Перспективный план по кружковой работе «Каляка – Маляка»
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
по кружковой работе
на 2016-2017 учебный год
в подготовительной группе №1
«Каляка – Маляка»
Нетрадиционный способ рисования – «пластилинография»
Воспитатель: Федоренко Марина Викторовна
МБДОУ №218
Актуальность
В соответствии с новым Федеральными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является - развитие детского творчества.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д
Цель: Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Приёмы рисования пластилином:
- Рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
- Рисование мазками;
- Заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
- Процарапывание по пластилину;
- Вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
Рабочие материалы.
- Пластилин разных цветов.
- Стека
- Доска
- Картон
- Карандаш простой
- "Бросовый материал" (спички, бусины, пуговицы, макаронные изделия, крупа и т. д.)
Ожидаемые результаты
Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
Появление первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.
Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев
Тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | «Солнышко проснулось, деткам лучики протянуло» | Напомнить детям о свойствах пластилина, закрепить приемы его использования: сплющивание, скатывание, плотное соединение частей. |
«Воздушные шары» | Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прикреплять готовую форму на плоскость путем расплющивания. | |
«В нашем саду яблоки поспели» | Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвезти к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закрепить умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. | |
«У меня в цветнике звёздочки зажглись» | Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Продолжить осваивать навыки работы с пластилином, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы. | |
Октябрь | «Осенние деревья» | Вспомнить с детьми осенние приметы. Закрепить приемы работы в технике пластилинографии (придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединяя части). |
«Грибы-грибочки выросли в лесочке» | Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связь между формами настоящих и изображаемых грибов, передавая им природные особенности. | |
«Улитка, улитка, врожки, ступай по дорожке» | Развивать практические умения детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. Развивать мелкую моторику рук используя приемы лепки: оттягивание, сплющивание. | |
«Вот ёжик – ни головы, ни ножек » | Развивать познавательный интерес к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животного. Использование в работе бросового материала. | |
Ноябрь | «Жил на свете кот котишка по прозванью хитрый Тишка» | Формировать у детей обобщенное понятие о домашних животных –кошке. Развивать умение находить связи между формами реального и изображаемого животного. Продолжать учить пользоваться стекой, передавая структуру шерсти животного. |
«Божья коровка, улети на небо» | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение с помощью взрослых находить ответы на вопросы в ходе выполнения работы. | |
«Осень золотая» | Вспомнить с детьми осенние приметы. Формировать навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала, разглаживание готовой поверхности. | |
«Цветные зонтики раскрылись под дождём» | Формировать интерес к осенним явлениям. Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Стимулировать работу пальцев рук. | |
Декабрь | «Белая снежинка на ладошку села» | Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. |
«Снеговик» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Закреплять навыки раскатывания и сплющивания. Украшать работу, используя разнообразный «бросовый» материал. | |
«Новогодние шары так прекрасны и важны» | Формировать у детей обобщённое представление о ёлочных игрушках. Создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение, побуждая придумывать узор для своего шарика. | |
«Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка» | Учить создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук. | |
Январь | «Зимняя ночь» | Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. |
«Яблоки на тарелочках» | Ознакомить с понятием натюрморт. Предложить им самостоятельно составить композицию из трёх яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов. Развивать глазомер и цветовосприятие. | |
«Рыбки в аквариуме» | Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Используя в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество. | |
«Белая, ах белая зима!» | Обобщить с детьми признаки зимы. Рассмотреть деревья после снегопада и посредством пластилинографии изобразить их на картине. | |
Февраль | «Снегири на веточках» | Обобщать представление о зимующих птицах. Учить передавать особенности внешнего вида птиц. Развивать композиционные навыки. |
«Пингвины на льдине» | Познакомить детей с представителем самой холодной природной зоны –пингвином. Разобрать особенности внешнего вида пингвина. Побуждать передавать внешний вид объекта. | |
«Кактус в горшке» | Расширять представление детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности материала придания объекту завершенности. | |
«Подарок папе» | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности. | |
Март | Картина «Букет роз» | Развивать умения любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Учить выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. |
«Вышла курочка гулять» | Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Учить составлять изображение целого объекта из частей одинаковых по форме, но разных по величине. | |
«Веселые поросята» | Расширять представления детей о домашних животных об особенностях их внешнего вида. Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета, мелких деталей объекта. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. | |
«Одуванчики–цветы, словно солнышки желты» | Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения. Развивать композиционные навыки. | |
Апрель | «Душистый снег» | Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина, композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином. |
«Пасхальное яйцо» | Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином. | |
«Проснулись первоцветы» | Формировать у детей интерес к пробуждению природы, дать представление о первоцветах. Побуждать передавать разнообразие природных форм первоцветов. | |
«Звёзды и кометы» | Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность. | |
Май | «Цветик-семицветик» | Продолжать знакомство с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком в короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Развивает мелкую моторику. |
«Змейка» | Расширять представление детей о многообразии живых существ, населяющих планету. Учить лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой. Развивать эстетический вкус, цветовосприятие. | |
«Паучок» | Обобщить представление детей о насекомых. Учить лепить паука, передавая его строение. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | |
«Радуга-дуга» | Учить детей отражать свои представления о красивых природных явлениях. Вызывать интерес к изображению радуги. |
Заключение
Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».
Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
Литература
- Сажина Д.С. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ». – «ТЦ Сфера», 2007.-112с.
- «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
- «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
- Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
- Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
- Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010.
- Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи
Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи...
Перспективный план кружковой работы "Театр игрушек" с детими 3-4 лет
Здесь расписаны занятия на весь год...
перспективный план кружковой работы на лето
мой кружок...
Перспективное планирование кружковой работы "Знайка"
Данный материал представляет собой готовое кадендарно-тематическое планирвание работы кружка. Кружок "Знайка" работает в познавательно-речевом направлении, привевает ребёнку интерес и любоз...
Перспективный план кружковой работы с детьми старшего возраста по ОРИГАМИ
План работы кружка "ОРИГАМИ" расчитан на два года занятий....
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...
План-программа по кружковой работе "Каляка-маляка" (средняя группа)
План-программа по кружковой работе "Каляка-маляка" (средняя группа)...