Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»
статья
Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_paliy_zhabina.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья в сборник научно-практической конференции
«Современная психология и педагогика в теории и практике: актуальные вопросы и современные аспекты»
Автор: Палий Анна Ивановна, Жабина Надежда Павловна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
центр развития ребенка- детский сад №5
муниципального образования
Усть-Лабинский район
«Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»
«Наш важнейший педагогический инструмент-
Умение глубоко уважать человеческую личность в
своём воспитаннике…
В.А. Сухомлинский
Общая педагогика — это теоретическая система педагогических наук, исследующих педагогические знания, теорию и практику, методы и функции, место педагогики среди других наук.
Педагогика является одной из самых древних наук. На протяжении всей истории общества происходило становление и развитие народной педагогики. Постепенно людей, связанных с обучением и воспитанием, стали называть педагогами. Обобщение накопленного педагогического опыта дало толчок в развитии педагогики как отдельной науки, которая изначально входила в состав философии.
Как научная дисциплина, общая педагогика занимается изучением теоретических основ педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие человека.
Изучением объекта педагогики, является человек, развивающийся в процессе воспитания и появляющихся отношений.
Педагогика является, прежде всего, наукой о человеке. Объект познания в ней – это человек, развивающийся в ходе педагогической деятельности.
В педагогике человека как личность рассматривают со следующих позиций:
-социологическая (личность в социуме);
-психологическая (особенности возрастной психологии);
-биологическая (особенности физического развития).
Общая педагогика занимается изучением воспитательных действий и отношений, обеспечивающих развитие индивида. То есть происходит внутренняя последовательная трансформация физического, психического и духовного человеческого потенциала, через который реализуется сущность, назначение и личностное становление.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.
Деятельностный подход в воспитании растущего человека в непосредственно практическом аспекте своими истоками уходит вглубь истории. Человекосозидающая, личностнотворящая, облагораживающая функции деятельности, осознанной вначале лишь в форме производительного труда, были оценены еще на заре человеческой культуры и цивилизации. Труд как материальная преобразующая предметная деятельность явился первейшей причиной и предпосылкой выделения человека из природы, становления и развития в ходе истории всех человеческих качеств. Человеческая деятельность, взятая в целом, в полноте своих видов и форм, породила культуру, вылилась в культуру, сама стала культурой – той средой, которая растит и питает личность[5].
Личность – это системное человеческое качество, показательные черты индивида.
Проблема личности в педагогической науке трактуется с позиции преобразования и проявления ее педагогических свойств:
-воспитанности;
-образованности;
-развитости.
Кроме того, педагогика изучает социализации личности, то есть процесс и результат появления у человека социально детерминируемых педагогических образований.
Что такое личностно-ориентированное образование? Личностно-ориентированная образовательная модель понимается, как модель, выявляющая особенности воспитанника-субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические взаимодействия на основе субъектного опыта самого ребенка.
Педагогика в системе образования – это наука о воспитательных отношениях, которые появляются в процессе взаимозависимости воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, и направлены на становление личности.
Дословно “педагогика” переводится как “водить детей”. В России такие понятия как “воспитатель” и “воспитание” были очень схожими с терминами “педагог” и “педагогика”.
Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.
В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. «Развивающемуся обществу, подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью… способные к сотрудничеству…обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально - экономическое процветание».
Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду[1];
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь, чтобы он был сытым всю жизнь – дай ему удочку».
Поэтому, смело можно сказать: ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает учиться «ловить рыбу». В основу стандарта заложен системно- деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности воспитанников их возрасту и индивидуальным особенностям, представляющий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающий рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития[1].
Ещё в 1988 г. группа отечественных учёных (Виталий Александрович Сластенин, Евгений Николаевич Шиянови др.) утверждала: «Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, пассивности обучения воспитанников и, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности»[3].
Термин «системно- деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения. В любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы.
Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Если приоритетом общества и системы образования является подготовка вступающих в жизнь в новом качестве молодых людей, то и результат образования наряду с общей грамотностью выпускника измеряется успешностью решения таких задач, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности и становятся одним из значимых ожидаемых результатов дошкольного образования, отмеченными в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.
Системно -деятельностный подход в образовании - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения. Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребенка[3].
Чтобы разобраться, что такое системно -деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации образовательной деятельности занимает ведущее место в работе с дошкольниками. Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития личности ребенка[6]. Т.е. в результате использования форм, приемов и методов воспитательно-образовательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.
Самовыражение –это внешняя актуализация (через слово, действие) внутреннего состояния человека, не ограниченная никакими условиями или обходящая и даже игнорирующая их. Скрытые и подчас не осознаваемые самим человеком внутренние процессы, состояния всегда ищут выход «наружу» и человек пытается использовать разные средства для их «вывода». Иногда самовыражение происходит бессознательно. Это примерно та модель поведения, когда говорят: «Что у умного на уме, то у глупого на языке». Человек самовыражается в танце, песне, живописи и других видах творческой деятельности. По продуктам его деятельности всегда можно многое сказать о состоянии его души и духа. Этот феномен используется в диагностических целях, особенно в психоанализе[2].
Самовыражение детей есть метод раскрытия души, потенциальных возможностей личности. Для самовыражения создаются специальные условия полной свободы выбора действия. места и времени, средств и технологии выполнения.
Учёт индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей в обучении, прежде всего, означает диагностику индивидуальных познавательных стилей, определение преобладающих познавательных стилей в классе и учащихся «группы риска» (по терминологии Б. Лу Ливер), изучение предпочитаемых детьми с разными познавательными стилями видов деятельности в деятельности и характера заданий, соответствующую их адаптацию, творческое использование возможностей внутренней дифференциации (например, дифференцированной групповой работы на занятиях), дополнительные творческие задания по познавательным интересам (например, разработка дошкольниками исследовательских проектов и т.п.), индивидуальное консультирование детей[4].
Этот же взгляд на механизм становления и формирования субъективности ребенка позволяет увидеть системно -деятельностный к воспитанию, как подход личностно-ориентированный.
Целью системно- деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е , активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:
ставить цель – например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы;
решать задачи - как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и посадить их на лесной поляне;
отвечать за результат – все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т.д.
Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность.
При осуществлении системно -деятельностного подхода необходимо учитывать следующие принципы.
Принцип субъектности воспитания: каждый ребенок – участник образовательных отношений - способный планировать, выстраивать, предполагать ( кто-то предлагает цветы посадить), может оценивать свои действия и поступки.
Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены: учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребёнка как основания периодизации детского развития (если в раннем детстве – это манипуляция с предметами (катится – не катится), то в дошкольном возрасте – игра. Дети в игре становятся спасателями, строителями, путешественниками и т.д., которым приходится решать возникающие проблемы (как переправиться на другой берег, если нет лодки и т.п.).
принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых. То есть, вместе со взрослым, ребенок узнает что-то новое, еще неизведанное – проводя совместные эксперименты, ребенок узнает, почему мыльные пузыри только круглой формы.
Особое значение имеет положение, сформулированное Л. С. Выготским:
«...исследуя, что ребёнок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности: ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь полученные знания применять в повседневной жизни (лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит я их не буду рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали).
Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности: у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает: отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор – не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею Сказок.
Принцип обязательной рефлективности всякой деятельности.
При подведении итогов, рефлексии, вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем мы занимались?» и т.д. Вопросы должны быть проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Для чего это пригодиться вам в жизни?», «Что нам будет нужно сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителем о нашей сегодняшней игре?» и т.д. Ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.
Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности – это воспитательное значение деятельности, оказывая кому – то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность, это социально- комуникативное развитие – умение договариваться, работая в парах и микроогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, уметь слушать высказывания товарищей и т.д.
Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности: педагог умело, ненавязчиво, организует и руководит деятельностью детей (« «Давайте проверим, будет ли прочным домик, построенный из бумаги и т.п. Как мы это сделаем?»), находится не «над детьми», а рядом, ведь как говорил Лев Семенович Выготский - то что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно.
Принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Для того, чтобы активизировать детей, педагог может задать вопросы: «А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше перебраться на другой берег". Согласно концепции В.В. Серикова, элементарной технологической единицей личностно-ориентированного образования выступает диалог как специфическая форма обмена духовно-личностными потенциалами, как способ согласованного взаиморазвития и взаимной деятельности педагогов и обучающихся. Диалог является неотъемлемым атрибутом личностно- ориентированной ситуации
Личностно-ориентированная ситуация выступает как своеобразная игра, смысл которой, в отличие от «дела», не в достижении цели, а в свободном выражении своих творческих сил, в возможности познавать и решать практические задачи «играючи», освободившись от утилитарных целей.
Поиск деятельности, в которой был бы актуализирован личностный потенциал, силы саморазвития ребенка привел к выводу об игровой природе личностно-ориентированных педагогических технологий. Известно, что субъект проявляется, когда он участвует в целостном процессе деятельности, проходя все этапы: определяет сущности и далее переводит их в силы; определяет структуру деятельности; реализует деятельность, следит за изменениями в деятельности; за счет того, что запускал процесс деятельности и строил структуру, отождествляет себя с ним и тем самым строит свою индивидуальность. Именно такой процесс обучения является личностно-развивающим.
Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
Основными формами работы с дошкольниками в рамках системно-деятельностного подхода являются:
-экспериментально-исследовательская деятельность;
-игры-путешествия;
-игры с моделированием;
-художественное творчество, продуктивная деятельность;
-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
-самообслуживание и действия с бытовыми предметами;
-самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития.
Очень важно, чтобы дошкольники с самого раннего возраста могли без посторонней помощи добывать знания, а после чего применять их на практике. Системно -деятельностный подход дает возможность формировать у детей деятельностные качества, которые определяют успешность ребенка на всех этапах образовательного процесса и его дальнейшую самореализацию в будущем.
Список использованных источников:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
- Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка //В.В. Абраменкова /Мир психологии. – 1999.
- Асмолов А. Г. Системно- деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009.
- Ларионова И. А. Самореализация как системаобразующий фактор интегративной профессиональной подготовки специалистов // Педагогическое образование в России. 2011.
- Соломенникова О.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Аркти, 2015.
- Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...
Мастер-класс «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОО»
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоя...
«Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».
В современной образовательной практике сложилась парадоксальная ситуация: значительные изменения в системе образования и неготовность педагогов к реализации воспитательно-образовательного процесса и р...
Доклад по теме «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО»
Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определенной цели ( на результат).Деятельностный подход &ndash...
Доклад к семинару: «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»
Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. Б. Шоу....
Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...