Проект: «Уникальный мир природы Ершовского края».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Долгосрочный проект по –экологическому направлению.Выбор данного проекта обусловлен необходимостью изучения разнообразия живой природы родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
unikalnyy_mir_prirody_ershovskogo_kraya.doc | 152.5 КБ |
krasnaya_kniga_ershovskogo_kraya.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект:
«Уникальный мир природы Ершовского края».
Выполнила :
Социальный педагог
МДОУ «Детский сад комбинированного
вида № 2 «Машенька» г.Ершова
Саратовской области» Яцкова Наталья Александровна
Долгосрочный проект по –экологическому направлению
Вид проекта информационно – практико - ориентированный
Взаимодействие участников проекта социальный педагог, воспитатели подготовительной группы, воспитанники подготовительной группы, родители
Актуальность: В потоке забот мы не замечаем окружающего мира, не придаём значение тому, что природные угодья становятся скудными, окружающая среда загрязняется, а не так давно многочисленные виды растений, насекомых и животных всё реже радую глаз. Мы разучились любоваться красотой природы, видеть уникальность и неповторимость того уголка в котором живём. К мысли об охране природы человечество пришло давно. Очень много государственных программ создано в данном направлении. Однако, заложить любовь к родной природе, родному краю можно только в дошкольном возрасте. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к родному краю, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Выбор данного проекта обусловлен необходимостью изучения разнообразия живой природы родного края.
Цель:
- Способствовать развитию у дошкольников всех познавательных процессов деятельности при наблюдении за объектами живой природы родного края.
- Формировать осознанный взгляд на отношения человека с природой, учить видеть последствия своих действий при контакте с окружающей средой
- Воспитывать ответственное отношение за состояние окружающей среды, понимание хрупкости и уникальности окружающего мира.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с растительным и животным миром Ершовского края.
- Формировать знания об особенностях отдельных видов растительного и животного мира занесённых в красную книгу.
- Показать значимость Красной книги, для чего она создана.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Этапы реализации проекта:
1 Этап подготовительный
Анкетирование детей и родителей по выявлению знаний о растительном и животном мире Ершовского края занесённых в Красную книгу.
Подбор иллюстративного художественного материала по теме проекта.
Создание условий, необходимых для осуществления проекта.
2 этап
Проведение наблюдений, непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию.
Изготовление поделок, рисование рисунков, плакатов.
3 этап заключительный
Интеллектуальная игра: «Каждый должен беречь родную природу» Изготовление «Красной книги Ершовского края»
.
Перспективный план реализации проекта
№ п/п | Срок проведения | мероприятие | цель |
1 | Апрель 1 неделя | Анкетирование детей и родителей: «Что я знаю о Красной книге?» Приложение № 1 | Выявит знания о том, для чего создана «Красная книга», какие представители растительного и животного мира Ершовского края туда занесены. |
2 | Апрель 2 неделя | Экскурсия в краеведческий музей. | Познакомить с особенностями растительного и животного мира родного края. |
3 | Апрель 3 неделя | Слушание стихотворения Е. Шкловского «Глобус» Приложение № 2 | Обобщить и углубить знания по экологическим проблемам Земли. Развивать умение выявлять экологические проблемы, оперируя конкретными фактами. |
4 | Апрель 3 неделя | Экологическая игра «Что будет, если…» Приложение № 3 | Формировать знания о т ом, что нужно делать, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу. |
5 | Апрель 4 неделя | Просмотр мультфильма «Земля наш дом» | Развивать способность к сопереживанию, сочувствию. |
6 | Апрель 4 неделя | НОД «Морские коровы и Красная книга» Приложение № 5 | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать воображение в изобразительной деятельности |
7 | Май 1 неделя | Просмотр презентации «Растительный и животный мир Ершовского края» | Познакомить с представителями флоры и фауны занесёнными в красную книгу. |
8 | Май 2 неделя | Блок растения Знакомство с растительным миром ершовского края занесённым в Красную книгу | Познакомить детей с особенностями внешнего вида растений: ковыль перистый, тюльпан геснера, кувшинка белая, василёк русский, мануарция регеля |
9 | Май 3 неделя | Наблюдение: «Как себя чувствует сорванный цветок» Приложение № 4 | Способствовать установлению гармоничных отношений с живой природой, формировать правильное осознанное отношение к объектам природы |
10 | Май 3 неделя | Рисование «Тюльпан», «Кувшинка» «Василёк» | Развивать художественный вкус, умение видеть красоту природы. |
11 | Май 4 неделя | Заучивание стихотворений о кувшинке, тюльпане, васильке Приложение № 2 | Учить понимать смысл стихотворения, закрепить представление детей о жизни растений в природе. |
12 | Июнь 1 неделя | Блок насекомые Знакомство с насекомыми Ершовского края занесённым в Красную книгу | Познакомить детей с особенностями внешнего вида насекомых: дыбка степная, жук - носорог, хвостоносец – махаон, пчела – плотник. |
13 | Июнь 1 неделя | Наблюдение: «Как ползает и летает жук» Приложение № 4 | Рассмотреть особенности строения насекомого – жука, способах его передвижения и внешнего вида |
14 | Июнь 2 неделя | Лепка «Жук – носорог» | Закрепить приобретённые представления о строении жука. |
