Развитие волевых качеств у детей с общим недоразвитием речи посредством продуктивной деятельности
статья (старшая группа) по теме
Современный период характеризуется, прежде всего, серьезными изменениями, происходящими в системе дошкольного образования. Это обусловлено требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет приоритет в развитии личностной сферы дошкольника, в первую очередь формировании волевых качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема проекта «Развитие волевых качеств у детей с общим недоразвитием речи посредством продуктивной деятельности»
Актуальность. Современный период характеризуется, прежде всего, серьезными изменениями, происходящими в системе дошкольного образования. Это обусловлено требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет приоритет в развитии личностной сферы дошкольника, в первую очередь формировании волевых качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе.
Исследованиями современных психологов и педагогов неоднократно подчеркивалось, что важнейшими качествами личности человека является воля и произвольность. Каждый современный педагог стремится видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми и целеустремленными. Именно эти качества позволяют ставить цель и добиваться ее. Поэтому с уверенностью можно сказать, что «становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка». Кроме этого в исследованиях Д.Б. Эльконина неоднократно подчеркивалось, что основой для формирования личностного поведения является возникновение у дошкольника произвольных действий и поступков.
Следует отметить, что дети дошкольного возраста, особенно с общим недоразвитием речи, не всегда способны удержать цель деятельности, подчинять этим целям свои действия. Кроме того, они часто теряют свой замысел, переходя от одной цели к другой, имеют недостаточные умения воспринимать поставленную задачу, анализировать ее, находить наиболее целесообразные способы решения обдумывать план решения, доводить начатое дело до конца, преодолевая встретившиеся трудности.
Волевые качества личности такие как: усидчивость; умение довести дело до конца; умение руководствоваться в своих действиях сознательно поставленными целями; умение подчиняться определённым требованиям; развитие и укрепление уверенности в себе у таких детей недостаточно сформированы.
Познавательная деятельность способствует развитию волевых качеств личности: терпения; настойчивости; последовательности и энергичности в достижении цели; аккуратности и тщательности в исполнении работы; формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение; формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы.
Коррекционная система обучения и воспитания данного контингента детей направлена на формирование правильного звукопроизношения, развитие лексического и грамматического строя языка, на развитие связной речи, развитие дыхания, но в современной системе коррекционной работы не рассмотрено направление по развитию волевой сферы детей с нарушениями речи. Отсюда возникают противоречия:
между необходимостью развития волевой сферы детей с нарушением речи посредством продуктивной деятельности и слабой разработкой данного направления в работах исследователей.
Цель: разработать содержание коррекционной работы по формированию навыков волевой регуляции в процессе продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2.Отобрать диагностический инструментарий по данной проблеме.
3.Разработать содержание коррекционной работы по формированию волевых качеств в процессе продуктивной деятельности.
4. Определить эффективность и внести коррективы в процессе работы над данной темой.
эт. | задачи | мероприятия | механизмы реализации | ожидаемый результат |
Подг. | Изучить литературу по проблеме исследования. | 1.Поиск литературы в Интернете. http://www.kids.covenok.ru/issue/131606.htm. Библиотека p-lib. IQlib - Электронные учебники, книги, 2.Поиск литературы в методическом кабинете д/с. | 1. Создание аннотаций. 2.Создание каталогов по проблеме исследования | 1.Не менее 10 аннотаций к изученным материалам 2. Создание базы данных по проблеме исследования |
Основной | 1.Отобрать диагностический инструментарий по данной проблеме. 2.Разработать содержание коррекционной работы по формированию волевых качеств в процессе продуктивной деятельности. 3.Определить эффективность и внести коррективы в процессе работы над данной темой. | 1.Проведение диагностики. Е.А.Ключникова Методика "Закрась фигуры" Методика "Картинки и кружки" 2. -Создание соответствующей предметно-развивающей среды. - создание схем по последовательности волевых качеств; - обеспечение ИКТ; - применение интерактивной техники; - подборка настольно- печатных и дидактических игр; - написание методических пособий и подбор наглядного материала по данной теме; - дистанционное общение с коллегами с целью обмена опытом и информацией
3. Оформление папок-передвижек, буклетов, листовок | 1.Создание папки-скоросшивателя по диагностике волевой сферы: оценивают качества в соответствии со след. шкалой: Высокий уровень – 23- 18 баллов; Средний уровень – 17- 10 баллов; Низкий уровень – 9 баллов и ниже 2.Разработка перспективного плана работы. 3.Подготовка материалов, оборудования для предметно-развивающей среда. | 1 Создание базы данных. диагностики по выявлению уровня развития волевых качеств посредством продуктивной деятельности 2.Создание перспективного плана работы. 3. Создана соответствующая предметно-развивающей среда. |
Заключ. | 1. Проведение повторного изучения уровня развития волевых проявлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2.Выявление динамики развития волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи и определения эффективности проведенной работы. Презентация проекта | ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении; - направлять, помогать в достижении цели; - приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их; - воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании; - учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата. - спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять). 2. Предпосылки контроля за своим поведением; - саморегуляция собственной деятельности Подготовка материала, сбор и анализ всех данных для создания презентации | Выявление уровня развития волевых проявлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2Детско-родительские клубы: «Молодая семья», «Рисуем дома». Создание проекта | . 2.Конспекты проведения детско-родительских клубов: «Молодая семья», «Рисуем дома». Показ презентации |
Прогнозируемый результат: создание системы занятий по продуктивной деятельности.
- развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.
- формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.
- повышение уровня подготовки к школе;
-возможность использования проекта другими педагогами.
Литература:
1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. – 379 с.
2. Божович Л. И. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1989. – 265 с.
3. Ильин Е. П. Психология воли. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.
4 .Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 176 с.
5. Немов Р. С. Психология. – В 3 кн. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 650 с.
6. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1965. - 204 с.
7. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна.
– М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 426 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС
Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС....
Статья "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды"
В статье описывается система работы по развитию познавательной активности средствами предметно-игровой среды.При организации работы по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием ...
Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений"
В материале представлена система работы по развитию познавательной активности дошкольников....
Опыт работа по теме "Развитие волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова"
В методической разработке представлен опыт работы по технологии КТД Иванова И.П.. Данный опыт рассказывает о методах. этапах работы по данной технологии с детьми старшего дошкольного возраста....
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
...Коррекционные занятия дошкольников с нарушениями речи имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, использованием звуко – и виде...
Снижение уровня тревожности детей с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности.
Причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных,генетических факторахразвития психики ребенка, так и в социальных. Первые факторы формирования тревожности трудно поддаются кор...
Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи посредством музыкально - ритмических движений.
Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. В исследовании, занимавшихся изучением детей с проблемами речи обращается внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушени...