Программа занятий арт-студии "Каляка-Маляка"
рабочая программа по рисованию на тему
Программа развивающих занятий в творческой мастерской рисунка для детей 8-12 лет. На занятиях по данной программе дети сами придумывают сценарий, героев, сами рисуют свой собственный комикс и обрабатывают его в компьютерной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_art-studiya_kalyaka-malyaka.docx | 57.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Центр «Юность Урала»
Филиал оздоровительно-образовательный центр «Уралочка»
АРТ-СТУДИЯ
«КАЛЯКА-МАЛЯКА»
Развивающие занятия в творческой мастерской для детей 8-12 лет
Составитель: Смирнова Анна Владимировна
Воспитатель ОО центра «Уралочка»
Верх – Нейвинский
2015 год
Пояснительная записка
«Комикс – небольшая, наполненная иллюстрациями книжка лёгкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями», - говорит нам Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
А Большая Советская Энциклопедия уточняет: «Комикс (англ. Comics, мн.ч. от comic - комический, смешной) – графически-повествовательный жанр, серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование»
Комикс – это жанр современного искусства, сочетающий изобразительный ряд с литературным текстом. Фактически комикс является дедушкой кино и отцом анимации. По мнению А.Г. Сонина: «За последнее столетие цивилизация породила три общественно значимых феномена, официально занесенных в список искусств: это кино, телевидение и комикс.
Итак - комиксы - это ряд картинок, иногда сопровождаемый или не сопровождаемый текстом, последовательно рассказывающий какой-то сюжет. Рисованные персонажи в них говорят между собой, что изображается выходящим из их ртов облачком с текстом. Также существует облачко с текстом мыслей персонажей и блок пояснительного текста «от автора». Звуки также выражаются посредством написания слов. Грубо говоря, комикс - это та же литература, сходная с чтением пьесы, но соединенная с иллюстрацией и опустившая из книги текст описания обстановки (это можно нарисовать), что может быть плюсом, поскольку не отвлекает читателя от сюжета и диалогов.
К сожалению, в нашей стране не наблюдается большой любви к этому жанру литературы. Так как большинство россиян, еще в школе приучены к тому, что мы самое духовное и читающее общество. Но на самом деле история доказывает обратное.
Можно сказать, комикс в России существует испокон веков и всегда был любимым народным жанром. Начало российскому комиксу положили жития святых, которые традиционно изображались в виде комикса. Позже эта идея трансформировалась в лубок – череду картинок с подписями «на злобу дня». В свое время лубок висел в практически каждой избе. Первые лубки были в виде бумажных икон, библейских картинок, на темы «Жития святых». Такие лубки нередко распространялись в народе бесплатно, при содействии богатых монастырей. Позже появились лубки с сюжетами на мирские, светские темы. Но, конечно же, в первую очередь эти истории в картинках предназначались для детского чтения. Нельзя не сказать и о неподражаемом Мурзилке, на котором выросли целые поколения русских детей в России. А почему бы не предоставить самим детям такую замечательную возможность самим сочинить сою историю в картинках. Данная программа поддерживает государственный курс на развитие литературы и знакомство детей с историей литературы и многообразием литературных жанров.
Цель программы: Создание благоприятный условий способствующих развитию творческих способностей и самовыражению ребенка посредством литературного жанра – комикс.
Задачи программы:
1.Познакомить детей с историей создания жанра – комикс, его особенностями и структурой.
2. Научить самостоятельно выстраивать литературную композицию, придумывать и рисовать героя согласно правилам жанра.
3. Воспитывать чувство ответственности за своего героя, сюжет, действия, слова, а также уважение к другим авторам.
Занятия по данной программе это – творческая мастерская совместной работы педагога и детей. Творчество, сочинительство, сказки, истории и рассказы, развивают воображение, расширяют словарный запас, тренируют память, а главное дают ребенку возможность самореализоваться и попробовать свои возможности на литературном поприще.
Дети, приезжающие на оздоровление в центр «Уралочка», имеют разновозрастной диапазон от 6 до 12 лет. Данная программа подходит для детей разного возраста и не имеет ограничений, так как в способности придумывать, рисовать, сочинять нет предела. Конечно, по развитию творческих навыков дети все разные, но это лишь задача педагога, помочь, более младшему и привлечь к помощи старших детей.
Занятия в творческой мастерской это занятия в свободной форме, при организации совместной деятельности и самым главным в нем будет процесс творчества. Все события и персонажей дети придумывают сами. И это обстоятельство само по себе создает необычную атмосферу. Цикл занятий включает в себя также и информативное звено. На нем дети узнают о истории создания комиксов, ее героях, правилах создания и рисования комиксов, как составить композицию и сценарий. По итогам занятий все работы будут оформляться в большой детский журнал комиксов и размещаться в интернете на сайте ГБОУ центра «Юность Урала». Все авторы получают авторские свидетельства.
Занятия планируется проводить согласно расписанию развивающих занятий. Продолжительность занятия 25 минут.
Учебно – тематический план занятий
№ п.п | Тема занятий | Количество часов | |
Теорет. | Практич. | ||
1. | История создания комиксов | 0.5 | 0.5 |
2. | Русский лубок | 0.5 | 0.5 |
3. | Разновидности современных комиксов. Образцы комиксов | 0.5 | 0.5 |
4. | Как стать художником - комиксистом | 0.5 | 0.5 |
5. | Настоящий комикс - это | 0.5 | 0.5 |
6. | От сценария к картинке | 0.5 | 0.5 |
7. | Создание персонажа | 0.5 | 0.5 |
8. | Композиция комикса | 0.5 | 0.5 |
9. | От наброска к цвету | 0.5 | 0.5 |
10. | Итоговое занятие | 0.5 | 0.5 |
Содержание курса
1 занятие: История создания комиксов
Знакомство детей с историей создания комиксов. Родиной происхождения и первыми авторами комиксов.
Практическая деятельность: Игра на знакомство с авторами арт-студии «Каляка-Маляка» - «Я автор!»
2 занятие: Русский лубок
История создания русского прототипа комикса – Лубка.
Авторы, идеи, примеры.
Практическая деятельность: Игра «Фантазеры» или «Конкурс врунов» для сочинителей самой невероятной истории.
3 занятие: Разновидности современных комиксов. Образцы комиксов.
Знакомство детей с многообразием рисунков и историй комиксов. Самые известные герои их авторы. Знакомство с различными направлениями комиксов.
Практическая деятельность: Составление плана своей истории. Хода событий и финала.
4 занятие: Как стать художником – комиксистом.
Знакомство с авторами комиксов, и их умением рассказать хорошую историю в картинках не прибегая к словам.
Практическая деятельность: Разработка деталей истории и формами ее передачи через рисунок.
5 занятие: Настоящий комикс – это
Знакомство с правилами оформления комикса, формами передачи чувств, звуков, мыслей и диалогов героев.
Практическая деятельность: Проработка слов героев, их мыслей и чувств, а также сопровождающих повествовательных текстов.
6 занятие: От сценария к картинке
Правила последовательности и логичности сюжета, правила оформления второго плана.
Практическая деятельность: Проработка и процесс создания истории в картинках.
7 занятие: Создание персонажа
Как нарисовать главного героя, как в рисунке показать его качества, характер.
Практическая деятельность: Создание образа главного героя в комиксе.
8 занятие: Композиция комикса
Знакомство с формой расположения истории и компоновкой кадров.
Практическая деятельность: Процесс создания собственного комикса, расположение кадров согласно правилам компоновки, доработка недостающего.
9 занятие: От наброска к цвету
Правила цвета, выбор цвета, в соответствии с идеей комикса и характера героя.
Практическая деятельность: Окончание работы над комиксом, доработка цвета.
10 занятие: Итоговое
Подведение итогов, вручение авторских свидетельств и знакомство читателей с авторами комиксов и их работами .
