Методические разработки к оформиению проекта
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155) требует от воспитателя изменения подходов к осуществлению образовательной деятельности.
Метод проектной деятельности позволяет решить одну из важнейших проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью проектной деятельности возможны моделирование интересных и значимых для каждого ребенка ситуаций, решение важных проблем, формулировки творческих заданий, не имеющих единых, заранее известных решений, тем самым побуждая и мотивируя воспитанников к активному участию в образовательной деятельности.
Выполняя проекты, дети осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, активность и инициативность, формируются умения планировать и принимать решения, двигаться к поставленной цели. Это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.
Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Развитие творческого воображения.
4. Развитие творческого мышления.
5. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Проекты классифицируются по разным признакам:
- по предметно-содержательной области:
- монопроекты (в рамках одной области знаний или образовательной области);
- межпредметные (на стыке различных образовательных областей).
- по характеру доминирующей в проекте деятельности:
- творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- исследовательско-творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, в виде газет или журналов, драматизации, детского дизайна);
- информационно-практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы, оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, спектакль, сказка).
- по количеству участников:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые;
- коллективные;
- массовые.
- по продолжительности:
- краткосрочные (1–3 дня);
- средней продолжительности (неделя–месяц);
- долгосрочные (от 3 месяцев).
Формы продуктов проектной деятельности:
- web-сайт;
- анализ аналитического опроса;
- атлас;
- лэпбук;
- буктрейлер (по книгам);
- бизнес-план;
- видеофильм;
- видеоклип;
- выставка;
- газета, журнал, книга;
- коллекция;
- макет;
- модель;
- мультимедийный продукт;
- мультфильм;
- сказка;
- учебное, методическое пособие и т.д.
Виды презентаций продуктов:
- деловая игра;
- демонстрация видеофильма;
- научный доклад;
- спектакль;
- ролевая игра;
- телепередача;
- спектакль;
- мультимедиа и т.д.
Примерный план работы воспитателя над проектом:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационный:
| 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. | 1. Вхождение в проблему. |
Проблемно-деятельностный:
| 4. Помогает в решении задачи. 7. Практическая помощь (по необходимости). | 5. Объединение детей в рабочие группы. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
Творческий:
| 9. Подготовка к презентации. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. |
«Паспорт проекта»:
- Название проекта.
- Вид проекта, тип проекта (продолжительность).
- Участники (возрастная группа детей).
- Цель, задачи.
- Автор проекта.
- Актуальность.
- Предполагаемый результат.
- Этапы:
- подготовительный;
- практический;
- итоговый (презентационный).
- Информационные источники, литература.
- Приложение (материалы, которые прошли в рамках работы над проектом: конспекты совместной деятельности с детьми, анкеты для родителей, консультации для родителей и др.).
Семейный проект
Этапы работы (деятельности) над проектом:
- обсуждение и утверждение тем проектов на родительском собрании;
- консультации воспитателей для родителей:
- «Этапы работы над проектом»;
- «Презентация проекта».
- Виды семейных проектов:
- свободные темы;
- темы семейных проектов в рамках долгосрочного группового проектов.
Способы разработки проектов
«Системная паутинка»
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие |
Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами |
«Модель трех вопросов»
Что знаю? | Что хочу узнать? | Как узнать? |
Содержание, то что дети уже знают. | План (тема проекта). | Источники новых знаний, т. е. средства. |
Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
Именно этот прием – обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу мыслительную деятельность.
Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: ПРОЕКТ "ПОМОЩНИКИ"
Цель:1 Путем творческого подражания младших детей старшим формировать правильное социальное поведение2. Сформировать позитивное общение у старших дошкольников, в ходе которого заложить нормы и правила...
Методическая разработка:Технология реализации проекта "Влияние прыжков на здоровье детей дошкольного возраста"
с использование СОТ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ПРОЕКТУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ "КОЛОБОК"
ГБОУ 762 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ПРОЕКТУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК»Руководитель проекта : ИВАЩЕНКО Л.П. АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНК...
методическая разработка по внедрению проекта "Елочка живи"
Цели проекта: 1. формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей младшего дошкольного возраста; развивать творческие способности детей.2. Привлечь внимание воспитанников и родителе...
Методическая разработка: "Физкультурно-оздоровительный проект: "В гостях у Нептуна"
Методическая разработка: "Физкультурно-оздоровительный проект: "В гостях у Нептуна"...
Методическая разработка музейно-образовательного проекта «Дети и музей». Краткосрочный познавательно-исследовательский проект.
В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отр...
Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»
В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...