Проект "Весёлые маляки"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Проект по использованию в разновозрастной группе (3-7 лет) техник нетрадиционного рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нетрадиционные техники рисования в доу | 128.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Весёлые маляки»
по теме
«Использование нетрадиционных техник рисования»
Автор проекта Воспитатель дошкольной группы
МОУ «Заклинская средняя общеобразовательная школа»
Телякова Н.М.
Курс 9.3.17 «Особенности образовательной деятельности в свете
требований ФГОС дошкольного образования».
Вид проекта: творческий.
Проект: Долгосрочный
Сроки и этапы реализации проекта: Сентября 2015 – Май 2016 гг.
Участники проекта: дети разновозрастной группы (2-7 лет), воспитатели, семья.
2017г.
Актуальность:
Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника.
Иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своём труде”.
Роден
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития, так как оно связано с самостоятельной, исследовательской, практической и творческой деятельностью ребенка
Тема проекта «Использование нетрадиционных техник рисования» выбрана мной не случайно. Работая с детьми, я заметила, что многие дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но есть в группе дети, которые равнодушны к изобразительной деятельности, при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, отсутствует творческий подход.
Чтобы вызвать интерес к рисованию, привить детям любовь к изобразительному искусству, необходимо начать с игры. Именно нетрадиционные способы рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисовать можно чем угодно, и где угодно, и как угодно! При этом быстро достигается результат работы. А разнообразие материалов ставит новые задачи перед ребёнком и заставляет все время, что - нибудь придумывать. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Поэтому считаю использование нетрадиционных техник рисования актуальным.
Цель проекта:
Вызвать у детей интерес к рисованию, привить любовь к изобразительному искусству, увеличить динамику уровня развития по изо деятельности.
Задачи проекта:
- знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования;
- способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;
- побуждать детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение и т.д.);
- содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми;
- повышать свою педагогическую компетентность.
Основные направления реализации проекта:
- социально-коммуникативное развитие (приобщает к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; воспитывает стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам;
- познавательное развитие (развивает познавательно-исследовательскую деятельность; формирует сенсорные представления; расширяет кругозор, развивает личностные качества);
- речевое развитие (способствует расширению словарного запаса, помогает формированию устной речи, ее развитию и обогащению);
- художественно-эстетическое развитие (развивает литературную речь, приобщает к словесному искусству, способствует эмоциональному восприятию);
- физическое развитие (сохранение и укрепление физического и психического здоровья у детей).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение детьми техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- увеличение динамики уровня развития по изобразительной деятельности;
- умение самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение педагогической компетентности;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Этапы реализации проекта
I - Подготовительный этап (организационный) (сентябрь 2015 г.) Деятельность педагога. II - Основной этап (практический) (октябрь2015г. – май 2016г) 1.Совместная деятельность педагога с детьми. 2. Взаимодействие с семьями воспитанников. 3.Совместная деятельность педагога, родителей и детей. III этап – завершающий | |
I - Подготовительный этап (организационный) (сентябрь 2015 г.) Деятельность педагога:
Задача: определить цель, задачи, основные направления реализации проекта, ожидаемые результаты.
Задача: повысить свою педагогическую компетентность. | . |
Задача: повышение компетентности родителей. |
- Наметила план предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Задача: определить объем и содержание работы по проекту.
II - Основной этап (практический) (октябрь2015г. – май 2016г)
- Совместная деятельность педагога с детьми.
Совместно с детьми назвали проект «Весёлые маляки», определили день занятия – среда, во второй половине дня. Занятия по проекту проводились один раз в неделю, участие в них было исключительно добровольным.
Оформили уголок «Весёлые маляки», который периодически пополнялся материалом для самостоятельной деятельности детей, алгоритмами рисования, папками с рисунками детей.
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования проводила после ознакомления с традиционными, соблюдая лексическую тему, которую изучали. Такая последовательность позволяет сформировать у детей способность разного видения объектов, развивает творческий подход к изобразительному искусству.
Технология работы по овладению детьми художественными техниками:
1 этап – Знакомство с художественной техникой.
2 этап – Упражнение в художественной технике.
3 этап – Самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.
В конце занятия рассматривали работы, обсуждали, оформляли выставку работ в родительском уголке «Умелые ручки».
В работе с детьми использовала:
- беседу;
- рассматривание репродукций картин;
- применение наглядного материала;
- практические упражнения для отработки необходимых навыков;
- показ воспитателя;
- экспериментирование с материалами;
- сравнение;
- игровые приёмы (сюрпризные моменты; эффект неожиданности; создание игровых ситуаций, обыгрывание игрушек, предметов, просьбы о помощи и др.);
- дидактические игры;
- художественное слово;
- пальчиковые игры;
- физкультминутки;
- подвижные и музыкальные игры;
- музыкальное сопровождение.
Необычное начало работы, применение игровых приемов, эмоциональная речь педагога, наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними, получение быстрого результата – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Группу посещают дети разного возраста, поэтому работу я строила с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Но если у малыша возникало желание попробовать ту или иную технику, то не препятствовала его желаниям и стремлениям.
Работу я начала с хорошо знакомых для детей техник: рисование на песке, на манке, рисование пальчиками, ладошками и ребром, тычком полусухой кистью. Затем постепенно вводила более сложные техники: рисование ватными палочками, оттиск (штамп), рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, монотипия, набрызг, кляксография и др.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- рисование ладошкой и ребром;
- оттиск печатками из картофеля;
- оттиск пробками;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- обрывание бумаги;
- скатывание бумаги;
- рисование на песке;
- рисование крупой, цветным песком;
- пуантилизм (рисование точками, ватными палочками)
- кляксография обычная
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- оттиск поролоном, пенопластом, печатками из ластика, с мятой бумагой;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель(«фотокопия»);
- отпечатки листьев;
- рисование на наждачной бумаге;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- волшебные веревочки.
- рисование мыльными пузырями, цветным клейстером;
- тычкование;
- рисование мятой бумагой
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
- кляксография с трубочкой, с ниточкой;
- монотипия (предметная, пейзажная);
- рисование с помощью штрихов и линий;
- знакомая форма – новый образ;
- граттаж (чёрно – белый, цветной);
- набрызг;
- тиснение.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
- Взаимодействие с семьями воспитанников:
Параллельно вела работу с родителями по теме «Использование нетрадиционных техник рисования ».
Содержание работы с родителями:
- анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».
Задача: выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.
- Родительское собрание на тему ««Использование нетрадиционных техник рисования».
Задачи: познакомить родителей с методами и приёмами работы с детьми посредством использования нетрадиционных техник рисования, и их ролью во всестороннем развитии ребёнка. Приобщение к изобразительной деятельности ребенка в условиях семьи.
Форма проведения: презентация, информационно – просветительская.
- Консультация на тему «Не бойтесь экспериментировать!».
Задачи: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования, показать, что различные материалы могут пригодиться в творчестве, превратить это в настоящее семейное увлечение.
- Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дома».
Задача: формировать у родителей умение организовывать самостоятельную изобразительную деятельность ребёнка дома».
- Памятка «Эти чудесные линии».
Задача: познакомить родителей с техникой «чиркать» - рисования штрихами и линиями.
- Индивидуальные беседы с родителями.
Задача: оказание психолого – педагогической поддержки родителям.
- Совместная деятельность педагога, родителей и детей.
- Оформление уголка в группе «Весёлые маляки».
- Периодическое пополнение и обновление уголка материалом (бумага разного размера и фактуры, зубные щётки, разнообразные расчёски, палочки, свечи и др.).
- Мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда».
Задачи: познакомить родителей и детей с техникой «оттиск» (штампами из овощей и фруктов, поролоном, пробкой, с мятой бумагой и др.), ниткография. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми через использование нетрадиционной техники рисования.
- Мастер - класс «Таинство рисования».
Задача: познакомить родителей и детей с техникой «свеча + акварель» (фотокопия), «граттаж цветной», рисование солью. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми через использование нетрадиционной техники рисования. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.
- Выставки совместных творческих работ с использованием нетрадиционных техник.
III этап – завершающий:
Создание портфолио проекта «Волшебные маляки».
Презентация проекта «Волшебные маляки».
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками. Детям очень нравится разнообразие техник. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей, смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, процесс экспериментирования с материалами Дети готовы многократно повторять то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех. Работы стали более выразительными, разнообразными, сюжетные. Дети стали использовать в работе одновременно несколько техник рисования. Родители с большим интересом стали обращать внимание на работы детей, обсуждать с ними содержание рисунка, выполняют дома работы по собственной инициативе и по инициативе детей. Эти работы теперь украшают нашу группу.
Список литературы.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,2005.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Творческий центр «Сфера», Москва 2004.
- Субботина Л. Развитие воображения у детей. Л.Субботина. – Ярославль, 2007.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. А.В. Никитина. – Каро, 2007.
- Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет. /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
- И.А. Лыкова «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
- И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.
- Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей».
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
- Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10.
- Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика.
- Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения.- Яр., 19972011. №7(72).
- Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная педагогика. 2009. №1 (50).
- Быкова О. А., Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. // Дошкольная педагогика. 2011. №5 (70)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа кружка "КАЛЯКА-МАЛЯКА" с тематикой для детей средней группы с внедрением ФГОС .
КРУЖОК «КАЛЯКА-МАЛЯКА» Изобразительная ...
Консультация для родителей "Каляки - маляки: о чём они могут рассказать?"
Консультация поможет родителям узнать психическое состояние ребенка. Рисунок – это отражение реальности. Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отнош...
Консультация для родителей "Каляки - маляки: о чем они могут рассказать?"
автором представлен материал для родителей о значении детского рисунка....
Программа занятий арт-студии "Каляка-Маляка"
Программа развивающих занятий в творческой мастерской рисунка для детей 8-12 лет. На занятиях по данной программе дети сами придумывают сценарий, героев, сами рисуют свой собственный комикс и об...
Родительское собрание Тема: «Каляка -маляка»
Родительское собрание для ДОУ тема: «Каляка -маляка» (использование нетрадиционных техник рисования)....
Перспективный план по кружковой работе «Каляка – Маляка»
Перспективный план по кружковой работе на 2016-2017 учебный год в подготовительной группе №1«Каляка – Маляка». ...
План-программа по кружковой работе "Каляка-маляка" (средняя группа)
План-программа по кружковой работе "Каляка-маляка" (средняя группа)...