Опыт работа по теме "Развитие волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

В методической разработке представлен опыт работы по технологии КТД Иванова И.П.. Данный опыт рассказывает о методах. этапах работы по данной технологии с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chulyukova_s.m._opyt.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

             МБДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребенка»

Развитие волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова

Из опыта работы

Чулюковой Светланы Михайловны,

 воспитателя МБДОУ

 «Детский сад №65 – Центр развития ребенка»

2014 г.

1.        Наименование опыта: Развитие волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова

2.        Условия возникновения и становления опыта.

Опыт сформировался в условиях МБДОУ «Детский сад №65 - Центр развития ребёнка» на базе группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. МБДОУ находится по адресу: Алтайский край, город Бийск, улица Ленинградская 75/1. Автором подобраны необходимое диагностическое исследование и создана развивающая предметно-пространственная среда для реализации основных положений опыта.

3.        Актуальность опыта.

Современный период характеризуется, прежде всего, серьезными изменениями, происходящими в системе дошкольного образования. Это обусловлено требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет приоритет в развитии личностной сферы дошкольника, в первую очередь формировании волевых качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе.

Исследованиями современных психологов и педагогов неоднократно подчеркивалось, что важнейшими качествами личности человека является воля и произвольность. Каждый современный педагог стремится видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми и целеустремленными. Именно эти качества позволяют ставить цель и добиваться ее. Поэтому с уверенностью можно сказать, что «становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка» [3. с. 3]. Кроме этого в исследованиях Д.Б. Эльконина  неоднократно подчеркивалось, что  основой для формирования личностного поведения является возникновение у дошкольника произвольных действий и поступков.

Следует отметить, что дети дошкольного возраста, особенно с общим недоразвитием речи,  не всегда способны удержать цель деятельности, подчинять этим целям свои действия. Кроме того, они часто теряют свой замысел, переходя от одной цели к другой, имеют недостаточные умения воспринимать поставленную задачу, анализировать ее, находить наиболее целесообразные способы решения обдумывать план решения, доводить начатое дело до конца, преодолевая встретившиеся трудности.

По мнению ряда российских ученых, наилучшим средством для развития волевых проявлений служит технология «Коллективное творческое дело». Ее целесообразность и эффективность неоднократно подчеркивалась практико-ориентированными исследованиями педагогов современности.

4.        Теоретическая база опыта.

Автор в основу своей работы положил показатели познавательного интереса (уровень трудовых успехов, активность, вопросы к педагогу, желание принять участие в деятельности) и пути его формирования (содержание учебного материала, осознание практической роли, самостоятельная деятельность, хороший микроклимат), разработанные Щукиной Г.И. в «Теории познавательного интереса».

Кроме этого в своей деятельности автор ориентируется на реализацию образовательной области социально-коммуникативное развитие федерального государственного образовательного стандарта и ее основных положений: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

     

5.        Новизна опыта.

Новшество проявляется в адаптации технологии «Коллективное творческое дело» к условиям дошкольной образовательной организации с детьми старшего дошкольного возраста. Автором предпринята попытка осуществить системный подход в работе по развитию волевых усилий средствами данной технологии. Разработан перспективный план на два года, учитывающий лексические темы основной образовательной программы дошкольного образования и  состоящий из системы поэтапной реализации коллективных творческих дел с постепенным нарастанием сложности по каждой возрастной группе. Данная работа организована в тесной взаимосвязи со специалистами, работающими в данных группах детского сада.

                       

6.        Ведущая педагогическая  идея опыта.

Опыт автора основывается на идеях И.П. Иванова, разработавшего основные положения технологии «Коллективное творческое дело». Автором осуществляются основные подходы, определяемые технологией: «…дело станет коллективным только тогда, когда планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками, воспитателями и родителями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе.  От того, насколько будут объединены цели педагогов, детей, родителей в одно коллективное творческое дело, согласованы цель и задачи, найдены эффективные методы, привлекательные для всех субъектов, зависит успешность его реализации. При этом при реализации коллективного творческого дела выделяются основные ключевые составляющие:

  • наличие, во-первых, общей цели для всех его участников;
  • во-вторых, активной и продуктивной совместной деятельности субъектов;
  • в-третьих, разработанных методов его проведения.

Большое значение при проведении коллективного творческого дела имеет взаимодействие и взаимовлияние внутри него, когда все субъекты оказывают обоюдную поддержку. Эффект совместной радости, гордости и сотрудничества в коллективном творческом деле является наиболее важным и необходимым. Коллективное творческое дело с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи связано, прежде всего, с образовательной деятельностью, суммирующей в себе исследовательскую и творческую активность по производству определенного продукта, обеспечивающего разрешение определенных проблемных ситуаций социального характера. При этом основным направлением деятельности становится многосторонняя забота об  окружающих людях, о  далеких друзьях, поиск  лучших средств этой заботы, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу -  все, что сплачивает воспитателей, воспитанников и их родителей…» [4].

7.        Технология опыта.

Проводимые коллективные творческие дела в детском саду отличаются по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план.

Цель работы. Создать условия для развития волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова.

 

Задачи:

  1. Подобрать  соответствующую литературу с целью изучения состояния выбранной темы.
  2. Раскрыть особенности развития волевых проявлений в старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.
  3. Подобрать диагностическое исследование для изучения уровня волевых проявлений в старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.
  4. Изучить уровень волевых проявлений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  5. Создать перспективный план по развитию волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова
  6. Реализовать перспективный план по развитию волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова.
  7. Провести повторное обследование уровня волевых проявлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Выявить динамику развития волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова и определить эффективность проведенной работы.
  8. Составить рекомендации по развитию волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова для родителей.

Результативность работы по развитию волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи зависит  от соблюдения принципов технологии коллективной творческой деятельности, сформулированных И.П.Ивановым:

  • учение без принуждения, приоритет успешности («Каждый ребенок талантлив»);
  • мажорность в общении и обучении;
  • учет субъектности (самости) личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);
  • сочетание коллективного и индивидуального воспитания;
  • приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие);
  • превращение школы Знания в школу Воспитания.

Автор разработал календарно-тематический план работы для старшей и подготовительной групп  (см. приложение №1, 2). Календарно-тематический план сформирован на основании лексических тем основной образовательной программы дошкольного образования.

Работая над развитием волевых проявлений, автор осуществлял деятельность по трем  этапам:

I. Диагностический этап.

Цель. Изучение уровня волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи.

II. Развивающий этап.

Цель. Реализация перспективного плана по развитию волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова.

Задачи:

  1. Развитие умения удерживать и достигать цели, поставленной взрослым.
  2. Развитие умения сдерживать отрицательные эмоции.
  3. Развитие волевых качеств: дисциплинированности, самостоятельности, организованности и инициативности.
  4. Развитие волевых привычек к регулярному труду, к напряженной деятельности и выполнению культурно-гигиенических процедур.

III. Итоговый этап.

Цель. 

1. Проведение повторного изучения уровня развития волевых проявлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Выявление динамики развития волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи и определения эффективности проведенной работы.

2. Составление рекомендаций по развитию волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова для родителей.

Развитие волевых проявлений на развивающем этапе осуществлялось автором следующим образом.

Коллективная творческая деятельность, проводимая автором, носила:

  • характер совместной, где дошкольники совместно с воспитателем участвовали в ее планировании  и  обсуждении после ее проведения;
  • характер  творческой и личностно-значимой, направленной на реализацию действий, приносящих пользу младшим дошкольникам, родителям и окружающим людям;
  • характер общественной, где каждый член группы дошкольников мог как статье лидером, а также попробовать себя в другой роли: помощник, советчик и др.;
  • характер сменяемости, где каждый член микрогруппы, мог перейти в другую микрогруппу в зависимости от желания участвовать в какой-то части дела;
  • характер структурирования, так как имела ритуалы ее начала, традиции проведения.

Особое внимание автор уделял «…особой позиции педагога как старшего товарища («рядом и чуть впереди»),  искреннего  и  понимающего,  готового  и  умеющего  взаимодействовать  с детьми…» [1].

