Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
рабочая программа (младшая группа)
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, развитию речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_anya.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №119
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ детский сад №119
МБДОУ детский сад №119 _____________ В.А. Мартынова
Протокол № ____________ «____» _____________ 20____г.
От «___» _______________20___г. Приказ № ___ от «____» _______ 20__г.
Программа
профессионального саморазвития
воспитателя Мыловой Анны Сергеевны
Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
на 2022 – 2024 учебные годы
г. Нижний Новгород
Актуальность программы:
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Развитие речи – очень важный раздел во всех дошкольных образовательных программах. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребёнка.
Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом и в общем развитии.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Еще К.С. Станиславский говорил: «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, развитию речи детей.
Таким образом, мной была определена тема профессионального самообразования: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности посредством развития речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы.
2. Определить наиболее эффективные методы, приемы, средства для организации театрализованных игр с детьми младшей группы.
3. Создать условия для развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
3. Способствовать развитию речевой активности детей в ходе реализации работы.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и детьми.
Предмет: развитие речи через театральную деятельность.
Результаты моего самообразования должны стать:
- повышение качества воспитательного-образовательного процесса;
- разработка методических рекомендаций для педагогов МБДОУ;
- создание базы личных педагогических разработок и публикаций их в интернет
Реализация программы:
2022- 2023 уч. г.
Сроки (месяц) | Формы работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ) |
Сентябрь | Изучение научно-методической литературы; обзор информации по исследуемой теме в Интернете. Анкетирование «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности» | Анализ изучения литературы (в плане по самообразованию) Анализ анкетирования родителей. Проведение родительского собрания |
Сентябрь | Организация и подбор материала для работы с детьми | Беседа «Что такое театр?». Презентация «Театральная азбука» |
Октябрь - Март | Пополнение и оснащение центра эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности. | Помощь родителей в изготовлении различных видов театров. Размещение на интернет портале. |
Октябрь | Изготовление картотеки театрализованных игр, скороговорок, чистоговорок. | Рассматривание игрушек и иллюстрации к сказкам; Показ кукольного театра: «Колобок» для детей и педагогов младших групп. |
Ноябрь | Разработка конспекта НОД «Расскажи и покажи сказку» | Проведение НОД. Драматизация русских народных сказок. Размещение на интернет портале. |
Декабрь | Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома. | Беседы «Играете ли вы с ребенком в театр». |
Декабрь | Изготовление фланелеграфа к сказке «Курочка Ряба» | Показ театра с участием детей по подгруппам. |
Январь | Разработка статьи – консультации для родителей «Развитие речи - важное условие умственного развития» | Родительское собрание: "Развитие речи - важное условие умственного развития". Публикация статьи на интернет портале. Участие в конкурсе профессионального мастерства |
Февраль | Показ сказки детям «Колобок». Подготовка к инсценировки. | Мультимедийная презентация и фотоотчет «Юные актеры» |
Март | Наглядная информация «Театрализованная деятельность в детском саду». | Фотовыставка для родителей. |
Апрель | Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате работы | Результаты оценки эффективности педагогических воздействий, самоанализ. |
Май | «Эффективность проведённых мероприятий по развитию речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. | Выступление на педагогическом совете. |
2023 – 2024 уч. г.
Сроки (месяц) | Формы работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ) |
Сентябрь | Изучение научно-методической литературы; обзор информации по исследуемой теме в Интернете | Анализ изучения литературы (в плане по самообразованию) |
Октябрь -Ноябрь | Работа с детьми и родителями. Подготовка детей к театральной постановке, репетиции. | Оформление в группе уголка театрализованной деятельности и развития речи. Изготовление атрибутов |
Октябрь | Разработка конспекта НОД с детьми | Проведение НОД. Участие во Всероссийском образовательном проекте. Публикация. |
Октябрь | Работа с родителями | Проведение собрания. |
Ноябрь | Создание и оформление Лэпбука «В гостях у сказки» | Участие в профессиональном конкурсе Лэпбуков на интернет портале |
Ноябрь | Разработка сценария. Изготовление подарков. | Проведение театрального мероприятия посвященному Дню матери «Как зайчонок маму искал» |
Декабрь | Оформление папки передвижки для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности» | Консультация для родителей |
Декабрь | Разработка картотеки художественной литературы по теме самообразования | Чтение художественной литературы |
Январь | Работа с детьми | Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка» |
Февраль | Разработка статьи «Театральная деятельность как средство развития речи у младших дошкольников» | Публикация статьи в электронном методическом журнале. |
Февраль | Создание картотеки дидактических игр «Мы играем в сказку» | Пополнение в группе уголка развития речи и театральной деятельности |
Март | Консультация «Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста» | Выступление педагога на педагогическом совете |
Март | Разработка сценария. Изготовление подарков. | Проведение мероприятия посвященному Международному женскому дню |
Апрель | Разработка конспекта НОД «Любимые сказки» | Показ открытого занятия для педагогов в ДОУ |
Май | Диагностика знаний | Анализ проведенной диагностики |
Май | Оформление брошюры «Как устроить домашний театр для детей» | Проведение собрания. Консультация для родителей |
Заключение:
Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно- ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы.
Я считаю, что в театрализованных играх стимулируется активная речь детей за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Данный вид игр помогает развить диалогическую речь, её эмоциональную насыщенность. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Список литературы:
#1040;нтипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
3. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно - эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
5. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
7. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошк...
Методические рекомендации по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»
Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возрастаДля овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения ...
Опыт работы по теме: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке»
«В младшем возрасте ребенок учится мыслить, учась говорить, но также совершенствовать свою речь, учась мыслить».Е.И. Тихеева Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения,...
статья на тему:“Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.”
Огромная роль в воспитании и развитии детей дошкольного возрастапринадлежит игре - важнейшему виду деятельности.Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в...
Опыт работы по самообразованию «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Опыт работы по самообразованию: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»...
Выступление на РМО. Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".
Выступление на РМО от 24.03.2022 по теме: "Кружковая деятельность как форма реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации".В данном материале можно познаком...
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиТеатрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают...