Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»
методическая разработка (подготовительная группа)
В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет инновации в практику, является музейная педагогика.
Создать такие условия, в которых ребёнок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. В связи с этим необходимо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
Познавательно-исследовательский проект «Каслинский чугунный павильон» даёт возможность для развития способностей, активного участия каждого ребёнка в разных видах деятельности и творческой самореализации. Проект направлен на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих отношение ребёнка к музею как носителю культурной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._mirzoyan_zh_m_metodicheskaya_razrabotka_urok_v_muzee_05.02.2022_god.docx | 64.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской Фестиваль методических разработок
музейно-образовательных проектов «Урок в музее»
Номинация: «Музейный объект».
Музей: Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
ФИО участника: Мирзоян Жанат Мирзоянкызы
ОО: МБДОУ-детский сад № 516 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.
Должность: Воспитатель.
Методическая разработка музейного урока (мероприятия)
Класс (возраст): 6 – 7 лет.
Тема урока (мероприятия): «Каслинский чугунный павильон»
Цели урока (мероприятия): Создание и использование музейно-образовательной среды как базы для творческого и духовного развития, воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Место проведения: Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
г. Екатеринбург
2022
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 516 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга
Методическая разработка
музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».
Разработчик: воспитатель I квалификационной категории Мирзоян Жанат
Структура | Содержание |
Тема проекта | «Каслинский чугунный павильон» |
Сроки реализации проекта | 1 месяц |
Автор проекта | Мирзоян Жанат, воспитатель I квалификационной категории |
Участники проекта | Дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители (законные представители), работники Екатеринбургского музея изобразительных искусств |
Особенности проекта | Краткосрочный познавательно-исследовательский проект |
Актуальность и социальная значимость проекта | В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет инновации в практику, является музейная педагогика. Создать такие условия, в которых ребёнок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. В связи с этим необходимо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Познавательно-исследовательский проект «Каслинский чугунный павильон» даёт возможность для развития способностей, активного участия каждого ребёнка в разных видах деятельности и творческой самореализации. Проект направлен на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих отношение ребёнка к музею как носителю культурной информации. |
Анализ образовательной ситуации | В настоящее время происходит сближение музейной педагогики с педагогикой системы образования и наоборот, музейная педагогика рассматривается как инновационная педагогическая технология. Одной из основных функций музея является выявление, сохранение и передача новым поколениям культурных ценностей. Формирование у детей общей культуры должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации. Для решения этой организационной задачи на каждом этапе культурного образования и воспитания необходимы новые инновационные проекты, формы, методы, приёмы, технологии, культурные практики. Одним из таких инструментов культурного воспитания и образования детей дошкольного возраста может стать новый проект «Каслинский чугунный павильон», направленный на формирование у детей общей культуры, любви к родному городу, его истории, жителям. Он является одним из этапов общего процесса формирования общей культуры ребёнка. Проект является новым инновационным инструментом развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. |
Проблема | Современная проблема сохранения исторических памятников требует от каждого педагога не ограничиваться отдельными делами, а объединить их в систему охранных действий, включающих в себя мероприятия по воспитанию общей культуры дошкольника. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: сохранение природы в условиях города, архитектуры, социокультурных ценностей. Формирование грамотного отношения человека к культурно-историческим ценностям – задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать у детей уже в дошкольном возрасте культуру, основанную на приобретении новых знаний, проявлении любознательности, интереса к истории, традиционным художественно-эстетическим ценностям. Одним из средств решения данной задачи становится использование в образовательном процессе ДОУ музейной педагогики. |
Аннотация проекта | В рамках реализации проекта «Каслинский чугунный павильон» предусматривается разносторонняя деятельность в МБДОУ - детский сад № 516 с использованием современных педагогических технологий. Данная деятельность способствует приобретению у воспитанников культурных норм поведения, специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры. Особенностью проекта «Каслинский чугунный павильон» является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием широкого спектра знаний. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к истории родного города. С детьми будут проводится тематические занятия, викторины, дидактические и подвижные игры, которые способствуют формированию у ребёнка общей культуры, осознания того, что он может стать настоящим другом и знатоком своего родного города, его культурных объектов. Проект является составной частью системы духовно-нравственного, патриотического воспитания в МБДОУ |
Цель проекта | Создание и использование музейно-образовательной среды как базы для творческого и духовного развития, воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения. |
Задачи проекта |
|
Принципы, лежащие в основе проекта | - интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания; - простота и доступность изучаемого материала; - поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых, в его рамках занятиях и мероприятиях; - эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий; - проблемно – исследовательский характер заданий; - опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения; - гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к историческим ценностям родного города, к культурным традициям Отечества; - дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о сохранении культурных ценностей, накопление им опыта эмоциональной и познавательной сферы; - интегративности: сотрудничество с семьей, музеем, сочетание разных видов детской деятельности; - наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций, созданных на основе музейных экспонатов, познавательного пространства музея. |
Этапы реализации проекта | I этап - подготовительный
II этап - основной
III этап - заключительный
|
Ресурсы проекта | Информационно-техническое: - мультимедийный проектор, - ноутбук, - компьютер, - фотоаппарат, - видеокамера. Информационное обеспечение: - Екатеринбургский музей изобразительных искусств; - интернет; - тематические книги, альбомы, фотоальбомы; - альбомы и тетради для раскрашивания; - дидактический материал: схемы, дидактические игры; - наглядные, дидактические и раздаточные материалы; - художественные, познавательные и научно-популярные произведения; - семейные фотографии посещения музеев, - энциклопедические и справочные издания; - аудио и видео носители информации; - дидактические и подвижные игры; - художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры. |
Средства музейной педагогики | Художественная среда: фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы. Социально-средовые средства: семейная среда, среда мини-музея группы, среда музеев города, субкультура событий в жизни ребёнка. Деятельностные средства: -различные виды художественно-творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок в музее; -совместная деятельность педагога с семьей; -экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета - книги, игрушки). |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Предполагаемые результаты: - ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; - обладает установкой положительного отношения к миру музеев; - сформированы предпосылки к потребности общения с культурными ценностями различных сфер деятельности человека; - сформировано ценностное отношение к окружающей культурной среде; - развита внутренняя потребность ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности, направленной на формирование интереса к музейному пространству, музейным экспонатам; - проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать. Продукт деятельности детей: - рисунки детей по теме проекта; - книжки-малышки по теме проекта; - продукты лепки. Продукт деятельности педагогов: - музейно-образовательный проект; - конспект НОД по теме проекта; - презентация по итогам музейно-образовательного проекта; - фотоальбомы по теме музейно-образовательного проекта; - лэпбук по теме музейно-образовательного проекта; - игры-паззлы по теме музейно-образовательного проекта; - консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.); - мини-музей «Каслинское чугунное литьё»: - тематические стенды и выставки; - сценарии и конспекты музыкальных, спортивных, тематических мероприятий, подборка методических материалов (загадки, пословицы, поговорки, стихи). |
Перспективы распространения | Использование педагогического проекта в работе педагогов нашего и других ДОУ |
2. Этапы работы над проектом
Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | ||
1 этап - подготовительный | ||||
Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели. Поиск информации, подготовка стендов, уголков, наглядного материала | ||||
Организация в группе развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации проекта. | В течение проекта | Воспитатель | ||
Предварительная работа с детьми, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. | 1 неделя | Воспитатель | ||
Экскурсия в Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Проведение занятия по познавательному развитию, приобщение к социокультурным ценностям. (Приложение 1,2). | 1 неделя | Воспитатель, родители. | ||
Консультация для родителей «Роль музея в воспитании ребёнка» (Приложение 3) | 1 неделя | Воспитатель. | ||
Создание тематических альбомов «Музеи Екатеринбурга», «Народные промыслы Урала», «Каслинское чугунное литьё». | 1 неделя | Воспитатель, родители | ||
Создание дидактического пособия лэпбука «Путешествие в Касли». | 1 неделя | Воспитатель | ||
Создание странички «Проект «Каслинское чугунное литьё» на сайте МБДОУ | 1 неделя | Воспитатель | ||
2 этап – основной План мероприятий | ||||
Репортаж по итогам экскурсии в Екатеринбургский музей изобразительных искусств. (Газета). | 2 неделя | Воспитатель | ||
Интервью «Как мы ходили в музей». (Газета). | 2 неделя | Воспитатель | ||
Виртуальная экскурсия в «Каслинский историко-художественный музей». | 2 неделя | Воспитатель | ||
Дидактические и настольно-печатные игры «Сложи картинку», «Что лишнее?», «Бывает не бывает», «Найди знакомый музей». | В течение проекта | Воспитатель | ||
Педагогический совет «Музейная педагогика в воспитании дошкольников». | 2 неделя | Зам. зав. по ВМР Воспитатели | ||
НОД Рисование. Тема: «Животные из коллекции музея Каслинского литья». (Приложение 4). | 2 неделя | Воспитатель | ||
Чтение В. Викторов «Музей беспорядка». Беседа по содержанию. | 2 неделя | Воспитатель | ||
Знакомство с дидактическим пособием лэпбуком «Путешествие в Касли». | 3 неделя | Воспитатель | ||
Виртуальная экскурсия в музеи России. «Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама» . | 3 неделя | Воспитатель | ||
Чтение И. Зартайская «Слон в музее». Беседа по содержанию. | 3 неделя | Воспитатель | ||
НОД Лепка. Тема: «Животные из коллекции Каслинского литья». (Приложение 5). | 3 неделя | Воспитатель, воспитанники. | ||
Создание тематической экспозиции мини музея «Каслинское литьё» | 3 неделя | Воспитатель, воспитанники, родители. | ||
3 этап. Подведение итогов работы по проекту | ||||
Игра – викторина «Музей – друг детей!!!» | 4 неделя | Воспитатель | ||
Открытие мини музея группы «Каслинское литьё». | 4 неделя | Воспитатель. | ||
Презентация проекта «Каслинское литьё» воспитанникам, педагогам МБДОУ, родителям, (законным представителям) | 4 неделя | Воспитатель, дети |
3. Работа с родителями
Содержание совместной деятельности с детьми | Педагогическая поддержка |
Изготовление информационных листов, газеты «Что мы знаем о музеях» | Консультация |
Досуг «Вечер с музеем» | Совместный просмотр фотографий, файлов |
Участие в командной игре «Удивительный мир музея» | Чтение сценария |
Конкурс рисунков «Что я видел в музее» | Представление макета |
Фотовыставка «Удивительный мир музея» | Представление макета |
Плакат «Кто пойдет со мной в музей, станет лучше и умней!!» | Размещение на сайте ДОУ |
.
Приложение 1
Конспект занятия по познавательному развитию. Приобщение к социокультурным ценностям.
Тема: «Ура! Мы идём в музей!»
Подготовительная к школе группа «Звёздочки»
Составитель: Мирзоян Жанат, воспитатель I квалификационной категории.
Цель: развивать любознательность, познавательную активность детей в процессе формирования представлений о музее.
Задачи:
-развитие у детей любознательности и познавательного интереса к музею;
-дать знания о музее, об особенностях поведения в музее;
-вовлекать детей в содержательное общение, диалог;
-подготовить детей к восприятию мира музея;
-формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства;
-познакомить детей правилами поведения в общественных местах, в том числе в музее;
-обогатить словарный запас детей новыми словами: музей, экскурсовод, экскурсант, экспонат, археолог, архивариус, эксперт – оценщик, хранитель, реставратор.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Воспитатель: Я пригласить хочу давно,
Вас в место чудное одно.
Возьму с собой и вас, друзей.
Мы отправляемся в ... (музей).
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень интересном месте - о музее. Как вы думаете, что такое музей? Музей - это место где собраны коллекции вещей по темам и по видам. Для чего люди создают музеи? Музей создают для сохранения исторических, культурных и художественных ценностей. Чтобы будущее поколение могли увидеть, понять и оценить, чем жили их предки.
Ребята, а вы знаете, какие бывают музеи? Музеи бывают разных видов, в зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся: исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие. А теперь, ребята, давайте угадаем, в какой музей мы попали по тем экспонатам, которые в нём хранятся (показ картинок).
Ребята, а вы знаете, как называются предметы, которые хранятся в музее? Эти предметы называются – Экспонаты. С латинского языка это слово переводится как — выставленный напоказ — предметы, выставляемые для всеобщего обозрения в музее. В качестве экспонатов могут выставляться произведения искусства, документы, природные материалы, модели техники, иллюстрации исторических событий и т. д., в соответствии с разработанной музеем теме.
А как экспонаты попадают в музей? Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле. Они называются археологами. А ещё экспонаты в музеи дарят люди. Их называют дарителями. А все ли предметы могут стать экспонатами музея? Чем отличается экспонат от простого предмета? Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность. В каждом городе есть музеи. В нашем городе тоже есть. А вы знаете, какие музеи есть в нашем городе? (показ картинок с перечислением названии музеев). В нашем городе есть краеведческий музей, музей изобразительных искусств, музей железной дороги, музей истории Екатеринбурга.
Ну, что ребята, вы наверно немного устали? Давайте прервёмся на физкультминутку: «А часы идут, идут».
Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так? (шагают на месте)
Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью, (Наклоны вперёд.)
Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, иногда вдруг отстают. (Медленная ходьба на месте.)
А бывает, что спешат, словно убежать от нас хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут, то они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Отдохнули ребята? А теперь мы познакомимся с профессиями людей, которые работают в музее.
Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? Как будут называть нас, когда мы придём в музей? Нас, ребята, будут называть – Экскурсанты. Экскурсанты приходят в музей, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного.
А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? Его называют – Экскурсовод. Он встречает посетителей музея, рассказывает им об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты.
Кроме экскурсовода в музее работают:
Архивариус, который учитывает весь музейный фонд.
Эксперт – оценщик, который оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат.
Хранитель – принимает на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создаёт каталоги работ, выдаёт работы для создания новой экспозиции.
Реставратор - это музейный доктор, который вернёт цвет и недостающие фрагменты картине, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.
Смотритель музея - встречает гостей у входа в музей и подводит к экскурсоводу.
Билетёр - продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий.
Гардеробщик - забирает и хранит одежду посетителей музея, выдает им номерок и бахилы.
А теперь, ребята, я загадаю вам загадки.
В нём предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет. (Музей)
То здание богато
В подборе экспонатов
От подков до замков
Из прошлых веков! (Исторический музей)
Когда в музей народ идёт,
Как нам назвать такой поход,
Ведь так история манит
В мир очень древних пирамид? (Экскурсия)
Кто по музейным залам
Ведёт людей немало.
И ведёт каждый раз
Интересный нам рассказ? (Экскурсовод)
В этих залах стеллажи,
На них «история» лежит,
Как назвать мечи, мушкеты,
Что в земле отрыты где-то? (Экспонаты)
Ребята, кто-нибудь знает, что такое общественные места и какие общественные места вы знаете? Общественные места – это места, в которых собирается много людей. Незнакомые люди находятся и что-либо делают вместе, переговариваются, отвечают на вопросы, помогают друг другу. Например, в театре вместе смотрят спектакль, в автобусе – вместе едут, в магазине - покупают продукты или вещи. Люди разные, и от того, как они относятся друг к другу, доброжелательно или, наоборот, грубо и зло, зависит наше настроение и даже здоровье.
Как вы думаете, ребята, зачем нужны правила поведения в общественных местах? Правила поведения в общественных местах нужны для того, чтобы сохранить жизнь, здоровье и безопасность свою и окружающих. Ребята, давайте вспомним, как себя надо вести в общественных местах. А правила поведения в общественных местах как-нибудь отличаются, например, в кинотеатре и на стадионе? Да отличаются. В кинотеатре надо вести себя тихо, а на стадионе можно кричать. Правильно, ребята! Всё названное вами – это правила поведения или «Этикет». А что такое «Этикет»? Этикет - это серьёзное определение правил поведения человека среди других людей.
И так мы с вами собираемся в путешествие в музей. Я вам расскажу, какие нужно соблюдать правила поведения в музее. Посещение музея начинается с гардероба, в котором оставляют не только верхнюю одежду, но и сумки, пакеты, и обязательно одевают сменную обувь. В залах музея надо вести себя тихо, нельзя громко разговаривать, смеяться, бегать. При осмотре экспонатов не следует становиться перед другим посетителем, загораживая ему доступ к картине или скульптуре. Внимательно слушать и не перебивать экскурсовода. Строго воспрещается трогать руками экспонаты. После экскурсии и осмотра экспонатов необходимо поблагодарить экскурсовода.
