"Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."
статья на тему

БЕЛОВА АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belova_av.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС.

Модернизация системы современного образования, повышение его качества, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуют поиска новых путей активного взаимодействия образовательных организаций с семьями воспитанников для повышения родительской компетентности последних и успешной социализации детей.

При этом современные подходы к проблеме взаимодействия детских садов с семьями воспитанников, которые выражаются в возложении 
дошкольной образовательной организацией на себя проблем воспитания и обучения детей, не обеспечивают улучшения процесса образования, а активное переосмысление родительских практик порождает множество разнообразных моделей, которые далеко не всегда согласуются друг с другом. 
Тем не менее семья как главный заказчик и потребитель услуг образовательной организации нуждается в психолого-педагогической помощи, а педагогический коллектив образовательной организации располагает огромным потенциалом воспитания детей дошкольного возраста и оказания помощи родителям в повышении их собственной родительской компетентности.

Понятие родительская  компетентность включает в себя  систему знаний, установок, навыков и умений, обеспечивающих родителю возможность эффективного взаимодействия с ребенком. 

Для реализации системы  работы по повышению компетентности родителей необходимо учитывать основные принципы

  1. Преемственность

согласованность воспитательных целей и задач

2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

3. Открытость по отношению к семье воспитанника.

4. Индивидуальный подход – учет социального положения, интеллектуального и культурного опыта

родителей.

5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон.

Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических,

психологических условий.

6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

 7. Сотрудничество.  Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

8.Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.

Изменение нормативно-правовой базы, которая регулирует эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги.

Особую актуальность компетентность родителей приобретает в воспитании детей раннего возраста, который признается психологами и педагогами наиболее сенситивным в формировании личности ребенка по данным исследования Л.Н. Галигузовой, Л.Г. Голубевой, К.Л. Печора и др.). Выполнение воспитательной и социализирующей функций молодыми родителями требует от них владения основами психологических и педагогических знаний о развитии и воспитании ребенка раннего возраста, умения обеспечивать условия для удовлетворения потребности детей этого возраста

Современные родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей, им приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей. Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст — это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что данная проблема по оказанию семье педагогической помощи говорится в ряде работ (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.), в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи – как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Система реализация поставленных задач направленных на повышение родительской компетентности ,осуществляется в нашем ДОУ  в разных формах работы с родителями воспитанников:

Активные формы и методы работы с родителями:

Информационно-аналитические

 консультирование, анкетирование и опрос  родителей

Наглядно-информационные

Мини-библиотека;

Выпуск группового журнала «Детвора»

Оформление информационных стендов, буклетов,

Фоторепортажи

Папки - передвижки

Семейный и групповые альбомы

Портфолио группы

Видеопрезентации образовательной деятельности группы
Познавательные

Клуб молодых родителей «Дружная семейка»;

Родительские собрания

Семинары – практикумы

Мастер –класс

Игровой сеанс

Дни открытых дверей

Досуговые

Совместные досуги, праздники

участие родителей в конкурсах, выставках.

Эффективность работы с родителями на мой взгляд заключается в использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада : изменяется характер взаимодействия , многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и группы  и незаменимыми помощниками.

Ожидаемые результаты:  

  • Внедрение новых форм дошкольного образования  , способствовало оказанию помощи родителям    по вопросам воспитания и  развития детей.
  •  Сформирована система знаний, установок, навыков и умений, обеспечивающих родителю возможность эффективного взаимодействия с ребенком
  • Созданание атмосфера взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  •  Родители вовлечены  в жизнь группы как активные участники .


\

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

https://infourok.ru/oprosnik-kakoy-vi-roditel-728225.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"

Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...

Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания

Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания...

«Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО».

laquo;Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО»....

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...

Компетентность воспитателя в воспитании детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Компетентность воспитателя в воспитании детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...

«Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

laquo;Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»...