Требования к уровню подготовки:
- уметь логически выстраивать последовательность событий;
- расширить свой кругозор и словарный запас;
- уметь сопереживать и учитывать мнения других;
- проявлять коммуникативные навыки;
- осознавать важность и индивидуальность каждого человека;
- развить свои творческие навыки;
Формы работы с детьми: индивидуальные и групповые.
Способы работы: теоретические и практические.
Формы занятий: игра, беседа, творческая мастерская
Основные методы организации: наглядный, репродуктивный (воспроизведение увиденного), словесно-описательный, игровой и свободы творчества.
Учебно-методические обеспечение:
- место для проведения занятий – творческая мастерская, класс;
- карандаши, фломастеры, краски, тушь, гуашь;
- альбомы, ножницы, резинки, точилки;
- наглядный дидактический материал;
- фотоаппарат, сканер, программное обеспечение «PowerPoint”
- телевизор, адаптивные аксессуары, ноутбук.
Список используемой литературы
1. Сборник статей и публикаций «Первое сентября» 2011 год. М.
2. «Игры для детей» сборник игр под редакцией Зуброва С.Б. М, 2012 год.
3. Электронный ресурс:
Википедия ru.wikipedia.org
www. comics.com.ua
www. zavadskaya.wordpress.com
www. diletant.ru
www/ pustunchik.ua
www. club-3t.ru
4. Большая Советская Энциклопедия М 1995г
5. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» М 1987г
6. А.Г. Сонина «Феномены 21 века», издательство «Эксма» 2010 г
Сведения об авторе: Смирнова Анна Владимировна
Место работы, должность: ГБОУ Центр «Юность Урала» филиал Оздоровительно-образовательный центр «Уралочка», воспитатель
Образование: высшее УрГСХА, ученый агроном по специальности «Агрономия», УрГПУ Педагогическое образование, магистр «Управление качеством воспитательной работы в образовательном учреждении»
Стаж работы: 18 лет, в данном учреждении – 11 лет
Квалификационная категория: первая категория
Дата рождения: 2 января 1977 года
Адрес: Свердл. обл. г. Новоуральск ул. Ленина д. 113 кв. 75
Телефон: сот. 89501957826 раб. 5-96-16
Планы занятий по программе арт-студии «Каляка-Маляка»
1 занятие. История создания комиксов
Каждый из нас читал, или хотя бы знает, что такое комикс. Но вот с историей возникновения этого печатного продукта знакомы далеко не все. Поэтому без долгих вступлений по поводу того, что комиксы стали неотъемлемой частью молодежной культуры 80-90-хх годов ХХ столетия, перейдем к истории "жизни" комиксов.
1922 год. Журнал "Comic Monthly" начинает регулярно выделять колонку специально для комиксов.
С 1929 по 1933 год Джордж Делакот напечатал 36 выпусков комикса под названием "The Funniest" - это было первое цветное издание комикса.
1933 год. Идею печати в цвете подхватили работники Нью-Йоркской фирмы Eastern Colour Printing Company. Они напечатали тридцатидвухстраничный комикс "Funniest on Parade".
С 1933 по 1940 комиксы начали печататься регулярно в разных газетах и издаваться отдельными книжками.
1938 - появился еще один журнал - "Action Comics" - основным героем которого был Superman, а чуть позже на свет появился как бы в противовес Супермену - Бэтмен, человек-летучая мышь.
С 1944 по 1952 годы выходит целый ряд новых суперкомиксов, таких как "Капитан Америка", сериал "Военных комиксов", "Полицейских комиксов" и целый набор героев мультфильмов: "Кролик Багз Банни", "Утенок Дональд", "Микки Маус", "Поросенок Порки"; серии патриотических, антивоенных, антифашистских комиксов, первые появления комиксов-ужастиков со злодеем Франкенштейном. Это был настоящий бум комиксов. Все они выходили разными тиражами, но самыми редкими были комиксы Делла и Харви.
1953 - 1959 годы. Небольшой спад в продажах комиксов из-за относительно низкого их качечства.
1960 - 1970. Снова подъем и самым значительным событием стало появление в августе 1962 нового героя комиксов Спайдермена (Spiderman) - человека-паука. Его придумал писатель Стен Ли, а нарисовал художник Стив Дитко.
В 1970-м новый бум произвел сериал "Конан-Варвар" по роману Роберта Говарда.
1970 - 1980. Начало бешенной конкуренции в комикс-индустрии между двумя крупнейшими печатными компаниями "Марвелл" и "Делл". "Делл" начинает переиздавать комиксы 30-х - 50-х годов, а "Марвелл Комикс" отвечает на это серией новых приключений Спайдермена.
1977 - за три месяца до выхода сенсационного фантастического фильма Джорджа Лукаса "Звездные войны" компания "Марвелл Комикс" приступила к изданию серии комиксов по мотивам фильма. "Звездные войны" превзошли все ожидания, побив все рекордные тиражи. Агенство Warner Communications привлекает читателей персонажами Халк, Доктор Стрэйндж, Дик Трейси и Флэш Гордон. Впоследствии по этим комиксам были отсняты художественные и мультипликационные фильмы. Даже музыкальный журнал Heavy Metal порадовал авангардной комикс-книгой лучших европейских художников.
1980 - 1990 годы. Индустрия комиксов в полном расцвете.
1989 год стал пятнадцатой годовщиной Бэтмена. К этому году был приурочен цикл комиксов и снят художественный фильм "Бэтмен", в котором участвовали такие первоклассные актеры, как Майкл Китон (Брюс Уэйн) и Джек Николсон (Джокер), все было продуманно до мелочей, и фильм стал самым кассовым за всю историю кино, и комиксы принесли немало денег.
1990 год. Выходит серия "Классика в иллюстрациях", которая включала в себя "Моби Дик", "Ворон", поэмы Эдгара По, "Большие надежды" Дикенса, "Алиса в Зазаеркалье" Льюиса Кэррола. Настоящую сенсацию произвели "Мутанты черепашки-нинзя", которых выпустила в свет Mirage Studios, авторы сценария Кевин Истман и Питер Лерд. Выпускается сериал комиксов, выходят одноименные многосерийные мультипликационные и художественные фильмы.
Целые поколения людей по всему миру выросли на комиксах. И до наших дней этот вид творчества остается востребованным и любимым среди взрослых и детей.
Практическое задание:
Игра на знакомство с авторами арт-студии «Каляка-Маляка» - «Я автор!»
Занятие 2. Русский лубок
Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.
История Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.
Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.
Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.
В конце XIX века лубок возродился в виде комиксов.
В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.
В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези».
Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.
Сюжеты картин Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.
Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте, Радклиф, Коттен, Шатобриана и других писателей.
В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности), лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим — пуп земли).
Производство Гравёры назывались «фряжских резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.
Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.
Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.
Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. (Приложение 2)
Практическое задание:
Игра «Фантазеры» или «Конкурс врунов» для сочинителей самой невероятной истории.
Занятие 3. Разновидности современных комиксов. Образцы комиксов
Знакомство детей с многообразием рисунков и историй комиксов. Самые известные герои их авторы. Знакомство с различными направлениями комиксов.
Комикс (от англ. comic — смешной) — рисованные истории, рассказы в картинках. Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.
Среди других названий этого вида искусства и отдельных его разновидностей — рисованные истории, для масштабных комиксов — графические романы (они же графические новеллы), для коротких — стрипы. В некоторых странах с развитой индустрией рисованных историй для них есть своё название. Так, во франкоязычном мире комикс называют фр. bande dessinée (рисованная лента) или BD, японские комиксы называются манга.
Скотт МакКлауд, автор книги «Суть комикса» (англ. Understanding comics), предлагает краткое определение «последовательные изображения», и более полное — «смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности». Жорж Садуль определяет комиксы, как «рассказы в картинках»
В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом (например, «Арзак» Жана Жиро). Но чаще всего, прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера — «словесного пузыря», который, как правило, изображается в виде облачка, исходящего из уст, или, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса.
Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Но исторически сложилось, что самые распространённые жанры комикса —приключения и карикатура. Этот стереотип долго портил репутацию комиксов.
Стандартный состав комикса
Обложка — передаёт основной смысл комикса.
Фронтиспис — рисунок перед титульным листом. Даёт читателю возможность побольше узнать о комиксе.
Титульный лист — на нём могут находиться: краткое вступление, имена авторов, художников, контуровщикови т. д. Может сопровождаться небольшими иллюстрациями.
Основная часть — страницы, количество которых неограниченно, но в стандартных комиксах их от 20 до 40.
Pin-Up Page — дополнительные рисунки от основных художников или от других людей, имеющих какое-то отношение к комиксу, например, альтернативные варианты обложек.
Современный век В начале XXI века комиксы получили новое воплощение за счёт новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов, а также целого ряда талантливых художников, таких как Эшли Вуд, Тодд Макфарлейн, Сэм Кит, Паоло Ривера, Грег Капулло, Умберто Рамос, Джузеппе Камунколи и др. Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологиями. Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, а фильмы имеют невероятный успех во всем мире.
Современные виды комиксов:
Веб-комикс
Графический роман
По технике рисования:
компьютерный
нарисованный
цветной
графический
По тематике историй:
- о похождениях суперменов,
- о приключениях в джунглях,
- о животных,
- о преступлениях (самая «массовая» разновидность),
- о войне,
- «любовные»,
- научно-фантастические,
- псевдоисторические комиксы,
а так же комиксы, сжато и упрощенно перелагающие произведения классической литературы.
Практическое задание: Составление плана своей истории. Хода событий и финала.
Занятие 4. Как стать художником - комиксистом
Знакомство с авторами комиксов, и их умением рассказать хорошую историю в картинках не прибегая к словам.
Прежде чем вы начнете, вы должны разобраться, чего именно вы ждете от работы. Может, вы рассчитываете заработать таким манером кучу денег, а может, вы просто хотите создавать произведения искусства, от которых люди будут балдеть. Если вам нужны деньги и признание, вам прямая дорога в большие фирмы, вроде «Marvel», «DC» и «Image».
Если же вы не хотите жертвовать своей творческой индивидуальностью, занимаясь коммерческим искусством, в эти компании не стоит и соваться. В таком случае вам нужно идти в небольшие издательства, вроде «Caliber» или «Fantagraphics»; оба эти издательства публикуют немало замечательных комиксов, чьи создатели отличаются индивидуальным художественным видением. А еще того лучше, издайте собственную работу сами.
В комиксах вы должны суметь рассказать историю в картинках. Хороший комиксист сможет рассказать хорошую историю на нескольких страницах, не прибегая к словам.
Вам необходимо выработать стиль, который позволил бы вам рисовать одновременно и хорошо, и быстро.
Рисование карандашом
Мне известны два способа, которые помогут вам начать рисовать комиксы. Первый — изучать искусство и рисовать с реальной жизни, а второй — просто подражать стилю какого-то другого художника. Многие наверняка нахмурятся, прочитав об этой второй возможности, но читайте, пожалуйста, дальше, и я вам все объясню. Сначала я расскажу о второй возможности.
Подражание и клонирование
Для начинающих художников совершенно естественно начинать рисовать, вдохновляясь искусством того, кем он (или она) восхищается.
Любой состоявшийся художник обладает собственной манерой рисования, и каждый из них вырабатывал ее в течение долгих лет постоянной практики и учебы. Но если начинающий художник всего лишь копирует состоявшегося, этого недостаточно. Фактически, если вы занимаетесь одним только копированием, я первый покачу на вас бочку. Художнику необходимо понимание, почему тут или там нужны именно такие линии, изгибы, формы и предметы. И научиться этому можно через понимание базовых принципов искусства. Я полагаю, что именно это сочетание информации о рисунке и может обучить новичка, сделать его полноценным, полноправным художником-комиксистом, со своим собственным, уникальным стилем.
Срисовывание реальной жизни
Прежде чем учиться тому, как рисовать комиксы, человеку следует научиться тому, как быть художником. Возьмите карандаш и принимайтесь рисовать все, что вы видите вокруг себя. Рисуйте деревья, птиц, автобусы и автомобили, и старайтесь при этом подмечать все мелкие детали. Важнее всего, конечно, рисовать людей. Присматривайтесь к тем, кто вас окружает. Обращайте внимание на то, как они ходят, как они сидят и как они стоят, примечайте, как одежда сидит на их телах.
Преувеличение
Итак. Теперь, когда вы уже, вероятно, усвоили кучу вспомогательного материала не только с этого сайта, но также и из множества других источников, — дерзайте! Начинайте рисовать. Но есть еще один совет, которого вам не следует забывать. Если вы намерены рисовать супергероев для больших издательских компаний, помните, что вы изображаете мир комикса. Рисуя для своей публики, никогда не упускайте из виду, что вам надо рисовать преувеличенно. Если это взрыв, мало просто показать вспышку. Сделайте его как можно более разрушительным. И пусть всё окружающее реагирует на него. Пусть окна здания разлетаются вдребезги, и во все стороны летят обрывки газет. Когда герой бьет злодея, сделайте так, чтобы читатель ощутил удар. Пусть вдоль движения его кулака летит кровь, слюна и клочья волос. Добавьте спидлайны, чтобы обозначить сокрушительность удара.
Обведение тушью
Я думаю, едва ли кто-то мечтает стать контуровщиком комиксов. Любой начинающий художник почти всегда стремится быть и рисовальщиком, и контуровщиком. В идеале, художник САМ должен обводить свои собственные карандашные наброски, поскольку только так он сможет говорить, что работа полностью его.
Практическое задание: Разработка деталей истории и формами ее передачи через рисунок.
Занятие 5. Настоящий комикс - это
Знакомство с правилами оформления комикса, формами передачи чувств, звуков, мыслей и диалогов героев.
Правила построения комикса:
1. Комикс должен начинаться и заканчиваться отдельной полосой (не разворотом).
2. Первая полоса комикса должна содержать крупный кадр с общим планом, насыщенным деталями, располагающими к рассматриванию, который показывает читателю, где и когда происходит действие.
3. Последняя полоса комикса должна содержать крупный кадр с общим планом, насыщенным деталями, располагающими к рассматриванию. Читатель только что стал свидетелем кульминации и развязки захватывающей истории, ему нужно перевести дух и ощутить послевкусие истории, прежде чем он захлопнет книгу.
4. Композиция комикса всегда строится разворотами (кроме первой и последней полосы).
5. Действие на развороте составляет собой законченный эпизод, как абзац в литературном тексте. Кадр - предложение (законченная мысль), разворот - абзац.
6. Количество «этажей» на полосе в сбалансированной истории должно равняться трем, максимум четырем.
7. Комикс - визуальное искусство, поэтому на него распространяются те же законы, что и на живопись, графику и т.п.
8. Кадры на развороте должны быть разного размера. Несколько кадров одинакового размера подряд утомляют читателя и мешают восприятию: возникающая монотонность запутывает взгляд, читателю становится труднее понять, что следует за чем.
9. ХВОСТЫ БАЛЛОНОВ. Несколько примеров специальных баллонов, некоторые из которых я взял из конспекта, сделанного Мишей Заславским на мастер-классе Дани Кузьмичева на фестивале 2003 года. Мыслительный баллон, баллон шепота, «механический баллон», баллон крика, баллон ледяной злобы, баллон огненной угрозы, баллон усталости, «трусливый» баллон Я не был на лекции Дани, поэтому не знаю, как в его исполнении выглядели упомянутые в конспекте баллоны огорчения и оргазма. Также из мастер-класса Кузьмичева можно упомянуть использование в баллонах идеограмм. Пронзенное сердце: «я тебя люблю»; и шестеренки: «работа мысли». (приложение 3)
Практическое задание: Проработка слов героев, их мыслей и чувств, а также сопровождающих повествовательных текстов.
Занятие 6. От сценария к картинке
Правила последовательности и логичности сюжета, правила оформления второго плана.
Классический газетный комикс состоит из четырех или шести рисунков, связанных единством времени и действия повторяющихся героев. В пределах ограниченного пространства всякий раз происходит завязка и кульминация события, которое парадоксальным образом сохраняет «открытый конец» (бесконечное «продолжение следует»).
Серия комиксов про Супермена и Бетмена существует и по сей день. Разумеется, ее продолжают другие художники, и это еще одна существенная особенность комикса. Он может переходить по наследству от одного автора к другому. Комикс сильнее своего автора. Равнодушие к его личности создает особый тип анонимности, которая отличает комикс от всех других видов искусства новейшего времен, приближает к «народному творчеству», возвещает о закате авторской цивилизации.
Вопрос о том, что важнее в комиксе: визуальная или текстовая сторона, решается примерно так же, как и в кино, где зрительный ряд обязателен, текст - факультативен, он стремится к самосокращению, иногда ограничивается междометиями. То, что в кино передается звуками, в комиксе передается звукоподражанием. Языки с богатым набором звукоподражаний, такие, как японский, охотно используют в комиксах весь свой набор.
Практическое задание: Работа над комиксом, с использованием правил построения комикса. Проработка и процесс создания истории в картинках.
Занятие 7. Создание персонажа
Как нарисовать главного героя, как в рисунке показать его качества, характер.
Шаг 1
Попробуйте подумать о ком-то (желательно о знаменитости - о ком-то, кого фотографируют с большого количества точек), кто напоминает вам персонажа.
Шаг 2
Попытайтесь найти как можно больше картинок своей модели.
Шаг 3
Попытайтесь нарисовать героя, уловив его характер.
Шаг 4
Вращение. Изобразите героя в разных ракурсах.
(приложение 4)
Практическая деятельность: Создание образа главного героя в комиксе.
Занятие 8. Композиция комикса
Знакомство с формой расположения истории и компоновкой кадров.
Правила построения и компоновки рисунков.
1. Действие на развороте разворачивается из верхнего левого угла в нижний правый угол. Соответственно, сцены (включающие от одного до нескольких кадров) на каждом развороте по важности распределяются так:
1) верхний левый угол;
2) верхний правый угол;
3) нижний правый угол;
4) нижний левый угол.
Все основные действия, совершаемые главными персонажами, все основные слова, которые они говорят, располагаются на этой оси. В нижнем левом углу располагаются вспомогательные сцены, расшифровка места и времени действия при помощи деталей обстановки и реплик дополнительных персонажей.
2. Каждый разворот заканчивается кадром, побуждающим читателя перевернуть страницу, чтобы узнать, что произойдет дальше. Т.е. в последнем кадре каждого разворота содержится незаконченное действие, результат которого читатель видит только на следующей странице. Это неотвеченный вопрос, ответ на который читатель получает, только перевернув страницу. Такой кадр называется «крюк».
3. Действие в каждом кадре развивается так же, как и на всем развороте - в целом слева направо. Движение в кадре справа налево означает остановку развития истории, препятствие, которое должен преодолеть герой, и т.п. Каждое движение в кадре справа налево - исключение, причины которого автор должен четко себе формулировать.
4. Персонаж, расположенный у края кадра, ближнего к краю полосы, должен быть развернут в сторону центра полосы. Исключение: если только действие нарочно не выводится за край кадра - персонаж «уходит».
5. В комиксе действует то же правило чередования крупностей, что и в кино. В ряду последовательных кадров крупности должны чередоваться.
6. В больших кадрах задний план должен быть детализирован, т.е. на нем должно быть изображено все то, что в реальной жизни там было бы видно. В маленьких кадрах, передающих быстрое действие, фон не нужен вообще, он лишь мешает восприятию. Также фон не нужен в кадрах с «говорящими головами», где главным является прямая речь и ее источник - говорящая голова.
Практическая деятельность: Процесс создания собственного комикса, расположение кадров согласно правилам компоновки, доработка недостающего.
Занятие 9. От наброска к цвету
Правила цвета, выбор цвета, в соответствии с идеей комикса и характера героя.
Для работы можно использовать:
1. Тонкие стальные перья. Для контуровщика это инструмент номер один. Росчерком вы можете провести линию, изменяя ее толщину от тонкой до толстой. Сначала очень раздражает необходимость без конца макать перо в тушь, но через какое-то время вы привыкаете к этому.
2. Механические ручки. Из них я предпочитаю обычные гелевые ручки. Ими я обычно пользуюсь для обведения контуров архитектурных и технических объектов. Иногда я обвожу ими и сами фигуры, — когда чувствую, что с перьями не достигаю желаемого эффекта. Чаще всего в настоящее время я сочетаю работу пером с работой механическими ручками.
3. Кисти. Можно применять кисть лишь для волос, листьев, травы и для некоторых спецэффектов. но есть мастера которые рисуют кистью практически всё. Такого владения кистью мне еще лишь предстоит достичь. Я предпочитаю собольи кисточки, поскольку ими мне удается проводить очень плавные и тонкие линии.
4. Тушь и бумага. Без подходящей туши и без подходящей бумаги, как бы вы ни старались, вы не сможете нарисовать по-настоящему хорошие линии контура, особенно если перо, как часто бывает, царапает бумагу. Думаю, вам стоит купить образцы бумаги каждого сорта, с которым, по вашему мнению, вы могли бы работать, и попробовать на каждой из них разную тушь, — проверить, как они будут сочетаться вместе.
5. Фломастеры и ручки для рисования. Работать карандашами и ручками для рисования очень просто и приятно. Иногда можно воспользоваться фломастерами для того чтобы выделить контур предмета, зачернить какие-то предметы или чтобы толсто прочертить грани кадров. Но постоянно ими пользоваться не рекомендуется, особенно если вы хотите, чтобы оригинал выглядел хорошо. Получается не очень красиво выглядящих оригиналов, с неравномерно закрашенными тенями, замазками, грязно прочерченными рамками и т.д.… Но, каким-то образом, в ходе печати, все перепады чёрного цвета выравниваются, и все выглядит отлично. Однако многие контуровщики стремятся избежать этого, стараясь, чтобы их оригиналы были аккуратными и красивыми, просто из любви к искусству и, разумеется, ради более высокой цены, — на тот случай, если в дальнейшем им понадобится продать их.
6. Белая краска. Обычно это «Pro White» или же корректирующая жидкость, они используются для исправления ошибок.
7. Гвозди и резцы. Да, хотите верьте, хотите нет! Ими процарапывается рисунок поверх плотно покрывающего бумагу слоя туши. Такая техника создает эффект искр или дождя.
8. Угольники и лекала. В их число входят рейсшины (хотя предпочтительно для работы инструмент, который называется «прямоугольник» — по сути, это та же рейсшина, но оба ее конца соединены проволокой, что позволяет поднимать и опускать его край), треугольники, лекала, шаблоны (круглые и эллиптические) и транспортиры.
Практическая деятельность: Окончание работы над комиксом, доработка цвета.
10 занятие: Итоговое
Подведение итогов, вручение авторских свидетельств и знакомство читателей с авторами комиксов и их работами.
Предпочтительно проводить в зале на большом экране. Представление автора, его работы и награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий физкультурного кружка "Здоровишки" для детей среднего дошкольного возраста
Разработка программы дополнительного образования для организации кружка "Здоровишки" для детей 4-5 лет....
Программа занятий по подготовке к обучению грамоте
Программа была разработана много лет назад, когда в детских садах были логопедические группы и мы, логопеды, проводили все занятия по развитию речи, включая подготовку к обучению грамоте. Пр...
Примерная рецензия на программу занятий по кружковой деятельности
В помощь воспитателям, старшим воспитателям для оформления документации кружковой работы с детьми....
Авторская программа занятий на тренажерах в ДОУ "Крепыши"
Вашему вниманию представлена авторская программа занятий на тренажерах "Крепыши",новая эффективная форма физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ...
Программа занятий по формированию графических умений у детей с ФФНР.
Программа представляет собой развивающую систему обучения первоначальному письму и формированию графического навыка и фонематического восприятия. Программа может быть использована дефектологами, логоп...