"Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."
статья на тему
Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belova_av.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС. Модернизация системы современного образования, повышение его качества, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуют поиска новых путей активного взаимодействия образовательных организаций с семьями воспитанников для повышения родительской компетентности последних и успешной социализации детей. При этом современные подходы к проблеме взаимодействия детских садов с семьями воспитанников, которые выражаются в возложении Понятие родительская компетентность включает в себя систему знаний, установок, навыков и умений, обеспечивающих родителю возможность эффективного взаимодействия с ребенком. |
Для реализации системы работы по повышению компетентности родителей необходимо учитывать основные принципы
согласованность воспитательных целей и задач 2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, внимательное отношение всех участников взаимодействия. 3. Открытость по отношению к семье воспитанника. 4. Индивидуальный подход – учет социального положения, интеллектуального и культурного опыта родителей. 5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий. 6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. 7. Сотрудничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. 8.Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. 9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания. |
Изменение нормативно-правовой базы, которая регулирует эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги. Особую актуальность компетентность родителей приобретает в воспитании детей раннего возраста, который признается психологами и педагогами наиболее сенситивным в формировании личности ребенка по данным исследования Л.Н. Галигузовой, Л.Г. Голубевой, К.Л. Печора и др.). Выполнение воспитательной и социализирующей функций молодыми родителями требует от них владения основами психологических и педагогических знаний о развитии и воспитании ребенка раннего возраста, умения обеспечивать условия для удовлетворения потребности детей этого возраста Современные родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей, им приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей. Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст — это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями. |
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что данная проблема по оказанию семье педагогической помощи говорится в ряде работ (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.), в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи – как со стороны общества, так и со стороны педагогов. |
Система реализация поставленных задач направленных на повышение родительской компетентности ,осуществляется в нашем ДОУ в разных формах работы с родителями воспитанников: Активные формы и методы работы с родителями: Информационно-аналитические консультирование, анкетирование и опрос родителей Наглядно-информационные Мини-библиотека; Выпуск группового журнала «Детвора» Оформление информационных стендов, буклетов, Фоторепортажи Папки - передвижки Семейный и групповые альбомы Портфолио группы Видеопрезентации образовательной деятельности группы Клуб молодых родителей «Дружная семейка»; Родительские собрания Семинары – практикумы Мастер –класс Игровой сеанс Дни открытых дверей Досуговые Совместные досуги, праздники участие родителей в конкурсах, выставках. |
Эффективность работы с родителями на мой взгляд заключается в использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада : изменяется характер взаимодействия , многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и группы и незаменимыми помощниками. |
Ожидаемые результаты:
|
\
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
https://infourok.ru/oprosnik-kakoy-vi-roditel-728225.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"
Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...
Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания
Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания...
Рекомендации для родителей по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольном учреждении.
Адаптация детей раннего возраста. Фазы адаптации. Советы родителям....
«Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО».
laquo;Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО»....
Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи
Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...
Компетентность воспитателя в воспитании детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Компетентность воспитателя в воспитании детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...
«Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
laquo;Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»...