15 | Июнь 2 неделя | Рисование ладошкой «Бабочки» | Упражнять в передаче в рисунке особенности строения насекомого - бабочки |
16 | Июнь 2 неделя | Подвижная игра «Бабочки и цветы» | Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, фантазию. |
17 | Июнь 3 неделя | Чтение стихотворения Е. Шкловского «Не губи живое» с последующим обсуждением Приложение № 2 | Формировать у детей экологическую культуру, умение выявлять экологические проблемы, оперируя конкретными фактами |
18 | Июнь 4 неделя | Просмотр мультфильма из серии «Лунтик» «Подарок для бабочки» | Закрепить полученные представления о жизни бабочек |
19 | Июль 1 неделя | Блок птицы Знакомство с птицами Ершовского края занесёнными в Красную книгу | Познакомить детей с особенностями внешнего вида птиц: большая белая цапля, степной орёл, красавка |
20 | Июль 2 неделя | Наблюдение: «Как птицы отдыхают и спят» Приложение № 4 | Показать детям, что птицы, как и все живые существа, нуждаются в отдыхе. Отдыхают и спят они особым образом, сидя на жёрдочке, распушив перья, спрятав голову под крыло. Спят птицы в темноте отсвета и шума просыпаются. |
21 | Июль 2 неделя | НОД «Что мы знаем о птицах?» Приложение № 5 | Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни. Формировать обобщённое представление о птицах, как о наземно – воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. |
22 | Июль 3 неделя | Конструирование из природного материала «Цапля» | Учить создавать выразительные художественно-конструктивные образы из природного материала и выражать свое отношение к ним. |
23 | Июль 4 неделя | Экологическая игра «Угадай какая птица поёт?» Приложение № 3 | Развивать умение определять по звуковой записи голоса птиц. Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам |
24 | Август 1 неделя | Блок животные Знакомство с животными Ершовского края занесёнными в Красную книгу | Познакомить детей с особенностями внешнего вида животных: хорь степной, барсук песчаный, тарбаганчик. |
25 | Август 1 неделя | НОД « Когда животных в природе становиться много или мало» Приложение № 5 | Формировать представления о том, как создаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного звена ведёт к изменению всей цепочки. Нарушения равновесия в цепочке чаще всего происходят от резкого изменения погоды. Иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе. |
26 | Август 1неделя | Экологическая игра «Кто за кем» Приложение № 3 | Показать детям, что в природе всё взаимосвязано между собой. Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому. |
27 | Август 2 неделя | Лепка «Хорёк» | Учит передавать образ животного используя знакомые приемы лепки –вытягивание. |
28 | Август 2 неделя | Экологическая игра «Узнай по объявлению» Приложение № 3 | Уточнить знания детей об особенностях животных и птиц ( внешний вид, поведение, среда обитания) |
29 | Август 3 неделя | Рисование плакатов детьми совместно с родителями « Обитатели Ершовского края занесённые в Красную книгу» | Уточнить знания детей о представителях растительного и животного мира охраняемых на территории Ершовского района |
30 | Август 3 неделя | Чтение стихотворение Е.Шкловского «Чтоб цветы в лесу цвели….» Приложение № 2 | Развивать умение понимать смысл стихотворного текста, показать роль человека в разумном использовании природных богатств, необходимость защиты природы |
31 | Август 4 неделя | Интеллектуальная игра «Каждый должен беречь родную природу» Приложение № 6 | Расширять кругозор детей, их знания по окружающему миру. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней;-Воспитывать чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. |
32 | Август 4 неделя | Изготовление «Красной книги Ершовского края» | Обобщать знания детей о растительном и животном мире занесённом в красную книгу. Воспитывать природоохранительные знания, любовь к природе, личную ответственность за её сохранность. |
Приложение№ 1:
Анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого - краеведческому воспитанию дошкольника.
1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города, края?
2. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе родного края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы?
3. Какие места нашего города и района вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?
4. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу, устраиваете совместные праздники?
5. Назовите места, которые ваша семья выбрала для выездов на природу.
6. Нужна ли вам помощь специалистов в организации совместного отдыха с ребенком, получении информации о природе района, города, области, в чем – то ещё?
Анкета для детей на выявление интереса к экологическим проблемам,
уровня экологических знаний.
- Что такое природа?
- Что значит охранять природу?
- Для кого человек должен охранять природу?
- От кого человек должен охранять природу?
- Что такое Международная Красная книга?
- Что означает красный цвет Красной книги?
- Какого цвета страницы имеет Международная Красная книга?
- Какие животные, обитающие на территории России, занесены в
Международную Красную книгу?
- Какие Вы знаете формы охраняемых природных территорий?
- Какие заповедники расположены на территории России ?
- Назовите экологические проблемы мира?
- Что называют легкими планеты? Почему?
- Правильно ли делить растения и животных, на полезных и вредных?
- Что лично ты можешь сделать для охраны природы?
Приложение № 2:
Стихотворения для слушания и чтения
Е Шкловский .
«Глобус»
Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»
Е Шкловский .
«Не губи живое »
Федя бабочку поймал
И божию коровку,
Отпускать он их не стал
И посадил в коробку.
Пришёл домой, про них забыл.
У Феди игр тысячи.
Попробовал бы сам — пожил
Год без воды и пищи.
Откуда взрослые на свете?
Они растут из малышей.
Скорее исправляйтесь, дети —
Остаться злым всего страшней.
Слышишь выстрелы в лесу?
Целый день стреляет.
Из ружья убил лису,
А зачем — не знает.
И палит во всех подряд
Федя, тот же самый.
А у маленьких лисят
Нету больше мамы.
Есть, увы, среди детей
И плохие тоже,
Им совсем не жаль зверей.
Будем с ними строже!
Сделай домик для скворца,
Подлечи котёнка.
А зимой в большой мороз
Накорми бельчонка.
Пусть друзьями станут нам:
Птицы, звери, дети,
И тогда увидишь сам —
Хорошо на свете!
Е Шкловский .
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика —
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята,
Природу охранять!
О ней ни на минуту
Не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Стихотворения для заучивания:
Е. Жуковская
Глухая пустыня:
Пески да пески.
И вдруг мы застыли:
Пред нами-цветки!
Палящий здесь зной,
Царит немота,
Но рушит покой
Цветов красота.
И пусть низкорослы
Их крепкие станы,
Ребенок и взрослый
Признает тюльпаны.
Цветки их так ярки,
Как пламя,горят,
Душевным подарком
Стал их наряд.
И знают все страны,
Об этом поют:
Всегда всем тюльпаны
Счастье несут.
Т.Лаврова
Васильки
Васильки — голубые, лиловые,
Розовато — сиренево — белые,
С каждым годом по-новому новые,
По весне прорастают несмелые.
А потом наливаются зорями.
И скажу без утайки и честно я:
Как любители роз бы ни спорили,
Васильки — это чудо небесное!
Юнна Мориц
Золотое блюдце
В голубой реке,
А на блюдце - пчелка
С мёдом в хоботке.
Золотая пчелка
В блюдце золотом
Пьёт росу речную
И жужжит о том,
Что как только вечер
Спустится с вершин,
Превратиться блюдце
В золотой кувшин!
Приложение № 3: Экологически игры
«Что будет, если …?»
Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножатьприроду. Развивать умения делать выводы и умозаключения.
Игровые действия:
Педагог задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).
Угадай, какая птица поёт?»
Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц. Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее). Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.
Игровые действия:
Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.
«Кто за кем?»
Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой. Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.
Игровые действия:
Педагог предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.
«Узнай по объявлению»
Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания). Развивать логическое мышление.
Игровые действия:
Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.
1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
4. Помогу всем, у кого сломался будильник?
5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.
7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один — медлительность.
10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.
11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.
12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!
13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!
Приложение № 4: Наблюдения
«Как чувствует себя сорванный цветок?» Цель. Через некоторое время цветок становиться вялым. У него темнеют листья, сворачиваются лепестки. Растение выглядит некрасивым. Вернуть прежний цветущий вид ему нельзя.
«Как ползает и летает жук?» Цель. У жука шесть лапок, два мягких прозрачных крылышка и два твердых надкрылья. При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре, камням, руке. Крылья позволяют ему летать. Когда он готовится взлететь, то раскрывает надкрылья, приподнимает их, выпускает прозрачные крылышки и летит.
«Как птицы отдыхают и спят?» Цель. Показать детям, что птицы, как и все живые существа, нуждаются в отдыхе. Отдыхают и спят они особым образом – сидя на жердочке, распушив перья, спрятав голову под крыло. Спят птицы в темноте, от света и шума просыпаются. Чтобы птицы хорошо отдыхали, жердочки должны быть удобными: не очень толстыми и не очень тонкими.
Приложение № 5: НОД
«Морские коровы и Красная книга»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать воображение в изобразительной деятельности.
Материал. Рассказ «Морские коровы и Красная книга»; картинки с изображением крупных морских животных: кита, дельфина, моржа, тюленя; Красная книга; принадлежности для рисования.
Ход: 1-я часть. Педагог читает рассказ «Морские коровы и Красная книга»: Много лет назад у далеких, никому не ведомых островов в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им угрожала голодная смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стадами плавают огромные морские животные, похожие на небольших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли трогать себя руками. Питались они водорослями, и моряки назвали их морскими коровами. Мясо морских коров оказалось очень нежным и вкусным. Поэтому моряки не умерли с голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить суденышко и уплыли домой. Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за тридцать лет их всех перебили. Ученые долго надеялись, что где-то еще водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли. Ни одной морской коровы не осталось на земле. Больше ста видов самых разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились. Другим не оставили даже клочка леса или степи, где они могли бы жить. Третьих выловили хищники, привезенные людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, их будет гибнуть все больше. Чтобы этого не случилось, ученые составили специальную книгу – Красную книгу. В нее записаны все животные и растения, которым угрожает гибель. Красная книга запрещает наносить им какой-либо вред, а людей, которые это делают, могут даже посадить в тюрьму. затем беседует с детьми по его содержанию и задает вопросы: что произошло много лет назад с моряками одного русского корабля? Куда высадились моряки после катастрофы? Что их спасло от голода? Какими были морские коровы? Почему они исчезли? Почему исчезли многие другие животные? Как люди придумали позаботиться о природе? Что такое Красная книга?
2-я часть. Педагог рассказывает о Красной книге, показывает ее, рассматривает с детьми иллюстрации, на которых изображены некоторые животные и растения. Говорит о том, что на следующей неделе ребята пойдут в поход, ведь надо знать, какие растения можно встретить в это время в лесу, какие из них охраняемые – занесены в Красную книгу.
3-я часть. Педагог предлагает детям нарисовать морскую корову: «Никто из нас не видел это животное, поэтому каждый может изобразить его по-своему. Но при этом надо учесть, что это животное водное, морское. Оно жило в воде и, конечно, имело сходство с другими водными животными». Читает фрагмент рассказа, где дается описание морской коровы. Показывает иллюстрации с изображением морских животных, моря, кораблей-парусников. Дети рисуют, педагог оказывает индивидуальную помощь.
«Что мы знаем о птицах»
Программное содержание. Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. (Птицы летают, потому что у них: 1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полым стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как едят понемногу и часто.)
Материалы. Картинки с изображением птиц, календарь наблюдения за зимующими птицами, два листа бумаги, два бумажных голубя, веер, набор маховых и пуховых перьев (на каждого ребенка).
Ход занятия 1-я часть. Педагог ставит картинки, просит детей назвать знакомых птиц, уточняет, где они живут, чем питаются. Все вместе рассматривают календарь, вспоминают, кто кормится у них на участке, каких птиц можно увидеть в округе. Выясняют: все птицы приспособлены самостоятельно добывать корм, но зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках – это доброе дело людей, любящих природу. Педагог беседует с детьми о попугаях, живущих в уголке природы. Уточняется, что это домашние декоративные птицы, они приносят радость людям своей красотой, воркованием. Они живут в клетке, сами добывать корм не могут – вся забота о них лежит на людях. Дети и воспитатель создают им все условия, чтобы они жили и хорошо себя чувствовали. Так поступают все, кто любит природу.
2-я часть. Воспитатель уточняет с детьми свойства воздуха: невидимый, незаметный, не мешает движениям, его можно ощутить при быстрых и резких движениях рук, при беге. Тяжелые предметы опираться о воздух не могут – они падают вниз. Воздух может недолго удерживать очень легкие предметы с широкой поверхностью (лист бумаги, птичье перо). Педагог задает вопросы: что вокруг нас? Когда воздух можно почувствовать? Можно ли увидеть воздух? Почему человек не может взлететь как птица? Дети проделывают движения руками, подпрыгивают, чтобы взлететь. Затем Педагог несколько раз демонстрирует падение двух листов бумаги, один из которых на глазах у детей комкает в шарик. Просит их объяснить, почему бумажный шарик падает камнем вниз, а гладкий лист планирует, летает, падает медленно. Делает вывод: лист легкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного лететь.
3-я часть. Педагог предлагает детям подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний дает им птичьи перья для рассматривания (каждому ребенку по два – маховое и пуховое). Задает им вопросы: чем перышки отличаются друг от друга? Какое из них согревает птицу и называется пуховым? Где на теле у птицы растут пуховые перья? Какое перо помогает летать и называется маховым? Легкое оно или тяжелое? Почему оно легкое? Где у птицы на теле есть маховые перья? Затем педагог показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. Говорит, что с раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой, поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она от него отталкивается. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу. Педагог уточняет, что еще делает птицу легкой, как она ест: много или мало, часто или редко. Все вместе делают вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно-воздушному образу жизни. Педагог рассказывает детям о том, что человек издавна мечтал летать как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов: воздушный шар, самолет, вертолет, парашют и дельтаплан.
«Когда животных в природе становится много или мало?»
Программное содержание. Уточнить представления детей о том, как создаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки. Нарушение равновесия в цепочке чаще всего происходит от резкого изменения погоды. Иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе.
Материал. Фланелеграф, контурные изображения лесных цепочек питания; рассказы «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» из книги «Экология в картинках»; игрушечный зайчик, глобус.
Ход: 1-я часть. Педагог предлагает детям вспомнить, кто что поедает в лесу, кто на кого нападает. Все вместе выстраивают цепочку питания на фланелеграфе. Игрушечный заяц наблюдает эту процедуру, удивляется. Воспитатель говорит: «Все звенья в цепочке ровные – это значит, что всем в лесу хватает питания, никто не остается голодным. Это называется «равновесие в природе». Но так бывает не всегда. Иногда отдельные звенья меняются: становятся очень большими или очень маленькими. Равновесие нарушается: для кого-то еды очень много, а для кого-то ее совсем не хватает. Мы сейчас разберемся, почему так получается».
2-я часть. Чтение рассказа «Взрыв без шума».
Далеко на севере нашей страны лежит огромная безлесная равнина – тундра. Там живут очень занятные зверьки – лемминги, похожие на крупных и толстых мышей с короткими хвостиками. Едят лемминги траву, грибы, лишайники. Живут они в норках, а кормиться выходят к вечеру. Но в одно прекрасное лето с ними происходит что-то странное. Леммингов становится гораздо больше, чем обычно. К осени они съедают всю траву, все грибы, почти все лишайники. Они уже не прячутся, наоборот – они никого не боятся и храбро бросаются на подходящих к ним людей и животных. И наконец, будто по команде, они отправляются в поход. Зверьки покрывают всю тундру как рыжевато-бурый ковер, и ковер этот движется. Лемминги бегут, не останавливаясь на отдых. За ними следуют песцы, волки, хищные птицы. Чтобы поймать добычу, им уже не нужны ловкость и охотничья сноровка – добыча сама идет в пасти и клювы. Встретится река – лемминги ее переплывают, окажется на пути морской залив – плывут и через него. Почему же лемминги отправились в этот удивительный поход? Просто в тундре было несколько теплых лет подряд. В такие годы бывает особенно много травы и грибов, лемминги живут сытно и детенышей у них рожается особенно много. Малыши быстро вырастают, тоже заводят детей. И вдруг оказывается, что леммингов во много раз больше, чем в обычные годы. В пищевой цепочке их звено стало непомерно большим, весы природы качнулись в одну сторону. Ученые говорят об этом: «Произошел экологический взрыв». Такие бесшумные взрывы нередко случаются у животных, которые могут быстро размножаться, например, у мышей или бабочек. В старину бывали бедствием «мышиные годы», когда мышей становилось в десятки раз больше, чем обычно. Но вслед за ними размножались их враги – ласки, хорьки, лисы, и через год мышей оставалось совсем мало. Так природа сама поправляет себя, и равновесие восстанавливается, пищевая цепочка приходит в порядок. Но ошибки, которые делают люди, природа не всегда может исправить.
По ходу чтения показывает на глобусе, где находится тундра. После чтения задает детям вопросы: где живут лемминги? На кого они похожи? Чем они питаются? Почему их иногда становится очень много? Если их много, почему они куда-то бегут? Как восстанавливается равновесие в природе?
3-я часть. Педагог читает следующий рассказ – «Что делать с кроликами?»
Далеко за океаном есть большая страна Австралия. Там по равнинам прыгают кенгуру, а по деревьям лазают коалы, похожие на плюшевых мишек. Но не только ими замечательна Австралия. Там немало таких мест, где повсюду, куда ни посмотришь, бегает множество кроликов. В засуху у редких источников собираются на водопой целые толпы кроликов. Откуда такая напасть? Ведь когда в Австралию приплыли европейские поселенцы и стали разводить овец, кроликов там просто не было. – Ну, это мы исправим! – сказали поселенцы. – У себя дома мы охотились на диких кроликов и здесь будем. Сказано – сделано. Лет сто назад их привезли и выпустили. Двадцать четыре штуки – разве это много для такой огромной страны? А однажды посмотрели скотоводы на свои пастбища и ахнули – нет травы, ее кролики съели! Овцы голодные бродят! Что же произошло? Кролики, завезенные в Австралию, стали новым звеном в пищевой цепочке, причем таким, к которому австралийская природа не приспособлена. Ведь не было в Австралии никаких кроличьих врагов – ни волков, ни лис, ни орлов-беркутов. Климат в Австралии жаркий, зимних холодов нет, вот и стала каждая крольчиха приносить в год по сорок крольчат. И все они вырастали здоровые и прожорливые. Так, сами того не желая, люди устроили огромный экологический взрыв. Правда, иногда удается использовать против такого взрыва другой, тоже экологический.
По ходу чтения показывает на глобусе Австралию. (После чтения уточняет понимание рассказа детьми: где находится Австралия? Какие необычные животные (у которых на животе сумка) живут в Австралии? Жили ли в Австралии раньше дикие кролики? Как они там появились? Почему их стало очень много? Какая от них произошла беда? Кто виноват, что в Австралии нарушилось равновесие и произошел экологический взрыв? Можно ли перевозить животных в новые, незнакомые места?
Приложение № 6: Интеллектуальная игра
Тема: «Каждый должен беречь природу»
Цель: воспитывать интерес к природе и её обитателям.
Задачи:
-расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру;
-воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
-воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Оборудование: плакат с изображением ствола дерева, зелёные листочки cкотч.
Ход:
Организационный момент.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир природы, побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы нашей экологической игры. В этой игре сможет поучаствовать каждый. За участие и правильные ответы вы будете получать зелёные листочки, которые в финале занятия украсят наше дерево знаний.
I. Первая станция. «Царство растений».
Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.
1-й конкурс.
Викторина «Узнай растение».
-Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
-Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
-Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
-На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
-Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
-У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
-Он у дороги к дому весь в пыли торчит,
И путнику больному ранки заживит. Что это за трава? (подорожник)
Ребёнок:
Подорожник широко используется в медицине. Его прикладывают к ранке, пьют отвар из листьев при кашле, желудочных заболеваниях. Если вы заболели, доверяйте лекарственным растениям
– Молодцы, ребята!
2-й конкурс.
Какие листья и плоды на дереве растут?
Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …
3-й конкурс.
Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
Осина, липа, дуб, ель. Так как …
Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
II. Вторая станция. «Царство Животных».
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
- На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы
1-й конкурс.
Викторина «Живые загадки».
Что человек делает для сохранения животного мира?
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
У кого на сучке кладовая? (У белки).
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
2-й конкурс.
«Жалоба»
-Поступили жалобы от разных животных на людей. Вам предстоит узнать. Кто жалуется, сказать, обоснованы ли жалобы.
№1. “Ох, и не любят меня люди! Голос им мой не нравится. Говорят глаза некрасивые. Считают, что я приношу им беду. А ведь, если бы не я, пришлось бы им сидеть без хлеба. (сова)
№2. Сама знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная. (лягушка)
№3. Очень часто люди охотятся на меня, расставляют капканы. Правда, бываю я, иногда виноват. Могу овец задрать. Но ведь в лесу я немалую пользу приношу. (волк)
-Мой помощник приготовил несколько интересных фактов из жизни животных.
Ребёнок:
-Мануарция регеля в Саратовской области найдена только в Ершовском
районе
- жук-носорог способен перемещать грузы, которые весят в тысячу раз больше, чем он сам.
- пчёлы- плотники строят свои жилища в мертвой древесине, прогрызая глубокие многоуровневые гнезда, с большим количеством ячеек
III . Третья станция. «Экологическая».
– Ребята, что такое «экология»?
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть на природе.
– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).
Конкурс
«Правила друзей природы».
Подумайте и закончите фразу:
- если ты встретил на тропинке птенца…
- если набрёл на земляничную поляну…
- если на твоём пути встретился большой муравейник…
- если ты взял с собой походный приёмник…
- если ты увидел на поляне красивые цветы…
– Вспомните правила друзей природы. (Называют правила по очереди).
1. Нельзя сорить и бросать мусор.
2. Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным, Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.
З. Деревья и ветки ломать ни в коем случае нельзя.
4. Нельзя сбивать мухоморы, т.к. ими питаются животные и птицы.
5. Да и громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей.
6. Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков.
7. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи - санитары леса.
8. Запрещается разорять гнёзда птиц, бросать в них камни.
9. Нельзя разводить костер без надобности! Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Дети не должны разводить костёр без старших.
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Вы старались, многие получили листочки, пусть зазеленеет наше дерево.
(Дети выходят и наклеивают листочки на дерево )
Список литературы:
- Бабаева Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А Михайлова и др.- СПб.: Детсво – Пресс, 2011год.
- Красная книга Саратовской области/ Грибы.Лишайники. Растения. Животные. Из-во Торгово – промышленной палаты Саратовской области 2006год.
- Николаева С.Н. Программа экологического воспитания. Москва Мозаика – Синтез 2010год
Ссылка на источник:
1.
src="https://www.youtube.com/embed/DWfwDyQ6nf0" frameborder="0"
allowfullscreen>
2.https://youtu.be/FA0p68fjezo
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Давным -давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своём из – за жадности человека. Заводы и фабрики отравляют воду и воздух. Звери обладающие красивым мехом или кожей переловлены. Есть виды рыб и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли, т. к человек решил обогатиться за счёт их вкусного мяса или за счёт других превосходных качеств. Например, засчёт красивого оперения. Леса вырубаются из – за добычи древесины. Для некоторых видов трав условия леса были необходимы для выживания. Да и многоие деревья и кустарники могли жить только в лесу. Ученые подсчитали, что за последние 400 лет исчезло более 150 видов животных и растений. т Дронт су с умчатый волк умчат ый волк Сумчатый волк
Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали международный союз охраны природы, который с 1966 года стал издавать Красную книгу.Книгу решили так назвать потому что, красный цвет — это цвет опасности и он по-особенному привлекает внимание и подчеркивает важность. В эту книгу по сей день заносятся названия видов животных и растений, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите.
Самыми первыми животными, занесенными в Красную книгу, стали морские коровы. Впервые этих чудных и странных животных обнаружила экспедиция путешественников под предводительством Беринга. Морские коровы паслись в зарослях морской капусты. Животные были похожи на нынешних тюленей и вели себя с людьми очень дружелюбно. Они совсем не боялись и смело подплывали к лодкам. Такая беспечная доверчивость сгубила морских коров. За 200 лет человек полностью истребил этот вид животных.
Красная книга издается не только на международном уровне. Она еще бывает национальной и региональной. Например, Красная книга России и Красная книга Саратовской области. Попробуем создать Красную книгу своего края и выяснить какие виды животных, птиц и растений в нее занесены.
Растения Ковыль перистый Многолетнее травянистое растение высотой 30–100 см, Растет в степях, на лесных полянах, остепненных лугах. Обладают уникальным способом распространения семян, которые снабжены длинными перисто-опушенными сетями. Это замечательный летательный аппарат. С его помощью довольно тяжелая зерновка летит, как на парашюте, в вертикальном положении. Через некоторое время она опускается вдали от материнского растения, но в большинстве случаев не сразу достигает почвы, запутываясь в густом травостое и подстилке из отмерших прошлогодних листьев и стеблей. В вечернее время, при выпадении росы, зерновка начинает " заякореваться " Весьма гигроскопичное нижнее спирально закрученное колено сети начинает раскручиваться и постепенно опускает зерновку все ниже и ниже, пока она не достигает уровня почвы. Далее зерновка, подобно штопору, ввинчивается острым концом в почву. Утром, с восходом солнца, есть начинает подсыхать и вращаться в обратном направлении, но из почвы не выскакивает, поскольку острие зерновки усажено многочисленными жесткими щетинками, отогнутыми в обратном направлении. Впоследствии есть у вершины зерновки обламывается, оставляя ту в почве. .
Растения Тюльпан Геснера Название тюльпан произошло от персидского слова «тюрбан» и получил его цветок за сходство бутонов с восточным головным убором, напоминавшим чалму. Высота – 30–40 см. Стебель голый или опушенный. Листья широкие, в количестве 3–4, сизые, более или менее курчавые. Цветки одиночные, крупные, окраска варьирует от лимонно-желтой до ярко-красной и пурпурной. Луковица способна выносить длительное пересыхание.
Растения Мануарция регеля Однолетнее голое растение длиной 5- 10 сантиметров. Стебель от основания ветвистый, с косо вверх направленными веточками. Цветки в полузонтиках. Лепестки белые, короче чашечки, продолговатые, при основании суженные в короткий ноготок. Цветёт в мае – июне. В Саратовской области найдена только в Ершовском районе
Растения Кувшинка белая Белая кувшинка имеет еще и другие названия— водяная лилия, или нимфея (от латинского названия Nymphaea ). Она представляет собой одно из самых удивительных водных растений, которые когда-либо существовали в природе . Плавающие на поверхности воды темно-зеленые листья, в виде большого сердечка, украшены белоснежным, завораживающим цветком, который источает хорошо ощутимый, нежный аромат. Состоит цветок кувшинки из множества наружных и внутренних белоснежных лепестков. Наружные лепестки по своему размеру немного больше своих внутренних собратьев. В середине цветка находится рыльце, представляющее собой оранжевого цвета круг с исходящими в разные стороны лучами. У белой кувшинки имеются и подводные листья, которые сильно отличаются от надводных своим строением и формой. Это пленчатые листья, которые свернуты в виде трубочки. Все листья и цветок закреплены на упругом стебле, который тянется от подводного корня до поверхности воды. Этот стебель настолько крепкий, что не позволяет даже сильному ветру сорвать кувшинку со своего места.
Растения Василёк Василек – это растение из семейства сложноцветных. Цветок его представляет собой корзинку, состоящую из множества небольших цветочков пронзительно-голубого или синего цвета. Цвет этот настолько своеобразен, что он даже получил отдельное название – «васильковый» цвет . васильки хорошо растут на лугах, с которых в августе скашивается трава, и сено, получившееся из этой травы, идет на корм животным. Сено, содержащее васильки, очень питательное и нравится коровам-буренкам. Васильки радуют пчел, ведь василек – растение-медонос. Из нектара этого цветка получается вкусный васильковый мед, который имеет характерный светло-желтый цвет.
Насекомые Дыбка степная Степная дыбка — один из наиболее крупных кузнечиков. Окраска зеленая, нередко желтовато-буроватая, по бокам идет светлая продольная полоса. Тело сильно вытянутое. Лоб резко скошен вниз и назад. Кузнечик по своей природе является хищником. Личинка и взрослые особи охотятся из засады, подстерегая жертву среди травы или в кустарнике. Набор добычи довольно широк: более мелкие кузнечики и саранчовые, а также разнообразные жуки, мухи и богомолы. В то же время есть насекомые, которых дыбка старается избегать: крупные бабочки (покрыты чешуйками, забивающими ротовой аппарат), гусеницы и личинки жуков (имеют твердые покровы), клопы (обороняясь, испускают вонючую жидкость). Насекомое активно ночью. Днем большей частью сидит в траве, неподвижно или раскачиваясь из стороны в сторону. Благодаря хорошей маскировке заметить дыбку в густой зеленой траве крайне сложно.
Насекомые Жук- носорог Жук-носорог – редкое насекомое, охраняемое и занесённое в несколько локальных красные книги РФ. Обладает хитиновым панцирем каштанового либо красного цветов. Данный вид характеризуются крупным рогом на голове – у самцов, и маленьким, выглядящим как выпуклина – у самок. Обладают блестящими надкрыльями и головой. Имеют небольшую голову, наличник, сжатый впереди, треугольный, с прямыми боками. Интересно, что жук-носорог способен перемещать грузы, которые весят в тысячу раз больше, чем он сам.
Насекомые Хвостоносец –махаон Хрупкие крылышки бабочки махаон поражают своей красотой и разнообразием цветов: фон, как правило, ярко-желтый, а на нем черные, белые, красные, синие узоры. Каких только линий и фигур тут не увидишь! Волнистые, закругленные формы – вся эта красота самым искусным образом уместилась на двух парах маленьких крылышек махаона . Махаоны – очень энергичные бабочки. Они подолгу не задерживаются на одном растении. Приземлившись, тут же вспархивают и летят дальше. Для проживания выбирают лесные поляны, луга, вырубки лесов. В зимнее время махаоны находятся в окуклившемся состоянии. Перед наступлением холодного времени года гусеницы махаона подвешивают коконы на стебли кормовых растений и так зимуют . Для махаона, как для большинства бабочек, единственным кормом является нектар цветков.
Насекомые Пчела – плотник Пчела-плотник больше похожа на большую мохнатую муху, нежели на пчелу в привычном понимании. Свое название пчелы заслужили тем, что строят свои жилища в мертвой древесине, прогрызая глубокие многоуровневые гнезда, с большим количеством ячеек, в каждой из которых будет развиваться личинка . Пчелы-плотники не собираются в рой или в небольшие семьи, предпочитая жить обособленно от остальных представителей собственного вида . Питание пчел-плотников совершенно не отличается от питания обыкновенных пчел. Основным источником пропитания для них является пыльца растений. Источников сил, энергии и углеводов для взрослых особей пчел являются мед или нектар.
Птицы Большая белая цапля Цапля – крупная птица, относится к отряду аистообразные , семейству цаплевые , роду цапли . В основном у цапель темные лапы и желтый клюв, но иногда встречаются цапли с черным клювом. Оперение у птиц гладкое, а голова цапли часто украшена хохолком, размер которого зависит от вида птицы, но хохолок присутствует не у всех видов. Голова цапли находится на длинной шее, которую они вытягивают во время охоты. Клюв цапли длинный и прямой. Такое строение клюва цапли дает ей возможность легко ловить и удерживать скользкую рыбу . Цапля — птица, ведущая околоводный образ жизни. Она не ныряет, не плавает, так как ее перья легко намокают. Перья цапли не защищены от намокания . Цапля — птица, питающаяся околоводной и водной живностью, такой как лягушки, змеи, насекомые, , головастики, рыбы, моллюски, мальки и ракообразные. Кроме этого, она может съесть чужих птенцов, небольших грызунов Птицы охотятся из засады. Они ходят по мелководью и выискивают жертву, а иногда подолгу стоят на одном месте и нападают при удобном случае.
Птицы Степной орёл Орел — хищная птица, Представителей рода отличает массивное тело с развитой мускулатурой и достаточно длинные, сильные ноги, оперенные до пальцев. Голова орла компактная, шея крепкая и мускулистая. Подвижность крупных глазных яблок невелика, но отлично развитая шея с лихвой компенсирует этот недостаток. Внушительные когти и крепкий клюв орла имеют загнутые окончания, что делает птицу непревзойденным хищником. Природа наделила орла чрезвычайно острым зрением, благодаря чему хищник высматривает мелкую добычу с огромной высоты.
Птицы Красавка Красавка - самый маленький журавль среди всех журавлей. От основания клюва до затылочной части проходит участок светло-серых перьев. Клюв короткий, желтоватого окраса. Радужка глаза красновато-оранжевая. Оперение туловища сине-серое. Лапки и пальцы на лапах чёрные. Питаются растительной и животной пищей. В основной рацион питания входя различные части растений: арахис, бобовые культуры, зерно, также кормится насекомыми и другими мелкими животными. Кормятся птицы днем, чаще в утреннее время или сразу после полудня.
Животные Степной хорь Степной хорь — внешностью и размерами он очень похож на черного хоря, отличаясь от него светлым палевым окрасом шерсти с буроватым налетом. Передвигается степной хорь крупными прыжками, Основу добычи составляют мелкие мышевидные грызуны и более крупные зверьки— суслики , большие песчанки, хомяки.
Животные Барсук песчанный Барсук - это единственный представитель рода барсуков, который относится к хищникам. У барсука массивное тело, покрытое грубой шерстью, мягкой короткой подпушью и редкой и длинной остью. Конфигурация туловища своеобразная, имеет форму клина, который обращен вперед . Животное большую часть всей жизни проводит в глубоких вырытых норах. Он любит рыть норы на склонах речных долин, холмов, лесных оврагов, которые имеют песчаный сухой грунт. Для того чтобы защитить нору от того, чтобы не просачивались дождевые и грунтовые воды в нору, барсук располагает нору под водоносным слоем . Рацион питания самый разнообразный. Это птицы, мелкие зверьки, ящерицы, моллюски, лягушки, насекомые и их личинки, а также дождевые черви, орехи, ягоды, фрукты и трава. За одну охоту хищник добывает сотни дождевых червей и сотни насекомых и их личинок.
Животные Тарбаганчик Земляной зайчик тарбаганчик — маленький тушканчик, похожий на тушканчиков из рода земляных зайцев, но заметно мельче большинства из них, а от такого же маленького малого тушканчика отличается более короткими ушами и слабым развитием знамени на хвосте . Питание тарбаганчика сходно с питанием других тушканчиков, но насекомых он поедает редко. Может причинить некоторый вред посевам и бахчам . Осенью строит в норе несколько зимовочных камер, размещая их на разной глубине от поверхности.Подстилки в них нет. В зависимости от температуры выбирает для спанья наиболее подходящую камеру. В теплые дни спячка иногда прерывается, и зверек может появиться на поверхности.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «УНИКАЛЬНОСТЬ ОЗЕРА БАЙКАЛ. ЖИВОТНЫЙ МИР ПРИБАЙКАЛЬЯ». Педагоги-соавторы Соловьева Н.П и Ивановская С.С
В системе дошкольного образования существуют педагогические возможности и средства формирования общей культуры ребенка Байкал является одним из чудес св...
Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания
консультация для педагогов...
Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания
презентация консультация для педагогов...
консультация " Экологические проекты- уникальная форма экологического воспитания"
Экологическое воспитание- уникальное формирование экологического воспитаня....
Проект "Уникальная соль"
Ребенок по своей натуре – исследователь. Главное в реализации проекта «Уникальная соль» - детям предоставляется возможность самостоятельно или с помощью взрослых-принять и освоить це...
Проект "Уникальность озера "Байкал"
воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личност...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы
Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...