Эстетическое воспитание
консультация (младшая группа) на тему

Караблинова Тамара Анатольевна

В статье рассматриваются проблемы эстетического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема эстетического воспитания всегда была и будет актуальной, так как развивает вкус, умение замечать прекрасное,оно важно потому, что тесно связано со многими сторонами воспитания: с нравственным, трудовым,умственным.                                        Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематичную,планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.                                                       Эстетическое воспитание, это систематичное и целенаправленное воздействие на личность с целью формирования творчески активного человека, способного воспринимать и оценивать прекрасное в труде, природе, общественных отношений с позиций эстетического идеала,а также испытывать потребность в эстетической деятельности.                                          Ранее уже говорилось о связи эстетического воспитания со всеми сторонами воспитания.Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что эстетические и этические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка.Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства.Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в ревльной жизни.             Велико воспитательное значение всех видов искусства в  формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе,родному краю,населенному пункту, в котором они живут, гордятся результатами труда своих родных и близких, постепенно приобщаются к понятию Родины.                                         Не менее тесно эстетическое воститание связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь,человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы. В.А.Сухомлинский говорил: «Радость труда...немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек,но прежде всего то, что он создает. Радость труда – красота бытия».                   В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти,  импровизируя на музыкальных инструментах, передают свои впечатления от увиденного, услышанного, пережитого.                       В ходе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение.Развиваются  умственные способности, умение планировать свою деятельность.                      «Вообще под эстетическим воспитанием надо подразумевать не преподавание Какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее.Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда и науки» - говорил А.В.Луначарский.                              Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов. Все это происходит под руководством взрослых.Через произведения искусств: поэзию, музыку, живопись,художественную литературу,театр,скульптуру взрослые формируют у детей основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т. д.  Все богатое содержание эстетического содержания можно воплотить в реальность с помощью определенных методов: 1.Налюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, явлениями.             2.Большое значение имеют беседы и рассказы, в которых ребенок может высказать своё мнение.                   3. Включение детей в труд, таким способом они познают красоту труда.                                                 4. Развитие самостоятельных действий- взрослый предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.                           Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему – сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.                                     Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. «Ничто, ни слова, ни мысли,ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя» - говорил К.Д.Ушинский.       Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначаль-ного складывания личности.Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной лите- ратуры. Во время рассказа детям художественых и народных стихов у детей развивается умение вслушиваться в звуки, ритм, слуховая чувственность к эмоциональной выразительности речи.                              Поступки взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребёнку становится для детей программой их поведения, поэтому очень важно, чтобы ребёнок  видел вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребёнка любовь  к чистоте и порядку. Очень важно чаще обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных её проявлениях: красоту цветов, нарядно одетой кукле, голубизну ясного неба, оформление интерьера и т.д.                                                     Одним из главных условий успешного эстетического воспитания является насыщенность окружающей среды произведеними искусства: картинами, изделиями народного промысла, скульптурами, красивыми игрушками.        Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создаёт у детей бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус. Игры с пением и хороводы, построенные на произ – ведениях народного творчества являются прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания. Дети, усваивая народные образы, начинают чувствовать красоту родных напевов,выразительность языка.                Важнейшим средством эстетического воспитания является природа – вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Необходимо дать детям возможность почувствовать удовольствие от пребывания на природе – услышать «живой» голос леса, поля, увидеть красоту растений, по возможности понаблюдать за животными и пообщаться с ними.Уход за обитателями живого уголка и домашними животными вызывают бурю положительных эмоций. Дети начинают замечать не только необычное, удивитель-ное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.                                            К игрушкам, скоторыми дети играют следует проявлять определённые требования: они должны быть интересными для детей,не являться карикатурой, сломанные, грязные и рваные игрушки не только некрасивы, но и воспитывают неряшливость, равнодушие.                              С самого раннего детства у детей очень важно воспиты- вать чувство юмора.Оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять трудностям и невзгодам.В книге «От двух до пяти» К.Чуковский писал: « ...Это задача немалая – воспитать в ребёнке юмор, то драгоценное качество, которое, когда ребёнок подрастёт, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.»  Развивать умение  замечать и понимать смешное – значит развивать гибкость ума и сообразительность. Легче всего дети воспринимают комическое в поведении животных, сказочных персонажей, близких им по возрасту друзей. Формированию чувства юмора способствуют произведения  лучших детских писателей: Чуковского, Маршака, Носова и др.,раскрывающие  различные по сложности комические моменты.                                              Для воспитания чувства юмора незаменимы «перевёртыши» - это произведения, где герои действуют вопреки своим реальным свойствам и качествам. Стихи о перевёрнутом мире по своей природе шалость, комические игры, воль- ность, они подводят детей к первоосновам юмора. Это новая ступенька в познании, так как ребёнок утверж- дается в житейском опыте, он явственно ощущает вздор, знает, что на самом деле не так.                      При формировании эстетических чувств и вкусов необходи-  мо помнить – только систематическая работа поможет добиться положительных результатов. «Воспитание – дело трудное, но своё бессилие, промахи не стоит выдавать за ненужность эстетического воспитания»-говорил В.Соловьёв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма дошкольников средствами художественно-эстетического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно изважнейших звеньев системы воспитательной работы. Формирование личности ребёнка,его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительн...

Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности .

             Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности  происходит с первых шагов маленького челове...