Автор осуществлял проведение коллективного творческого дела «КТД» по шести стадиям, сформулированными  И. П. Ивановым:

  1. Первая  стадия — предварительная работа коллектива.

Цель: создать положительный настрой на предстоящее дело, сформировать мотивацию к деятельности.

Основные методы и приемы организации деятельности детей: 

  • стартовая  беседа.  В ходе беседы автор рассказывал детям о привлекательности предстоящего дела или создавал проблему, проблемную ситуацию.  Кому необходима помощь? Кто будет участвовать? Что можно сделать?
  • разведка интересных дел (РИД). Она могла предшествовать стартовой беседе. В группу приходили письма от разных героев с разными интересными делами, в ходе изучения писем выбиралось самое интересное и нужное.
  •  «развивающаяся кооперация». Предлагалось самим детям придумать интересные дела, нарисовать их в виде моделей. Затем в ходе обсуждения и голосования выбиралось одно.
  • «аукцион идей». В группе создавался «ящик идей», где каждый желающий: родители, дети, сотрудники могли предложить интересные КТД с краткой их характеристикой. Затем все предложения предлагались для обсуждения и выбора одного для всей группы.
  1. Вторая  стадия —  коллективное  планирование,  разработка  проекта КТД. 

Цель:  разработка варианта проведения дела.

Основные методы и приемы организации детей:

  • подсказка (например, совет почитать какую-либо книгу, посмотреть телепередачу.);
  • «заговор» с отдельными членами группы («Давайте по секрету от других подумаем вот над чем...»).
  1. Третья  стадия — коллективная подготовка КТД. 

Цель: разработка проекта дела, его отдельных частей.

Основные методы и приемы организации детей:

  • распределение по микрогруппам поручений по подготовке к предстоящему делу;
  •  подготовка отдельных частей предстоящего дела, творческих сюрпризов, элементов оформления, награды.
  1. Четвертая  стадия — стадия проведения КТД. 

Цель:  Развитие волевых усилий по реализации творческих замыслов.

Основные методы и приемы организации детей:

  • помощь, объяснение, пояснение.
  1. Пятая  стадия — коллективное подведение итогов, коллективный анализ  проведенного  дела.  

Цель: Развитие умений осуществлять анализ деятельности.

Основные методы и приемы организации детей:

  • анализ организации КТД по вопросам Что понравилось и почему?  Кому скажем «спасибо»? Что не получилось и почему? Что предлагаем на будущее?
  • саморефлексия по вопросам, обращенные к анализу отношений, чувств, мыслей: Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызвало  чувства наше общее дело?   Что  тебе  показалось  важным?  Что  показалось  неожиданным, удивительным?
  1. Шестая  стадия — ближайшее последействие. 

Цель: Использование опыта КТД в жизнедеятельности группы.

Основные методы и приемы организации детей:

  • подготовка  сюрприза  для  малышей;
  •   оформление  летописи группы.

В  рамках  технологии  организации  коллективной  творческой  деятельности автором использовались КТД  различной  направленности:

  • трудовые,
  • познавательных,  
  • художественно-творческих,  
  • спортивных.  

  1. Трудовые КТД.
  • Атака – операция, предполагающая  быструю деятельность в течение нескольких часов по быстрому исправлению недостатков в окружающей жизни:
  • расчистить территорию участка группы от снега, листьев;
  • посыпать песком обледенелые дорожки;
  • посадить цветы на участке;
  • полить цветы.

Трудовые атаки проводились автором после организованной специальной ситуации-разведки по проверке сигналов сказочных персонажей.

  • Десант – операция, проводимая по выходу на помощь другим детским коллективам или детскому саду в каком-то важном деле в короткие сроки – несколько дней:
  • помощь  детскому саду в уборке листьев на спортивном участке;
  • помощь в подготовке и проведении массовых праздников (Новый год, 8 марта, Выпускной в школу, 23 февраля).
  • Подарок далеким друзьям – операция по случаю какого-либо экстренного известия или события.  
  • коллективный подарок детям, впервые пришедшим в детский сад;
  • коллективный подарок для тех, о ком участники операции узнали из газеты.

В качестве подарка использовались игрушки, макеты, книжки-малышки. Кроме этого операция включала в себя коллективное написание письма далеким друзьям, которым посылается подарок.

  • Рейд – операция-поход, проводимая по переходу из собственной группы в другое помещение к другим людям.
  • выступление с «живой газетой» для малышей;
  • участие в благоустройстве памятника Воинам-победителям;
  • забота о малышах: обучение их разнообразным играм, песням, изготовлению поделок.
  • «Снежная сказка» – операция по изготовлению сюрпризов-подарков малышам. Участники КТД по секрету от малышей изготавливали разнообразные фигурки из снега и другие сооружения для ролевых игр.
  • Сюрприз – операция по изготовлению творческого подарка на радость близким или далеким людям. Трудовой сюрприз проводился как к знаменательному дню, так и в обычные дни, чтобы превратить будни в праздник.
  • трудовой сюрприз малышам по изготовлению игрушек для игр с песком и ветром на их участке;
  • праздничный сюрприз ко дню дошкольного работника для сотрудников детского сада (выступление с праздничным концертом, подарки-самоделки каждому сотруднику);
  • трудовой сюрприз типа «Золотая фантазия» – украшение веранд групп малышей, сбор для них коллекций листьев.
  • Фабрика – ролевая игра по созданию разнообразных изделий на пользу и радость:
  • материал для счета для малышей;
  • сувениры-игрушки из природного материала, макеты;
  • новогодние украшения и елочные игрушки;
  • материал (оборудование) для познавательных, подвижных, спортивных игр;
  • кормушки, домики для птиц;
  •  бутафория, декорации для кукольного театра;
  • оформление для утренников, развлечений.

  1. Познавательные КТД.
  • Вечер-путешествие – познавательная деятельность, где каждая микрогруппа делился своими знаниями о том или ином объекте окружающей жизни.

Структура проведения вечера-путешествия:

  • сообща выбиралась тема вечера;
  • составлялся примерный план путешествия;
  •  определялись команды, отвечающие за каждый этап плана;
  • дальнейшая подготовительная работа команд происходила по секрету друг от друга.  Вместе с воспитателем каждая микрогруппа готовила сообщение по этапу путешествия.
  • каждая команда – экипаж корабля, ракеты, который доставлял остальных всех детей на свой этап и знакомил с ним. При этом команды по очереди становились экскурсоводами.

Темы вечеров-путешествий были различными:

  • «Наш город » – путешествие по улицам, площадям, памятным местам родного города;
  • «По родной стране» – путешествие по городам;
  • «Вокруг света» – путешествие по разным странам;
  • «Удивительное рядом» (путешествие в мир природы) – животные, птицы, растения, погода и климат, времена года;
  • «Все работы хороши – выбирай на вкус» – путешествие по профессиям;
  •  «Путешествие в мир искусства» и т. д.
  • Город веселых мастеров -  ролевая игра, способствующая развитию интересов дошкольников о людях различных профессий. В игре принимали участие все дети группы.

Структура игры:

  • с помощью считалки или разрезной картинки дети группы делятся на отдельные микрогруппы и выбирали по секрету от других себе профессии. Воспитатель помогал подготовить атрибуты для каждой профессии и их дела (строителям, работникам кафе, художникам,  работникам ателье, музыкантам,  цирковые артисты, врачам и др.);
  • все вместе готовили объявление  о работе города веселых мастеров и приглашали на экскурсию;
  • гости путешествовали по городу, каждая микрогруппа показывала деятельность, соответствующей профессии;
  • воспитатель время от времени предлагал общегородские дела (карнавал, концерт малышам, спортивные соревнования).
  • Защита фантастических проектов  –  познавательное дело, посвященное созданию проекта, его демонстрацию и защиту.

Структура:

  • с помощью разрезной картинки дети  делились на микрогруппы  и составляли тему будущего проекта, примерами проектов могут быть «Дом будущего», «Наш город в будущем», «Транспорт будущего: автомобили, самолеты»;
  • каждая микрогруппа готовила проект в рисунке, плакате, схеме;
  • затем плакат вывешивался и микрогруппа его защищала;
  • члены других микрогрупп могли задавать вопросы;
  • в конце защиты проводилось общее чаепитие.
  • Устный журнал – познавательное дело, посвященное выступлениям или страницам журнала на одну и ту же тему. Страницами устного журнала были темы:  «Сказочная», «Что такое хорошо и что такое плохо?»,  «Наши мамы, наши папы»,  «Наш край» или «На машине времени» (прошлое – настоящее – будущее), «По родной стране»,   «Тайны природы» (рассказы о природе с использованием картинок, фотографий, диапозитивов, гербария),  «В мире искусства».

  1. Художественно-творческие КТД.  
  • Кукольный театр - ролевая игра, посвященная подготовке и проведению спектакля.

Этапы проведения:

  • Воспитатель вместе с детьми придумывал, кто может работать в театре, какой спектакль будет показан. Затем дети делились на актеров, костюмеров, декораторы. Под руководством педагога они готовились к спектаклю и затем его показывали.
  • Литературно-художественный конкурс - коллективное дело, направленное на придумывание различных произведений для родителей, малышей.

Основными темами конкурсов были:

  • на лучшую сказку на одну и ту же тему;
  • на лучший рассказ или сказку в картинках с подписями (на общую или свободную тему);
  • на лучший коллективный рисунок.
  • Эстафета любимых занятий – дело, направленное на знакомство с любимым занятием каждого члена группы. После эмоционального начала дела, воспитатель предлагал каждому ребенку рассказать о своем любимом занятии, как он им увлекся, чему научился, ответить на вопросы других детей.
  • Эстафета «ромашка» – коллективная игра, направленная на решение веселых задачек на импровизацию.

Ход игры:

  • воспитатель вместе с детьми придумывал разные задания на импровизацию и записывал их на «ромашке» - картонном круге с лепестками;
  • с помощью считалки дети делились на микрогруппы;
  • затем микрогруппа выбирала себе задание ромашки  и выполняли следующие задания: придумать и показать несколько сценок на тему ...  ; придумать и исполнить рассказ, который начинается так ...

  1. Спортивные КТД.
  • Веселая спартакиада – коллективное дело, посвященное выполнению коротких спортивных состязаний, объединенных общей темой.

Основным содержанием спартакиады были:

  • комбинированная эстафета (выполнение заданий каждым членом команды поэтапно);
  • общекомандные выступления (выполнение одного или нескольких заданий последовательно каждым членом команды по очереди);
  • выполнение одного или нескольких заданий (последовательно) всей командой;
  • состязания представителей команд: групповые и индивидуальные поединки (например, капитанов команд).

  1. Праздничные КТД.
  • Новогодний праздник – дело, направленное на проведение новогоднего праздника.

Этапы проведения:

  • дети вместе с воспитателем придумывали содержание праздника, дела по его проведению;
  • затем группа делилась на команды по количеству дел;
  • выполнение дел членами команд: «хозяева» покупали и украшали елку, оформляли помещение, где будет проходить праздник, подготавливали сюрпризы для всех; «журналисты» выпускали стенную газету, в котором были страницы (пожелания, новогодние обычаи и обряды народов других стран); «артисты» готовили концерт, творческие поздравления; «затейники» придумывали различные игры, аттракционы.
  • Новогодняя операция «Радость малышам».

Этапы проведения:

  • дети вместе с воспитателем изготавливали  различные игрушки, готовили игры и аттракционы;
  • приходили к малышам проводили с ними игры, аттракционы;
  •  дарили подарки  с помощью аттракциона: в «добрый колодец» (перевернутый и украшенный разноцветной бумагой стол) на удилище опускали ведерко и вытаскивали подарки.  Дед Мороз -воспитатель сопровождал это веселое действо шутками, пожеланиями.

  • 8 Марта – коллективное дело, посвященное защите профессий мам и бабушек.

Этапы проведения:  

  • дети вместе с воспитателем составляли маршрут-карту по профессиям мам и бабушек;
  • мамы и бабушки объединялись в жителей одного острова-профессии;
  • дети, разделившись на команды по профессиям мам, готовили о  профессиях сообщения (зачем она нужна людям, чем интересна, какой была в прошлом и станет в будущем, что нужно знать и уметь, чтобы стать мастером своего дела, исполняли песни, сценки, стихи, демонстрировали  рисунки, рекламирующие профессию, товары, изделия, продукцию).

Автором организовано сотрудничество с семьями дошкольников развитию волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова посредством проведения бесед с родителями, консультаций, участив в совместных делах.

8. Результативность.

Подводя итоги работы за два года, автор отмечает, что,  используя системный подход в обучении, специальное планирование, чёткую систематизацию лексического материала и дополняющие друг друга приёмы и формы обучения с учётом способностей речевого и умственного развития детей получены хорошие результаты.

Анализ  уровня развития волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи 2012-2013 учебный год

Название параметра

Осень 2012

Весна 2013

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

  1. Умеет ли ребёнок удерживать и достигать цели, поставленной взрослым.

78,5%

21,4%

0

42,8%

35,7%

21,4%

  1. Умеет ли ребёнок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно, не выкрикивать на занятии)

71,4%

28,5%

0%

35,7%

42,8%

21,4%

  1. Какие волевые качества у ребёнка сформированы

Дисциплинированность

21,4%

64,2%

14,2%

0

64,2%

35,7%

Самостоятельность

49,9%

21,4%

28,5%

14,2%

57,1%

28,5%

Организованность

71,4%

28,5%

0

42,8%

42,8%

14,2%

Инициативность

56%

28,5%

0

28,5%

28,5%

42,8%

  1. Какие волевые привычки сформированы у ребёнка

Культурно-гигиенические

28,5%

71,4%

0

0

0

100%

К регулярному труду

49,9%

21,4%

28,5%

0

57,1%

42,8%

К напряжённой деятельности

35,7%

35,7%

28,5%

14,2%

49,9%

35,7%

Анализ  уровня развития волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи 2013-2014 учебный год

Название параметра

Осень 2013

Весна 2014

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

  1. Умеет ли ребёнок удерживать и достигать цели, поставленной взрослым.

42,8%

35,7%

21,4%

14,2%

28,5%

57,1%

  1. Умеет ли ребёнок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно, не выкрикивать на занятии)

35,7%

42,8%

21,4%

7,1%

28,5%

64,2%

  1. Какие волевые качества у ребёнка сформированы

Дисциплинированность

0

64,2%

35,7%

0

14,2%

86,8%

Самостоятельность

14,2%

57,1%

28,5%

7,1%

35,7%

57,1%

Организованность

42,8%

42,8%

14,2%

7,1%

28,5%

49,9%

Инициативность

28,5%

28,5%

42,8%

14,2%

28,5%

57,1%

  1. Какие волевые привычки сформированы у ребёнка

Культурно-гигиенические

0

0

100%

0

0

100%

К регулярному труду

0

57,1%

42,8%

0%

42,7%

57,1%

К напряжённой деятельности

14,2%

49,9%

35,7%

14,2%

28,5%

57,1%

Дети умеют удерживать и достигать цели, поставленной взрослым.

Дети умеют сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно, не выкрикивать на занятии)

        

        

Данные диаграммы показывают, что произошли значительные изменения в развитии волевых проявлений.

Дошкольники:

  1. умеют удерживать и достигать цели, поставленной взрослым;
  2. умеют сдерживать отрицательные эмоции;
  3. проявляют волевые качества: дисциплинированность, самостоятельность, организованность и инициативность;
  4. проявляют волевые привычки к регулярному труду, к напряженной деятельности и выполнению культурно-гигиенических процедур.

При выполнении заданий большинство детей выполняли работу, и не отвлекались. Игровая мотивация и целевая установка способствовала тому, что весь объем предложенной работы выполнялся.

