Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи" Д.С.Лихачёв. Актуальность состоит в том, что ребёнка к народной культуре следует знакомить с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развитии ребёнка, его речи.Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет
«Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста».
Авторы проекта: Кочкина Т.И., воспитатель МБДОУ ДС №61 «Семицветик»
Вид проекта: долгосрочный, групповой, социально-коммуникативный.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, музыкальный руководитель, воспитатели.
Сроки реализации проекта: 1год.
Составлен на основе примерной основной парциальной образовательной программы «Детство с родным городом» Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе и др.
Пояснительная записка
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи» Д.С.Лихачёв.
Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к культурным общечеловеческим ценностям, а также идее выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми в этом направлении.
Актуальность состоит в том, что ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.
Перспектива работы по эстетическому воспитанию с детьми и родителями предусматривает интеграцию эстетического содержания в повседневную жизнь детского сада и семьи.
Цель и задачи.
Цель:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи:
1. Знакомить детей с фольклором русского народа.
2. Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературой.
3. В разных видах деятельности применять народное слово.
4. Показать детям красоту образного языка сказок.
5. Приобщать детей к русской культуре в игровой деятельности.
6. Формировать умение выразительно читать наизусть небольшие потешки, в правильной последовательности передавать содержание сказок.
7. Знакомить детей с народными праздниками годового круга.
8. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на народные песни, игры, танцы.
9. Вызвать интерес к совместному исполнению песен, хороводов.
10. Приобщать детей к народной музыке и традициям русского народа в песнях, в играх, танцах.
Формы и методы работы с детьми: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, игры.
Тематическое планирование деятельности с детьми.
Сроки | Образовательные области | Совместная деятельность педагога и детей | Работа с родителями | Ответственные | ||||
Тема | Формы работы | Цель | Используе - мый материал | |||||
сентябрь | Речевое развитие | «Бабушкины сказки». | НОД | Поддерживать интерес к русским народным сказкам. | Русские народные сказки: «Репка», «Колобок». | Воспитатель | ||
Физическое развитие | «Выйди Ваня на лужок». | Подвижные игры | Способствовать потребности детей в двигательной активности. | Жмурки», «Петушок». | Воспитатель | |||
Художественно – эстетическое развитие | «Мы в осенний лес пойдем, хоровод заведём». | НОД | Знакомить детей с русским народным творчеством, с жанром хороводной народной песни. | Музыкальный руководитель | ||||
Октябрь | Речевое развитие | «Котик, котенька, коток». | Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки. | Потешки «Котик», «Водичка», «Расти коса до пояса». | Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки». | Воспитатель | ||
Познавательное развитие | «Русские народные игрушки». | Тематическая беседа | Расширить представление детей о свистульках, матрёшках, деревянных ложках, игрушках, которые мастерят издавна в России. | Русские народные игрушки. | Воспитатель | |||
Физическое развитие | «Каравай, каравай». | Хороводные и подвижные игры. | Воспитывать в детях способность наслаждаться словесным словом русского народа. Формировать интонационную выразительность в речи, имитацию движений. | «Каравай», «Серенький козлик», «Мы сейчас в лесу». | Воспитатель | |||
Художественно – эстетическое развитие | «Веселые матрешки». | НОД Рисование | Знакомство с народной игрушкой, развивать эстетический вкус, умение любоваться прекрасным. | Игрушки – матрешки, заготовки. | Воспитатель | |||
Ноябрь | Социально – коммуникативное развитие | «Путешествие по сказкам». | Дидактические игры | Развивать логику, мышление, память, внимание. | «Матрешки», «Пазлы сказок», «Разрезные картинки по сказкам». | Консультация: «Почитай мне мама сказку или с какими книгами лучше дружить дошколятам». | Воспитатель | |
Художественно – эстетическое развитие | «Синичкин день». | Развлечение | Воспитывать доброту и любовь к птицам. Развивать фантазию, творчество в движениях. | Музыкальные инструменты, картинки о птицах. | Музыкальный руководитель | |||
Речевое развитие | «Вышла курочка гулять». | НОД | Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки. | Потешки: «Курочка – рябушечка», «Ладушки, ладушки», «Наши уточки с утра». | Воспитатель | |||
Речевое развитие | «Сказка в гости к нам пришла». | Слушание аудиосказок. | Способствовать эмоционально воспринимать сюжет сказки. Учить внимательно слушать. | Диск с аудиозаписью «Маша и медведь», «Заюшкина избушка». | Воспитатель | |||
Декабрь | Физическое развитие | «Жили у бабуси». | Хороводные народные игры. | Воспитывать в детях способность наслаждаться словесным словом русского народа. Формировать интонационную выразительность в речи, имитацию движений. | «Жили у бабуси», «Заинька попляши». | Воспитатель | ||
Художественно – эстетическое развитие | «Румяный колобок» | НОД Аппликация | Учить передавать образ колобка силуэтным способом. Развивать сюжетно – игровой замысел. | Иллюстрации к сказкам. | Воспитатель | |||
Художественно – эстетическое развитие | « Екатерина – санница»- зима пришла, первый снег принесла. | Развлечение | Знакомить детей с народным праздником годового круга. | Русские народные инструменты | . | Музыкальный руководитель | ||
Январь | Речевое развитие | «Путешествие в сказочный лес». | НОД | Поддерживать интерес к русским народным сказкам. В беседах поощрять высказывание детей по содержанию сказок. | «Волк и козлята», «Лиса и заяц». | Консультация «Музыкальный фольклор как средство развития ребёнка с первых дней жизни». | Воспитатель | |
Художественно – эстетическое развитие | Игры бабушки – забавушки: «Колечки», «Ой, что за народ», «Заинька». | НОД | Знакомить с народными музыкальными играми. Выразительно и эмоционально передавать игровые образы. | народные музыкальные игры. | Музыкальный руководитель | |||
Речевое развитие | «Весёлые пальчики». | Пальчиковый театр. | Помочь детям эмоционально воспринимать образный язык сказки. Активизировать словарь диалогами. | «Теремок», «Рукавичка». | Воспитатель | |||
Февраль | Физическое развитие | «У медведя во бору». | Подвижные игры | Способствовать потребности детей в двигательной активности. | Консультация «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста». | Воспитатель | ||
Речевое развитие | «Потягучешки – подрастушечки». | НОД | Знакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки. | Потешки: «Петушок, петушок», «Как у нашего кота», «Потягушки – потягушки». | Воспитатель | |||
Художественно – эстетическое развитие | «Мишка косолапый, по лесу идёт!» | НОД Рисование | Познакомить с иллюстрациями Ю.Васнецова к сказке «Три медведя». Учить рисовать избушку, используя средства выразительности. | Иллюстрации к сказкам, игрушки. | Воспитатель | |||
Художественно – эстетическое развитие | Нам мороз не страшен - мы поём и пляшем. Пляски: «Калинка», «Вот так вот- хлоп!». | НОД | Воспитывать умение использовать плясовые движения в соответствии с содержанием текста и характером мелодии пляски. | Музыкальный руководитель | ||||
Март | Социально – коммуникативное развитие | «Кто в гости к нам пришёл?» | Дидактическая игра | Учить угадывать по отдельным фразам знакомые потешки. Приобщать детей к устному народному творчеству. | «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки, прочитан отрывок?» | Консультация «Русский фольклор в физическом воспитании дошкольников». | Воспитатель | |
Речевое развитие | «Каша вкусная дымится». | Литературный досуг | Выявить у детей знания потешек, развивать умение интонационно выразительно исполнять знакомые потешки. | Потешки: «Каша вкусная дымится», «Ай лады, лады, лады…», «Дождик, дождик». | Воспитатель | |||
Художественно – эстетическое развитие | «Кто – кто в Теремочке живёт?» | Аппликация. | Учить составлять сюжетную композицию | Иллюстрации к сказкам, игрушки. | Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка». | Воспитатель | ||
Художественно – эстетическое развитие | «Весенняя сказка». | НОД | Знакомить с народными музыкальными инструментами, определять их на слух. Формировать образное мышление | народные инструменты | Музыкальный руководитель | |||
Апрель | Социально – коммуникативное развитие | «Волшебные картинки». | Дидактические игры | Развивать логику, мышление, память. | «Лото», «Сложи потешку». | Консультация «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». | Воспитатель | |
Физическое развитие | «Весёлые Неваляшки». | НОД | Учить детей сочетать слова текста с ритмичными движениями по потешкам, песенкам. | «Неваляшки», , «Играем на народных инструментах». | Воспитатель | |||
Речевое развитие | «Весна – красна!» | НОД | Формировать умение слушать потешку, следить за развитием действий. | Потешки : «Солнышко – вёдрышко», «Весна – красна!», «Солнышко – колоколнышко», «Наступает ночка». | Поделки из народного материала по народным потешкам на тему: «Ладушки, ладушки, где были у бабушки!». | Воспитатель | ||
Художественно – эстетическое развитие | «Жаворонушки летите, весну красную несите!». | Развлечение | Вызывать у детей положительные эмоции. Добиваться выразительности движений в танцах и играх. | Картины о весне | Музыкальный руководитель | |||
Май | Речевое развитие | «Мы – артисты!» | Игра - драматизация. | Учить детей эмоционально представлять образы персонажей, выражать впечатление в словах, мимике, жестах. Обогащать речь сказочной лексикой. | Репка», «Колобок». | Консультация «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста». | Воспитатель | |
Художественно – эстетическое развитие | «Узор на рукавичке». | НОД Рисование. | Развивать творческое воображение | Сказка «Рукавичка» | Воспитатель | |||
Речевое развитие | «Идет коза рогатая». | Пальчиковые игры. | Вызывать эмоциональный отклик от прослушивания произведения, желание повторить за воспитателем знакомые фразы. | Потешки: « Что мы делаем расческой?», «Идет коза рогатая», «Кисонька мурысонька», «Пошел котик на торжок..». | Воспитатель | |||
Художественно – эстетическое развитие | «На бабушкином дворе». | Развлечение | Учить чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ. Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом песни, русской народной игры. | Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на итоговом родительском собрании. | Музыкальный руководитель |
Список используемой литературы:
- Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000. - 400с.
- Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. - 159с.
- Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992. -№5-6. -С. 5-8.
- Боголюбская М. К. , Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. -М. : Просвещение, 1970 -148с.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981 - 255с.
- Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985 - №11. -С. 21-24.
- .Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.
- Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г
- .Гербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.
- Зуб А. «ОЙ ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый душок», Д. В. № 12, 1998г.
- Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам
русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г
13. Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.
14.Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В. №4, 1984г.
15.Павлова Л «фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,
16.Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 1999г
17. Пикупина 1-1 «Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша Д, В. №8, 1999г.
18. Стрельцова Л.. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...
Проект Художественно-эстетическое воспитание детей второй младшей – средней группы. «Весёлые мелодии»
«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира».В. А. Сухомлинский....
Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс для родителей и детей второй младшей группы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развития детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Донести до родителей значение и важность театрализованной деятельности для детей....
Проект "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
Проект "Устное народное творчество"...
Статья. Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста".
Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста....
Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...