А теперь, ребята, давайте подведём итоги нашего занятия.
-О чём мы с вами сегодня говорили?
-Какие виды музеев вы знаете?
-Какие музейные профессии вы знаете?
-Что вы знаете о правилах поведения в общественных местах, в том числе в музее?
-С какими новыми словами вы познакомились?
-Что вам больше всего понравилось?
Приложение 2
Конспект по познавательному развитию. Приобщение к социокультурным ценностям.
Тема: «Путешествие в Екатеринбургский музей изобразительных искусств».
Подготовительная к школе группа «Звёздочки»
Составитель: Мирзоян Жанат, воспитатель I квалификационной категории.
Цель мероприятия:
-сформировать первоначальное представление о музее в целом и Екатеринбургском музее изобразительных искусств в частности;
-воспитывать в детях гордость за свой город;
-активизировать познавательную деятельность и интерес к ознакомлению и изучению культурного наследия, как необходимое условие развития интеллектуальных способностей дошкольников;
создать условия для закрепления представлений о музее;
-воспитывать уважительное отношение к старинным вещам.
Задачи:
-дать представление о музее, показать ценностно-смысловую значимость музея;
-расширить кругозор воспитанников.
-воспитывать у детей интерес к культурному наследию своей страны;
-воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свою страну;
-воспитывать любовь к своему городу;
Форма занятия: экскурсия в музей истории Екатеринбурга.
Предварительная работа: первоначальное знакомство с понятиями музей, экспозиция, экспонат, экскурсовод, экскурсант; историей возникновения музеев, музеями г. Екатеринбурга.
Планируемый результат: обобщить и закрепить полученные знания о понятиях музей, экспозиция, экспонат, экскурсовод, экскурсант; об истории возникновения музеев; о музеях г. Екатеринбурга.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Здравствуйте ребята! Где мы сегодня с вами собрались? Правильно, в музее. Ребята, а вы когда-нибудь были в музее? В каком? Что вы там видели? Как называются люди, которые нам помогают в музее? Как называются вещи, которые выставлены на показ? А экспонаты можно трогать руками? А как нужно вести себя в музее? Мы с вами знаем, что в каждом музее есть правила поведения, и я напомню вам как надо себя вести в музее. В музее работает гардероб. Туда, при посещении музея, надо сдать верхнюю одежду, сумки и другие вещи. В музее нельзя бегать, кричать и громко разговаривать. Если пришёл в группе, то не отставать от группы, внимательно слушать экскурсовода.
Ребята, в прошлом году мы были на экскурсии в музее истории Екатеринбурга. Я решила, продолжит экскурсии по музеям нашего города в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Это крупнейший художественный музей Урала. В основе здания музея — одно из старейших сохранившихся зданий Екатеринбурга, который был построен в 1730 году. 9 мая 1986 года это здание было переделано в музей. В этом музее выставлены картины, скульптуры, изделия из фарфора и стекла, иконы, резная кость, изделия камнерезного и ювелирного искусства Урала, Нижнетагильский расписной поднос, Златоустовское украшенное оружие и гравюра из стали.
Но музей известен, прежде всего, уникальной коллекцией Каслинского художественного литья и всемирно известным Каслинским чугунным павильоном.
Ребята, давайте перед экскурсией проведем физкультминутку:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонимся в правый бок. Раз, два, три.
Наклонимся в левый бок. Раз, два, три. (Наклоны туловища влево-вправо.)
А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки. (Руки вверх.)
Присядем на дорожку, разомнём мы ножки. (Приседания.)
Ногу правую подняли и немного подержали.
Ногу левую подняли и немного подержали. (Поднимаем левую и правую ногу вверх.)
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Ребята, отгадайте загадку:
Была создана давно,
На холсте всего полно:
И дом, и звезды, и машина…
Называется -… (Картина)
Здесь мы видим коллекцию картин музея. На чём и чем рисуют картины? Кто рисует картины? Во что установлена картина? Рама картины иногда является самостоятельным произведением искусства. Сейчас я вам буду читать стихотворение из мультфильма «Пластилиновая ворона», и мы узнаем, какие бывают жанры изобразительного искусства.
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная лавина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется — … (Пейзаж)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, —
Знай, что это: … (Натюрморт)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, —
Обязательно картина
Называется: … (Портрет)
Ребята идёмте дальше.
Из камня вырезана вещица эта
Называется - … (Статуэтка)
Что мы видим на этих стеллажах? Правильно – это статуэтки. Кто знает, из чего сделаны эти статуэтки? Правильно, статуэтки делают из драгоценных, полудрагоценных камней и минералов. Ещё их называют – Самоцветы. А как называют людей, которые делают статуэтки? Правильно - камнерезы. На Урале добывают очень много разных самоцветов: аметист, яшма, рубин, нефрит, родонит, змеевик. А из чего была сделана шкатулка в известной сказке Павла Бажова? Правильно – из малахита.
Ну вот, ребята, мы подошли к конечному пункту нашей экскурсии. Отгадайте загадку.
Очень тяжелые эти фигурки:
Девочки, мальчики, кони-скульптурки
Есть и подсвечники, блюда резные.
Ну, догадались, откуда такие?
Ребята, эти скульптуры изготовлены из чугуна, производящегося на заводе архитектурно-художественного литья в г. Касли Челябинской области. В отличье от вырезанных из камня статуэток эти скульптуры льют из чугуна. А самым известным произведением является чугунный павильон-дворец. Центральным элементом павильона являлась скульптура «Россия», расположенная при входе и изображающая женщину-воина, оберегающую мир и готовую к новым победам. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду — «Гран-При».
Ребята, давайте загадаем желание ещё раз вернуться в этот музей, или посетить другой музей. А чтобы наше желание сбылось, возьмёмся за руки и расскажем стихотворение «Цветик – семицветик», который исполняет наши желания.
Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли —
Быть по-моему вели!
На этом, ребята, наша экскурсия в в Екатеринбургский музей изобразительных искусств закончился! Я надеюсь, что вам было интересно и всё то, что вы сегодня узнали и увидели, расскажете дома родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам. Спасибо за внимание! До встречи в другом музее!
Приложение № 3.
Консультация для родителей. «Роль музейной педагогики в воспитании ребёнка».
Сейчас остро стоит вопрос о нравственном и эстетическом воспитании детей. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка духовно-нравственную среду, развить эстетическое к ней отношение. Необходимо подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. И в этом большую помощь окажет музейная педагогика.
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребёнка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но
не менее сложен и интересен путь его познания.
Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не простое. При этом важную роль играет степень подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, по своему двору, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Родителям, как и педагогу, отводится роль проводника в этот мир.
Перед посещением музея необходимо объяснить детям, что такое музей, познакомить их со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. В стенах музея дети вместе с воспитателем продолжают начатый в детском саду и в кругу семьи разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.
Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п.
Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в детском саду. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы
Музейная педагогика направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Приложение № 4
Конспект по художественно-эстетическому развитию. Рисование.
Тема: «Животные из коллекции музея Каслинского литья»
Подготовительная к школе группа «Звёздочки»
Составитель: Мирзоян Жанат, воспитатель I квалификационной категории.
Цель: закрепить знания, полученные при посещении Екатеринбургского музея изобразительных искусств; воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное, передать особенности его строения.
Задачи:
-отрабатывать умения располагать «сюжет» на всем листе бумаги, выделять главное, выбирать цветовое решение;
-развивать у детей фантазию, воображение, эмоциональное отношение к изображаемому сюжету;
-закрепить умение использовать разные художественные материалы: восковые мелки, акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши, фломастеры;
-воспитывать интерес и любовь к животным;
Предварительная работа.
Экскурсия в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, рассматривание иллюстрации о животных, фотоальбома «Каслинское литьё». Беседа на тему « Что ты знаешь о животных?». Дидактическое упражнение «Определи животное». Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?». Заучивание стихов и загадок о диких животных. Рисование животных по схемам.
Материал.
Фотоальбом «Каслинское литьё», иллюстрации диких и домашних животных, схемы рисования животных, цветные карандаши, бумага листы А4.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Ребята, мы с вами ходили на экскурсию в Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Там мы видели разные экспонаты: картины, скульптуры, поделки из самоцветов, иконы и многое другое. Нам понравились скульптуры разных животных изготовленные из чугуна в г. Касли. Давайте сейчас вспомним скульптуры каких животных мы там видели. Чтобы нам было легче вспомнить, я вам загадаю загадки.
Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. Медведь.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Заяц.
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это - …. Волк
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет. Лиса.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. Белка.
Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием. А сейчас, давайте разомнём наши пальчики перед рисованием и проведем разминку для пальчиков «Я по Африке гулял»
Я по Африке гулял
И зверей там повидал: («Ходим» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)
Длинношеего Жирафа
Высотою аж в три шкафа. (Пальцы рук складываем в кулаки большие пальцы выставляем вверх.)
Черепаху, Тигра, Льва
И огромного Слона. (Попеременно соединяем с большими пальцами все пальцы)
Мы с жирафом поиграли: (Складываем из пальцев жирафа)
Ананасы доставали. (Поднимаем руки вверх)
С черепахой у реки (Складываем из пальцев «черепаху»)
Побежали взапуски. («Бежим» по столу указательными и средними пальцами обеих рук.)
Мы со львом не отдыхали, (Складываем из пальцев «льва»)
Тигра полосы считали: (Энергично сжимаем-разжимаем кулаки)
Раз, два, три, четыре, пять… (Загибаем пальцы на правой руке)
Раз, два, три, четыре, пять… (Загибаем пальцы левой руке)
Всех полос не сосчитать! (Разводим руки в стороны)
Со Слоном играли в прятки: (Складываем из пальцев «слона»)
Он нашёлся! Всё в порядке! (Пальцы сжимаем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх)
Я катался на Слоне…
Жаль, что было всё во сне. (Попеременно ударяем кулаками по столу)
Молодцы, ребята! Размяли пальчики, а теперь возьмите схему животного, которое вам понравилось, и которого вы хотите нарисовать и приступайте к работе. Дети рисуют животных под музыку.
В середине занятия прерываемся на физкультминутку.
Физкультминутка «У кошки в гостях»
Позвала нас в гости Кошка (ладошки на щеки, качаем головой)
И пошли мы по дорожке (шагаем на месте)
Видим – дерево высокое (ставим кулачок на кулачок)
Видим - озеро глубокое («волна» руками)
Птицы песенки поют (скрестить пальцы)
Зернышки везде клюют (клюём то на одно ладони, то на другой)
Тут клюют и там клюют
Никому их не дают («погрозить» пальцем)
Это дом («крыша» из рук)
А в нем окошко (показываем пальцами)
Нас встречают кот и кошка (хлопаем в ладоши)
Мы немножко погостим («здороваемся» руками)
И обратно побежим (бег на месте)
Молодцы, ребята! У вас всё отлично получилось! А сейчас мы с вами из рисунков сделаем выставку «Животные из коллекции музея Каслинского литья».
Приложение № 5
Конспект по художественно-эстетическому развитию. Лепка.
Тема: «Животные из коллекции музея Каслинского литья»
Подготовительная к школе группа «Звёздочки»
Составитель: Мирзоян Жанат, воспитатель I квалификационной категории.
Цель: развитие художественно – творческих способностей детей; закрепить знания, полученные при посещении Екатеринбургского музея изобразительных искусств; воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное, передать особенности его строения.
Задачи:
-совершенствовать умение лепить из целого куска пластилина, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, делить целое на части, соединять элементы между собой;
-повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение;
-воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа.
Экскурсия в Екатеринбургский музей изобразительных искусств; рассматривание иллюстрации о животных и фотоальбома «Каслинское литьё»; беседа на тему «Что ты знаешь о животных?»; чтение стихотворений про животных, загадывание загадок; дидактические игры «Узнай по описанию», «Определи животное», «Кто живёт в лесу?»; рисование животных по схемам.
