Перспективный план по кружковой работе «Каляка – Маляка»
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Перспективный план по кружковой работе на 2016-2017 учебный год в подготовительной группе №1«Каляка – Маляка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

по кружковой работе

на 2016-2017 учебный год

в подготовительной группе №1

«Каляка – Маляка»

Нетрадиционный способ рисования – «пластилинография»

Воспитатель: Федоренко Марина Викторовна

МБДОУ №218

Актуальность

В соответствии с новым Федеральными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является - развитие детского творчества.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д


Цель: Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

  • Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  • Учить работать на заданном пространстве.
  • Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  • Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать изобразительную деятельность детей.
  • Развивать сюжетно – игровой замысел.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.
  • Развивать интерес к коллективной работе.

Приёмы рисования пластилином:

  1. Рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
  2. Рисование мазками;
  3. Заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
  4. Процарапывание по пластилину;
  5. Вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

Рабочие материалы.

  • Пластилин разных цветов.
  • Стека
  • Доска
  • Картон
  • Карандаш простой
  • "Бросовый материал" (спички, бусины, пуговицы, макаронные изделия, крупа и т. д.)

Ожидаемые результаты

Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

Появление первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.

Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев


Тематическое планирование

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«Солнышко проснулось, деткам лучики протянуло»

Напомнить детям о свойствах пластилина, закрепить приемы его использования: сплющивание, скатывание, плотное соединение частей.

«Воздушные шары»

Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прикреплять готовую форму на плоскость путем расплющивания.

«В нашем саду яблоки поспели»

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвезти к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закрепить умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.

«У меня в цветнике звёздочки зажглись»

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Продолжить осваивать навыки работы с пластилином, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы.

Октябрь

«Осенние деревья»

Вспомнить с детьми осенние приметы. Закрепить приемы работы в технике пластилинографии (придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединяя части).

«Грибы-грибочки выросли в лесочке»

Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связь между формами настоящих и изображаемых грибов, передавая им природные особенности.

«Улитка, улитка, врожки, ступай по дорожке»

Развивать практические умения детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. Развивать мелкую моторику рук используя приемы лепки: оттягивание, сплющивание.

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек »

Развивать познавательный интерес к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животного. Использование в работе бросового материала.

Ноябрь

«Жил на свете кот котишка по прозванью хитрый Тишка»

 Формировать у детей обобщенное понятие о домашних животных –кошке. Развивать умение находить связи между формами реального и изображаемого животного. Продолжать учить пользоваться стекой, передавая структуру шерсти животного.

«Божья коровка,

улети на небо»

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение с помощью взрослых находить ответы на вопросы в ходе выполнения работы.

«Осень золотая»

Вспомнить с детьми осенние приметы. Формировать навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала, разглаживание готовой поверхности.

«Цветные зонтики раскрылись под дождём»

Формировать интерес к осенним явлениям. Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Стимулировать работу пальцев рук.

Декабрь

«Белая снежинка на ладошку

села»

Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок.

«Снеговик»

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Закреплять навыки раскатывания и сплющивания. Украшать работу, используя разнообразный «бросовый» материал.

«Новогодние шары так прекрасны и важны»

Формировать у детей обобщённое представление о ёлочных игрушках. Создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение, побуждая придумывать узор для своего шарика.

«Ёлочка, ёлочка, зелёная

иголочка»

Учить создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук.

Январь

«Зимняя ночь»

Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

«Яблоки на тарелочках»

Ознакомить с понятием натюрморт. Предложить им самостоятельно составить композицию из трёх яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов. Развивать глазомер и цветовосприятие.

«Рыбки в аквариуме»

Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Используя в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество.

«Белая, ах белая зима!»

Обобщить с детьми признаки зимы. Рассмотреть деревья после снегопада и посредством пластилинографии изобразить их на картине.

Февраль

«Снегири на веточках»

Обобщать представление о зимующих птицах. Учить передавать особенности внешнего вида птиц. Развивать композиционные навыки.

«Пингвины на льдине»

Познакомить детей с представителем самой холодной природной зоны –пингвином. Разобрать особенности внешнего вида пингвина. Побуждать передавать внешний вид объекта.

«Кактус в горшке»

Расширять представление детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности материала придания объекту завершенности.

«Подарок папе»

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности.

Март

Картина «Букет роз»

Развивать умения любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Учить выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

«Вышла курочка гулять»

Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Учить составлять изображение целого объекта из частей одинаковых по форме, но разных по величине.

«Веселые поросята»        

Расширять представления детей о домашних животных об особенностях их внешнего вида. Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета, мелких деталей объекта. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

«Одуванчики–цветы, словно солнышки желты»

Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения. Развивать композиционные навыки.

Апрель

«Душистый снег»        

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина, композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином.

«Пасхальное яйцо»

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином.

«Проснулись первоцветы»

Формировать у детей интерес к пробуждению природы, дать представление о первоцветах. Побуждать передавать разнообразие природных форм первоцветов.

«Звёзды и кометы»

Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность.

Май

«Цветик-семицветик»

Продолжать знакомство с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком в короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Развивает мелкую моторику.

«Змейка»

Расширять представление детей о многообразии живых существ, населяющих планету. Учить лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой. Развивать эстетический вкус, цветовосприятие.

«Паучок»

Обобщить представление детей о насекомых. Учить лепить паука, передавая его строение. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

«Радуга-дуга»

Учить детей отражать свои представления о красивых природных явлениях. Вызывать интерес к изображению радуги.


Заключение

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.


Литература

  1. Сажина Д.С. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ». – «ТЦ Сфера», 2007.-112с.
  2. «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
  3. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
  4. «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
  5. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
  6. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
  7. Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010.
  8. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи

Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи...

Перспективное планирование кружковой работы "Знайка"

Данный материал представляет собой готовое кадендарно-тематическое планирвание работы кружка. Кружок "Знайка" работает  в познавательно-речевом направлении, привевает ребёнку интерес и любоз...

Перспективный план кружковой работы с детьми старшего возраста по ОРИГАМИ

План работы кружка "ОРИГАМИ" расчитан на два года занятий....

План-программа по кружковой работе "Каляка-маляка" (средняя группа)

План-программа по кружковой работе "Каляка-маляка" (средняя группа)...