Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"
презентация
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_sistemno-deyatelnostnyy_podhod.ppt | 754 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь.» китайская мудрость
Системно - деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка .
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели. Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л. Г. Петерсон) .
Ребёнок – деятель. Знания ребёнка – результат его собственных поисков. Именно в действии порождается знание. Педагог – организатор, координатор и помощник процесса. К детям не с ответом, а с вопросом!
Цель деятельностного подхода: воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: - ставить цели; - решать задачи; - отвечать за результаты. Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого.
Основная задача системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Для этого педагог ставит ряд вопросов: — какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; — какие методы и средства обучения выбрать; — как организовать собственную деятельность и деятельность детей; — как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к формированию у детей определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих детское действие. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», педагог должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?» Модель трёх вопросов
Структура образовательной деятельности с позиций системно-деятельностного подхода
Создание проблемной ситуации (процесс вовлечения в деятельность) 1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось. 2. Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т. д) . 3. Создать интригу («Подождите, скоро покажу что-то интересное» и т. д.) 4. Организовать специальную ситуацию (все мыло заменить камушками, мелок кусочками сахара).
Мотивирование к деятельности У ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает: отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор – не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею Сказок, или вернуть утят маме-утке, или построить заборчик, чтобы волк не смог попасть к зайчатам во двор.
Проектирование решений проблемной ситуации Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить сделать выбор. 2. В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь» , чтобы ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно .
Анализ результатов деятельности Не спрашивать у детей понравилось или нет. Вопросы должны быть проблемного характера. Спросить надо: «Зачем вы все это делали?» , «Каким образом полученные знания можно применять в повседневной жизни?», «Что нам будет нужно сделать в следующий раз?» - чтобы понять, осознал ли ребенок цель. Подведение итогов Хвалить не только за результат, но и за деятельность в процессе.
Сравнения Учебная модель Совместная деятельность взрослых и детей Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет, манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию). Большая регламентирован-ность образовательного процесса, использование готовых шаблонов (готовых конспектов занятий) и образцов. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность – учебная. Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы). Рассадка «взрослый напротив ребенка». Обязательность участия в образовательном процессе. Основной мотив в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей). Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослыми (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому, ребенок активен не менее взрослого). Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей. Организация детской деятельности в различных формах, адекватных дошкольному возрасту. Диалог (общение) взрослого с ребенком. Рассадка взрослых и детей «по кругу». Необязательность участия. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса.
Золотые правила системно-деятельностного подхода Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса Веди ребенка от собственного опыта к общественному Будь не «НАД», а «РЯДОМ» Радуйся вопросу, но отвечать не спеши Учи анализировать каждый этап работы Критикуя, стимулируй активность ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»
Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...
Методическая разработка "Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ГБОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования"
Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексноготематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)...
«Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования».
Статья раскрывает необходимость спользования системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками....
Проектирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Современные подходы к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, лич...
" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра
Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...
Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основан на усвоения универсальных учебных действий. При так...
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...