В начале работы по технологии дети теряли основную цель деятельности, могли перейти на игру, а уже после двух лет работы 80 %  детей выполняли задание до конца.

Дети старшего дошкольного возраста  стали уверенно планировать деятельность, озвучивать содержание плана в речи, определяли очередность выполнения замысла, последовательность предстоящих действий и операций.

Кроме этого старшие дошкольники могли уверенно рассказать о системе собственных действий, для чего они раньше не делали.

Наибольшее значение для детей при организации КТД имела коррекция действий и поддержка педагога в ходе процесса достижения цели, что осуществлялась с большой эффективностью в процессе дидактического взаимодействия «взрослый - ребенок».

Возможности удержания игровой цели и произвольной реализации замысла способствовало объединение детей в микрогруппы по 3-4 человека. Дети успешно взаимодействовали в таком количестве, могли договориться по выполнению своей части коллективного творческого дела и рассказать о ходе его реализации.

На первом этапе работы в 2012-2013 учебном году  главным мотивом КТД было желание получить награду, в последующем наиболее важное значение, имел мотив помощи, доброго дела младшим детям, родителям, принесение пользы людям.

Таким образом, именно «Коллективное творческое дело» способствовала повышению уровня развития волевых проявлений у детей дошкольного возраста.

8. Адресная направленность.

Данный опыт может быть использован воспитателями детского сада в работе по формированию волевых проявлений. Предложенная система работы  рассчитана для детей старших  и подготовительных групп для детей с общим недоразвитием речи.  Календарно-тематический план, разработанный на два года на основании лексических тем, позволяет еженедельно проводить яркие мероприятия. Участвующие в них педагог, родители являются помощниками дошкольникам, а дети - активными проектировщиками.

9.Трудоемкость.

Данная работа осуществляется на основе взаимосвязи  деятельности учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и родителей. Проведение деятельности требует достаточной подготовки педагога.  Система работы предполагала использование большого количества изобразительного, художественного и  другого материала по изготовлению подарков, сюрпризов, газет и др.

Кроме этого, организация деятельности предполагает наличие у педагога детского сада  умений по руководству деятельности детей в микрогруппах, осуществлять косвенную помощь деятельности микрогрупп.


Используемая литература.

1. Борытко, Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов /  Н. М. Борытко,  И. А. Соловцова,  А. М. Байбаков.  Под  ред.  Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 59 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 2.)

2. Голованова, Н. Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов [Текст] / Н.Ф. Голованова. -   Издательство: Речь. - 2005 г. – 320 с.

3. Давыдов, С.Г. Внеклассные работы в начальных классах http://litres.ru В гостях у праздника. Внеклассные мероприятия в начальной школе: Глобус; Москва; 2006

4. Иванов, Игорь Петрович. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. - М. : Педагогика, 1989. – 206 с.

5. Зинина, Ирина Сценарии праздников в детском саду и дома: Современная школа; Минск; 2007

6. Интернет-ресурс: Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации

 http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_ef_mod.html

7. Интернет-ресурс: Современные  эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации

http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_ef_mod.html

8. Коломинский, Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов.   — СПб.: Питер, 2004. —480 с.

9. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 е.: ил.

10. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. [Текст]  / Е.О. Смирнова. -  М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 256 с.

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: Театрализованные спектакли как средство развития детей с общим недоразвитием речи.

Представление опыта организации музыкально-театрализованной деятельности с детьми с нарушениями речи в коррекционной группе. Возможности взаимодействия специалистов в процессе коррекции недостатков...

Из опыта работы по теме: « Развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы » Опыт работы.

Из опыта работыпо теме: « Развитие   моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы »...

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

...Коррекционные занятия дошкольников с нарушениями речи имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, использованием звуко­ – и виде...

Развитие волевых качеств у детей с общим недоразвитием речи посредством продуктивной деятельности

Современный период характеризуется, прежде всего, серьезными изменениями, происходящими в системе дошкольного образования. Это обусловлено требованиями федерального государственного стандарта дошкольн...

Обобщение опыта по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша»

Обобщение опыта по развитию логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша....

"Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе "

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ по теме самообразования....