Оборудование: пластилин, дощечки, стеки, салфетки; фотоальбом «Каслинское литьё»; иллюстрации диких и домашних животных, схемы лепки животных.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Ребята, мы с вами ходили на экскурсию в Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Там мы видели разные экспонаты: картины, скульптуры, поделки из самоцветов, иконы и многое другое. Нам понравились скульптуры разных животных изготовленные из чугуна в г. Касли. Давайте сейчас вспомним скульптуры каких животных мы там видели. Чтобы нам было легче вспомнить, я вам загадаю загадки.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой. (Медведь)
Серый маленький зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
и морковку ему дай! (Заяц)
Хитрая плутовка, Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее …. (Лиса)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он,
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан –
Очень грозен был … (Кабан)
Ты за мною не гонись!:
Забодаю! Берегись!
У меня есть рожки!
Уходи с дорожки! (Коза)
Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием. А сейчас, давайте разомнём наши пальчики перед рисованием и проведем разминку для пальчиков «Зайки-побегайки».
По лесной лужайке (круговые движения пальцами рук, ладони при этом смотрят вниз)
Разбежались зайки. («бежит» по столу указательным и средним пальцами обеих рук)
Вот какие зайки, (руки перед грудью (лапки зайца).
Зайки-побегайки, (руки на голове (уши зайца).
Сели зайчики в кружок, (нарисовать в воздухе круг обеими ладонями)
Роют лапкой корешок. (ладони вниз, сгибать и разгибать пальчики)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
Молодцы, ребята! Размяли пальчики, а теперь возьмите схему животного, которое вам понравилось и которого вы хотите слепить и приступайте к работе. Дети лепят животных под музыку.
В середине занятия прерываемся на физкультминутку.
Физкультминутка «Мы ногами топ-топ»
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз-сюда, два- туда,
Повернись вокруг себя.
Раз- присели, два -привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели-встали, сели-встали,
Неваляшкой будто стали.
Молодцы, ребята! У вас всё отлично получилось! А сейчас мы с вами из фигурок животных сделаем музей «Каслинское литьё».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева [и др.]. – СПб., 2008. – 208 с.
2. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данилюк. – М. :Линко-пресс,2008. Мини – музей в детском саду
3. Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре»
4. Российский центр музейной педагогики и детского творчества : содержание деятельности, планы, проекты / Б. А. Столяров ; Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный русский музей», РАО. – СПб. : ГРМ, 2010.
5. Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35.
6. Каслинское чугунное литьё // Большая российская энциклопедия. Том 13. — М., 2009.
7. Елфимов Ю. Н. Каслинские мастера. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1977. — 84 с.
8. Павловский Б. Н. Каслинский чугунный павильон. Свердловск, 1979.
9. Пешкова И. М. Искусство Каслинских мастеров. Кн.1, 2.Челябинск, 1983.
10. https://ru.wikipedia.org
12. https://kasli-museum.chel.muzkult.ru
13. https://www.zlatgravura.ru
15. https://farfor-sysert.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Мониторинг уровня знаний детей подготовительной к школе группы о архитектурных памятниках города Санкт - Петербурга
Цель: Выявить элементарные представления о архитектурных памятниках Санкт - Петербурга с последующей формулировкой цели и задач дальнейшей работы с детьми....
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики. ...
Методическая разработка интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Осенние листья».
Методическая разработка интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Осенние листья»....
«Комнатные растения: как они влияют на нашу жизнь» Методический проект для детей подготовительной к школе группы.
В настоящее время озеленение квартир и детских садов комнатными растениями приобретает всё большую популярность. И связано это не только с их высокими декоративными качествами, но и с той пользо...
Проект для детей подготовительной к школе группы "Скоро в школу"
Данный проект нацелен на формирование у детей старшего дошкольног возраста положительного отношения к будущей школьной жизни....
Методическая разработка: проект для детей подготовительной к школе группы «Буду строить я ракеты»
Методическая разработка: проект для детей подготовительной к школе группы «Буду строить я ракеты»...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе в рамках конкурса «Урок в музее» на тему: «Маршал победы – Г. К. Жуков»
Это конспект составлен с целью приобщить воспитанников детского сада к культуре и истории Воронежской области, через ознакомление с одним из героев ВОВ маршалом Г.К. Жуковым. Занятие проходит в «...