Развитие волевых качеств у детей с общим недоразвитием речи посредством продуктивной деятельности
статья (старшая группа) по теме

Нефедова Наталья Александровна

Современный период характеризуется, прежде всего, серьезными изменениями, происходящими в системе дошкольного образования. Это обусловлено требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет приоритет в развитии личностной сферы дошкольника, в первую очередь формировании волевых качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта «Развитие волевых качеств у детей с общим недоразвитием речи посредством продуктивной деятельности»

    Актуальность. Современный период характеризуется, прежде всего, серьезными изменениями, происходящими в системе дошкольного образования. Это обусловлено требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет приоритет в развитии личностной сферы дошкольника, в первую очередь формировании волевых качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе.

     Исследованиями современных психологов и педагогов неоднократно подчеркивалось, что важнейшими качествами личности человека является воля и произвольность. Каждый современный педагог стремится видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми и целеустремленными. Именно эти качества позволяют ставить цель и добиваться ее. Поэтому с уверенностью можно сказать, что «становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка». Кроме этого в исследованиях Д.Б. Эльконина  неоднократно подчеркивалось, что  основой для формирования личностного поведения является возникновение у дошкольника произвольных действий и поступков.

     Следует отметить, что дети дошкольного возраста, особенно с общим недоразвитием речи,  не всегда способны удержать цель деятельности, подчинять этим целям свои действия. Кроме того, они часто теряют свой замысел, переходя от одной цели к другой, имеют недостаточные умения воспринимать поставленную задачу, анализировать ее, находить наиболее целесообразные способы решения обдумывать план решения, доводить начатое дело до конца, преодолевая встретившиеся трудности.

       Волевые качества личности такие как: усидчивость; умение довести дело до конца; умение руководствоваться в своих действиях сознательно поставленными целями; умение подчиняться определённым требованиям; развитие и укрепление уверенности в себе у таких детей недостаточно сформированы.

       Познавательная деятельность способствует развитию волевых качеств личности: терпения; настойчивости; последовательности и энергичности в достижении цели; аккуратности и тщательности в исполнении работы; формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение; формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы.

         Коррекционная система обучения и воспитания данного контингента детей направлена на формирование правильного звукопроизношения, развитие лексического и грамматического строя языка, на развитие связной речи, развитие дыхания, но в современной системе коррекционной работы не рассмотрено направление по развитию волевой сферы детей с нарушениями речи. Отсюда возникают противоречия:

между необходимостью развития волевой сферы детей с нарушением речи посредством продуктивной деятельности и слабой разработкой данного направления в работах исследователей.

Цель: разработать содержание коррекционной работы по формированию навыков волевой регуляции в процессе продуктивной деятельности.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2.Отобрать диагностический инструментарий по данной проблеме.

3.Разработать содержание коррекционной работы по формированию волевых качеств в процессе продуктивной деятельности.

4. Определить эффективность и внести коррективы в процессе работы над данной темой.

эт.

задачи

мероприятия

механизмы реализации

ожидаемый результат

Подг.

Изучить литературу по проблеме исследования.

1.Поиск литературы в Интернете.

http://www.kids.covenok.ru/issue/131606.htm.

Библиотека p-lib.

IQlib - Электронные учебники, книги,

 www.metodkabinet.eu

2.Поиск литературы в методическом кабинете д/с.

1. Создание

аннотаций.

2.Создание каталогов по проблеме исследования

1.Не менее 10 аннотаций к изученным материалам

2. Создание базы данных по проблеме исследования

Основной

1.Отобрать диагностический инструментарий по данной проблеме.

2.Разработать содержание коррекционной работы по формированию волевых качеств в процессе продуктивной деятельности.

3.Определить эффективность и внести коррективы в процессе работы над данной темой.

1.Проведение диагностики.

Е.А.Ключникова

Методика "Закрась фигуры" Методика "Картинки и кружки"  

2. -Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

- создание схем по последовательности волевых качеств;

- обеспечение ИКТ;

- применение интерактивной техники;

- подборка настольно- печатных и дидактических игр;

- написание методических пособий и подбор наглядного материала по данной теме;

- дистанционное общение с коллегами с целью обмена опытом и информацией

 

3. Оформление папок-передвижек, буклетов, листовок

1.Создание папки-скоросшивателя по диагностике волевой сферы:

оценивают качества в соответствии со след. шкалой:

Высокий уровень – 23- 18 баллов;

Средний уровень – 17- 10 баллов;

Низкий уровень – 9 баллов и ниже

2.Разработка перспективного плана работы.

3.Подготовка материалов, оборудования для предметно-развивающей среда.

1 Создание базы данных. диагностики по выявлению уровня развития волевых качеств посредством продуктивной деятельности

2.Создание перспективного плана работы.

3. Создана  соответствующая предметно-развивающей среда.

Заключ.

1. Проведение повторного изучения уровня развития волевых проявлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.Выявление динамики развития волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи и определения эффективности проведенной работы.

Презентация проекта

ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

- направлять, помогать в достижении цели;

- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании;

- учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

- спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).

2. Предпосылки контроля за своим поведением;

- саморегуляция собственной деятельности

Подготовка материала, сбор и анализ всех данных для создания презентации

Выявление уровня  развития волевых проявлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2Детско-родительские клубы: «Молодая семья», «Рисуем дома».

Создание проекта

.

2.Конспекты проведения детско-родительских клубов: «Молодая семья», «Рисуем дома».

Показ презентации

Прогнозируемый результат: создание системы занятий по продуктивной деятельности.

- развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.

- формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

- повышение уровня подготовки к школе;

-возможность использования проекта другими педагогами.

Литература:

1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. – 379 с.

2.  Божович Л. И. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1989. – 265 с.

3. Ильин Е. П. Психология воли. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.

4 .Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 176 с.

 5. Немов Р. С. Психология. – В 3 кн. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 650 с.

6. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1965. - 204 с.

7. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна.

– М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 426 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС

Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС....

Статья "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды"

В статье описывается система работы по развитию познавательной активности средствами предметно-игровой среды.При организации работы по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием ...

Опыт работа по теме "Развитие волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова"

В методической разработке представлен опыт работы по технологии КТД Иванова И.П.. Данный опыт рассказывает о методах. этапах работы по данной технологии с детьми старшего дошкольного возраста....

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

...Коррекционные занятия дошкольников с нарушениями речи имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, использованием звуко­ – и виде...

Снижение уровня тревожности детей с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности.

Причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных,генетических факторахразвития психики ребенка, так и в социальных. Первые факторы формирования тревожности трудно поддаются кор...

Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи посредством музыкально - ритмических движений.

Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. В исследовании, занимавшихся изучением детей с проблемами речи обращается внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушени...