Доклад к семинару: «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»
учебно-методический материал по информатике
Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. Б. Шоу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_seminaru_sist_deyat_podhod.docx | 26.02 КБ |
prezentatsiya_seminar.pptx | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад общеразвивающего вида №5»
с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников
МБДОУ «Д/с №5»
461630 Оренбургская область г. Бугуруслан ул. Московская, 74
тел. (35352) 2-18-95
Доклад на тему:
«Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «Д/с № 5»
Муллахметова Р.Н.
Введение
Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность.
Б. Шоу.
В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. «Развивающемуся обществу, – подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», – нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью… способные к сотрудничеству…обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».
Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В основу ФГОС ДО заложен системно - деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно - деятельностный подход
Ещё в 1988г. группа отечественных учёных (Виталий Александрович Сластенин, Евгений Николаевич Шиянови др.) утверждала: «Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка».
Основы системно - деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействия с ней В чем же заключается деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками? Деятельностный подход в образовании предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения. «Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбку. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить» Конфуций Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Деятельностный подход - это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества. Деятельность определяется как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определѐнной цели. «Слышу-не помню, вижу - помню, делаю-понимаю» Конфуций.
Принципы деятельностного подхода:
∙ принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
∙ принцип субъектности воспитания;
∙ принцип учета сенситивных периодов развития;
∙ принцип преодоления зоны ближайшего развития;
∙ принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
∙ принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
∙ принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
∙ принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
∙ принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;
∙ принцип активности ребенка в образовательном процессе.
Структуру НОД на основе деятельностного метода:
1. Создание проблемной ситуации
2. Целевая установка
3. Мотивирование к деятельности
4. Проектирование решений проблемной ситуации
5. Выполнение действий
6. Анализ результатов деятельности
7. Подведение итогов.
Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности. Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации воспитательно – образовательного процесса ДОУ.
Перед педагогом становятся следующие задачи:
1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
2. Учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства, ее достижения;
3. Помогать ребенку сформировать у детей умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
На основе вышесказанного можно сформулировать основные правила деятельностного подхода:
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторства
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
• Учи анализировать каждый этап работы
• Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Заключение
Главное достоинство системно - деятельностного подхода это исследовательско – экспериментальная деятельность. Она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь: почему железный шарик тонет, а деревянный – нет; что будет, если в стакан с водой насыпать земли и т. д.
Этот подход противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, пассивности обучения воспитанников и, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.
Однажды ученики спросили Мастера, можно ли за пару мелких монет накормить голодную семью.
- Можно, - ответил Мастер.
- Но, как? - удивились ученики, - Ведь за пару монет можно купить только несколько мелких рыбин.
Мастер усмехнулся и сказал:
- Если дать голодному человеку кусок рыбы - он съест и будет опять голодным. А если вручить удочку - сможет ловить рыбу и обеспечит пропитание себе и своей семье на долгое время. (Старинная Китайская притча)
Поэтому смело, можно сказать: ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает учиться «ловить рыбу».
Список использованной литературы
1.Асмолов А.Г. Системно - деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
2.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. Москва, Э КС М- 2003г.
3.Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ.// Официальные документы в образовании. – 2013. - №2,№3.- С.2-92; Администратор образования. – 2013.
4. Концепция модернизации Российского образования до 2015 года. (Электронный ресурс)
5.Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности и деятельности // ИЯШ 1978, №5
6.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
7.Словарь - справочник воспитателя /Авт.-сост. С. С. Степанов. - М.:ТЦ Сфера, 2008.
8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М, 2013.
9.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды.– Издание 2-е, стереотипное. – Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С истематизировать знания педагогов о деятельностном подходе в воспитательно -образовательном процессе ДОУ, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном этапе развития дошкольного образования. Цель семинара:
- Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. - Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. - Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели Деятельность
- Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. - Деятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться , почувствовать радость творчества. Деятельн остный подход
1. Принцип субъективности, опоры на предшествующее развитие; 2. Принцип учёта ведущих видов деятельности; 3 . Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; 4 . Принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; 5. Принцип обучения деятельности; 6. Принцип перехода от совместной познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ребёнка (зона ближайшего развития); 7. Креативный принцип. Принципы деятельностного подхода:
- создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным ; - учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; - помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:
В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Деятельностный подход
Планирование деятельности ФГОС - предполагает внесение корректив в планирование образователь ной деятельности с детьми Соблюдение принципа интеграции образовательных областей и комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса Перенос «Центра тяжести» с НОД на другие формы организации образовательной деятельности
Учебная модель Совместная деятельность взрослого и детей Позиция ребёнка Ребенок – объект. Взрослый управляет ребёнком, занимает более активную позицию. Ребенок – субъект. Взрослый сотрудничает с ребёнком; ребенок активен не менее взрослого) Лозунг «Делай как я!» «Вместе с ребенком» Регламентированность Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых шаблонов. Гибкость в организации образовательного процесса. Форма организации деятельности Основная форма – учебное занятие. Организация деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах. ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебная модель Совместная деятельность взрослого и детей Преобладающие методы Монолог взрослого. Диалог (общение) взрослого и ребёнка Рассадка детей Рассадка «взрослый напротив ребёнка» Рассадка взрослых и детей «по кругу» Участие ребёнка в образовательном процессе Обязательность участия Необязательность участия Основной мотив Авторитет взрослых (педагога, родителей) Наличие (отсутствие) интереса у ребёнка ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Традиционные формы работы Интерактивные формы работы Беседы Досуги Игровые беседы с элементами движения Занятия Развлечения Викторины Клубы Конструирование Театрализованная деятельность Дидактические игры Спортивные игры Народные игры Экскурсии Походы Выставки И т.д Пресс-коференция Устные журналы «Школа исследователей» «Клуб любознательных» Рисунки-сочинения Интегративная деятельность Проектная деятельность Исследовательская деятельность Режиссёрская игра Создание коллекций Изостудия Коллективное дело «Сказочная лаборатория » И т.д
Непосредственно образовательная деятельность Реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
НАЧАЛО Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей. СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось. СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса - Веди ребенка от собственного опыта к общественному - Будь не «НАД», а «РЯДОМ» - Радуйся вопросу, но отвечать не спеши - Учи анализировать каждый этап работы - Критикуя, стимулируй активность ребенка «Золотые правила» деятельностного подхода
Структура НОД на основании деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон ) Создание проблемной ситуации Целевая установка Мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу) Проектирование решений проблемной ситуации Выполнение действий (заданий) Анализ результатов деятельности Подведение итогов
Способы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в разных возрастных группах
Направления взаимодействия педагога с родителями - Педагогический мониторинг семьи - Педагогическая поддержка - Педагогическое образование родителей -Совместная деятельность педагогов и родителей Одним из важных принципов работы педагога является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...
«Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»
Организация образовательных процессов с учетом возрастных особенностей...
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...
Мастер-класс «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОО»
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоя...
«Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».
В современной образовательной практике сложилась парадоксальная ситуация: значительные изменения в системе образования и неготовность педагогов к реализации воспитательно-образовательного процесса и р...
Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»
Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»...
Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...