Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи посредством музыкально - ритмических движений.
консультация (старшая группа) на тему

Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. В исследовании, занимавшихся изучением детей с проблемами речи обращается внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдается недостаточное  развитие чувства ритма, в следствии чего отмечается нарушение слоговой структуры слова и не ритмизированная речь. В связи с этим, проблемма развития ритмических основ у данной категории дошкольников является актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chuvstva_ritma.docx19.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ

ПОСРЕДСТВОМ  МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

(из опыта работы)

О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, нравственном воспитании писали многие педагоги – исследователи, подчёркивая  необходимость воспитания общей музыкальности с раннего детства. Б.М. Теплов три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство.

Особое место среди способностей занимает ритмическая способность.

В исследовании, занимавшихся изучением детей с проблемами речи  (Л.А. Венгер,  

Г.А. Волкова, В.А. Гринер и др.)  обращается внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдается недостаточное развитие чувства ритма, в следствие чего отмечается нарушения слоговой структуры слова и не ритмизированная речь. В связи с этим, проблема развития ритмических основ у данной категории  дошкольников является актуальной.

Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу.  Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной  речи у ребёнка происходит в тесном единстве.

А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь.  В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться.  Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой  правильного формирования речи и её восприятия. Большое внимание в специальной педагогике уделяется использованию музыки в коррекционно – развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи . В настоящее время в специальных дошкольных группах для детей с ОНР работа по развитию музыкально – ритмических способностей, коррекции двигательных нарушений и формированию ритма движений и речи осуществляется в разных организационных формах: на логопедических, логоритмических, физкультурных занятиях, а так же, в группах и в свободной досуговой  деятельности.  Вместе с тем, методические подходы к формированию у детей ритмических способностей  чётко не определены. В связи с этим, актуальной является проблема изучения у детей с ОНР особенностей развития музыкально –ритмических способностей, разработка системы формирования у этой категории воспитанников музыкально –ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи.

Опираясь на многолетний опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, можно сказать, что проблемы их развития успешно могут решиться на музыкальных и музыкально – ритмических занятиях. Ведь универсальный характер чувства ритма при взаимодействии музыки, движения и речи обеспечивает развитие музыкально – ритмических способностей, повышает эффективность коррекционно – логопедического воздействия. Однако музыкальные руководители зачастую копируют работу логопеда, включая большое количество логопедических занятий, либо попросту игнорируют специфику работы коррекционных групп. Не принимая во внимание характерные особенности развития детей – логопатов,  не учитывая ставящихся коррекционных задач, они проводят занятия и утренники так же, как и в общеобразовательных группах. Не обращая внимания на то, насколько важной для детей с ОНР является работа над развитием музыкально – ритмических способностей, педагоги просто подменяют её другими видами деятельности. А ведь при грамотном подходе к решению как коррекционных, так и музыкально – педагогических задач, дети – логопаты преображаются. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, при условии использования умело подобранных примеров, положительно развиваются психические процессы, музыкальные способности, чище становится речь. К сожалению, нет относительно полной характеристики музыкально – ритмических способностей детей дошкольного возраста с ОНР, специальная комплексная методика развития этих способностей разработана очень расплывчато. Исходя из личных наблюдений, мы пришли к выводу, что развивать ритмическое чувство у детей ОНР наиболее эффективно через систему музыкально – коррекционного воздействия с помощью музыкально – ритмических движений, как наиболее естественного и любимого дошкольниками вида деятельности.

Мы уверены, что чем раньше начинает осуществляться целенаправленная деятельность по развитию музыкально – ритмических способностей, тем выше результаты в развитии речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии других музыкальных способностей. Ритмическое чувство наиболее эффективно  развивать, применяя систему музыкально – ритмических  движений и упражнений на фронтальных и подгрупповых музыкальных занятиях.  Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складываются из двух компонентов:

- музыкально ритмических навыков (умение передать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);

- навыков выразительных движений (основанных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).

В процессе формирования по музыку у детей с ОНР решаются следующие задачи:

- развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности;

- овладение «языком движений», его семиотическими формами, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики в танце, игре передавать музыкальный образ;

- развитие творческих проявлений в движениях под музыку,  становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно – игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;

- осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально – волевой, моторной личностной сфер ребёнка с ОНР.

Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку (игры, танцы, пляски, хороводы, упражнения) в которых естественная для ребёнка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под неё вместе со сверстниками дают положительные результаты в развитии ритмических способностей. Все перечисленные выше задачи необходимо учитывать при планировании и подготовке музыкальных занятий, где приоритетным направлением является  развитие ритмического чувства.

Педагог работающий с детьми с ОНР обязательно должен учитывать и психофизические особенности воспитанников. У них, как правил, наблюдается нарушение психофизических процессов и свойств, проявляющихся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, плохой  координации движений, слабая заинтересованность. Имеет место недостаточное развитие личности ребёнка ( самосознания, самооценки, взаимоотношений с товарищами, мотивации). Поэтому главный принцип, которым следует руководствоваться музыкальному руководителю – внимание каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных способностей.

Учитывая вышеперечисленные характеристики детей с ОНР, музыкальное занятие должно быть динамичным, насыщенным, проводиться в игровой форме с обязательной сменой спокойных и подвижных видов деятельности, иметь очень чёткое построение, включающее следующие виды деятельности:

а) музыкально – ритмические упражнения;

б) упражнения, развивающие чувства ритма;

в) пальчиковая гимнастика;

г) слушание музыки;

д) распевание, пение;

е) музыкально – ритмические движения (танцы, хороводы, игры).

Остановимся подробнее на музыкально – ритмических движениях и упражнениях.

Упражнения, развивающие чувство ритма.

Данный вид деятельности взят нами из методики «Этот удивительный ритм»

 И. Новоскольцевой и И. Каплуновой  [4].  Сильной стороной этой методики, на наш взгляд, является дифференциация и соответствие возрастным особенностями детей, у которых постепенно усложняется восприятие организованных во временные ряды звуковых стимулов, осваиваемых с помощью движения. Этот процесс можно ускорить с помощью игр и забав. Если дети от предлагаемых в методике музыкально – двигательных упражнений получают удовольствие , то задача формирования чувства ритма будет успешно решена.

        Музыкально – ритмические упражнения.

        В логопедических группах большое значение уделяется этому виду деятельности. Дети с ОНР часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже о их разновидностях (устремлённая или пружинящая ходьба, широкий или высокий бег, поскоки, прямой и боковой голопы и т.д.). выполняя музыкально – ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно – мышечный аппарат, учатся владеть своим телом ритмично под

музыку, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

        Парные танцы.

        Освоение  танцевальных  движений способствует музыкально – ритмическому развитию детей с ОНР, формирует  у них способность легко и ритмично двигаться под музыку, развивает ориентир в пространстве и координации движений. В практике с детьми-логопатами мы учитываем уровень сформированности  двигательных навыков, уровень развития ритмических способностей, индивидуальные способности детей и, с учётом этого, подбираем музыкальный материал. Большое значение в музыкально – коррекционной работе имеет обязательное использование парных танцев и плясок, так как правильно подобранные, они  развивают внимание, координацию ориентировку в пространстве, чувство ритма, а так же - механизм, подстройки движений к музыке и движениям партнёра.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС

Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС....

Статья "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды"

В статье описывается система работы по развитию познавательной активности средствами предметно-игровой среды.При организации работы по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием ...

Опыт работа по теме "Развитие волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова"

В методической разработке представлен опыт работы по технологии КТД Иванова И.П.. Данный опыт рассказывает о методах. этапах работы по данной технологии с детьми старшего дошкольного возраста....

Развитие волевых качеств у детей с общим недоразвитием речи посредством продуктивной деятельности

Современный период характеризуется, прежде всего, серьезными изменениями, происходящими в системе дошкольного образования. Это обусловлено требованиями федерального государственного стандарта дошкольн...

Методическое пособие «Развитие чувства ритма у детей с тяжёлыми нарушениями речи через музыкально – ритмическую игру»

Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»     «Развитие чувства ритмау детей с тяжё...

Проект «Веселый каблучок» по развитию чувства ритма у детей 3-4 лет в процессе музыкально-ритмической деятельности/

Развитие музыкально-ритмического воспитания детей младшего возраста. На основе использования музыкальной ритмопластики на занятиях кружка....