятельности в рамках изучения свойств и значения воды с дошкольниками”
Цель самообразования:
Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
для детей
- Систематизировать работу по воспитанию в детях самостоятельной активности, через экспериментирование, поисковые действия
- Поддерживать интерес и эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности
- Развивать инициативу, активность, самостоятельность
- Способствовать обогащению собственного опыта, создавая благоприятные возможности для реализации своего “я”
- Расширение перспектив развития поисково - исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Для воспитателя
- Изучение научно-методической литературы по данной проблеме
- Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии
- Продолжать работу над повышением научно - теоретического уровня, а образовательной области ”познавательное развитие”
- Формировать способность к творческому саморазвитию, развитию собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств ( эталонов, символов, условных заместителей, моделей)
- Активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения
- Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах
Источники самообразования:
Научная и методическая литература, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации, семинары в условиях ДОУ и на городском уровне, интернет, работа на своем мини-сайте.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая-участие на педсоветах, творческих группах в условиях ДОУ, на городском методобъдинение по теме, через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.
Ожидаемый результат самообразования:
- Повышение своей компетентности в вопросах поисково-экспериментальной, проектной деятельности
- Разработка и апробирование занятий по экологии, картотек экспериментов, создание педагогических разработок по теме
- Выработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, мини –проектов, выставок по исследуемой теме
- Сообщения, выступление на педагогических советах, проведение метод объединения
- Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка ее основных разделов, размещение на ней методических материалов
Планируемые результаты самореализации:
- Ведение электронного портфолио воспитателя
- Выступление на педагогических советах, обмен опытом с воспитателями на своем сайте-работа в группе по экспериментальной деятельности
- Разработка проектов по теме и транслирование их другим педагогам
Исходя из индивидуальной темы по самообразованию, я наметила основные разделы работы самообразования
№ п/п | Тема, содержание работы | Сроки | Форма результатов |
1 | Раздел 1 Изучение и анализ научно – методической литературы, создание условий | ||
| Сентябрь 2012 г. В течение 2012-2013 гг. Октябрь 2012 г. Каждый учебный год для разных возрастных групп В течение 2012-2013 гг. 2012-1013 гг. | Памятки для родителей “Я познаю мир” Ширма “Игры с водой - это интересно!” 2 мл. Консультация для воспитателей на тему: ”Создание условий для проведения поисково - исследовательской деятельности” Анкетирование родителей по теме Модели, схемы их использование в процессе экспериментирования. Саморазвитие педагога, изготовление памяток. | |
2 | Раздел 2 Разработка программно – методического обеспечения учебно – воспитательного процесса | ||
Разработка и создание “Копилки занимательных опытов и экспериментов”, придумывание фокусов с водой по каждой возрастной группе.
Поиск интересной информации о явлениях природы, музеи воды в Санкт - Петербурге. | В течение каждого учебного года Постоянно Декабрь 2012 г. Январь 2013 г. Февраль 2013 г. Март 2013 г. Декабрь 2013 г. Ноябрь 2014 г. Февраль 2015 г. Каждый учебный год для разных возрастных групп Постоянно Постоянно В каждой возрастной группе Постоянно | Проекты долгосрочные: “Мир в капле воды”2012-2013 г. ”Капелька” 2014-2015 г. Семейные мини – проекты: “За реки, за воду, за жизнь!” (против плотин) “Выращивание кристаллов” “Волшебная мыльная пена” Использование медиатеки в работе с детьми на занятиях и вне их. Рекомендации для родителей по организации экспериментирования с явлениями неживой природы дома “Экспериментируем с водой дома” ( семинар – практикум) “Экспериментируем в домашних условиях” “Роль семьи в поисково – исследовательской активности ребенка” Творческая мастерская совместно с детьми “Берегите эти воды, эти реки” Родительское собрание “Прогулка с ребенком зимой” Родительское собрание “Игры с песком и водой дома с малышами” Консультация “Вода – волшебное лекарство” (игры в ванной) 2013-2014 гг. Памятки по возрастным группам Медиатека. Проведение опытов на занятиях и в свободное время. Медиатека “Водопад” ”Подводный мир” “Изготовление самодельных игрушек, предназначенных для игр с водой, песком” “Изготовление макета аквариума” Круговорот воды в природе Конкур самоделок “Волшебная снежинка” Конкурс на лучшую снежную постройку “В гостях у снежной королевы” Конкур рисунка “Капитошка” Конкур рисунка в технике энкаустики “Морские чудеса” “Капелька” “Игры и забавы зимой” “Играем со снегом и познаем его свойства” Папка – передвижка для родителей и детей, презентации на мультимедийной технике. | |
3 | Раздел 3 Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | ||
| Постоянно 2014 г. ДОУ Апрель 2013 г. На городском уровне 2013 г. Сентябрь 2013 г. 2013 г. 2015 г. ДОУ Постоянно С 2013 по 2015 гг. и постоянно 2012-2015 гг. Постоянно Постоянно Постоянно | Протоколы, электронные сертификаты. Сообщение из опыта работы “Организация экологической работы посредством поисково-проектной деятельности в подготовительной группе” (презентация) Методическая разработка педагогического проекта в подготовительной группе “Мир в капле воды” Участие в городском метод объединение “ Организация экологической работы посредством поисково-проектной деятельности в подготовительной группе ” Выступление на секции в рамках городской конференции для педагогических работников Открытое занятие на метод объединение экологический КВН “Мир в капле воды” Открытое занятие сюжетно-ролевой игры “Пароход” Социальная сеть работников образования nsportal.ru Ссылка на мой сайт: Мой Сайт дошкольного воспитания Ссылка на мою страницу на Маам: http://www.maam.ru/users/353288 Консультация для воспитателей по обмену опытом. Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ. Медиатека материалов. Папка по самообразованию. Выставка работ, день добрых дел, конкурсы. Медиатека материалов. | |
4 | Раздел 4 Участие в системе методической работы | ||
| Постоянно Постоянно Постоянно | Протоколы собраний Учебно-методический кабинет Ссылка на эту страницу: http://ped-kopilka.ru/users/Oksu MAAM.ru Ссылка на эту страницу: http://www.maam.ru/users/353288 Получение авторских сертификатов, дипломом за призовые места. | |
5 | Раздел 5 Повышение квалификации | ||
| Постоянно Постоянно Октябрь 2014 г. | Удостоверение | |
6 | Раздел 6 Совершенствование профессионально значимых личностных качеств и черт характера | ||
| Постоянно 2015 г. Постоянно | Картотека памяток опыта работы по теме. Прогноз на будущее. |
Список литературы
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального саморазвития. Тема: «Использование информационно-компьютерных технологий при изучении основ безопасности с дошкольниками.
Программа профессионального саморазвития. Тема: «Использование информационно-компьютерных технологий при изучении основ безопасности с дошкольниками....
Программа профессионального саморазвития воспитателя 1 младшей группы "Развитие конструктивной деятельности детей 1 младшей группы средствами игровых приемов".
Программа профессионального саморазвития....
Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»
НОД по поисково - исследовательской деятельности в стар-шей группе: «Свойства воды»Цель: Познакомить детей со свойствами воды.Задачи:Образовательные:1. Совершенствовать знания детей о знач...
Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...
Программа профессионального саморазвития воспитателя. Тема: " Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников ".
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство...
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений ".
laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский...