Консультация для родителей "Каляки - маляки: о чем они могут рассказать?"
методическая разработка на тему

Фомичева Светлана Александровна

автором представлен материал для родителей о значении детского рисунка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_det_resunka.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«КАЛЯКИ – МАЛЯКИ: О ЧЕМ ОНИ МОГУТ РАССКАЗАТЬ?»

(консультация для родителей)

Большое значение для развития, в том числе и творческого воображения и наблюдательности, имеют так называемые «каляки-маляки». Ребенок, впервые взявший в руки карандаш, рисует непонятные загогулины, кружочки, черточки и т. п.

Задача взрослого — обратить внимание ребенка на то, что даже в этом карандашном клубке линии можно найти изображение. Любая линия — это уже начало творчества.

Поиск смыслового образа развивает воображение и наблюдательность не только у детей… Это несомненно полезное занятие и для малышей, и для взрослых.

Рисование каляк-маляк интересно не только дошколятам, но и младшим школьникам. Только теперь они уже более осмысленно подходят к поиску.

Почему это важно и для ребенка? Ведь малыш еще не умеет ставить цели и реализовывать их, его словарный запас и кругозор еще очень малы. Он ничего не увидит. Да, это так, но зато он умеет держать карандаш и калякать. Мы же показываем, что у него получилось нечто.

Важность данного вида творчества несомненна: это и самостоятельная работа (для деток постарше), и развитие мелкой моторики. Каляки-маляки способствуют развитию творческого мышления, фантазии, воображения. К тому же это бесплатная раскраска и способ научиться раскрашивать не выходя за пределы контура. А если отдельные детали штриховать?..

Едва ли найдется семья, в которой бы не собирали детские рисунки. Вначале это просто «каляки-маляки», затем «точка, точка, запятая – вышла рожица кривая», позже у девочек – принцессы, а у мальчиков – автомобили.

Рисунки взрослеют вместе с нашими детьми. И если научиться «читать» их, понимать, как они меняются с возрастом, то можно многое узнать о своем ребенке, о его психологическом состоянии, о том, как изменяется его мироощущение. И наконец, вовремя распознать в юном художнике талант.

 От 1 до 3 летдоизобразительный период

Ребенок еще не может изображать предметы – он скорее экспериментирует с карандашом. Поначалу это спонтанное чёркание. Постепенно от штрихов малыш переходит к неотрывным круговым движениям: на листе появляются спирали, круги, зигзагообразные каракули. Подражая, он проводит вертикальные и горизонтальные линии. Со временем ему удается нарисовать кривую замкнутую линию. Наступает новый этап – узнавание. В рисунке ребенок узнает и с радостью называет предмет: мячик, солнышко.

От 3 до 5 лет: изображение как образ предмета.

К трем годам у детей появляется интерес к процессу рисования. У ребенка рождается замысел рисунка, то есть он хочет изобразить что-то конкретное: здание, предмет, человека. Если у трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги», то к четырем годам это уже два овала с ручками и ножками – палочками, в пять лет – появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. Начиная с четырех лет детские рисунки уже можно использовать как своеобразный личный дневник.

От 5 до 7 лет: изображение как образ явления/события.

Этот возраст специалисты называют «золотым веком» детского рисования. Изображаемый человек обретает уши, брови, волосы, шею, одежду. На рисунке часто наблюдается эффект «прозрачности»: ребенок изображает то, что не может быть видно (например, дом с предметами внутри). Осваиваются новые выразительные средства – пропорциональность предметов и их частей, использование цвета, смысловое расположение фигур. При этом самый важный для малыша объект, как правило, располагается в центре рисунка.

Как слово или игра, рисунок для ребенка – это пространство для самовыражения, ведь ему важно иметь возможность свободно выплеснуть наружу все то, что он держит в себе. Кроме того, рисунок – это отражение реальности. Это общение, взгляд, сосредоточенный на реальном, встреченном или пережитом. Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отношение к другим людям, к миру, к вещам.

