«Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».
статья
В современной образовательной практике сложилась парадоксальная ситуация: значительные изменения в системе образования и неготовность педагогов к реализации воспитательно-образовательного процесса и реализации технологий, являющихся методологической основой ФГОС дошкольного образования. Одной из методологических основой ФГОС ДО является системно-деятельностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад: Системно - деятельностный подход | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».
Подготовил:
Елькина О.В., воспитатель
МБДОУ д/с №15 «Снегирек» МО г. Саяногорск
В последнее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования и профессиональному уровню педагогических работников. Особое внимание уделяется профессиональной компетентности педагогов, работающих в системе дошкольного образования.
Педагогическая деятельность на современном этапе характеризуется реализацией ФГОС дошкольного образования, который выдвигает новые требования к системе развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Каким должен быть педагог, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ним государством?
В современной образовательной практике сложилась парадоксальная ситуация: значительные изменения в системе образования и неготовность педагогов к реализации воспитательно-образовательного процесса и реализации технологий, являющихся методологической основой ФГОС дошкольного образования.
Одной из методологических основой ФГОС ДО является системно-деятельностный подход. Задача дошкольного образования на современном этапе состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в фиксировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.
Что же обозначает системно-деятельностный подход?
Система – слово греческое, буквально обозначает «целое, составленное из частей». Термином «системный подход» обозначается группа методов, направленных на постановку и решение задач.
Системно-деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности воспитанников.
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я вам дам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но притча гласить: не надо давать рыбу, надо научить её ловить. Стандарт дошкольного образования и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ребенку будет трудно в школе. Именно в действии порождается знание.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не дают в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающие свое собственное открытие. Задача педагога заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, исключает из образовательного процесса учебную деятельность как не существующую закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.
Поэтому воспитателям и другим специалистам необходимо владеть педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
Важным условием осуществления системно-деятельностного подхода в дошкольной образовательной организации является реализация системы основных принципов:
- принцип психологической комфортности: предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса. Задача взрослого: побуждать и поддерживать интерес у воспитанников (говорим, делаем и играем вместе с детьми, даем возможность говорить, делать и играть самим детям);
- принцип деятельности: предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через «открытие» детьми и освоение в активной деятельности, под умелым руководством взрослого (когда я делаю сам, я получаю опыт и знания);
- принцип минимакса: предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума (даем больше, требуем стандарт, возьми сколько сможешь);
- принцип целостности: представление о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки и системе наук);
- принцип творчества: ориентирует образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотрудничества детей и взрослых (ситуация успеха, настрой на творческое дело);
- принцип непрерывности: необходим для обеспечения преемственных связей между детским садом и начальной школой;
- принцип вариативности: предусматривает создание условий выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности.
Соблюдение этих принципов четко прослеживается в структуре образовательной ситуации или занятия. Образовательная ситуация с применением системно – деятельностного подхода является технологией последовательность действий (как нужно делать), поэтому каждое условие должно учитываться, иначе возможно несовпадение с дидактической основой.
Еще один важный момент. Деятельностный подход опирается на стиль партнерского взаимодействия воспитателя и детей. Современный педагог должен стать не учителем и контролером, а организатором и помощником в совместной деятельности и познании окружающего ребенком.
Необходимо пересмотреть позицию воспитателя во время проведения организованных видов деятельности. Воспитатель должен находиться не над детьми, а «рядом» в прямом и переносном смысле.
Если педагог и ребенок партнеры, то инициатива должна исходить не только от взрослого. Нужно создать такую образовательную ситуацию, чтобы она опиралась на личностные мотивы, эмоциональную сферу, познавательный интерес и активность детей.
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями», сказал Жан-Жак Руссо.
Системно – деятельностный подход ставит несколько задач перед педагогом:
- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
- Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
- Помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Методологические подходы к организации занятий с детьми:
- Ребенок занимает активную позицию на занятии: он – то слушающий, то – наблюдающий, то - действующий;
- Во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;
- Обязательны смена мизансцен и движение;
- Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;
- Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;
- Упражнять детей видеть возможность выполнения заданий разными способами (ситуация выбора);
- Статическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;
- В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;
- Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
Структура с позиции системно - деятельностного подхода состоит в следующем:
- педагог создает проблемную ситуацию;
- ребенок принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- педагог управляет поисковой деятельностью;
- ребенок осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Если, стремясь к реализации деятельностного подхода, педагог упускает какие – то структурные моменты, организуя деятельность воспитанников, то он либо вообще не является в этом случае субъектом деятельности, либо выполняет ее как иллюзорную, как отдельные действия. Ребенок освоит содержание образования только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и активно-положительная мотивация для такого освоения. Это, в свою очередь, требует обучения его: целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Литература:
- Петерсон Л.Г., Абдулина Л.Э. Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников//Управление ДОУ.-2013.-№2
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование.-1998
- Системно - деятельностный подход к разработке стандарта нового поколения. А.Г. Асмолов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...
«Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»
Организация образовательных процессов с учетом возрастных особенностей...
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...
Мастер-класс «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОО»
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоя...
Доклад к семинару: «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»
Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. Б. Шоу....
Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»
Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»...
Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...