Программа профессионального саморазвития воспитателя 1 младшей группы Тропиной Анны Николаевны на 2022 - 2023 учебный год Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
рабочая программа (младшая группа)

Тропина Анна Николаевна

Программа профессионального саморазвития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_2022-2023.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 143»

Г.Дзержинск

Программа профессионального саморазвития

воспитателя 1 младшей группы

Тропиной Анны Николаевны

на 2022 - 2023 учебный год

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

                                                          2022 год

     Пояснительная записка.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

Цель:

 Повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  • Содействовать в развитии подбора и изучения методической литературы по характеристике особенностей детей раннего дошкольного возраста;
  • Повысить свою компетентность путем изучения художественной литературы по данной проблеме, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  • Способствовать формированию оформления предметно-развивающей среды группы раннего возраста;
  • Способствовать развитию составлять план работы и подбирать методики работы с детьми.

Срок реализации:   1 год

Предполагаемый результат:

  • Овладение современными методами и приемами формирования тонких движений пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста;
  • Разработка и проведение интегрированной образовательной деятельности по развитию основных движений и мелкой моторики рук;
  • Создание картотеки пальчиковых игр.

Этапы реализации программы:

1 ЭТАП - Подготовительный

2 ЭТАП — Практический

3 ЭТАП — Аналитический

1. Подготовительный этап.

  • Изучение методической литературы по данной проблеме
  • Пополнение среды с учетом ФГОС ДО

2. Практический этап.

Работа с детьми.

Сентябрь 

Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка».  Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Самомассаж рук. Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока». Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого.

Конструирование «Поезд». Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Оденем куклу на прогулку».   Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

Октябрь 

Д/и «Чудесный мешочек». Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста». Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

Перекладывание из одной емкости в другую. Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Сухой бассейн».  Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне».

Д/и «Прищепки».   Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.

Ноябрь

Пальчиковая гимнастика «Семья».  Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «Зарядка».  Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

Упражнение «Пуговицы».  Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

Самомассаж «Ручки греем».  Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Игра «Художник».  Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки».  Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенка».  Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Рисуем на крупе». Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика».  Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Лохматый пес».  Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

Январь

Игра «Веселые упражнения с карандашом».  Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки».  Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Проведи дорожку».  Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Февраль

Д/и «Массажный мячик». Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев». Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Добываем огонь».  Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка». Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Д/и «Уложим куклу спать». Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Март

Пальчиковое рисование «Букетик для мамы». Развивать умения детей рисовать пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик».  Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Конструирование «Машина».  Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

Самомассаж «Стряпаем».  Развивать умения имитировать скатывание колобков.

Застегивание и расстегивание пуговиц.  Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель

Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам».  Развивать умения правильно держать карандаш.

Конструирование «Дорожка».  Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке». Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи шаблон».  Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики».  Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

Май

Игра «Собери бусы».  Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте».  Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Игра «Дарики - комарики». Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?»  Развивать умения подражать движениям взрослого.

Складывание в бутылочку.  Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.

Работа с родителями.

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

Октябрь

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

Ноябрь

Памятка «Пальчиковые игры для малышей».

Декабрь

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания».

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома».

Февраль

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Март

Фотовыставка «Наши с мамой руки».

Апрель

Папка – передвижка «Рисуем без кисточки».

Январь-май - Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.

3. Аналитический этап.

1.Обобщение и систематизация материалов по развитию мелкой моторики детей через различные виды деятельности.

2.Распространение педагогического опыта на сайте nsportal.ru и на сайте ДОУ в сети Интернет.

Литература.

1. Артемьева А. В. Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Сфера. М., 20171.

2. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук». Сфера. М., 2017

3. Гаврина С. Е., Кутяева Н. Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать. Ярославль, «Академия развития», 2007 .

4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О. А. Зажигина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

6. Рыжанкова Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. Сфера. М., 2017

Электронные ресурсы:

1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.baby2000.ru/um/motorika.html

2. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132

3. Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm

4. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://festival.1september.ru/articles/581288

5. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej

6. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei

7. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                   «Детский сад №195», 2 корпус...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.

Пояснительная запискаИстоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, ...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия рук...

Программа по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Программа по самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»....

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2021-2022 г.

Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс умственного и речевого развития ребенка, так как развитие руки находит...

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2022-2023г.

Планпо самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».2022-2023г....