Детские каляки-маляки могут рассказать родителям обо всем, что происходит в маленьком внутреннем мире их ребенка. На своих рисунках малыши невольно показывают свои переживания, чувства и эмоции. Точно расшифровать значение детских каляк-маляк может лишь специально обученный психолог. Хотя самые обыкновенные мама и папа, внимательно присмотревшись к рисункам своего чада, могут узнать много интересного о том, что творится в его душе, о том, что он не может сказать вслух.

Прежде всего, родителям стоит обратить внимание на цвета, которые преобладают в рисунках ребенка. Яркие и сочные оттенки на детских картинках говорят о хорошем настроении карапуза, а серые и мрачные – о плохом. Если ребенок использует в своих рисунках только два цвета, не замечая остальных, возможно он находится в депрессии.

Расположение рисунка на листе бумаги также играет немаловажную роль в его расшифровке. Неуверенные в себе малыши располагают изображение на какой-то определенной части листа, а не на всем его пространстве. Кроме этого, дети с повышенным чувством тревожности часто перерисовывают свои рисунки, стирают части, которые им не понравились, и так постоянно.

Благополучие в семье обычно выражается на рисунках ребенка в виде веселых лиц, бантиков на голове мамы или сестренки, яркой одежды близких. Если малыш не считает взаимоотношения в семье благополучными, его рисунки обычно очень схематичны, они отличаются своей незаконченностью.

Если ребенок нарисовал себя отдельно от других членов семьи, в неприметном уголке или на большом расстоянии, скорее всего, он чувствует одиноким и изолированным. А может быть, малыш так нарисовал себя по какой-либо задумке. Родители, в любом случае, должны выяснить у карапуза причину его отдаленности от всех на рисунке.

Ребенок же, нарисовавший только себя, да еще и крупным планом, скорее всего настоящий маленький эгоист, привыкший быть главным объектом внимания и заботы со стороны окружающих его людей.

Размеры домочадцев на детском рисунке могут рассказать о том, кто, с точки зрения малыша, является в семье самым главным.

Те, кого ребенок изобразил на своем рисунке ближе к себе, являются для него самыми любимыми и значимыми членами семьи, друзьями.

Если попросить малыша нарисовать свою семью, первым он нарисует того человека, которого любит больше всего. Если ребенок забудет про кого-то на своем рисунке, скорее всего, у него есть конфликт с этим человеком.

Множество острых углов, колючек, резких линий, на детском рисунке могут свидетельствовать об агрессии ребенка. А плавные и округлые линии, соответственно, указывают на доброту в характере малыша.

Заниженную самооценку ребенка можно отследить по постепенному сползанию рисунка к левому нижнему углу листа.

Изображение, нарисованное четкими жирными линиями, указывает на то, что ребенок уверен в себе. А вот детская нерешительность проявляется в рисунках крохи едва заметными на листе бумаги линиями, блеклыми и невыразительными.

Плечи нарисованного персонажа говорят о его физической силе и власти. Крупные уши обычно изображают на своих рисунках малыши, чувствительные к критике. Четко прорисованные зубы – признак агрессии.

Таким образом, детские каляки-маляки должны стать для родителей важным показателем особенностей личности малыша, состояния его внутреннего мира, скрытых волнений или переживаний.

Воспитатель: Фомичева С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Консультация для родителей "Каляки - маляки: о чём они могут рассказать?"

Консультация поможет родителям узнать психическое состояние ребенка. Рисунок – это отражение реальности. Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отнош...

Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?».

Конспект занятия для детей старшей группы поможет закрепить знания детей об овощных культурах, их пользе, сформировать представление о нитратах. На занятии рассказывается о том, в каких растениях они ...

Консультация для родителей на тему: "Как родители могут помочь первокласснику избежать некоторых трудностей"

Консультация для родителей на тему: "Как родители могут помочь первокласснику избежать некоторых трудностей" ...

Консультация для родителей на тему: "Как родители могут помочь своим детям или зачем логопед дает домашнее задание?"

Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том,...

Консультация для родителей "Важные вещи, которым родители могут научить ребёнка"

Консультация для родителей "важные вещи, которым родители могут научить ребёнка"...

Консультация "Каляки-маляки" или нетрадиционное рисование с детьми раннего возраста

quot;Каляки-маляки" или нетрадиционное рисование с детьми раннего возраста...