Программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста посредством дидактических игр»
рабочая программа

Зубцова Елена Сергеевна

Программа по саморазвитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu_po_sensornomu_razvitiyu.docx46.12 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Безимени-1

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Яблонька»

(МБДОУ «Детский сад № 63 «Яблонька)

Программа

профессионального саморазвития педагога

Тема: «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста посредством дидактических игр»

на 2019-2022учебный год

                                                                            Разработал воспитатель

                                                                                                          Зубцова Е.С.

                                                 

Г. Нижний Новгород

2022 г.


Пояснительная записка

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно младший возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в младшем дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов. Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как А. В. Запорожец, А. П. Усова, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, М. И. Лисина, З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Е. О. Смирнова. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Актуальность

Внедрение нового ФГОС дошкольного образования продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается воспитатель ДОУ. Повышается роль педагога, и растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Функции педагогической деятельности воспитателя детского сада отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой работы ДОУ и современными требованиями к ней. Современный воспитатель детского сада является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с дошкольниками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании детей. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению
профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

Задачи профессионального саморазвития:

  • познакомиться с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете; сроки: в течение года
  • посещать семинары, конференции; сроки: в течение года
  • принимать участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами; сроки: в течение учебного года
  • в течение года создать технологические карты дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего возраста; сроки: в течение учебного года
  • провести открытые мероприятия с детьми для родителей по сенсорному развитию с использованием дидактических игр; сроки: январь 2019-2022
  • выступать на заседаниях МО с обобщение результатов опыта работы;

           сроки: в течение учебного года  

Предполагаемый результат:

  • овладение альтернативными формами и способами ведения воспитательно - образовательной деятельности, в том числе информационно- коммуникативными технологиями на уровне построения модели образовательного процесса, домашнего воспитания.

Результатами моего саморазвития должны стать:

  • повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
  • разработка и проведение открытых занятий по сенсорному развитию
  • создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в интернет-сообществах.

Проблема, над которой работает педагог:

  • Поиск наиболее эффективных средств развития сенсорной активности у детей младшего дошкольного возраста.

Цели:

  • повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
  • обеспечение развития познавательной и исследовательской деятельности воспитанников.

Задачи:

1. развивать творческий потенциал воспитанников и создавать необходимые условия   для активизации познавательной исследовательской деятельности.

2. повысить качество образования по сенсорному развитию детей, на основе внедрения новых информационных технологий;

3. фиксировать уровень развития на каждом этапе воспитания и обучения.

 

Потребности и мотивы:

 В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования и саморазвития, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу. 

 

Источники самообразования:

  • Методическая литература
  • журналы
  • семинары и конференции  
  • курсы повышения квалификации
  • мастер-классы
  • открытые занятия коллег
  • сеть Интернет
  • общение с коллегами

 

Содержание работы по самообразованию и саморазвитию: 

Направления

Мероприятия

Профессиональное

1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности. Сроки: сентябрь-октябрь.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через методические издания и Интернет. Сроки: в течение года

3. Разработать рабочие планы - программы по профессиональной деятельности воспитателя ДОУ. Сроки: в течение года.

4. Опубликовывать свои статьи на темы образования и воспитания в электронных СМИhttps://www.maam.ru/users/944120; https://nsportal.ru/1612x7 Сроки: в течение года.

5. Участвовать в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. Сроки: по плану УО и ДОУ

6.  Продолжить создание сборника дидактических игр, авторских пособий, для работы с детьми. Сроки: в течение года.

7. Проводить всеобуч родителей и дни открытых дверей. Сроки: в течение года.

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. Сроки: в течение года.

2. Принимать участие в работе педсоветов. Сроки: по плану ДОУ.

3. Проводить психолого-педагогический мониторинг. Сроки: сентябрь -май.

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования детей дошкольного возраста. Сроки: постоянно.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. Сроки: постоянно.

3.. Принимать активное участие в работе муниципального педагогического совета и районного МО воспитателей детских садов. Сроки: по плану в течение года.

4.  Принимать участие в конференциях, конкурсах творческих работ. Сроки: по плану УО и ДОУ.

5. Изучать опыт работы лучших воспитателей через сеть Интернет. Сроки: постоянно.

6. Посещать открытые занятия коллег и участвовать в обмене опытом. Сроки: в течение учебного года.

7. Создать собственную картотеку лучших разработок дидактических игр, занятий, сценариев различных мероприятий. Сроки: март-апрель 2017-2020.

Информационно-компьютерные технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательно-образовательный процесс. Сроки: в течение учебного года.

2. Сбор и анализ в Интернете информации по дошкольному образованию, педагогике и психологии. Сроки: постоянно.

3. Пополнять персональный мини сайт.

https://www.maam.ru/users/944120

https://nsportal.ru/1612x7 Сроки: постоянно.

Охрана здоровья

1. Внедрять в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. Сроки: постоянно.

2. Вести здоровый образ жизни. Сроки: постоянно.

Методы работы с детьми:

  • Игровой метод (дидактические игры);
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий,
  • предметов);
  • Практический метод – показ способов действия с предметами;
  • Формы организации деятельности с детьми младшего возраста:
  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная;

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
  • Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
  • Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
  • Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей.
  • Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии детей.
  • У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Список использованной литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

6. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Сенсорное развитие детей младшего возраста – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их величине, цвете, форме, положении в пространстве, вкус...

Родительское собрание "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр" (из опыта работы)

Дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания...

Консультация для родителей: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мир...

Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста посредством дидактических игр

Сенссорное развитие ребёнка- это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, пространстве, а также запахе и вкусе....

Консультация для родителей и педагогов«Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей и педагогов"Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста посредством дидактической игры"...