Статья "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды"
статья на тему
В статье описывается система работы по развитию познавательной активности средствами предметно-игровой среды.При организации работы по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи учитываются следующие принципиальные положения и методика работы, предложенная У.М.Сидоровой:
1.Формирование положительной мотивации в целом. Это направление представлено следующими видами:
• упражнения на сотрудничество с взрослыми. Цель- создание условий для формирования положительной мотивации действия.
• упражнения на постановку дошкольников в ситуацию выбора. Сопоставляются разные мотивы, особенно в ситуациях конфликтного типа.
2.Развитие личностных характеристик (самооценки, самосознания). Определяются задачи максимальной трудности для себя, разрабатываются упражнения на закрепление адекватной самооценки. Цель - создание условий для формирования у детей умений объяснять свои успехи и неудачи.
3.Организация поисковой деятельности в разных формах её проявления (наблюдения, игры) как метода развития познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pussep.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды
На современном этапе перед образованием встаёт задача воспитывать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и готового освоить новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Она развивается из потребности в новых впечатлениях. В этом возрасте на основе потребности у ребёнка появляется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Современная психолого-педагогическая наука располагает рядом исследований, посвящённых изучению различных аспектов проблемы формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста. И это очень ценно.
В исследованиях Л.А.Венгер, Д.Б. Годовиковой, В.Б.Галицина, А.В.Петровского получила вербальное и весьма конкретное освещение проблема формирования познавательного отношения детей, в частности дошкольного возраста, к окружающему миру, как к источнику развития их интеллекта. Исследователи отмечают, что познавательный интерес является мощным побудителем активности.
Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания познавательной активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – высокий уровень их познавательной активности. Следует отметить, что при работе с детьми 5-7-летнего возраста с общим недоразвитием речи на занятиях и в других видах деятельности было замечено, что детская любознательность начинает угасать, пассивно слушается материал и воспринимается только зрительно. Дети не владеют познавательными действиями, происходит принуждение их к обучению, игнорируется то, что обучение для них должно быть забавой.
Важность всего этого определило выбор моей творческой темы: „Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды”. Цель моей работы: создание условий для формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды.
Поэтому большое внимание уделяется построению предметно-развивающей среды, которая обеспечивает эмоциональное благополучие и комфорт каждому ребёнку, активно воздействует на детей.
Учитываются принципы построения развивающей среды:
1. Принцип «дистанции позиции при взаимодействии». Ориентируется на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза».
2. Принцип «активности». Проявляется и формируется у детей и взрослых путём создания своего предметного окружения.
3. Принцип «комплексирования и гибкого зондирования». Реализуется возможность построения пересекающихся сфер активности, свободно заниматься детям одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Организованная среда меняется с учётом возрастных особенностей познавательных интересов дошкольников.
В воспитательно-образовательном процессе главное место занимает игра, как основной вид деятельности дошкольников, она составляет основу их жизни.
Для успешной работы по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи создаётся картотека игр, с постепенным усложнением задач, использованием специальных методов (проблемных вопросов, ситуаций, задач исследовательского характера), увеличением объёма материала, наращиванием темпа выполнения заданий.
При организации работы по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи учитываются следующие принципиальные положения, определённые У.М.Сидоровой:
1.Ориентация на зону ближайшего развития ребёнка. На основе уровня развития познавательных потребностей определяются условия для расширения интересов детей.
2.Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации. При реализации данного принципа учитываются индивидуально-личностные потребности каждого ребёнка.
3.Включение детей в различные формы организации деятельности общения с взрослым. Создаётся доверительная обстановка, внимание со стороны взрослого к познавательным проявлениям детей.
4.Принцип обеспечения успеха организуемой познавательной деятельности. Любая форма взаимодействия с ребёнком предполагается формированием у него эмоционально-положительного отношения к познавательной деятельности.
5.Принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации с взрослым. Используются методические приёмы, которые стимулируют речевую активность детей. При этом нейтрализуется речевая активность педагога.
6.Принцип тесного взаимодействия воспитателя с логопедом при построении работы. Деятельность воспитателя является логическим продолжением работы логопеда.
Методика работы по формированию познавательной активности включает три направления по У.М.Сидоровой:
1.Формирование положительной мотивации в целом. Это направление представлено следующими видами:
• упражнения на сотрудничество с взрослыми. Цель- создание условий для формирования положительной мотивации действия.
• упражнения на постановку дошкольников в ситуацию выбора. Сопоставляются разные мотивы, особенно в ситуациях конфликтного типа.
2.Развитие личностных характеристик (самооценки, самосознания). Определяются задачи максимальной трудности для себя, разрабатываются упражнения на закрепление адекватной самооценки. Цель - создание условий для формирования у детей умений объяснять свои успехи и неудачи.
3.Организация поисковой деятельности в разных формах её проявления (наблюдения, игры) как метода развития познавательной активности. При реализации третьего направления у детей развивается наблюдательность, систематизируются знания, расширяется диапазон информации об окружающем мире. Организуются педагогические мероприятия, направленные на развитие вопросительно- познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи, выходящей за пределы конкретной ситуации взаимодействия.
Большое внимание уделяется работе с семьёй. Взаимодействие с родителями проходит через разные формы: родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы, открытые занятия.
Вместе с родителями собирается познавательная литература. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым проблемам. В итоге вся эта работа поможет заложить фундамент будущей успешности ребёнка в школе.
Для отслеживания результатов работы в начале и в конце учебного года проводится диагностическое обследование детей. Используется методика Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной „Изучение уровня познавательной активности ”.
В результате обследования повысились показатели. Высокий уровень познавательной активности возрос с 10% до 43%, средний снизился с 42% до 28%, а низкий уменьшился с 48% до 29%.
Подводя итог, следует отметить, что у детей начинают складываться системные представления об окружающем, осваивается мир природы, вещей, человеческих отношений. Они начинают ориентироваться в разных сферах деятельности, появляется интерес в общении и познании.
Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». [Текст]- М.: Просвещение,1988.-336с.- ISBN 5-09-00760-8
Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. [Текст] / Л.А.Венгер. М., 1986.-290с.
Годовикова, Д. Формирование познавательной активности. [Текст] / Д. Годовикова // Дошкольное воспитание, 1986.1.с.34
Гризик, Т. Методические основы познавательного развития детей. [Текст] / Т. Гризик // Дошкольное воспитание, 1998.10.с.18
Коноваленко, С.В. Формирование познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет: Практикум для психологов и педагогов. [Текст] - М.: «Гном-Пресс». «Новая школа», 1998.-56с. - ISBN 5-892-334-056-6.
Сидорова, У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. [Текст]- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64с. - (Логопед в ДОУ)- ISBN 5-89144-580-8.
Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст] - М.: Издательский центр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Формирование познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической среды".
В статье рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды....
Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений"
В материале представлена система работы по развитию познавательной активности дошкольников....
статья: "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности".
В статье рассматриваются аспекты развития познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности....
консультация для родителей. Тема. Экологическая среда, как средство формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи.
В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды....
Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов
В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает многие задачи....
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники...